30 июля 1863 года в штате Мичиган США родился Генри Форд. Инженер-механик, американский промышленник, создатель крупнейших в мире автомобильных заводов, один из основателей автомобильной промышленности США. Форд - не просто автомобильный король Америки и зримое воплощение "американской мечты". Он, прежде всего, символ организационного и технического прогресса, сознательный создатель общества массового потребления и социальных гарантий. В 15 лет Г.Форд оставил занятия в школе и определился учеником механика в Детройте. Тяга к механике и изобретательству проявилась в нём очень рано. В 1893 году Форд становится главным инженером Эдисоновской компании, специализировавшейся на освещении Детройта. В 1899 году - главным инженером Детройтской автомобильной компании. В 1903 году он создаёт "Форд Мотор Компани". В 1906 году Форд приобрёл контрольный пакет акций своей компании. Производство первого в мире автомобиля конвейерной сборки модели «Форд T», разработанной конструктором Г. Уиллисом, началось 1 октября 1908 года. В его основу были положены принципы стандартизации и унификации элементов конструкции. На одно шасси можно было установить любой кузов. Простой, надёжный и дешёвый автомобиль был рассчитан на массовый спрос. Он идеально подходил для сельских дорог благодаря мощному двигателю и большому клиренсу. Одновременно начала развиваться система технического обслуживания автомобилей. «Форд Т» практически без изменений производился вплоть до 1927. Всего было выпущено свыше 15 миллионов таких автомобилей.
Генри Форд известен также тем, что впервые стал использовать промышленный конвейер. Вопреки распространённому заблуждению, конвейер внедряли и до этого, однако Генри Форд создал первую коммерчески успешную линию.
Форд первым установил на своих предприятиях минимальный уровень заработной платы и 8-часовой рабочий день. Однако, идя на улучшение социального положения трудящихся, Форд предпочитал это делать исключительно по собственной инициативе. На его заводах была создана социологическая служба со штатом 60 человек, что по тем временам было крупным новаторством.
Уверовав в собственную гениальность, Форд начал терять гибкость и чутьё новатора. В 30-е годы произошли серьёзные изменения в потребительском спросе, а Форд, преданный своей прежней концепции, их не учёл. В результате ведущие позиции в автомобилестроении пришлось уступить другой крупной компании - "Дженерал моторз".
В сентябре 1945 года Форд передал руководство компанией (до этого формально принадлежавшей его единственному сыну Эдзелю) своему внуку и тёзке Генри Форду 2 и отошёл от дел. Спустя 2 года - 7 апреля 1947 года - в возрасте 83 лет Форд скончался. Цитата: Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, но в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни. Генри Форд.
|