* «Жизнь», № 75, 6 апреля 2006 * Пережив клиническую смерть, Александр Карагяур изобразил загробный мир Художник изобразил на холсте потусторонний мир, увиденный им после того, как он впал в кому. Едва открыв глаза, Александр Карагяур попросил у врачей бумагу и ручку. И, взволнованный, записал все, что увидел, находясь между жизнью и смертью. В больницу екатеринбургский художник попал после перенесенной ангины с осложнением - парапроктита (воспаление околопрямо-кишечной клетчатки). Без хирургического вмешательства было не обойтись. Операция прошла, спящего под наркозом пациента привезли в палату, удалив очаг воспаления. Но через некоторое время медсестра заметила, что у Александра Георгиевича побелели ногти: в сосуды перестала поступать кровь. Как оказалось, анестезиолог неверно рассчитал дозу наркоза, и у пациента началась аллергическая реакция. Шесть дней художник пробыл в состоянии клинической смерти и гипоксической комы! Врачи боролись за его жизнь из последних сил, день и ночь рядом с мужем дежурила жена. Но никто и представить не мог, как далеко витает душа Карагяура... Видения - Коридор, в котором я очутился, - вспоминает Александр, - был удивительно теплого коричневого цвета, наполненный сияющим светом. И словно со стороны я увидел себя, со скоростью звука мчащегося по этому тоннелю. С каждой секундой свет становился все ярче и ярче, такого немыслимого сияния в жизни не бывает. Мне было не страшно, скорее удивительно, я летел и думал: «Боже мой! Как красиво! Такой неземной красоты никто еще не рисовал...» Я четко осознавал, что лечу в иной мир, и досадовал только по одному поводу: этюдник-то я дома забыл! Из сияющего тоннеля художник попал в объятия... человеческих скелетов. Они протягивали к Александру руки, висли на шее, тянули вниз, в темноту... Но Александр вырвался - и снова взмыл вверх. Паря в невесомости, увидел блестящий столб, уходящий в бесконечность. И где-то там, высоко, различил женский лик, напомнивший ему покойную мать. Картины - Я был потрясен сказочным колоритом иного мира, - продолжает Александр Георгиевич. - Все краски там намного насыщеннее, чем у нас, на земле. Но постепенно я ощущал, что хочу вернуться обратно, - рассказывает мастер. - Помнил, что дома у меня остались дела. Подобные мне создания тоже метались в поисках выхода. И сам долго искал выход, натыкаясь на черную глухую стену. Вдруг я увидел сияние - тот самый тоннель! - и душа понеслась по нему, только в другом направлении. Последнее, что запомнил художник перед тем, как прийти в себя, - чайку, летящую ему навстречу, он понял, что это вестник жизни... Выйдя из больницы, живописец заперся в мастерской. Натянул на стену картон, взял уголь и стал делать наброски тоннеля, фигуры, уходящей в никуда... Перед тем как перейти к маслу и холсту, он пытался в набросках воспроизвести каждую деталь. Целую неделю не выходил из мастерской и никому не позволял взглянуть на свои наброски. Он решил назвать цикл картин «Вечность возрождения». Самая впечатляющая в нем - тот самый тоннель. Супруга Александра Георгиевича была против его идеи запечатлеть все пережитое там на холстах. - Эмма с ума сходила от горя, пока я умирал в реанимации, - вздыхает художник. - Она до сих пор без слез не может видеть картину, на которой я лечу в тот мир... Эта картина - самая большая и переломная. Сияющий коридор обрамляют крылья, словно поддерживая стремящуюся вглубь фигуру. Женский образ и купола в углу как бы связывают улетающего с землей и не дают ему навсегда проститься с прежней жизнью. На других полотнах все увиденное передается через настроения: страдание, печаль, неуверенность в происходящем, метания, но везде есть крылья - как надежда на спасение... Краски - Работа шла в муках, - признается художник. - Я и сейчас не могу сказать, что она окончена. Смотрю на картины, а потом закрываю глаза - и понимаю, что удивительные цвета, увиденные в ином мире, поддались мне не полностью. Может быть, таких красок на земле и нет... О цикле картин узнал американский музей, специализирующийся на загадках клинической смерти. Предложили продать им все семь работ. Художник пока в раздумьях. Пока он собирается выставить эти работы дома, в Екатеринбурге. О своих ощущениях после возвращения художник говорит так: - После клинической смерти я еще больше влюбился в жизнь. Анна Салымская
|