header
header
header
header
header    
header Главная arrow Новости календаря arrow 19 февраля – День рождения Рихарда Яковлевича Рудзитиса.
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
19 февраля – День рождения Рихарда Яковлевича Рудзитиса. E-mail

 «Родной наш Рихард Яковлевич!.. Шлю Вам всю мою веру в то, что Вы, приняв духовное наследие Феликса Денисовича, олицетворяете в себе символ - символ Вождя Сердца...

Пусть все, ищущие Света и отягченные скорбью, найдут отклик в Вашем сердце…»

                                                                                 Елена Рерих. Гималаи. 29.05.1936 г.

Рихард Рудзитис родился 19 февраля 1898 года на Рижском взморье в Меллужи. Его родители - отец Екаб и мать Катрина - занимались огородничеством, выращивали картофель и клубнику. Было у них и небольшое хозяйство - корова, куры. Кроме сына Рихарда, у Рудзитисов были старшая дочь Эльфрида и сын Андрей-Густав. Все они с раннего возраста были приучены к труду на земле. Каждый из них по своим возможностям и способностям получил образование, приобрел специальность. Трудней других приходилось Рихарду, который обладал многими талантами и стремился к широким познаниям. Вначале он учился в местной приходской школе, затем с 1909 по 1916 год - в средней школе Луда Берзиня и Шмидхена в Дубулты. Там способный к языкам подросток овладел рядом иностранных языков, начал читать в подлинниках произведения мировой классики. Тогда же у него пробудился интерес к латышскому фольклору и литературе. Любимыми поэтами стали Райнис и Порук. Рихарду не было и 12 лет, когда он познакомился с поэзией Рабиндраната Тагора и попытался ее переводить на латышский язык. Уже в школьные годы он завел дневник. Благодаря своим ярким способностям мальчик очень выделялся среди своих сверстников. Естественно, не каждый мог понять его поэтическую, легко ранимую душу. Был у него и один физический недостаток, который затруднял общение - заикание. В годы первой мировой войны, когда он учился в последних классах гимназии, ее эвакуировали в Дерпт (Эстонию). Там же, в Дерптском университете, с 1916 по 1918 год латышский юноша изучает классическую филологию.

Печататься начал в студенческие годы. В 1917 году увидело свет его первое стихотворение в газете "Яунайс вардс". В 1918 году в студенческом журнале "Яуниба" (Дерпт) были помещены в переводе Рудзитиса стихи из сборника Тагора "Садовод". Первая книга стихов, "Песни человека" вышла в 1922 г. А в начале 20-х годов в жизнь молодого поэта пришла большая, на всю жизнь, любовь. Он встретил на вечере Университета, посвященном возвращению Яниса Райниса из-за рубежа в 1920 году, свою избранницу сердца - молодую актрису Эллу Страздынь. В 1933 году он посвятил ей один из самых романтических сборников стихов - "Прекрасной душе". 34 вместе прожитых года их мысли, стремления, вся духовная деятельность были нераздельны. Даже в годы репрессий, разделенные друг от друга большими расстояниями, они чувствовали близость друг друга. Элла была для него не только спутницей жизни, женой, другом, она была его духовной соратницей, незаменимой помощницей во всех творческих начинаниях. До рождения детей, они вместе объездили Латвию.

В 1931 году, будучи уже женат, он заканчивает философский факультет Латвийского университета. Дипломной работой Рихарда Рудзитиса было изыскание "О категориях прекрасного и доброго". Работая в Латвийской Государственной библиотеке (со студенческих лет до ареста в 1948 году), он не оставлял пера. Творил как писатель, поэт-философ, занимался журналистикой, писал рецензии, поднимал в печати актуальные общественные проблемы, например, "Борьба в Индии", "Махатма Ганди". Как журналист, ездил с хором Рейтера в Скандинавию. Также побывал с женой в городах искусства и в горах Италии.

В 1933 году в семье Рудзитисов родилась первая дочь Гунта, которой суждено было стать преемницей отца, затем, в 1937 г., средняя дочь Илзе - впоследствии художник, посвятившая свое творчество духовно-философским темам. И, в 1939 г., третья - младшая дочь Мария, врач, беззаветно отдающая все свои силы и доброту сердца для лечения больных.

Но помимо личной семьи, у поэта Рихарда Рудзитиса было и ответственное общественное дело, которое стало делом всей его жизни, совести и долга. Это - Латвийское Общество имени Н.К.Рериха, которое он возглавлял с 1936 по осень 1940 года, когда оно было по распоряжению высших органов советской Латвии закрыто, а его имущество национализировано.

Как определился путь поэта-философа в это общество?

Еще до официального открытия Общества в октябре 1930 года доктор Феликс Лукин, руководивший кружком восточной философии, поставил своей целью издать на русском и латышском языках книги Живой Этики. Для этого нужен был квалифицированный переводчик. И не только переводчик, но и поэт, тонко чувствующий поэтический контекст изложения. Но и этого было мало: потребовался поэт-философ, знакомый с восточной философией. И, естественно, более подходящей кандидатуры, чем Рихард Рудзитис, который переводил уже Р.Тагора, Саади, Дж.Руми, он не мог найти.

Катрина Яковлевна Драудзинь вспоминала: "Доктор Лукин, да и мы все, выражаясь латышской поговоркой, "снимали шапку" перед человеком-феноменом, не побоюсь этого слова". Это подтверждали и письма из Индии Елены и Николая Рерихов. Поэт интересовал семью Рерихов не только как правая рука доктора Феликса, но и как человек необыкновенно широкого дарования и такой же редкой кристально-чистой души. Рериховцы, как правило, были скромными людьми и не выставляли на вид своих дарований и заслуг. У них были гораздо более высокие критерии любой полезной деятельности. Поэтому одами и прославлениями никто друг друга не одаривал. Постулатом членов Общества служила скромность осознания любой своей полезной деятельности как "малейшей частицы общего блага". И к этой строгой оценке своего личного вклада в историю восточной философии XX века Рихард Яковлевич подходил с большой требовательностью, руководствуясь непосредственными консультациями семьи Рерихов и, в частности, Елены Ивановны.

Весна 1934 года для Общества была печальной. Не поборов коварного недуга, слег доктор Лукин. Его пациентов пришлось принимать сыну Гаральду - тоже врачу.

Предчувствуя приближение своего ухода, доктор Феликс пригласил к себе своих ближайших помощников - Рихарда Рудзитиса и Карла Стуре. Оба преданные общему делу. Оба люди пишущие и выступающие с рефератами. Но как они не схожи! Поэт Рудзитис деликатен, почтителен и, главное, контактен, со всеми умеет найти общий язык, на административный пост не претендует. Карлис Стуре - человек властный, не лишенный честолюбия. Но прекрасный педагог и оратор. Рихард Рудзитис искренне убеждает доктора Феликса "не возлагать на него бразды правления", а поручить это Карлису Стуре. Обещает ему во всем помогать (ведь Рудзитис заикался). Доктор Лукин не без огорчения соглашается. Он понимает благородство поэта. Но главное и решающее слово за Рерихами.

17 мая 1934 года Елена Ивановна пишет: "Родной Рихард Яковлевич! Буду так обращаться к Вам, ибо Вы любили и духовно были близки нашему родному Феликсу Денисовичу. Вы правильно пишете, что всем членам Общества предстоит большое испытание. Но я не сомневаюсь, что испытание это будет пройдено успешно. Разве Феликс Денисович не оставил духовных наследников (к ним я прежде всего причисляю Вас), которые несмотря ни на что будут продолжать начатое великое и светлое дело.

В мае 1936 года Рихард Рудзитис был избран председателем Латвийского Общества имени Н.К.Рериха. Все заветы доктора Лукина, его система занятий, график будущих мероприятий, стремление к широким международным контактам - все свято выполнялось... Время подсказывало и новые, более усовершенствованные формы содружества с научным центром востоковедения "Урусвати", установились тесные творческие связи с Прибалтийскими странами.

Общество имени Н.К.Рериха становится истинным духовным очагом культуры Латвии.

5 августа 1940 года Советское правительство издало специальный указ о закрытии культурно-просветительных обществ, чья идеологическая направленность не отвечала требованиям социалистической действительности. Это постановление коснулось и Латвийского Общества имени Н.К.Рериха.

Гунта Рудзите вспоминает: "Отца арестовали в апреле 1948 года в Межапарке... Через несколько дней, не дожидаясь суда, вывезли для переработки, как сырье, его ценную многотысячную библиотеку... Больно и жутко было смотреть на это варварство. На следствии выяснилось, что за ним уже давно была установлена слежка. Нет сомнения, что просматривалась и корреспонденция, особенно идущая за рубеж, в Индию... С точки зрения советских следственных органов, поэт Рудзитис был далек от идей "социализма". И доказательств тому достаточно. Хотя бы то, что он отказался переводить на латышский язык "творения" отца народов - Иосифа Сталина... Также по своему мировоззрению он не стремился поступать в члены Союза писателей Советской Латвии... Были и другие доказательства его "несоответствия общепринятым социалистическим догмам.

Следствие для рериховцев-мужчин было тяжелым, с применением насилия. Особенно тяжело оно протекало по отношению к Р.Рудзитису и доктору Г.Лукину...

Следуя с вооруженным конвоем и собаками в колоннах по маршруту ГУЛАГов Заполярья в Инту, поэт Рихард Рудзитис ощутил острую боль в груди... Утомленное тяжкими допросами на следствии, сердце било тревогу... Маршрут был прерван на полпути, и он очутился в мужском инвалидном лагере поселка Абезь... Там, после лазарета, выписанный в барак с диагнозом "сердечная недостаточность", он не подлежал выводу за зону даже для очистки заснеженных дорог... Оставалась единственная возможность поддержать стимул к жизни - заняться творческой работой... Так родился сборник стихов "На роковой горе" (Страницы Дневника. Инта - Абезь 1949-50 годы)... Писал эти строки с болью в сердце, с тоской по Родине, тревогой за свою семью, осиротевших малолетних дочерей... По сведениям из женских лагерей Интинского района он знал, что арестована была и его жена, Элла, долгое время скрывавшаяся в крестьянских селениях... Слышал о том, что она после вынесения приговора просилась послать ее "в те места, где находится муж". Но может быть, поэтому послана была на юг - в Караганду. "Рериховцы-однодельцы" были рассеяны по всему Союзу - на большом расстоянии от Родины.

После смерти Иосифа Сталина в 1953 году в судебном кодексе СССР произошли большие изменения и была ликвидирована самая распространенная статья - 58-я, гласившая о судебной ответственности и изоляции лиц, занимавшихся "антисоветской агитацией", особенно групповой (пункт 10). В первую очередь освобождались из-под стражи инвалиды, старики и несовершеннолетние "преступники"... Рихард Яковлевич Рудзитис вернулся на Родину раньше других своих «однодельцев» и хлопотал об ускорении их реабилитации...

Роковым для латышских рериховцев был 1960 год. Первым глубоким потрясением для всех и особенно поэта Рудзитиса была неожиданная кончина в Москве старшего сына Рерихов - выдающегося востоковеда Юрия Николаевича. С ним Рихард Яковлевич поддерживал тесную связь с 1957 года, когда Юрий Николаевич приехал по желанию матери в Москву и, еще не определившись с квартирой, жил в гостинице. Пророчески звучали слова Елены Ивановны: "Ты поедешь в Россию лишь на три года".

Завершая свой краткий очерк о поэте-философе, председателе Латвийского общества с 1936 по 1940 год, упомяну лишь о том, что до последнего дня своей жизни Рихард Яковлевич трудился над своей книгой "Братство Грааля", которой посвятил более двух десятилетий и умер осенью 1960 года, не завершив авторской корректуры для издания. Но книга вышла в свет в 1994 году в издательстве "Угунс" после заботливой корректуры издателя Гвидо Трепша. Очевидно, это не последняя книга о творчестве поэта-философа. Наследие его велико и отрадно думать о том, что оно находится в верных руках.                                    http://www.newepoch.ru/journals/10/

 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header