header
header
header
header
header    
header Главная arrow Заочная школа Агни Йоги arrow 2. Основы мировых религий и эзотерических учений. arrow 1а. БИБЛИЯ. ИУДАИЗМ
Заочная школа Агни Йоги
1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги
2. Основы мировых религий и эзотерических учений
3. Агни Йога об управлении собой
4. Агни Йога о Женщине
5. Изучение и жизненное применение Агни Йоги
6. Духовно-психологические практики Агни Йоги
7.Современная наука о Боге, Мироздании и человеке
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
1а. БИБЛИЯ. ИУДАИЗМ - 1.Состав, язык, толкование E-mail
Оглавление
1.Состав, язык, толкование
2.Суть иудаизма и его заповеди
3.Молитва, чтение Торы
4.Суббота, кашрут, праздники
5.Направления иудаизма
6.Каббала
7.Заключение. Литература

 

 

 

 

1. Состав, язык, толкование.

 Нет ничего удивительного в том, что монотеизм возник на Ближнем Востоке, где зародились древнейшие цивилизации (Шумеры, Акад, Вавилон), где сложились древнейшие в истории деспотии, т.е. безоговорочное подчинение власти одного человека - египетские фараоны, например. Сама идея абсолютной власти правителя и его обожествления вели к мысли о Едином Творце.

Отцом еврейского монотеизма (иудаизма) является Моисей. Настоящее еврейское имя Моисея - Моше, и означает оно - «вытянутый из воды» - память о его чудесном спасении египетской принцессой из вод Нила. В западном произношении - Мозес, отсюда другое название иудаизма - мозаизм.

Моисей стал первым еврейским законодателем и, как считается, создателем самого еврейского народа. Именно его учение объединило и сплотило разрозненное кочевое когда-то племя, вышедшее из Египта. В исторических документах, в частности египетских, нет прямого подтверждения этой легенды, поэтому серьезные исследователи считают версию о египетском плене и исходе из Египта весьма сомнительной. Но еврейская традиция считает её истинной и говорит, что примерно в 1220г. до н.э. на горе Синай Творец дал Моше Учение - Тору. Но, естественно, никаких научных археологических подтверждений этому нет. Самый древний свиток еврейских Писаний (Книга Исайи), найденный в Кумране, датируется лишь 2в. до н.э. Датировки же всех книг Танаха установлены еврейскими мудрецами, и, похоже, установлены произвольно.

До нашего времени настоящее Учение Моисея - истинного Посвященного - не дошло. Мы знаем лишь трактовку его еврейскими мудрецами - обычными людьми, не знакомыми с эзотерической основой его. Учение Моисея и современный раввинский иудаизм разнятся в корне, но говорить мы будем о современном иудаизме и его развитии, т.к. именно по его законам живут сегодня верующие евреи.

 Состав священного писания.

Танах (תנך) - это аббревиатура, сокращенное название трех групп книг, входящих в эту Священную Книгу (евреев и раньше и сейчас называют «народом книги»). 

Слово Танах (תנך) расшифровывается так ת- - Тора, נ - Невиим,ך-(כ) - Ктувим.

 Тора - учение.

Тору составляют первые пять книг Писания. Это центральный документ иудаизма.

Другое название Торы - Хумаш - пятикнижие (от еврейского слова «хамеш» חמש - пять).

Традиция считает, что именно эти пять книг продиктовал Творец Моисею, когда он был на горе Синай.

На иврите каждая книга Торы названа по слову из первого предложения данной книги, в европейских языках названия книг говорят об их содержании:

 1. Бытие - повествует о создании мира;

2. Исход - рассказывает об освобождении евреев из египетского плена;

3. Левит - говорит о правилах жертвоприношений и других храмовых ритуалах;

4. Числа - в ней Господь повелел Моисею подсчитать израильтян, здесь же рассказывается о их сорокалетнем странствии по пустыне;

5. Второзаконие - последнее обращение Моше к еврейскому народу перед входом в землю обетованную, в которую ему войти не суждено - повтор тех законов, которые уже были даны народу.

 Но в более широком значении Торой называют все книги Священного писания, все законы, понятия, обычаи и практику, составляющие содержание Иудаизма. Тора - это Учение.

Невиим - пророки.

Повествует историю евреев с момента вступления их в землю обетованную после смерти Моше и до разрушения Первого Храма вавилонянами (586г. до н.э.) и изгнания евреев в Вавилон. Эти книги можно разделить на три группы:

1. Хроники истории еврейского народа в земле обетованной (кн. И.Навина, кн. Судей и кн. Царств).

2. Большие или ранние пророки (книги Исайи, Иеремии и Иезекииля) - здесь поднимаются важные и вечные темы о зле, страдании и грехе.

3. Малые или поздние пророки - это 12 небольших книг пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софония, Аггея, Захарии и Малахии.

Еврейская традиция считает Малахию последним пророком. Слово «нави», которое переводится как «пророк», буквально означает «говорящий от имени Бога». Евреи считают, что после Малахии Бог перестал говорить через людей, поэтому они не признают никаких других священных книг (Новый Завет, Коран).

Ктувим - писания.

Псалмы (на иврите - תהל'ם -«тэhелим» [здесь и далее в некоторых словах употребляется английская буква «h» для более правильной передачи звучания этих слов. Звук этот произносится не как русское "к", "х" или "г", а скорее как английское "h", или украинское "г"],  от глагола - להלל «леhалель» - прославлять) - 150 молитв и гимнов (или псалмов), прославляющих Всевышнего и описывающих взаимоотношения человека и Бога; созданы, в основном, царем Давидом. Верующие считают чтение псалмов одним из наиболее верных путей снискания Божьей милости и обращаются к ним в любых сложных ситуациях.

Сюда же входят Притчи Соломона, Экклезиаст, книги Даниила, Эзры и Нехемии; Руфь и Эсфирь, Плач Иеремии и Песнь Песней, Паралипоменон - летопись царствования царя Давида и, конечно, книга Иова. Именно в ней затрагивается наиболее фундаментальная проблема религии - почему Бог, добрый и благой по сути, допускает существование зла в мире. Эта тема интересовала человека издревле. Ученые назвали «первым Иовом» Страдальца - героя «Вавилонской теодицеи», поэмы, написанной задолго до возникновения Библии. («теодицея» - богооправдание)

По названиям книг понятно, что Танах - это Ветхий Завет - первая часть Библии. Только ее и признают евреи. Новый Завет - вторую часть Библии они не признают.

Язык написания.

Книги Танаха написаны большей частью на древнееврейском и арамейском языках. Новый Завет - на греческом.

Постепенно древний иврит Танаха стал непонятен большинству иудеев, ведь он не был разговорным языком. Да и ученые раввины утратили ключ к своим книгам и не знали точно, как их трактовать, ведь текст писался слитно, без знаков препинания на длинных свитках кожи, закручивающихся с двух сторон на специальные ручки. В иврите нет гласных букв, и трудно было понять, как произносить те или иные слова. Возникла необходимость как-то упорядочить тексты Торы. Большой вклад в это внесли масореты (от ивритского «мсора» - предание, традиция). Они придумали систему огласовок для обозначения гласных звуков; ввели знаки препинания и разделение предложений, абзацев и книг; знаки для повышения и понижения голоса при чтении - кантиляция. Подсчитали число букв, слов и фраз в каждой книге и во всем Танахе; выявили основное, наиболее часто встречающееся в книге слово, которое позволяет лучше понять глубинный смысл, и букву, ибо буквы в ивритском алфавите тоже имеют смысловое значение, которое используется в основном в практике Каббалы. Именно масореты составили справочники, в которых по определенному слову можно найти нужное место в тексте - Конкорданция (для нас - Симфония).

Такая скрупулезная работа с текстом привела к пониманию Писания по букве, а не по духу, что в дальнейшем сказалось, конечно, негативными последствиями.

Толкование танаха.

Еврейская традиция говорит, что на горе Синай Моше получил две Торы - Письменную и Устную. Письменная Тора - это лишь краткий конспект, записанный Моисеем на дневном семинаре, который проводил с ним Творец. Основные законы и практика их применения были даны устно и также устно на протяжении веков передавались из поколения в поколение: от учителя - к ученику. Поэтому не книги считались лучшими наставниками еврейской традиции, а именно учитель, ибо только мудрец-учитель мог мастерски применять одни и те же законы к новым ситуациям постоянно меняющейся жизни.

После разрушения Второго Храма в 70г.н.э. и рассеяния евреев по всему миру, возникла опасность, что Устная Тора может быть искажена или вовсе забыта. Нужно было записать основные ее положения. Эту работу возглавил в конце 2в. Рабби (учитель) Иеhуда hаНаси.

Этот труд был назван Мишна, что значит «повторение». В отличие от Торы, где указания на одну и ту же заповедь разбросаны по многим книгам, в Мишне эти законы систематизированы. Разделы книги охватывают все области жизни еврея, ведь «иудаизм - это «не религия, не философия, не мыслительная система, а способ поведения, образ жизни, ограниченный традициями».

Сразу же после завершения Мишны она стала предметом новых дискуссий, которые длились в течение столетий и примерно к 400-му году были записаны мудрецами Израиля. Так возник Иерусалимский Талмуд. Он дошел до наших дней не полностью, в нем недостает должного порядка и последовательности изложения.

В этот же период и в Вавилонии, где жило больше евреев, чем в стране Израиля (эрец Исраэль), возникают дискуссии по Мишне, которые к концу 5в. были собраны в единую книгу. Называется она - Гемара («Завершение»). Мишна вместе с Гемарой, которая ее разъясняет, составили Вавилонский Талмуд.

Талмуд - это сборник дискуссий мудрецов-законоучителей по различным вопросам права и религиозной практики.

Талмуд - самая всеобъемлющая компиляция устного права. Дискуссии по чисто юридическим нормам называются Галаха («путь»). Все неюридические рассуждения Талмуда - это Агада. Сюда входят исторические сведения, моральные поучения и предания, медицинские советы и т.д.

Еще одну группу в литературном наследии мудрецов составляет Мидраш («толкование»). Когда говорится Мидраш, имеется в виду ритуал, традиция.

На протяжении веков еврейские мудрецы толковали сначала Тору, потом Мишну, затем Талмуд и, наконец, в 1567г. появляется книга Йосефа Каро «Шульхан Арух» («накрытый стол») - это кодекс законов Торы, знание которых необходимо еврею в повседневной жизни. Четыре раздела книги содержат законы о служении Всевышнему, о кашерности (далее будет пояснено) пищи, о семейной жизни и юридические законы. Эта книга должна быть у каждого верующего еврея.

Сефарды и ашкеназы.

Евреи, рассеянные по всему миру, конечно же, подпадали под влияние тех народов, среди которых жили, что сказалось и на их собственных традициях. Евреи Европы, находящиеся под христианским владычеством, стали называться ашкеназы (словом «Ашкеназ» в Торе названа Центральная Европа). У них сложился свой язык - идиш.

Евреев, попавших под власть мусульман в Испании и Северной Африке, стали называть сефарды (словом «Сфарад» в Торе называется Испания). У них тоже был свой язык - ладино.

Разница между сефардами и ашкеназами чувствуется до сих пор. У них разные синагоги и их устройство, разное убранство Тор, есть разница в написании букв и в самом чтении Торы.

Синагоги.

 «Синагог» (на древне-еврейском), или «кништа» (на арамейском) значит «дом собраний» - на современном иврите - «бейт кнесет».

Шмуэль Сафрай, профессор, изучавший историю синагог, считает, что первые синагоги появились в Иерусалиме. Служба в Храме заключалась только в жертвоприношениях. Там не молились и не читали Тору и поэтому примерно в 3 веке до н.э. вблизи Храма стали возникать дома собраний, где люди молились, читали Тору, переводя ее для присутствующих, т.к. большинство уже не понимало священный язык.

Позднее, особенно в галуте (рассеянии), синагоги стали своего рода клубами. Здесь, в специальных комнатах, обучали детей грамоте (отсюда и само название еврейской религиозной начальной школы - хедер - «комната»). В синагоге заседал суд мудрецов, проходили и проходят сейчас различные встречи, общие трапезы и праздники.

Для всех синагог мира существуют единые правила направления молитвы:

- вне Израиля - направляются в сторону Израиля;

- в Израиле - в сторону Иерусалима;

- в Иерусалиме - в сторону Храмовой горы.

Синагоги - абсолютно автономны, независимы и управляются выборным правлением. Любая группа евреев может организовать и построить свою синагогу. При синагогах есть библиотеки, в которых обязательно должны находиться: Тора с комментариями, Мишна, Талмуд, «Шульхан Арух», труды Рамбама и других еврейских мудрецов.

Торы библиотеки - это обычные книги, напечатанные в типографии. Торы, находящиеся в «Арон hакодеш» («Священный шкаф») - обязательно большие свитки, написанные вручную на телячьей коже. Вес их вместе с «одеждой» составляет до 10-15 кг. Тора обязательно «одевается» в футляр. У ашкеназов - это чехол из плюша, бархата или шелка, расшитый золотом и серебром. У сефардов - серебряная или деревянная резная коробка, украшенная резьбой или гравировкой. На ручки свитка обязательно надевается специальное украшение - корона, поэтому и называют свиток - царица Тора. В каждой синагоге находится по несколько свитков. Тора пишется примерно год специально обученными людьми - «софрим» - по очень строгим правилам, разработанным еще в средние века масоретами. Если при написании допущена хоть одна ошибка, свиток бракуется.

Традиции проведения службы - чтения Торы - тоже разработаны в давние времена. Существует целый обряд вынимания Торы из шкафа, из футляра, укладка ее на стол для чтения. До текста Торы нельзя дотрагиваться руками, поэтому существуют специальные указки, которыми можно водить по тексту.

На косяк двери синагоги, как и на косяки дверей жилых домов, обязательно вешается мезуза - длинная коробочка, внутри которой есть кусочек кожи с текстом «Господь Всесильный Господь». На внешней стороне мезузы пишется имя Бога - «Шадай» - שדי. Каббалисты расшифровывают его как - «шомер длатот исраэль» - שומר דלתות ישראל - «страж дверей Израиля». Верующий еврей обязательно, входя в дверь, прикасается рукой к мезузе, а потом целует пальцы, коснувшиеся ее.

Так кто же Он - страж дверей Израиля? 



 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header