header
header
header
header
header    
header Главная arrow Здоровье и активное долголетие arrow Духовно-психологические аспекты arrow 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЗОВЫХ ИНСТИНКТОВ. Т.А.Проценко
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЗОВЫХ ИНСТИНКТОВ. Т.А.Проценко E-mail
«Основание индивидуальности нужно осознать, особенно в настоящее время. Люди стремятся все уровнять и обобщить, но природа в каждом явлении показывает индивидуальность. Поняв щедрость этой основы, можно легко мыслить о естественном продвижении. Мыслитель говорил: «каждый человек имеет свой путь неподражаемый». «Надземное», 444.

 

 

 

 

Разумеется, разговор о самоактуализации, выборе своей жизненной линии и о самопознании был бы неполным, если не привести хоть какие-то начальные ориентиры, позволяющие человеку определить, кто он на самом деле, и что ему от жизни надо. Автору показалось, что наиболее приемлемой в данном случае является концепция человеческих инстинктов, предложенная известным психотерапевтом В.И. Гарбузовым. Инстинкты – это фундаментальные основные жизненные потребности, генетически детерминированные и представляющие собой основу личности, глубинную природу человека. Инстинкты человека, конечно, нельзя сводить только к т.н. «животным» (хотя и поведение животных демонстрирует отнюдь не только пищевой и половой инстинкты). Итак, В.И. Гарбузов выделяет семь базовых человеческих инстинктов, замечая, что люди делятся по признаку доминирования в них того или иного инстинкта.

 
С.Н. Рерих "Триумф Евы". 
  1. Инстинкт самосохранения. Люди «эгофильного» типа. Они осторожны, рассудочны, недоверчивы, эгоцентричны, самолюбивы, замкнуты, не любят риска и перемен, стремятся к стабильности. Тревожны, мнительны, склонны к различным фобиям. Более всего ценят благоразумие и благополучие.
  2. Инстинкт продолжения рода. Люди «генофильного» типа. Хранители генофонда рода и нации, поскольку все в их жизни подчинено интересам семьи и детей. «Мой дом – моя крепость» и «семья – превыше всего» - их девизы.
  3. Инстинкт альтруизма. «Альтруистический» тип. Люди этого типа добрые, отзывчивые, обладают способностью к сопереживанию. Причем, переживают за других больше, чем за себя. Органически не выносят насилия по отношению к другим, хотя собственную боль переносят стоически. Самоотверженные, они посвящают свою жизнь добрым делам, помощи слабым и больным. Они – хранители мира между людьми, проповедники добра и терпимости.
  4. Инстинкт исследования. «Исследовательский» тип. Это творческие личности, любознательные и изобретательные. Постоянно в поиске, движении, активности. Полны жизненной силы, стремления к новому, инициативы к борьбе за достижение творческих целей.
  5. Инстинкт доминирования. «Доминантный» тип. Это – харизматики, лидеры, по всей видимости, генетически запрограммированные. Превосходные логики, стратеги, реалисты, здраво оценивающие и критичные по отношению к себе, другим и обстоятельствам. Ответственны, деловиты и практичны. Приоритет – достижение определенного, желаемого для них статуса, карьера. Ясно определяют цель, к которой движутся упорно, методично и последовательно. Разумные эгоисты, сочетающие эгоцентричность с законопослушностью и принятием существующих в обществе на данный момент «правил игры». Умеют подчинять и подчиняться. Тверды, постоянны, честолюбивы, настроены на успех и победу в честной конкурентной борьбе. Прирожденные организаторы и руководители. Мыслят широкими категориями, пренебрегая ради интересов группы интересами отдельных людей. Для них дело превыше всего.
  6. Инстинкт свободы. «Либертофильный» тип. Отличительная особенность – стремление к свободе и независимости. Не терпят ограничений, будничности, рутины, догм и контроля за собой. Предрасположены к частой перемене мест, к «живой», творческой, самостоятельной работе. Оптимистичны, раскованны, склонны к переменам, надеются только на себя, живут одним днем. По натуре – анархисты, революционеры, ниспровергатели авторитетов.
  7. Инстинкт сохранения достоинства. «Дигнитофильный» тип. Люди этого типа горды и нетерпимы к любым формам унижения по отношению к себе и другим. Готовы заплатить самую высокую цену за сохранение чувства собственного достоинства – пожертвовать положением, карьерой, семьей и даже жизнью. Честь для них превыше всего.

Хотя редко бывает, чтобы в одном человеке не присутствовали в той или иной степени все перечисленные инстинкты, но все же один или два из них являются доминирующими, базовыми.

Гарбузов советует провести самодиагностику и оценить по семибальной шкале все перечисленные инстинкты. Получится профиль вашей личности по инстинктам. Возможно, ничего нового он вам не откроет, но хотя бы вы узнаете, что вы не один такой и перестанете ориентироваться на других, испытывая комплекс неполноценности. Какой бы идеал среднего человека не пропагандировало общество на данный момент, ясно, что определенный процент особей с доминированием того или иного инстинкта имеет место всюду и всегда – и в стае животных, и в любой человеческой общности, будь то род, нация или человечество в целом. Существует не лишенное основания предположение, что отмеченные склонности генетически детерминированы, то есть являются врожденными, и проявляются независимо от окружающих условий и воспитания. Но намного лучше, если человек отнесется к своему своеобразию и индивидуальным особенностям сознательно, и не будет вести образ жизни, который ему не просто не доставляет радости, а прямо противопоказан. Если подавлен какой-то инстинкт, особенно доминирующий, или он осознан, но по каким-то причинам не может реализоваться, человек испытывает глубинную неудовлетворенность, которая может трансформироваться в тоску, агрессию, депрессию, гнев и т.д.

Наиболее часто человек или становится агрессивно-протестным, или капитулятивно-депрессивным. Отсюда рукой подать до развития психосоматического заболевания.

Разумеется, комбинаций выраженности и преобладания инстинктов может быть множество, но человек, тестируя себя, вернее всего определит это соотношение достаточно точно. И начнет более разумно оценивать свои возможности и предъявлять более взвешенные требования к себе и окружающим. Сколько бы ни пытался человек эгофильного или генофильного типа внушить себе любовь ко всему человечеству, у него это слабо получится, так как по натуре он себялюб и семьялюб. Точно так же от человека с доминированием инстинкта исследования или свободы трудно требовать, чтобы он жил только интересами дома и семьи. Человек альтруистического типа вряд ли подойдет на роль руководителя, а доминантного – на роль смиренного ученика или скромного исследователя.

Автор склонен согласиться с тем, что пропорциональность базовых инстинктов, темперамент и некоторые черты характера генетически обусловлены. Это не значит, что человек не может естественно меняться под влиянием жизненных обстоятельств или изменять самого себя. Просто не стоит требовать от себя невозможного, да еще в короткие сроки. Исходя из допущения, что человек рождается именно здесь и таким не случайно, что он занимает в Космосе свою единственную и неповторимую нишу и назначен к выполнению определенных задач, основные свои силы нужно посвятить осознанию своей задачи и ее выполнению в соответствии с заложенными изначально особенностями.

В Аюрведе есть очень важное понятие – дхарма. Это – истинный путь человека, его естественное поведение и самовыражение, это – его долг перед собой, самый важный и основополагающий. Дхарма – это импульс к развитию в определенном направлении, она встроена в тело и разум и никогда не покидает человека, постоянно подталкивая и напоминая о себе. Каждое совершенное действие и каждая мысль, каждое мечтание и размышление, - всё «тестируется» на соответствие с дхармой. Если наши мысли и поступки находятся в русле индивидуальной дхармы, то мы испытываем чувство удовольствия, комфорта, удовлетворения. Если же действие или хотя бы мысленное намерение не соответствуют дхарме, то возникает внутреннее напряжение, беспокойство, тревожность, которые локализуются в психике или теле. Они могут, в конце концов, трансформироваться в заболевания или «рассосаться», если человек вернется на единственно верный для него путь. Этот процесс развития менее всего должен корригироваться1 мнением окружающих, пусть даже близких и родственников, - ориентироваться можно только на свои внутренние ощущения. Но, конечно, чтобы понять и осмыслить свою дхарму, человек должен быть уже достаточно зрел и опытен. Иначе есть опасность любой импульс нашего постоянно «хотящего» ума принять за импульс дхармы.

__________________

1 Корригировать - (от лат. corrigere - исправлять) - вносить поправки, исправлять что-либо. Не путать с: Корректировать - (от лат. correctus - исправленный) - вносить коррективы, исправления в текст, корректировать судебные ошибки и т.п.

 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header