Древними подвижниками было открыто великое учение о внутреннем (сердечном) делании краткой Иисусовой молитвы. "Делание это названо "художеством", - повествует св. Феофан Затворник, - и оно очень просто. Стоя сознанием и вниманием в сердце, произноси непрестанно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, - без всякого образа и лика, но верь, что Господь зрит тебя и внемлет тебе».
Полный текст иисусовой молитвы состоит из восьми слов: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго", но есть и более краткие формы - из семи или пяти слов или также из пяти слов : "Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя", или даже только из двух: "Господи, помилуй", "Христе, помилуй".
Кажущаяся техническая простота делания Иисусовой молитвы обманчива. Обучение ей должно проводиться под духовным руководством и при благословении на это аскетическое упражнение. Вместо Иисусовой молитвы могут быть применены более краткие, такие как: "Господи, помилуй", "Господи, спаси", "Господи, укрепи" и некоторые другие. Главное заключается не в словах (хотя христианство придает огромное значение именно упоминанию имени Иисуса), а в «технологии» молитвы - концентрации внимания на области сердца одновременно с произнесением слов.
Путем сосредоточения своих умственных, душевных и духовных сил в области сердца достигается концентрация всей внутренней энергии в центре организма, сохраняется от внешнего расхищения большой запас жизненных сил, формируется цельность и крепость души. "Держи сознание своё в сердце и собирай туда напряжением все силы души и тела", - научает св. Феофан Затворник, посвятивший исследованию сердца пространные места своих сочинений.
Качество молитвенного подвига оценивалось по ощущению теплоты в центре груди. Считалось, что это ощущение свидетельствует о проникновении Святого Духа в сердце человека. Именно этот благословенный огонь, который возжигается в сердце с пришествием благодати, в сочетании с покаянием и слезами приносит нам духовное возрождение. С помощью этого огня преображается все наше внутреннее состояние, изменяются даже проявления телесной активности. Феофан Затворник пишет: "Когда сердце ваше затеплится теплотою Божиею, с того времени начнется собственно внутренняя ваша переделка. Огонек тот все в вас пережжет и переплавит, иначе сказать - все одухотворять начнет, пока совсем одухотворит. Пока не придет тот огонек, одухотворения не будет, как ни напрягайтесь на духовное».
Естественно, меняется и весь облик человека. Исихий Пресвитер учил, что "как невозможно, чтобы у того, кто взирает на солнце, не блистали сильно зрачки, так невозможно не светиться и тому, кто всегда проникает в воздух сердца" («Добротолюбие»).
Такая теплота в сердце столь необходима для духовной жизни, что преподобный Иоанн Лествичник советует в случае утраты этой блаженной и вожделенной теплоты прилежно исследовать, по какой причине мы ее лишились, и на эту причину обратить "весь труд свой и все прилежание".
Кроме того, присутствие в сердце благодати обнаруживается и во «взыгрании» сердца. Это признак открытого сердца. Святитель Григорий Палама говорит, что взыграние сердца, когда оно "играет, как бы прыгая от восторга любви к добру", является признаком благодати. В другом месте святитель говорит, что "когда душа играет и как бы подпрыгивает от неудержимой любви к единому Желанному, вместе с ней приходит в движение и сердце, духовными взыграниями показывая причастие благодати и словно устремляясь отсюда к встрече Господа».
Следующий признак верной практики - распространение тепла от сердца на все тело.
Четвертый: «внутреннее безмолвие», то есть остановка мыслительной деятельности, происходящая сама собой, без волевых усилий.
Возможны и некоторые другие чувственные переживания - ощущение сладкого вкуса во рту, приятного запаха, легких вибраций всего тела, спонтанное частое глубокое дыхание. Могут быть и зрительные видения (например, яркий Свет), но искать их и специально ждать не рекомендовалось, поскольку яркость чувственных ощущений не может служить доказательством успешности молитвы или степени духовного развития. Напротив, при этом легко впасть в грех «прелести» и гордыни, обманываясь мнимыми достижениями. Святые отцы даже указывали, что яркие чувственные переживания могут быть навеяны темными силами.
К иисусовой молитве (умному деланию) рекомендовалось приступать лишь при очищении сердца, иначе возможны всяческие осложнения. Под чистотой сердца понималось отсутствие беспокойства, страстей, осуждения, греховных и недостойных мыслей, памятование о Господе. Особенно следует остерегаться гордыни, в том числе - и своими духовными успехами. Кроме того, не рекомендовалось практиковать умное делание в юном возрасте, когда человек еще не может осуществлять достаточный самоконтроль. Лучший возраст для практики - «зрелый».
С помощью «низведения ума в сердце» в процессе иисусовой молитвы, происходит соединение разрозненных умственных, душевных и духовных сил. В человека снисходит Благодать, и он очищается и «просвящается» ею. Ум выводится за пределы повседневно-бытовых ограничений, освобождается от привязанностей, страстей, переходит в Божественную область. Пробуждается «внутренний человек», одухотворяется и просветляется физическое тело. Достигается полная власть над своим телом, эмоциями, мыслями, ясность ума, глубина постижения людей и событий, верность решений и мудрость. Ощущается легкость в теле, бодрость, устойчивость к вредным факторам, повышение выносливости к нагрузкам, излечиваются и предупреждаются заболевания. Но главное - человек становится способен любить, любить совершенной любовью, прощающей, радостной, не зависящей от внешних обстоятельств.