header
header
header
header
header    
header Главная arrow Новости календаря
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
Новости календаря
12 марта – 150 лет со дня рождения В.И. Вернадского Печать E-mail
12.03.2013 г.

 

12 марта – 150 лет со дня рождения В.И. Вернадского (1863-1945),

академика, создателя биогеохимии, общественного деятеля,

представителя философии русского космизма.

 

«Пора избавиться от узкого христианского деления на дух и тело.

Настоящая душевная жизнь, настоящая идейная сторона жизни состоит именно в использовании лучших сторон и тела, и духа».

Владимир Иванович Вернадский родился в Петербурге в 1863 году, всего через два года после отмены крепостного права в России, в семье профессора политической экономии, яркого представителя русской либеральной интеллигенции прошлого века. Через пять лет семья Вернадских переехала в Харьков, где на формирование личности Вернадского повлиял его двоюродный дядя - Е. М. Короленко, офицер в отставке, увлекающийся научно-философскими изысканиями. Более всего его интересовали проблемы, связанные с жизнью каждого человека и человечества в целом. Вполне вероятно, что некоторые мысли Е. М. Короленко, некоторые из вопросов, поставленные им, сохранились в памяти Вернадского и осознанно или бессознательно повлияли на его научное творчество.

 Петербургская классическая гимназия, где с третьего класса учился Вернадский, была одна из лучших в России. Здесь хорошо преподавались иностранные языки, история, философия. В дальнейшем Вернадский самостоятельно изучил несколько европейских языков. Он читал литературу, преимущественно научную, на пятнадцати языках, а некоторые свои статьи писал по-французски, по-английски и по-немецки. Интерес к истории и философии ученый сохранил на всю жизнь.

 Затем Вернадский поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, где среди профессоров находились светила русской науки: Менделеев, Бекетов, Сеченов, Бутлеров. Однако большее влияние на Вернадского несомненно оказал Докучаев, преподававший в университете минералогию. Молодой ученый неоднократно принимал участие в экспедициях по изучению почв Нижегородской губернии под руководством Докучаева. Но сфера научных интересов Вернадского в то время не ограничивалась минералогией. Он занимался и достиг некоторых результатов также в геологии, кристаллографии, истории.

В 1885 году Вернадский был оставлен хранителем Минералогического кабинета Московского университета. Работая на этом месте ученый много ездит, работает в химических и кристаллографических лабораториях, совершает геологические экспедиции. В 1897 году Вернадский защищает докторскую диссертацию и становится профессором Московского университета. В 1906 году его избирают членом Государственного совета от Московского университета. Два года спустя он делается экстраординарным академиком. По инициативе и под председательством Вернадского в 1915 году создается комиссия по изучению естественных производительных сил России при Академии наук. В конце 1921 года Вернадский основал в Москве Радиевый институт и был назначен его директором. В 1926 году выходит его знаменитая работа "Биосфера", после чего он пишет массу исследований о природных водах, круговороте веществ и газах Земли, о космической пыли, геометрии проблеме времени в современной науке. Но главной для него остается тема биосферы - области жизни и геохимической деятельности живого вещества.

Дожив до глубокой старости, Вернадский скончался в Москве всего за несколько месяцев до победоносного завершения Великой Отечественной войны. Ему пришлось пережить три революции в России и две мировые войны. Но на его век выпали и не менее революционные открытия в науке.

 Но самое важное: для Вернадского наука была средством познания природы. Он не был специалистом в какой-то одной науке или даже в нескольких науках. Он блестяще знал добрый десяток наук, но изучал природу, которая неизмеримо сложнее всех наук, вместе взятых. Он размышлял и над природными объектами, и над их взаимосвязями.

 Как и многие естествоиспытатели, добившиеся выдающихся успехов в специальных областях, Вернадский пришел к своим философским построениям на склоне лет, видя в них естественное обобщение фундаментальных принципов, лежащих в основе мироздания. Но даже среди корифеев естествознания он выделяется не только новаторством и глубиной идей, но и их поразительной современностью.

 И в центре этого новаторства - возрождение древней идеи о центральной роли человека, его разума во всей Вселенной. Значимость ее для нашей цивилизации долгое время недооценивалась. И главная причина этого, как ни парадоксально, состояла, по-видимому, в самих успехах классической науки, увенчавшихся созданием А. Эйнштейном в 1916 г. общей теории относительности. Опьяненные невиданными достижениями, большинство ученых традиционно видели в человеке всего лишь талантливого созерцателя природы, способного раскрыть ее тайны и вдоволь удовлетворить жажду познания. А Вернадский пророчески увидел в человеке умелого творца природы, призванного в конце концов занять место у самого штурвала эволюции.

 Вернадскому при всей его гениальности и невероятной работоспособности потребовались десятилетия, чтобы перебросить надежный мост над пропастью, отделяющей естествознание от истории, творимой самими людьми. И мост этот состоял в ключевой идее, что переход возникшей на Земле биосферы в ноосферу, то есть царство разума, не локальный эпизод на задворках бескрайней Вселенной, а закономерный и неизбежный этап развития материи, этап естественноисторический. "Мы только начинаем сознавать непреодолимую мощь свободной научной мысли, величайшей творческой силы Homo sapiens, человеческой свободной личности, величайшего нам известного проявления ее космической силы, царство которой впереди",- вдохновенно писал Вернадский. Он умер 6 января 1945 года.

 

 

 

 
8 марта - Международный женский день Печать E-mail
07.03.2013 г.

Международный женский день - праздник, отмечаемый в ряде стран как «женский день». Смысл, вкладываемый в это определение, варьируется от дня почитания женщин до дня борьбы за их гражданские и социальные права.

День почитания женщин возник ещё в Древнем Риме. Тогда этот праздник отмечали «матроны». Матроны - женщины, родившиеся свободными и состоявшие в браке. Они получали в этот день от своих мужей подарки и были окружены вниманием и заботой. В этот день рабыни освобождались от своих обязанностей. Римлянки одевались в лучшие одежды и приходили в храм богини Весты.

К середине XIX века были достигнуты некоторые успехи в борьбе против сословного, имущественного и расового угнетения. Однако женщины во всех странах мира не имели права голоса, права занимать государственные должности, были ограничены в праве на труд, что вызывало протесты.

Борьба за восстановление прав женщин началась уже давно, и сейчас можно сказать, что те времена, когда женщинам надо было бороться за изменения в законодательстве, за право участвовать в выборах или занимать высокие государственные посты, канули в лету. Однако вопрос о восстановлении истинного равновесия начал до сих пор остаётся актуальным.

 «На плане физическом творец – мужчина. На плане психическом творец – женщина. На плане высшем не мужчина, но женщина психически оплодотворяет мужчину, являясь активным началом. Это взаимоотношение противоположных полов очень характерно для процесса творчества. Положительное и отрицательное Начало, активное и пассивное необходимы для всякого творчества. Высокое понятие Начал находит свое отражение в жизни. Явление Начал завершает лестницу жизни и дает отражение свое вниз, по ступеням до конца. На величии Двух Начал зиждется построение Мира и также сущность всякого действия и всякого творчества. Назначение женщины очень высоко. Только крайнее невежество отводит ей функции родильной машины или еще хуже – объекта удовлетворения чувственных потребностей. Пока высокое понимание назначения женщины не войдет в сознание человека, Эпоха Матери Мира на планете не утвердится». Г.А.Й., 1963 г. 501. (Гуру).

Огромные ресурсы сокрыты исключительно в женщине, и очень важно довести это до ее осознания. Многие женщины даже не догадываются о своих возможностях.

Мы живем в очень интересное Время смены Эпох. Старая Эпоха закончилась, сейчас началась Эпоха Огня. Задача прошлой эпохи для Человечества заключалась в развитие мышления, мысли, интеллекта. Новая Эпоха - Действий! Все что накопили раньше – нужно применять на практике! И именно поэтому, для продолжения эволюционного развития человечества, сегодня так необходимо включение женской деятельности. Женщина Нового Времени стоит не «за мужем», а возле мужа, она стоит наравне с мужем.

И потребность женщины развиваться духовно, творить, созидать, заниматься общественной деятельностью, политикой и управлением, бизнесом – это потребность ее Души двигаться в нужном направлении, как для своего собственного развития, так и для развития Вселенной в целом.

«День Женщины 8-го марта отметим как явление, имеющее всепланетное значение. Эпоха Майтрейи есть Эпоха Женщины, и именно женщине предстоит иметь в ней решающую роль. Эта решающая роль выявится в духовной активности женщины. В сфере духовной лидером будет она. Много трудностей придется преодолеть на пути к этой победе. Но эволюция имеет свои задачи и свои пути их осуществления. Мужскому началу придется кое-чем поступиться и отказаться от некоторых привилегий. Но все это послужит на благо человечества. Когда женщина вернет свое право на участие во всех сторонах общественной и государственной жизни, много недопустимых явлений исчезнет, и прежде всего войны. Эпоха Женщины внесет благие изменения в жизнь человечества». Г.А.Й., 1970 г. 163. (М. А. Й.).

Дополняя друг друга, мужчина и женщина являются малой вселенной, в которой, в малом масштабе, происходит все то, что происходит и в Великой Вселенной. Мы разделили неразделимое, враждебно настроив друг против друга. Все переживаемые и грядущие бедствия, и космические катаклизмы, в значительной степени, являются следствием порабощения и унижения женщины. Мудрые космические законы создали человека мужчиной и женщиной не для замены друг друга, но для дополнения одного другим. Каждый должен дать другому то, в чем силен, и найти поддержку в том, в чем слаб. Порознь взятые они составляют половинчатое существо и лишь вдвоем образуют полноценное, завершенное строение космического замысла. Лишь тогда они выполняют свое назначение в мироздании.

«Лучи Звезды Матери Мира сияют над миром. Эпоха Огня началась. Эпоха Матери Мира, Эпоха женщины; на наличии двух Начал построены все явления жизни. Начала равны и противоположны. Сила одного обусловливается силой другого, и жизнь одного – другим. Нельзя ставить вопроса, которое Начало важнее, или значительнее, или нужнее, ибо существование одного неразрывно обусловлено существованием другого. В какой мере проявлено одно, ровно в такой же утверждается и другое. Расцвет Культуры основывается на развитии этого фактора. Когда оба Начала имеют возможность полностью проявить свою сущность, творчество человека достигает тогда пределов своих возможностей. Сам процесс творчества есть не что иное, как замыкание энергий двух полюсов, дающее искру пламени творящего огня. Потому залогом победы во всех областях жизни будет полное содружество Начал. Диалектика жизни требует наличия двух разноименных Начал во всех явлениях жизни. Так, день знаменательный можно начать признанием величия двух Начал во всем космопространственном размахе уявления этого универсального принципа. В полюсах Земли, движении планет, в заложенных притяжениях и отталкиваниях и действии центробежных и центростремительных космических сил можно видеть его проявления. Даже пульсация атома или солнца подчиняются уявлению Закона противоположностей. Утверждая его в жизни человека, находим правильное решение жизни. Победа за теми, кто в ногу идет с великими космическими законами жизни. Эволюция зиждется на них. От их понимания и признания зависит будущее человека на вашей Земле. День знаменательный пониманием великого космического закона отметим». Г.А.Й., 1959 г. 092. (Март 8).

Дорогие женщины!

Поздравляем вас с праздником - с Женским днём!

Желаем вам духовного совершенствования,

ведь оно так насущно необходимо для наступающей Новой Эпохи.

Будьте мудрыми водительницами всегда и везде, ведите за собой мужчин красиво, бережно и радостно.

Достойно несите звание – Женщина.

Любви, Любви и еще раз Любви, вам, наши дорогие, милые женщины!

С любовью и сердечно, администрация сайта и форума!!!

 
18 февраля – День Рождения Шри Рамакришны Печать E-mail
18.02.2013 г.

18 февраля – День Рождения Шри Рамакришны (1836-1886),

духовного подвижника Индии, йога, мыслителя, реформатора индуизма, утвердившего на основе своего духовного опыта единство религий мира.

 

Рамакришна говорит: люби, остальное приложится.

Зов, Июнь 17, 1921 г.


 РАМАКРИШНА (Гададхар Чаттерджи, 1836–1886). Великий индийский мистик, религиозный мыслитель, подвижник и реформатор; представитель неоведанты. Развил идеи вишишты-адвайты, признающей реальность посюстороннего мира, рассматривающей его как часть Абсолюта – Брахмана. Проповедовал духовное родство всех религий и необходимость духовного совершенствования. Жизнь Рамакришны была живой иллюстрацией идей, которые он проповедовал. «Я вижу, что все люди враждуют во имя религии: индусы, магометане, браманисты, вайшнавиты и т.д. И они не понимают, что тот, кого зовут Кришна, зовётся также Шива, или Первоначальная Энергия, или Иисус, или Аллах, - и есть истинный Рама, обладающий тысячью имён».

«Великий индийский подвижник Рамакришна, живший в конце прошлого столетия, в своём сердечном устремлении к вмещению высшего проявления Божественного Начала изучил и все существующие религии, и он свидетельствует, что при исполнении им обрядов каждой религии он сливался духом с Основателем её и убедился, что все религии ведут к Единому в Его Многообразии. Потому он также впадал в экстаз перед изображением Будды или Христа, как и при созерцании Богини Кали или Матери Мира». Письма Е.И. Рерих, 04.12.37.

«Не говорите о любви к вашему брату. Любите!» - призывал он. Из этой любви проистекало его сверхсочувствие, удивительные проявления его повышенной физической и духовной чувствительности. Простая близость несчастного человека вызывала у Рамакришны физическое страдание. Удар, нанесённый взбешённым человеком прохожему, оставлял физические следы на теле Рамакришны. Увидев двух злобно ссорившихся лодочников, Рамакришна закричал от боли. Он сливался со всеми мирскими страданиями. Этот контакт души со всеми проявлениями жизни заставлял его сочувствовать даже животным и растениям. Каждый грубый шаг по земле отзывался в его собственном сердце. Его душа была изъедена болью.

Эта способность полностью отрешаться от себя и переносить своё сознание в других людей давала ему распознавание, осязание невидимого в людях. Он видел их силы и слабости, добродетели и пороки, их прошлое, настоящее и будущее. Он говорил с людьми не только по их сознанию, но пользовался, для доходчивости своих речей, их оборотами и мыслями. Он часто говорил притчами, вкладывая свои идеи в знакомые и привычные собеседникам образы. Он считал, что развивать каждого надо согласно с его собственным призванием и помочь пристать к берегу Божию своими собственными средствами.

«Также вспомним общеизвестный пример из жизни Индии. Казалось бы ученики Рамакришны почитали его, но это не мешало им подсматривать за ним с неблаговидною целью. Рамакришна отдал всего себя на служение. Он страдал от чрезмерной выдачи психической энергии. Он ушёл преждевременно по причине самоотвержения. То же произошло с учеником его Вивеканандою. Но Рамакришна был самоприродный йог. Он был деятелем высшего блага. Нельзя сказать, что он был йог не совершенный». Надземное, 583.

Рамакришна не искал никого. Его принцип — «сперва создай характер, достигни чистоты нрава, и результаты твоих стремлений станут ясными сами по себе». Его любимое сравнение — «если лотос открывается, пчёлы сами прилетают на поиски мёда; так пусть лотос твоей души откроется, и ты увидишь результаты».

И пчёлы слетались. Толпы людей, жаждущих утоления духовного голода, приходили послушать слово правды от того, кто ни в коей мере не выдавал себя за учителя, но кто знал, что Божественная Матерь избрала его посредником. «Если мои уста произносят великую правду, то это говорит Матерь, Которая через меня обращается к вам. Я лишь средство, но не источник».

Рамакришна беседовал с людьми по двадцать часов в сутки. Это продолжалось месяцами, пока его тело наконец не рухнуло под давлением чрезмерного напряжения. Его невыразимая любовь к людям не позволяла ему отказывать кому-нибудь в помощи. Со временем у него началось воспаление горла, которое перешло впоследствии в рак, но болезнь не могла его удержать от бесед с приходящими. Когда ему указывали на опасность его болезни, он говорил: «Это меня не беспокоит. Я был бы готов пожертвовать двадцатью тысячами таких тел, чтобы помочь одному ближнему». «Пока я ещё могу говорить, я буду учить».

«Так и современный подвижник Индии Бхагаван Рамакришна, оставаясь, во все время своего учительства, в постоянном окружении людей и принимая прикосновения от всех приходивших к нему, часто зараженных злокачественными болезнями, выдавал силы свои вне всякой соизмеримости, следствием чего была горловая болезнь, нечто вроде рака, которая и унесла его. Интересно отметить, что, именно, эта болезнь породила соблазн в некоторых слабых умах и они усомнились в его духовной высоте. Ведь невежество полагает, что высокий дух при всех условиях защищен от заболеваний и опасностей. Но мы знаем, что камень, сброшенный с утеса Девадаттою на проходившего Будду, если и не убил его, то все же повредил Ему палец ноги. Есть указания и на то, что Владыка Будда испытывал часто сильные боли в спине. Также и в «Письмах Махатм» можно найти упоминание, как Учитель К. Х., при основании Теософ. Общ. в Индии, после прикасания к аурам людей должен был удалиться на несколько недель в полное уединение. Так каждый план существования подчинен своим законам, и нарушение их приносит соответственные следствия». Письма Рерих Е.И.,  22.02.36.

Жизнь Рамакришны была прекрасна и проста, «как луч солнца и песнь птицы». Самовыражение птицы есть её песнь, и самовыражение солнца есть его лучи. Птицы поют всем, и солнце «светит на праведных и неправедных». На Западе песнь освобождённого духа, постигшего единство всех и всего и Бога во всём, пропел святой Франциск, духовный собрат Рамакришны, отрёкшийся от всего земного, чтобы ничто не мешало ему вместить весь мир; в Индии прозвучала та же песнь. Оба выбрали абсолютную нищету на земле, чтобы собрать сокровища нетленные на Небесах. Они были счастливы вне всяких пределов и условий, их радость была совершенной, и никто её не мог у них отнять.

«Рамакришна при жизни был так прост, что именно эта благородная простота не могла быть воспринята надутыми гордецами. Им ближе всякие Парахамсы и Махариши, устанавливающие свое происхождение от Солнечных Богов и учащие механическим приемам хатха-йоги. Истинно, «рыбак рыбака видит издалека»!», Письма Е.И. Рерих 27.02.40.

В своей статье «Шри Рамакришна» Н. К. Рерих писал:

«…Подумалось о светлом гиганте Индии, о Шри Рамакришне. Около этого славного имени столько самых почтительных определений. И Шри, и Бхагаван, и Парамахамса — словом, всё, чем народный глас хотел бы оказать своё почтение и уважение. Бывают такие самые почётные от народа пожалования именем. В конце концов, поверх наипочетнейших наименований остается одно, проникшее по всему миру имя Рамакришна. Имя личное уже обратилось в целое всенародное, всемирное понятие. Кто же не слыхал этого благословенного имени? К нему так идёт слово о благе. Кроме самых чёрствых сердец, какое же человеческое сознание будет противоборствовать благу?

Вспоминаем, как вырастало в разных странах познание светлой сущности Рамакришны. Вне злобных пререканий, вне взаимоущемлений, слова о благе, близкие каждому человеческому сердцу, широко распространялись, как могучие баньяновые ветви. На путях человеческих исканий вставали эти зовы о добротворчестве. Мы знаем и не раз слышали, как «случайно» находились книги о Рамакришне. Елена Ивановна замечательно нашла эту первую книгу. Потом, через много лет, беседуя под радушным кровом миссии Рамакришны под Кальтуттой, вспоминалось, как нежданно-жданно мы познакомились с этим великим проповедником добра.

Сотни тысяч, целый миллион народа сходится в памятный день к Рамакришне. Сходится в доброжелании, поистине, добровольно и обновляется добрыми воспоминаниями и благожеланиями. Ведь это замечательное выражение гласа народа. Это народный суд, народное почитание, которое нельзя понудить или заставить. Как лампады засветляются одна от другой и неистощим огонь, так и такое народное почитание не меркнет и светит через все дни современных мировых смятений…

В дни потемок особенно драгоценен свет, драгоценны его сохранения. В своих притчах о благе Рамакришна никогда никого не умалил. И не только в учении, в притчах, но и в самих деяниях своих Рамакришна никогда не допустил умаления. Вспомним хотя бы его почитание страстей Христовых. Ведь такие понимания тронут самое окаменелое сердце. Широко чувствовавший Бхагаван, конечно, обладал многими чувствознаниями. Дар исцеления он, в свою очередь, отдавал широко. Он ничего не оставил под спудом. Он исчерпывал свои силы в благословенных отдачах. И болезнь его, конечно, через эти непомерные отдачи. Но и в них, этих благородных несчетных отдаваниях, Рамакришна явил нам меру свою…

Мысли о благе, так щедро преподанные Рамакришною, должны пробуждать и благую сторону сердец человеческих. Ведь Рамакришна не отрицатель и не нарушитель. Он строитель во благе, и почитатели его должны открыть в тайниках своих истинное добротворчество. Деятельно это добротворчество. Естественно претворяется оно в творчестве на всех добрых путях. Собираясь к памятному дню Рамакришны, люди не боятся пыли дорожной, не устрашаются зноя, изнуряющего лишь тех, кто не проникся стремлению ко благу, к великому служению человечеству. Служение человечеству - велик этот завет Рамакришны».

Н.К. Рерих «Бхагаван (Рамакришна)»,1931 г.

На картине знаменитый философ и святой Рамакришна изображен художником как странствующий проповедник, несущий людям свет вечных идей добра, милосердия, терпения - общих принципов всех мировых религий. Рамакришна изображён с прекрасной светлой аурой святого, символизирующей синтез его духовных достижений.

 
12 февраля – День Рождения Е.И. Рерих Печать E-mail
11.02.2013 г.

12 февраля – День Рождения Е.И. Рерих

«Представительницей Её [Матери Мира] на Земле... была Матерь Агни Йоги. Она была Посланницей Братства, Фокусом Света Владык, воспринявшей весь Свет, доступный приятию на Земле в человеческой оболочке плотных условий. Она жила среди людей, и с жизнью человеческой общалась широко, и связана была тысячами нитей со всеми, кто к Ней устремлялся и в сердце Её находил постоянно новую, неувядающую свежесть жизни. Быть новым всегда — это свойство Архата. И это свойство всегда чуяли в Ней те, кто соприкасался с этим Великим Духом. Неугасимое пламя сердца, горевшее в Ней, сообщалось всему, чего касалась Её мысль. (...) Быть новым в духе радостью духа, быть стойким и мужественным перед лицом тяжких испытаний и непреодолимых трудностей — нелёгкое дело. Она являла собою пример того, как надо идти через жизнь Именем Владыки. (...) Жертва Её велика и добровольна. Правда, велика и награда: полное сотрудничество с Владыкой и участие в Космической Работе были плодами трудов этого самоотверженного Духа. И всё это делалось не уходя от жизни. Святым и отшельникам прошлого было много легче: они уходили от людей и от жизни и в тишине гор и лесов, вдали от суетной жизни творили свой подвиг. Но Матери Огненной Йоги пришлось стоять в самой середине жизни. Болела часто и долго, ибо тело не выдерживало огненного напряжения, но никогда бодрость духа и радость будущему не покидали Её. И каждая строчка от Неё, и каждая мысль, Ею посланная, несла в себе эту бодрящую надежду, дающую радость жизни. (...) Книги Учения были даны через Неё. Каждая строчка была записана Ею. Была Хранительницей и Стражем, оберегающим чистоту Учения от искажения и злотолкований. Великую Миссию Провозвестия Огненного взяла на себя и выполнила её полностью, успешно и до конца. Поведала миру о Великих Владыках — Учителях Света — не за золочёными ризами, недосягаемых и далёких, но живых, близких и доступных, доступных в жизни. И указала пути к Ним приближения. (...) ...Огненная Матерь Пламенной Йоги явила миру собою Истину Нового Учения Жизни и была её Провозвестницей, рукою и ногою человеческой её утвердившей... (...) Она заложила основание новой, следующей, ступени жизни, продолжив созидание эволюционной лестницы человечества, ступени которой в прошлом закладывали Те же Великие Учителя и Их Посланные. И то, что было Заложено Спасителем мира две тысячи лет тому назад, ныне в Учении Жизни нашло своё дальнейшее выявление и развитие в том же Едином Великом Учении, старом, как мир, но вечно новом в новом понимании жизни. Едина Иерархия Света, Едино Средоточие Сущего, и Посланники Света приносят на Землю всё те же Заветы Единого Знания, исходящие из того же Единого Источника Света. Имеющий уши пусть слышит, глаза — пусть видит, и сердце — пусть понимает не мозгами, но сердцем, «Единую Жизни Основу». Ибо Посланница Света исполнила Волю Пославшего Её». Грани Агни Йоги, 1956, 707.

Н.К. Рерих «ЛАДА»

Лада — древнерусское слово. Сколько в нём лада, вдохновения и силы! И как оно отвечает всему строю Елены Ивановны. Так и звали её. Когда Серов работал над её портретом, он уверял, что основою её сущности есть движение. Вернее сказать — устремление. Она всегда готова. Когда она говорит об Алтайских сёстрах для всенародной помощи, то в этом призыве можно видеть её собственные основные черты. Принести помощь, обод­рить, разъяснить, не жалея сил, — на всё это готова Елена Ивановна. Часто остаётся лишь изумляться, откуда берутся силы, особенно же зная её слабое сердце и все те не­обычные явления, которым врачи лишь изумляются. На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она всё же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улаживании всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера.

И живёт Елена Ивановна в постоянной неустанной работе, так — с утра и до вечера. Поболеет немного, но быстро духом пре­одолевает тело, и опять уже можно слышать, как бодро и быстро стучит её пишущая машинка. Сейчас друзья хотят издать письма Елены Ивановны. Конечно, часть писем, да и в извлечениях. Если бы все, то получилось бы много томов.

Особа и необычайна деятельность нашей вдохновительницы. В разных странах целые очаги питаются её помощью, прилетающей на крыльях аэропланов. Она всегда спешит с помощью. Ждут слова утешения, утверждения и пояснения. Даже из друзей многие не знают, что Еленою Ивановной написан ряд книг. Не под своим именем. Она не любит сказать, хотя бы косвенно, о себе. Анонимно она не пишет, но у неё пять псевдонимов. Есть и русские, и западные, и восточные. Странно бывает читать ссылки на её книги. Люди не знают, о ком говорят. По мысли Елены Ивановны возникают женские единения. Особая прелесть в том, что многое возникает, даже не зная истинного источника. Велика радость — давать народу широкое мировоззрение, освобождать от суеверий и предрассудков и показать, насколько истинное знание есть путь прогресса. Лада — прекрасное древнерусское имя.

 
9 февраля – День Рождения Жуковского В. А. Печать E-mail
09.02.2013 г.

Теснятся все к тебе во храм,

И все с коленопреклоненьем

Тебе приносят фимиам,

Тебя гремящим славят пеньем;

Я одинок в углу стою,

Как жизнью, полон я тобою,

И жертву тайную мою

Я приношу тебе душою.

Выдающийся русский поэт В.А. Жуковский родился 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенское Белёвского уезда Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика И.А. Бунина и пленной турчанки Сальхи, подаренной Бунину. Отца своего Жуковский почти не знал и никогда не говорил о нём. Мальчика принял друг Буниных, бедный дворянин Андрей Григорьевич Жуковский, от которого новорождённый получил своё отчество и фамилию.

Первоначальное обучение мальчика шло очень туго; в 11 лет его исключили из тульского народного училища, «за неспособность», после этого он поселяется в Туле, в семье своей крёстной матери В.А. Юшковой, одной из дочерей Бунина. Дом Юшковой был центром всей умственной жизни города. Вокруг любезной хозяйки был целый кружок лиц, преданных литературным и музыкальным интересам. Уже в 12 лет будущий поэт сочинял пьесы для постановки на домашней сцене. В 1797 году Жуковский был определен в Благородный университетский пансион в Москве. Пребывание там (1797-1800) — важный период творческого формирования будущего поэта. Обширных познаний пансион не давал, но ученики, под руководством преподавателей, нередко собирались читать свои литературные опыты. Лучшие из произведений печатались в периодических изданиях. Жуковский стал одним из активных участников "Собрания воспитанников университетского Благородного пансиона" и выпускаемого им альманаха "Утренняя Заря". Здесь были напечатаны (1797) первые поэтические произведения Жуковского — лирическое стихотворение "Майское утро" и стихотворение «Мыслями при гробнице», написанное под впечатлением известия о смерти В.А. Юшковой. Один из лучших учеников, Жуковский в 1800 году закончил пансион с серебряной медалью.

В 1801 году Жуковский поступил "городовым секретарем" в московскую Главную соляную контору. Равнодушие Жуковского к должности, а еще в большей степени - занятость литературой вызвали неудовольствие начальника, заключившего своего подчиненного под арест, что надолго отвратило его от дальнейших попыток определиться на службу. Сразу после освобождения из-под ареста Жуковский подал в отставку и уехал в Мишенское с твердым намерением полностью посвятить себя литературной деятельности.

Семь лет (1802-1808) поэт провел в родных краях, лишь изредка наезжая в Москву для устройства своих литературных дел и встреч с московскими литераторами и друзьями. Эти годы характеризуются многообразием жанровых поисков: сохраняя традиционные формы, в том числе оду ("К поэзии", 1805), Жуковский "испытывает" себя в жанрах военно-патриотического гимна ("Песнь барда над гробом славян-победителей", 1806), басни (переводы из Флориана, Лафонтена, Лессинга, Пфеффеля) и даже поэмы ("Весна"). Однако в центре его поисков — элегия. С элегией "Сельское кладбище", ставшей, по определению самого Жуковского, началом его самостоятельной литературной деятельности, к молодому поэту приходит известность и читательский успех.

Приняв предложение стать редактором журнала «Вестник Европы» (лучшего русского журнала начала XIX века), Жуковский в 1808 году вернулся в Москву. Во «второй московский период» поэт начал цикл своих знаменитых баллад («Людмила», 1808, «Светлана», 1808-1812, «Кассандра», 1809, и др.), опубликовал сентиментально-романтическую повесть «Марьина роща» (1809). Работа в журнале «Вестник Европы» продолжалась до 1810 года. В 1811 году Жуковский вновь покинул Москву, но с началом Отечественной войны 1812 года вернулся, 10 августа 1812 года он был принят в Московское ополчение поручиком. В день Бородинской битвы он находился в резерве; состоял при штабе М.И. Кутузова; осенью, накануне Тарутинского сражения, написал стихотворение «Певец во стане русских воинов». На Жуковского обращает внимание императорский двор. Поэт награждается чином штабс-капитана и орденом Св. Анны.

Военная жизнь Жуковского продолжалась недолго. В конце 1812 года он заболел тифом и в январе 1813 года по болезни вышел в отставку. Вместе с тем в жизни поэта наступил один из самых драматических периодов: все его попытки получить руку любимой девушки, Маши Протасовой, были разрушены твердым противостоянием ее матери. Любовная драма стала тяжелым потрясением для Жуковского. Песни, романсы и баллады тех лет — поэтическая летопись драматической любви. Итогом творчества 1808-1814 годов явилось издание "Стихотворений Василия Жуковского", включающее около 80 произведений. К этому времени Жуковского уже считали лучшим русским поэтом.

Торжественное «Послание императору Александру», написанное Жуковским в 1814 году, навсегда решило его судьбу. Императрица Мария Федоровна выразила желание, чтобы поэт приехал в столицу. В 1815 году Жуковский отправляется в Петербург, где служит при дворе в качестве воспитателя цесаревича. В декабре 1816 года ему назначен по высочайшему императорскому повелению пожизненный пенсион 4000 рублей в год. В 1817 году он стал учителем русского языка великой княгини, будущей императрицы Александры Фёдоровны. В 1826-1841 годах В.А. Жуковский - наставник наследника, будущего императора Александра II.

Еще в сентябре 1815 года в Петербурге Жуковский встретился с 16-летним лицеистом А.Пушкиным. 26 марта 1820 года поэт подарит Пушкину по случаю окончания им поэмы "Руслан и Людмила" свой портрет с надписью: "Победителю-ученику от побежденного учителя". Дружба поэтов продолжится до гибели Пушкина в 1837 году. В Петербурге Жуковский под влиянием Карамзина "погружается в океан летописей". Творческим претворением этих занятий стало поэтическое переложение "Слова о полку Игореве" (1817-1819). Оригинальное творчество Жуковского в эти годы почти иссякает, он много занимается переводами - из Гёте, Шиллера, Байрона, В.Скотта, Вергилия и Овидия. «Благодаря Жуковскому», говорил Белинский, «немецкая поэзия — нам родная». В октябре 1818 года поэт был принят в члены Российской Академии наук.

В 1821-1822 годах Жуковский совершил первое заграничное путешествие. Он встретился с немецкими романтиками, посетил в Швейцарии замок Шильон, где томился герой поэмы Байрона "Шильонский узник", нанес визит Гёте, осмотрел Дрезденскую галерею — все это запечатлелось в многочисленных рисунках, дневниковых записях и поэтических произведениях 1822-1824 годов. Отношение поэта к восстанию декабристов было сложным, о чем свидетельствует его письмо к А.Тургеневу от 16 декабря 1825, где он осуждает мятежников. Однако, пользуясь своей близостью к императору и двору, Жуковский помогает декабристам, ссыльным Е.А. Баратынскому и Ф.Н. Глинке, А.С. Пушкину, А.И. Герцену, принимает участие в судьбах А.В. Кольцова, М.Ю. Лермонтова, Т.Г. Шевченко.

В 1826-1833 годах поэт много бывает за границей, отчасти вследствие его служебных обязанностей, отчасти для лечения. Вернувшись в Россию в сентябре 1833 года, Жуковский участвует в создании либретто оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин", а также государственного гимна "Боже, царя храни" (1-я строфа — перевод начала английского гимна, 2-я и 3-я — А.Пушкина, остальные — Жуковского; муз. А.Ф. Львова). В 1834 году он предотвратил отставку Пушкина, уладив его конфликт с царем и Бенкендорфом, с 1836 года активно сотрудничает с пушкинским "Современником". В том же году Жуковский завершает начатую еще в 1831 году "Ундину".

27 января 1837 года Жуковский одним из первых узнает о дуэли и тяжелом ранении Пушкина. Его письма к С.Л. Пушкину и Бенкендорфу о гибели поэта стали важнейшими общественными документами. Они воссоздают жизненную драму Пушкина и прямо называют Бенкендорфа и двор гонителями поэта. После смерти Пушкина Жуковский много помогал его семье и содействовал изданию его сочинений.

Почти 25 лет Жуковский был связан со двором. В 1838-1839 годах поэт вместе с цесаревичем совершает путешествие по Западной Европе. Но весной 1841 года занятия Жуковского с наследником окончились. Влияние, которое поэт оказал на него, было благотворное: 26-летнее царствование Александра II составило целую эпоху в жизни России. В 1841 году Жуковский подал прошение об отставке и уехал в Германию, где 21 мая, в Дюссельдорфе, состоялась свадьба 58-летнего поэта с его 19-летней супругой Елизаветой Рейтерн (1821-1856), дочерью его друга художника. Последние 12 лет жизни Жуковский провёл в Германии, в кругу своих новых родных в Дюссельдорфе и Франкфурте. Чуть не ежегодно он собирался побывать в России, но болезнь жены, рождение дочери Александры (1842-1899) и сына Павла (1845-1912), собственная болезнь задержали его в Германии до конца жизни. Но связи с родиной никогда не прерывались благодаря встречам с земляками, друзьями. Свои произведения поэт печатает в русских журналах, преимущественно в "Современнике" Плетнева и "Москвитянине". Главным трудом последних лет жизни поэта стал перевод "Одиссеи" Гомера (1842-1849). В печати первый том «Одиссеи» вышел в 1848 году, второй - в 1849 году. В 1845-1850 годах Жуковский перевел со славянского текста весь „Новый завет".

Почти совершенно ослепший 69-летний поэт умер в Германии, в Баден-Бадене 12 (24) апреля 1852 года. Жуковский был похоронен в Баден-Бадене, но в августе 1852 года его прах перевезли в Петербург и с большими почестями предали земле рядом с могилой Карамзина на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (ныне - Некрополь мастеров искусств). Памятник на могиле поэта был создан при участии скульптора П.К. Клодта и установлен в 1857 году.

В 1883 году повсеместно в России праздновался столетний юбилей его рождения, а в 1887 году в Александровском саду, на средства Санкт-Петербургской думы, поставлен небольшой памятник-бюст из бронзы.

Своим детям Жуковский говорил так: «Помните всегда, что в тот день, когда вы родились на свет, все веселились и радовались, а вы одни плакали; помните это и живите так, чтобы в тот день, когда вы будете умирать, все плакали, а вы бы — радовались. Не забывайте и того, мои милые дети, что после любви к Богу ничто на свете не должно быть священнее любви к отечеству».

 
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [Следующая] > [Последняя] >>

Результаты 46 - 54 из 309
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header