header
header
header
header
header    
header Главная arrow Здоровье и активное долголетие arrow ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ arrow 5. ОТ ЦИНИЗМА И НЕВЕРИЯ — К САМОАКТУАЛИЗАЦИИ. Т.А.Проценко
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
5. ОТ ЦИНИЗМА И НЕВЕРИЯ — К САМОАКТУАЛИЗАЦИИ. Т.А.Проценко E-mail
«Сущность самоотупения. Отупение вползает в мозг человека, как вредный червь. Человек погрязает в обиходе и не живет, но прозябает. Он столь несчастен, что даже не замечает своего бедствия. Он теряет остроту мышления и не может искать обновленных путей. Он теряет возвышенное устремление. Уявление отупения можно назвать одной из самых опасных болезней, именно болезней, ибо мозг перерождается и теряет восприимчивость». «Надземное», 897.

 

 

 

 


Если у читателя возник вопрос, почему медицинская тема начинается с описания процессов психических, то автор ответит сразу. На врачебном приеме ясно видишь, что проблемы тела, на самом деле, волнуют человека значительно меньше, чем проблемы личностные. Огромное количество больных соматическими заболеваниями нуждается в личностной коррекции, причем, нуждается остро. Это, конечно, не значит, что не нужно лечить телесные болезни, – они временами доставляют много беспокойства, неудобств и неприятных ощущений. Но ведь речь здесь идет о полноценном долголетии, цель эта стратегическая, а временами обостряющиеся те или иные болячки не столь уж важны. Пройдет обострение - и мы о них напрочь забываем. А вот проблемы внутренние, проблемы души, остаются с нами всегда, даже во время сна. И, в конце концов, приводят к тем самым соматическим заболеваниям, которые приостанавливают бесконечный бег человека к неведомой самому ему цели и заставляют впервые задуматься – так ли он живет?

С.Н. Рерих "Лама сидящий на фоне гор"О связи психического и телесного здоровья говорили не только эзотерические учения, но и очень многие ученые-психиатры: Фрейд, Юнг, Адлер, Райх и другие рассматривали человека как единое целое, в котором психическое и физическое не просто тесно переплетены, но и взаимопроникают друг в друга.

Познание самого себя. Управление собой. Совершенствование себя и мира. Так определяет Агни Йога этапы генеральной жизненной линии человека. Этот путь ведет к долголетию, к ощущению полноценности и радости жизни, к физическому здоровью.

Во Вселенной существует лишь одна Всеначальная Энергия, все остальное – лишь ее проявления и дифференциации. Человек и все его составляющие – тоже проявление Всеначальной Энергии, его тело, его мысли и чувства. Все, что происходит в микрокосме человека – это движение Всеначальной Энергии. Человек есть поток Всеначальной Энергии или Жизни так же, как и все во Вселенной. Разум человека есть лишь возможность оперировать этим потоком по своей свободной воле, устремлять его в определенном направлении, регулировать его приток и отдачу, менять его вибрационную частоту и светимость. Делать все это осознанно и постепенно расширять свою возможности по управлению этой энергией, являясь творцом самого себя, окружающего мира и окружающих явлений – цель каждой отдельно взятой жизни человека и его эволюции. Но готовых рецептов в этом движении нет, так как каждый человек – Индивидуальность со всеми присущими ей отличительными свойствами. Собственно говоря, здоровье психики и тела, радость бытия и жизненная самореализация зависят от того, насколько человек понял свою Индивидуальность, ее особенности и задачи, которые он может, хочет и должен решить.

Известный психиатр Роберто Ассаджиоли так представляет себе структуру личности:

  1. Низшее бессознательное. Наиболее примитивная часть личности. Управление функциями тела, простейшие влечения и примитивные побуждения, многочисленные комплексы, несущие сильный эмоциональный заряд и т.д.
  2. Среднее бессознательное (предсознательное) - все психические навыки и состояния. Здесь происходит усвоение полученного опыта, зарождаются и созревают плоды нашего ума. Среднее бессознательное и сознательное тесно связаны между собой и могут переходить друг в друга.
  3. Высшее бессознательное (супербессознательное) - область формирования и источник вдохновения, творчества, героизма, альтруизма и других высших чувств. Здесь зарождаются и сосредотачиваются высшие парапсихические функции и духовная энергия.
  4. Поле сознания – непосредственно осознаваемая нами часть телесных и психических функций, непрерывный поток ощущений, мыслей, желаний, доступных нашему наблюдению и анализу.
  5. Сознательное Я – это центр нашего сознания (но это не есть осознаваемая нами часть личности).
  6. Высшее Я – наша истинная сущность. Сознательное Я может изменяться или исчезать во время сна, под гипнозом, при нарушениях сознания (коме, обмороке, наркозе). Высшее Я не изменяется и не исчезает.

Высшее Я – это то, что определяет истинный смысл нашей жизни и ее назначение. Именно его потенции и стремления должны быть осознаны и реализованы человеком в жизни. В этом случае все энергии его микрокосма устремляются в одном направлении и гармонически вписываются в гораздо более масштабные энергетические эволюционные потоки.

Подробнее о строении личности человека и его жизненном назначении см. материалы заочной школы и книгу Т.А. Проценко «Сказка о Помощи».

Современная психология породила очень интересный термин – «человек-манипулятор». В описании особенностей этого поведенческого типа очень ясно видно, к чему приводят цивилизацию выбранное общественное устройство, манера взаимоотношений и ценностные установки, а также атрофия веры в Высшее как в самом человеке, так и вне его. Наш современник в основном лишен живых побуждений, стремлений, желаний. Его поведение расчетливо, нарочито и преднамеренно. Он фальшив, поскольку его нельзя назвать живым и человечным. Он нейтрализует, приглушает свою истинную природу, превратившись в озабоченный автомат, постоянно пытающийся сохранить прошлое и застраховать будущее. Он полностью утратил спонтанность, способность творчески переживать свою жизнь и выражать себя. Манипулятор боится мира и поэтому в целях самозащиты тем или иным способом эксплуатирует, использует и контролирует себя и других в качестве объектов и вещей, то есть, относится и к себе, и к другим людям как к неодушевленным предметам. Он лжив, он разыгрывает роли и выражает чувства в зависимости от обстоятельств. Он закрыт, контролируя свои подлинные мысли и мотивы. Он не доверяет себе и другим, испытывая глубокую неприязнь к человеческой природе как к таковой, полагая, что в отношениях между людьми есть только две возможности: управлять или быть управляемым; отсюда – циничное отношение к жизни как к борьбе за существование и материальные блага, в которой побеждает более скрытный и умелый в искусстве манипуляции. Он никогда не может позволить себе быть самим собой, не может расслабиться. Не имея своего лица, манипулятор обзаводится маской, которая, как он думает, произведет желаемый эффект на окружающих, он – хамелеон, имеющий в резерве целый спектр поведенческих ролей: от высокомерного пренебрежения - до подобострастной лести.

Манипулятивное поведение – это постепенное самоуничтожение. Манипулятору не знакомо чувство радости от ощущения «здесь и сейчас», наслаждения моментом, ему вообще недоступны глубокие чувства. Он считает, что радость жизни, удовольствия, познавание нового и развитие – удел детства и юности. Когда он достигает зрелости, он отрекается от жизни и ведет зрелый растительный образ жизни без всякого осознания своего существования.

Из этого краткого описания можно видеть, что перед нами, во-первых, типичный представитель нашего времени, во-вторых, если честно, - часть нас самих, и в-третьих, тот идеал, который усиленно и заботливо взращивается современной системой воспитания и общественных отношений.

Сторонники психосоматической медицины говорят (и автор с ними полностью согласен), что такое состояние постоянного напряжения, в конце концов, обуславливает напряжение, спазм скелетных мышц и мышц внутренних органов, что ведет к развитию самой разнообразной патологии. Кроме того, манипулятор почти всегда страдает одной из форм невроза. Кстати, манипуляторы бывают активными и пассивными. Пассивные манипулируют как раз своей слабостью, беспомощностью и с удовольствием дают пораспоряжаться и поухаживать за собой. Болезнь для них – очень удобный выход из трудных ситуаций и возможность поманипулировать, к примеру, близкими. Уговаривать таких больных лечиться бесполезно.

В противоположности понятию «манипулятор» стоит в современной психологии термин «самоактуализирующаяся» или «самореализующаяся личность», введенный Абрахамом Маслоу. Это – личность, активно проявляющая свои внутренние потенции, живущая полной, эмоционально и духовно богатой жизнью. Этот человек честен, прозрачен, искренен, он восприимчив к красоте и радости жизни, испытывает интерес к ее проявлениям. Он спонтанен, честно проявляет свои чувства. Он глубоко верит в себя, в других, в жизнь и использует предоставляемые ею возможности. Актуализатор понимает ценность своей неповторимости, свою особенность и уникальность и никогда не стремится походить на других или подражать кому бы то ни было. В отличии от манипулятора, актуализатор видит жизнь не как битву, а как процесс роста и саморазвития, и все происходящие с ним события он трактует и оценивает именно в этом смысле. Жизненный лозунг, озвучен он ими или даже не осознан, - «стань тем, кто ты есть». Эти люди стремятся реализовать свои способности, таланты и личный потенциал. Отличительные качества, свойственные самоактуализирующимся людям:

  1. Более эффективное восприятие реальности. «Невинный глаз». Способность видеть реальный мир таким, каков он есть, а не через призму искусственных понятий, абстракций, убеждений, стереотипов, которые в основном навязаны нам обществом и воспитанием.
  2. Принятие себя, других и мира. Эти люди принимают себя и свою природу без жалоб, смущения и чувства вины. Они полнокровны в своих потребностях и получают удовольствие от жизни без сожаления и стыда. При этом отлично сознают все свои слабости и недостатки, но относятся к ним так, как к явлениям природы, они видят себя такими, каковы они есть, а не такими, какими хотели бы себя представлять. Похожее мироощущение есть у детей, смотрящих на мир широко открытыми, нетребовательными и безоценочными глазами. С этим их свойством связано отсутствие у этих людей различных поведенческих ролей, масок, хитрости, лицемерия и желания произвести впечатление, а также нелюбовь к подобного рода искусственности у других.
  3. Необычность жизненной мотивации. Наиболее глубокое различие между самоактуализирующимися людьми и всей остальной массой, именуемой «средним нормальным, хорошо приспособленным индивидом». У среднего человека имеется т.н. «мотивация недостатка», - всю свою жизнь он посвящает достижению и приобретению чего-то, удовлетворению т.н. базальных потребностей, причем потребности его все время растут, и он никогда не чувствует себя удовлетворенным. У актуализаторов жизненная мотивация может быть названа «мотивацией роста», они ни к чему не стремятся в обычном смысле этого слова, - они развиваются. Их мотивация – это рост, развитие, самовыражение, самоактуализация.
  4. Все они в той или иной мере являются философами, живут самыми широкими интересами, умеют смотреть на жизнь в самом крупном масштабе.
  5. Потребность в одиночестве, характер самоустранения. Актуализаторы не боятся одиночества, более того, испытывают к нему склонность значительно большую, чем средний человек. В процессе взаимоотношений с другими они могут демонстрировать некоторую отстраненность, отчужденность, что окружающими может интерпретироваться негативно как холодность, снобизм и недружелюбность. Актуализаторы не испытывают потребности в общении в той мере, как остальные люди, это затрудняет отношения с ними, и они сами иногда чувствуют себя в обществе чужаками и изгоями.
    К этому же качеству можно отнести и автономность, независимость от окружения. Эти люди самодостаточны, сильны, активны и способны на принятие самостоятельных решений.
  6. Непосредственность переживаний. Они получают вновь и вновь свежее удовольствие от радостей жизни, которые других людей не волнуют или уже опостылели – от восхода, цветка, ребенка, женской красоты, музыки, повседневного труда.
  7. Пиковые и мистические переживания (о них автор расскажет далее в статьях 16, 18)
  8. Глубина межличностных отношений. Эти люди способны к большей самоотдаче, любви, более полному выходу за пределы своего эго, правда, круг их друзей очень невелик, но все же они стремятся быть добрыми или, во всяком случае, терпимыми и дружелюбными по отношению ко всем людям.
  9. Моральные категории. Эти люди обладают сильными и определенными морально-этическими стандартами, которые зачастую не совпадают с общепринятыми.
  10. Творчество. Универсальная характеристика для всех самоактуализирующихся личностей. Каждый проявляет свойственным ему уникальным способом присущие ему способности независимо от того, ученый это, поэт или сапожник.
  11. Поведенческие особенности. Эти люди менее заторможены, менее подавлены, менее ограничены. Спонтанны, естественны, более человечны. Они соблюдают условности, связанные с общепринятыми нормами и культурой той среды, в которой находятся, но только до тех пор, пока эти условности не покажутся им излишними или обходящимися слишком дорого.

В свете рассматриваемой тематики здоровья и долголетия нелишне будет заметить, что большинство самоактуализованных людей отличались хорошим здоровьем и жили весьма долго.

Манипулятор позволяет потоку Жизни застывать и извращаться в себе, что ведет к крайне негативным энергетическим процессам в его теле, психике и в окружающем мире. Самоактуализирующаяся личность максимально творчески проявляет Всеначальную энергию в себе и вовне, отдает и получает, и потому этот беспрерывный энергообмен позволяет жить полноценно, радостно, с пользой для себя и мира.

Первое, чем стоит заняться, если всерьез задумался о своем здоровье, - определить место, которое ты занимаешь в этом мире, подумать, кто ты есть и кем ты на самом деле хотел бы стать, как жить, с кем жить, чем заниматься, чтобы служить полноценным проводником Всеначальной Энергии, выполняя тем самым долг перед Миром и самим собой.

 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header