Когда Солнце вступит в созвездие Овна, а ночь сравняется с днём, наступит весна, а с ней и праздник Навруз - один из самых почитаемых у многих народов Востока. Его чествуют все - и стар, и млад. В священной книге Навруз назван Великим, ибо по легенде именно в этот день Бог создал свет. Можно заметить, что и по срокам, и по обычаям Навруз перекликается со славянской масленицей. Десятки миллионов жителей Передней и Центральной Азии, Среднего и Ближнего Востока связывают приход нового года с древним праздником Навруз (варианты: Невруз, Ноуруз), который отмечается в первый день весны и знаменует начало календарного года в Иране, Афганистане, в курдских районах на севере Ирака и Турции, а также в некоторых странах Центральной Азии. В переводе с иранского «нав» означает новый, а «руз» - день.
Корни праздника покрыты завесой исторической загадки. Говорят, что он зародился тысячи лет назад в древней Персии как весенний фестиваль, провозглашавший возрождение природы. Впоследствии его впитали в качестве одной из основных своих традиций зороастризм и ислам. Навруз - мусульманский Новый Год - имел немало обычаев и традиций, дошедших до наших дней. Во время празднования Навруза каждый может посетить многочисленные концерты в парках и площадях городов, многокрасочные ярмарки, национальные игры на лошадях (козлодрание), собачьи и петушиные бои. Некоторые из ритуалов, сопровождающих праздник - в частности, прыжки над кострами, избавляющие от болезней и неудач, - уходят корнями в зороастрийское прошлое Ирана. Против некоторых наиболее пышных ритуалов выступают священники, придерживающиеся жесткой исламской линии в современном Иране. Навруз остается самым любимым народным праздником иранцев. На пять дней в стране закрываются государственные учреждения, семьи на две недели собираются вместе, чтобы праздно радоваться жизни. В большинстве других стран фестиваль ограничен гораздо более жесткими рамками: людям дают всего один или два выходных дня. Особое значение Навруз имеет для миллионов афганцев. Фестиваль, который был запрещен в годы правления пуристов от ислама талибов, не только возродился, но и получил официальный статус. В Азербайджане и центральноазиатских республиках - таких как Узбекистан и Таджикистан - официально навруз стали праздновать только после распада Советского Союза, но население этих стран, похоже, никогда не расставалось с ним. Так, в Азербайджане приготовления к празднику длятся несколько недель: сооружаются кострища, дети ходят от дома к дому и просят сладости. В Таджикистане в этом году праздник Навруз будут отмечать три дня. Недавно парламентарии страны решили для возрождения и сохранения народных традиций праздник «Иди, Навруз» ежегодно отмечать с 21 по 23 марта. Эти дни будут считаться нерабочими. Во всех городах и отдаленных кишлаках страны будут проходить торжества по случаю прихода Нового года. Пройдут соревнования по национальным видам спорта, выступления поэтов, артистов, будет звучать музыка. К этому событию приурочивают пышные торжества, свадьбы и массовые народные гуляния. Дата празднования Навруза - 21 марта - выбрана неслучайно, так как она приходится на весеннее равноденствие, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Приближается пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца. Прежде момент наступления Навруза определялся астрологами, людьми весьма почитаемыми в средневековье. Сейчас же астрономы вычисляют дату прихода Навруза с точностью до минуты. В отличие от европейской встречи Нового года, Навруз принято встречать днем, но все так же в кругу семьи. В Иране на новогоднем столе традиционно располагают семь предметов, название которых начинается на букву «с». В их число обязательно входит зелень проросших зерен - сабэн, хлеб - сангак, тарелки с крашеными яйцами и сосуд, в котором плавают рыбки. Обязательно готовят ритуальное блюдо самани из сока зерен проросшей пшеницы и гату (разновидность печенья) с магической бусинкой счастья. Кому попадется бусинка, тому весь год будет сопутствовать удача и счастье. Для самани предварительно увлажненную пшеницу выкладывают на подносы, а после того как она прорастет, толкут. Полученный сок смешивают с мукой и долго варят. Готовые жмыхи обязательно бросали в проточную воду. По мнению историков, этот ритуал - проявление аграрного культа, который символизирует пожелание урожая. Для обильного застолья в Навруз хозяин дома или его старшие сыновья жарили шашлык, готовили вкусные пловы, в том числе и сладкие, из риса или других злаков, варили савар - блюдо из вареной пшеницы, сдабриваемой медом. Как и у других народов, основной смысл приготовления разнообразных угощений символизирует простое желание, чтобы год был таким же «сладким» и счастливым. |