header
header
header
header
header    
header Главная arrow Здоровье и активное долголетие arrow Духовно-психологические аспекты arrow 27. КАРДИОЦЕНТРИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В РАМКАХ РЕЛИГИОЗНЫХ И ДУХОВНЫХ УЧЕНИЙ. Т.А.Проценко
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
27. КАРДИОЦЕНТРИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В РАМКАХ РЕЛИГИОЗНЫХ И ДУХОВНЫХ УЧЕНИЙ. Т.А.Проценко - 1.Обзор религиозных традиций E-mail
Оглавление
1.Обзор религиозных традиций
2.Иисусова молитва
3.Синтез ума и сердца
4.Культура Сердца в Агни Йоге
5.Физиологические механизмы кардиоцентрических практик
6.Психологические эффекты духовных практик
7.Общение с Высшим
8.Соматическиеизменения в ходе духовной практики
9.Приложение

 

 

 

 

 

Психологические эффекты духовных практик 

В истории человечества было очень много трансовых практик, все они - со своими целями, ритуалами, объектами поклонения, философией, традициями, атрибутами и пр. Несмотря на огромное разнообразие, можно их разделить на две основные группы. Практики, которые сопровождались чрезмерным психоэмоциональным и двигательным возбуждением во время ритуалов (вплоть до судорог и полной бесчувственности к внешним раздражителям). И практики, целью которых было саморазвитие и слияние с Высшим. На основании последних научных достижений, можно уверенно сказать, что у адептов первого варианта во время транса электрическая активность мозга характеризуется выраженным снижением альфа-ритма, но резким усилением тета-ритма (4-8 Гц.). Если у человека есть некоторая предрасположенность к эпилептическим судорогам и психотическим нарушениям (а в некоторой степени судорожная «готовность» и возможность психического аффекта имеется практически у всех), то тета-ритм может их спровоцировать (вспомним хотя бы шаманов и прочие ритуалы древних культур). В таком состоянии возможны и галлюцинации, зрительные, слуховые и др.

 Другой путь связан с усилением альфа-ритма и бета-ритма при умеренных значениях тета-ритма и сенсомоторного ритма (12-14 Гц), которые проявляются в спокойном бодрствовании, покое тела и концентрации внимания на внешнем или внутреннем объекте. 

Как именно проявится у конкретного человека измененное состояние сознания, наверняка предсказать почти невозможно. Эти проявления зависят не столько от применяемых методик вхождения в транс, сколько от индивидуальных особенностей мозга. Например, в практиках всех религий и духовных учений есть некоторый процент «бесноватых» - людей, которые демонстрируют избыточное тета-реагирование с судорогами тела, глубоким трансовым состоянием, больше напоминающим острый психоз с яркими галлюцинациями. Никакой духовности это, разумеется, не способствует, а для здоровья, психического и физического, очень вредно. Да мало ли что может быть у человека в «черепушке»? Наследственные заболевания нервной системы, последствия травмы шейного отдела позвоночника при родах, черепно-мозговых травм в течение жизни, остаточные явления инфекций, «мозговые» осложнения различных соматических (телесных) заболеваний, атеросклероз сосудов мозга, наличие скрытых очагов эпилептической активности в коре полушарий...Все эти состояния характеризуются органическими повреждениями ткани головного мозга и, естественно, нарушением электрической активности и согласованности ритмов.

А ведь имеются еще и психические «радикалы», то есть запрограммированная генетически предрасположенность человека к различным психическим нарушениям (или просто особенностям), проще говоря - акцентуациям и психопатиям. Пока индивидуум ведет спокойную размеренную жизнь, его поведение не выходит за определенные рамки, психические особенности компенсированы, электрическая активность мозговых структур находится в состоянии относительного рановесия. Но если мозг насильно вывести из привычного состояния, например, трансовыми практиками, последствия, чаще всего, бывают довольно печальными - происходит обострение и углубление симптоматики расстройств психики.

Совершенно не зря во всех духовных учениях прямо и обязательно рекомендовалось наставничество со стороны более опытного человека, учителя. Только наставник мог «со стороны» оценить психическое состояние предполагаемого ученика и решить, принесут ли ему пользу духовные практики или, напротив, его и близко не стоит подпускать к трансовым состояниям? Только учитель мог следить за душевным состоянием ученика в динамике и вовремя наблюдать негативные изменения и тенденции психической жизни. Полагаться на самонаблюдение не стоит - мало кто из людей в состоянии себя объективно оценивать.

С этой точки зрения понятно возмущение Елены Рерих широким распространением оккультных практик. Несомненно, что определенной части занимающихся они пойдут только во вред, нисколько не продвинув по духовному пути, а лишь дезорганизовав психику еще больше. Особенно вредными представляются длительные «глубокие» медитации, дыхательные упражнения с задержками дыхания, визуализация различных «чудесных» образов - такие упражнения довольно сильно изменяют работу мозга. Повторюсь - с непредсказуемыми для психики последствиями.

Даже у человека с полностью нормальной психикой и полностью здоровым мозгом в начале духовной практики может быть «обострение» некоторых негативных черт характера, например, гневливости, раздражительности, нетерпимости, быстрой смене настроения. Скорее всего, это связано со стереотипированием мозговых функций. Ведь что есть свойства характера? Форма реакции психики на какие-то обстоятельства, определенные устойчивые связи между нейронами мозга. Когда мы прикасаемся к духовным истинам, то неизбежно это связано со сменой мировоззрения, мы стараемся мыслить по-новому, смотреть на мир по-новому, вести себя по-другому, то есть пытаемся изменить форму реагирования, изменить связи между нейронами. Некоторое время мозг «сопротивляется», стараясь вернуть «статус кво», прежнее равновесное состояние. Это и проявляется усилением некоторых черт, именно тех, от которых мы стараемся избавиться. Это нормальное явление.

 Напротив, подозрение вызывают случаи быстрого и «неосложненного» принятия тех или иных доктрин. Скорее всего, усвоение мировоззрения в этих случаях формальное, не сопровождается глубокой внутренней работой и сменой духовных ориентиров. Духовный Путь потому и называется «Путь», что представляет собой путешествие со всеми его опасностями, отклонениями в сторону, остановками, ухабами, кочками и рытвинами, временами его заволакивает сплошным туманом, нередко приходится совершать восхождение в гору, а порой кажется, что мы никуда не можем двигаться, кроме как назад. Все эти перипетии отражаются, прежде всего, во внутреннем психическом состоянии, в самоощущении, в ментальном теле. Именно поэтому рекомендована постоянная «самопроверка», самоконтроль, недопущение и изгнание мыслей и чувств негативного плана. И именно поэтому к духовным практикам не рекомендуется приступать без предварительно приобретенных навыков самоконтроля и самонаблюдения.

 Исходя из вышесказанного, можно предположить, какого рода внутренняя работа может быть рекомендована для массового применения, являясь одновременно и безопасной, и эффективной.

  • Метод должен приводить в возрастанию альфа- и бета-активности мозга. Эти волны характеризуют расслабленное, спокойное состояние (альфа), но одновременно и сосредоточенное внимание, бодрствование, активную познавательную деятельность и готовность к решению повседневных задач (бета)
  • Метод должен использоваться не только в форме получасовых - часовых медитаций, желательна постоянная практика (в таком случае быстрее выработается оптимальный стереотип работы мозга)
  • Метод должен синхронизировать работу мозга, сердца и дыхания (а это возможно только при использовании активной концентрации внимания на области сердца)
  • Метод должен быть максимально безопасен для любого человека, даже на фоне имеющихся органических заболеваний головного мозга (а это можно гарантировать лишь при использовании неглубоких измененных состояний сознания)
  • Метод должен, по возможности, включать деятельность обоих полушарий головного мозга (то есть уменьшать межполушарную ассиметрию)
  • Метод должен культивировать положительные эмоции и качества характера
  • Метод должен иметь определенное символьное значение, то есть свою мифологию, сакральное определение - для того, чтобы придать значимость, поставить цель, маркировать ее как очень важную. Одним словом, метод должен иметь конкретный духовно-религиозный контекст и подвигать человека к упорному труду постоянной тренировки.

Всем этим пожеланиям удовлетворяет лишь один метод духовно-психологической практики, и этот метод - постоянная медитация  на сердце «с открытыми глазами», которая рекомендована в Агни Йоге.

Каких эффектов мы можем добиться при регулярной практике?

Благодаря синхронизации и когерентности электрической активности мозга человек начинает думать более продуктивно, гармонично, возрастают умственные способности, объем памяти. Появляется эмоциональная стабильность,  стресс-устойчивость, адекватность эмоциональных реакций (сила реагирования пропорциональна важности повода. То есть «не нервничаем по пустякам»). Мысленные процессы становятся более организованными, уменьшается «ментальный шум» - большое количество случайных хаотичных мыслей, которые обычно заполняют голову. Возрастает и становится фоновым чувство внутреннего равновесия, покоя, ощущение безопасности, уверенности в себе. Благодаря сбережению энергоресурсов мозга, человек начинает чувствовать себя бодрее, возрастает работоспособность, энергичность. Ясность и четкость мышления приводит к неожиданному решению ранее неразрешимых, внутренне противоречивых проблем. Возрастает способность к творческому, нестандартному мышлению.

Здоровая психика всегда «настроена», большей частью, на положительные эмоции. Это вполне объяснимо, так как, на самом деле, наши отрицательные эмоции продуцируются из-за причин «внутренних», а не «внешних». Другими словами, играет роль не сама ситуация или обстоятельства как таковые, а трактовка их нашей психикой. Если мозг энергетически обесточен, если в нем нарушено равновесие процессов возбуждения и торможения, если мышление спутанное и хаотичное, то, разумеется, мы таким образом и воспринимаем мир. Любой пустяк нам кажется трагедией, любое незначительное отклонение от желаемого и ожидаемого - угрозой. Мышление негибкое, имеется склонность к стереотипности реакций и мнений, догматизму. Все, что противоречит «чугунным» концепциям человека, отметается с ходу,  плюс  сопровождается отрицательным эмоциональным реагированием. А так как жизнь наша очень сложна и неоднозначна, то это реагирование пускается в ход довольно часто. Подавляющее большинство «отрицателей», эмоционально нестабильных людей и фанатиков - люди с неразвитым и узким сознанием на почве нарушенного и несинхронного функционирования головного мозга.

Напротив, когда деятельность мозга организована хорошо, то положительный эмоциональный фон является нормой. Кроме того, характерны уверенность в себе, хорошая степень психического самоконтроля, уменьшение тревожности и страхов, повышение инициативности. Естественным следствием является и манера общения: меньше настороженности и формальности, больше доброжелательства и открытости. Меньше отстраненности, больше искреннего интереса к другим людям. 

Подобный эффект обусловлен, в основном, выработкой так называемых «нейромедиаторов удовольствия» - эндорфинов, серотонина и др. Доказано, что для достаточного синтеза этих веществ необходимо два основных условия: мышечное и психическое расслабление, и хорошая энергетика мозга. Сердечная медитация удовлетворяет этим требованиям в полной мере.  Когда нейромедиаторов вырабатывается достаточно, мы не только наслаждаемся хорошим настроением. Нам хочется, чтобы такое же настроение было и у окружающих нас людей. Знакомо, не правда ли? Радостью всегда хочется поделиться, своим весельем «заразить» окружающих. Нормальный человек просто не способен держать свои положительные эмоции «при себе», он жаждет распространить их на весь мир.

Вот тут мы предступаем к большой, можно сказать - огромной проблеме. Возможно ли заставить себя искренне любить ближнего чисто «умственными» методами, путем самоубеждения и самозаставления? Относиться к людям хорошо потому, что «так надо»? Это проблематично. Вернее, заставить-то себя можно, но неискренними будут эти чувства. А неискренность в духовных практиках - это не только нулевой результат, но даже результат с отрицательным знаком. С точки зрения автора, кардинально изменить себя можно только с помощью психотехник. Лишь на фоне измененного состояния сознания возможно «перепрограммировать» свое мышление, поменять мировоззрение и стереотипы отношений. Иначе все наши «усвоенные» идеалы останутся чисто умственными, неглубокими, не пустят корни в толщу психики. Лишь с помощью психотехник возможно нормализовать работу мозга, а мы уже разобрали выше, насколько нормализация мозговых процессов важна в духовном росте.

Все дело в том, что наша воля, разум и сознание имеют очень ограниченные возможности, так как основаны, в основном, на деятельности лобных долей полушарий. А ведь лобные доли, хотя и играют огромную роль в психических процессах, но далеко не главенствующую. Например, эмоциональная сфера психики определяется лимбической системой, а эта система далеко не всегда поддается волевому контролю. Сами знаете, скрыть наружное проявление эмоций мы худо-бедно в состоянии, но вот «приглушить» саму эмоцию очень нелегко. Тем более, практически невозможно заставить себя испытать то или иное чувство. Особенно - чувство любви, которое вообще не поддается волевому «стимулированию» или, наоборот, «заглушению». Утверждать, что возможно научиться любить лишь на основании чтения какой-то, пусть даже очень хорошей, книги - это чистой воды лицемерие. Необходимо привести свой мозг в такое состояние, чтобы это чувство являлось прямым и естественным следствием внутреннего психического благополучия. Только тогда мы в состоянии любить.

Кардиоцентрические практики  с этой точки зрения выглядят просто прекрасно. Все искренние положительные эмоции непосредственно «завязаны» на сердце, даже чисто физиологически. Все знают, насколько быстро и физически ощутимо реагирует сердце на испытываемую радость, благодарность, любовь. «Открытие сердца», которое так рекомендуется Агни Йогой, есть путь укрепления этой связи эмоций и сердечной деятельности. Нет чувства, которое не отзывалось бы эхом изменения сердечной деятельности. Более того, только такое изменение служит верным показателем искренности чувства. Открытие сердца есть путь все большей искренности и эмоциональной открытости. Концентрация внимания на сердце помогает быстро распознать, какие из испытываемых нами чувств являются искренними, то есть нужными нам в действительности, а какие просто «надуманы».

 

 


 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header