header
header
header
header
header    
header Главная arrow Заочная школа Агни Йоги arrow 2. Основы мировых религий и эзотерических учений. arrow 1а. БИБЛИЯ. ИУДАИЗМ
Заочная школа Агни Йоги
1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги
2. Основы мировых религий и эзотерических учений
3. Агни Йога об управлении собой
4. Агни Йога о Женщине
5. Изучение и жизненное применение Агни Йоги
6. Духовно-психологические практики Агни Йоги
7.Современная наука о Боге, Мироздании и человеке
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
1а. БИБЛИЯ. ИУДАИЗМ - 1.Состав, язык, толкование E-mail
Оглавление
1.Состав, язык, толкование
2.Суть иудаизма и его заповеди
3.Молитва, чтение Торы
4.Суббота, кашрут, праздники
5.Направления иудаизма
6.Каббала
7.Заключение. Литература

 

 

 

 

2. Суть иудаизма и его заповеди.

Попробуем разобраться в сути религии вообще и иудаизма, в частности, опираясь на высказывания раввинов прошлых и нынешних времен.

«Мир был создан Единым Творцом по четкому плану и с совершенно определенной целью. ...Божественное присутствие в мире скрыто материальными покровами, оно не проявляется явно, и целью Творения является полное раскрытие, проявление Божественной природы Мира, проявление Бога в Мире. Бог хочет явно проявиться в мире», но сделать это Он может лишь с помощью человека. Но человека надо направить на верный путь, подсказать ему Божественные Истины. Синайское Откровение и есть эта подсказка.

Иудаизм считает, что «без Откровения человечество не может признать власть Творца и принять Тору. Без Откровения цель Мира и смысл человеческого существования останутся неизвестными людям». \6\

Разумно, если под Откровением понимать не только Тору евреев, а некий этап в жизни каждого человека, достигшего определенного духовного уровня, когда происходит его «встреча» с Богом, когда человек начинает задумываться об истинном смысле жизни своей и всего человечества. Поиск этой Истины непременно приводит его к некоему Учению о Боге, потому что к Богу ведет много путей, - как сказано в «Бхагавадгите»,- и на каждом из них Бог встречает нас, ибо все пути, которые ведут к Богу, принадлежат Ему.

И когда человек встречается с Богом, осознает смысл своего существования, он должен объяснить это и другим. Так произошло и с Моисеем. Вести за собой других, труд нелегкий и неблагодарный, поэтому он и отказывался поначалу, но затем смирился и взялся выполнить свое предназначение. Он подчинился плану Бога и взвалил на себя эту тяжелую ношу - донести до сознания людей, для чего они пришли в этот мир, как они должны жить и что делать, чтобы стать образом и подобием Божиим.

Ивритское слово «адам»-אדם - (человек) происходит от того же корня, что и «адама» - אדמה -(земля), ведь Господь создал человека «из праха земного». Но слово «адам» имеет тот же корень, что и глагол «адамэ» - «уподоблюсь» - как сказано у пророка Исайи: «Адаме леэльон» - «Уподоблюсь Всевышнему». \3\

Еврейский мудрец 15в. Абарбанель считает, что ивритское слово «целем» - צלם - «образ, облик» вовсе не означает только «изображение», он производит его от слова «цель» צל-- «тень», т.к. назначение человека - идти путями Творца, следуя за Ним, подобно тени. И он может это делать, ибо сам Бог наделил его частицей святости.

Талмуд комментирует: Когда Всевышний создавал Вселенную, то после окончания каждой части творения, Он произносил: «Это хорошо». Но после сотворения человека Он не произнес этих слов, ибо задумал и сотворил человека Всевышний так, чтобы он сам в течение жизни (а вернее, жизней) на Земле сознательно довел себя до совершенства.

«Человек должен стать младшим партнером Творца. Без его усилий мир не достигнет желанного совершенства. ...Но прежде чем возвысить мир, человек должен сперва возвысить себя. ...Для этого и дал Всевышний людям Тору - весь план Творения, чтобы людская деятельность на Земле обрела цель и смысл».

«В еврейской литургии, в псалмах Тору часто называют «оль» -על -«иго, ярмо, бремя». И это очень точный образ. Принять на себя «иго Царства Небесного» - значит принять на себя ответственейшие обязательства, значит совершать постоянное духовное усилие, чтобы соответствовать высоким стандартам Торы». \3\

«Замысел Бога величествен и сложен, и задача, возложенная на человека, исключительно непроста. Евреи, чье существование во все времена было крепко-накрепко связано с Торой, жили с сознанием того, что от каждого их поступка зависит будущее Мира». \6\

По сути своей это так, но, пойдя путем раввинского иудаизма, зациклившись на соблюдении заповедей, они забыли о грандиозном плане Творца, ведь уходя в мелочи, не видишь и не осознаешь целого.

 А план Творца, действительно, был гениальным, ведь учение монотеизма принес в мир не какой-нибудь сильный народ, обладающий властью, а небольшое, угнетенное скотоводческое племя. Люди, весьма примитивные даже для своей эпохи, да еще столетия до этого пребывавшие в рабстве, получают величайшее Учение. Учение, созданное Всезнающим Творцом, дано не понимающим почти ничего.

Гениальность плана в том и состоит, что даже примитивное сознание, развиваясь в правильном направлении, достигнет намеченной Творцом цели. Именно выходцы из этого примитивного племени, трансформировав в веках свое сознание, добились величайших результатов во всех областях жизни и деятельности людей. Именно это небольшое племя принесло в мир Учение, из которого появились основные монотеистические религии, изменившие и сам мир.

 Все Священные Писания начинаются с космогонии - создания мира и жизни в нем.

Об этом говорят глиняные таблички, найденные в 1975г. при археологических раскопках Эблы неподалеку от Телль-Мадриха в северной Сирии. Расшифрованные учеными записи очень похожи на описание сотворения мира из книги Бытия. Таблички эти датируют 2250г. до н.э., т.е. за столетия до рождения не только Моисея, но и Авраама (1800г. до н.э.)

Но больше всего рассказ о сотворении мира из Библии похож на шумерский «Миф творения», таблички с наиболее полной версией его - «Энума элиш» («Когда вверху») найдены при раскопках библиотеки Ашшурбанипала - царя города Ниневии. Текст иногда слово в слово совпадает с тем, что написан в книге Бытия, но они старше ее минимум на тысячу лет. Миф записан на семи таблицах: 6 из них описывают сотворение мира Богом, а седьмая полностью посвящена восхвалению Творца.

В книге Бытия: 6 дней творения, а 7-ой - отдых и любование трудом. Похоже, что потомки Авраама - выходца из шумерского города Ур - сократили и подредактировали именно этот «миф творения».

По мнению некоторых исследователей, Моисей был знаком с содержанием этих табличек, и именно на их основе написал книгу Бытия.

 Все Священные Писания повествуют об истории народа и о том, как встретился этот народ с Богом. И Бог у каждого свой. У шумеров был Нибиру, у вавилонян - Мардук, у ассирийцев - Ашшур. Евреи поступили также, как и все предыдущие народы - дали Всевышнему Божеству свое, новое имя - Иегова (יהוה) - Сущий.

Почему именно Иегова? Вот что пишет об этом Е.И.Рерих:

«Моисей, будучи учеником египетских жрецов, был посвящен в их тайное знание, в Единство Космоса, Единство в многообразии. И эту идею Единства он утвердил в виде Единоначалия, именно в массах, закрепив почитание единого аспекта Божества, как Иеговы. Кроме того, существовали другие причины, почему был избран именно образ Иеговы, как Руководящее Начало или Божество для еврейского народа. Вспомним, на какой высоте стояла Наука о светилах в древнем Египте. Иегова был связан с Сатурном, и народ израильский, как отдельная нация, зародился под этим Светилом» (Письма, 26.05.34).

Так как символы изображения Божества были уже использованы более древними народами, евреи запретили вообще изображать Бога, а также и произносить его имя Иеhова (יהוה - Тетраграмматон), заменив его на Адонай (Господин), или Элоhим, найдя в последнем имени гениальное решение проблемы универсальности Бога. Слово «Элоhим» можно произвести от слова «Эль» - «Бог», или от слова «элоhа» - «сила». То есть «Элоhим» можно перевести как «Боги» или «Силы». Элоhим евреев - это единое, но многоликое и всесильное божество.

 Первым, кто услышал голос этого Бога был Аврам ( אברם), который послушался приказа Его и ушел из Ура халдейского в землю, которую указал ему Господь. Бог обещал ему, что «от Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли. Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд» (Быт.18:18-19).

Творить правду и суд, то есть соблюдать этические нормы - вот основная заповедь, которую дал Творец Авраму и потомкам его. Веру в то, что для человечества существует единый Бог и что Его главная забота, чтобы люди вели себя нравственно, можно назвать этическим монотеизмом. Это и есть главное наследие евреев человечеству. Но, к сожалению, современный иудаизм меньше обращает внимания на этические законы, увлекаясь выполнением различных, порой высосанных из пальца заповедей поведения еврея.

Выбирая кого-то для служения, Бог непременно чем-то его выделяет, благословляет, но и требует определенной жертвы.

В имя Аврама была добавлена еще одна буква «ה», входящая в священное имя Бога.

«И не будешь ты больше называться Аврамом (אברם), но будет тебе имя Авраам (אברהם), ибо Я сделаю тебя отцом множества народов» (Быт.17:5). - Так выделил Всевышний Авраама.

«И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» (Быт.17:8) - Так благословил Бог Авраама.

«...Да будет у вас обрезан весь мужеский пол. Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие да будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола... и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным» (Быт.17:10-13) - Такую жертву должен приносить избранный народ.

Избранность всегда связана с жертвенностью. Еще одному страшному испытанию подверг Бог Авраама - приказал принести в жертву всесожжения единственного сына Исаака. И Авраам подчинился. Но Бог хотел только испытать Авраама. Ангел Господень остановил его. Хотя во времена Авраама человеческие жертвоприношения были обычным делом и практиковались по всему миру, Бог таких жертв не требовал. Ему нужно лишь послушание.

Жертвоприношение Авраама на иврите называется «Акедат Ицхак» - «Жертвоприношение Исаака», хотя слово «акеда» вернее перевести как «связывание», ибо только этого и требует Господь - связать все свое самое дорогое в нашей обыденной человеческой жизни и принести на алтарь Всевышнего.

Понятие акеда стало для еврейского народа очень важным; оно символизирует готовность евреев, если необходимо во имя Бога, приносить в жертву свою семью и собственную жизнь. Евреи средневековья иногда убивали детей, жен и самих себя, чтобы избежать крещения, и считали, что поступают по примеру Авраама.

 Вместо сына Авраам принес в жертву всесожжения овна, которого послал ему Господь. И евреи стали приносить в жертву не младенцев, как обычно делали жители Ханаана, а животных. Правила жертвоприношения животных подробно описаны в Торе.

Моисей действительно был великим Посвященным, владевшим истинным Знанием, и знал он также, что давать эти знания можно лишь в форме, понятной людям, которым он его нес. А нес он его рабам.

Евреи - рабы в Египте - возможно, тоже символ. Раб - это тот, кто живет по чужой указке, по приказу хозяина. И, похоже, на том эволюционном этапе развития эта «указка» была уже неверной. Многобожие египтян должно было смениться единобожием.

Принятие единобожия очень важно, так как это ведет к осознанию Единства Мира, к осознанию главного Космического закона - Закона Всеединства.

Чтобы показать невежественным рабам мощь Единого Бога-Творца, Моисей говорит, что Бог сотворил мир за 6 дней, хотя, как Посвященный он знал, что Дни Творения - это огромные периоды времени.

Чтобы объединить этих жестоковыйных евреев (еврей - значит «перешедший», т.е. принявший новую веру), он говорит, что Бог избрал именно их своим народом, и поэтому они должны слушаться Его.

Сознание евреев времен Моисея было настолько низким, что в нем еще не могло родиться любви к Богу, но что такое страх они знали. И этот страх Божьего наказания заставлял их поступать согласно законам Бога, т.е. законам Бытия.

И один из этих законов говорит, что человек, приходя в этот физический мир, должен избавляться от своих животных качеств, приносить их в жертву Всевышнему, сжигать на Огне Сердца своего. Как напоминание об этом Высшем Огне, было заповедано всегда поддерживать огонь на жертвеннике Храма. Храм - это символ Высшего Мира, куда душа человека может попасть лишь очистившись, лишь принеся жертву (имелись в виду низшие животные качества человека). Но сознание народа было настолько низким, что Учение Моисея воспринималось буквально и на жертвенном огне Храма стали сжигать обычных животных.

 Жертвами Богу можно считать и трудности, которые встают на пути у человека, стремящегося к Высшему. Учение дается людям в пустыне - месте, сопряженном с трудностями и неудобствами жизни даже для непритязательных, неизбалованных комфортом рабов. Как и многое в священных книгах - это символ. Ведь, действительно, если человек вступает на путь самосовершенствования, перед ним сразу же возникают трудности и препятствия, ибо только в преодолении их и возможно продвижение по пути эволюции. Они - ступени для поднятия духа.

Именно такой «путь сотворения человека «по образу и подобию Божьему» избрал Бог. Этот путь - процесс, эволюция, причем эволюция, осуществляемая усилиями не только Бога, но и самого человека. Та самая автоэволюция человека, о которой сегодня только начинают поговаривать, на самом деле в определенном смысле, а именно в духовно-моральном, шла изначально. Поэтому, когда человек, пусть даже один, а не все общество, но такой, как Моисей, делал значительный шаг в приближении к «образу и подобию Божьему», это меняло саму картину состояния человечества». \1\

«Усилия праведников приближают все человечество к Богу», - говорят еврейские мудрецы.

«Видя и ощущая все, будучи Хозяином, Властелином любой ситуации, Бог самоограничивает себя, давая человеку свободу в выборе путей. Именно эта свобода, данная человеку, его способность выполнять то, для чего он создан, или же отворачиваться от своей миссии, своего Создателя и Друга - дает возможность Творцу вознаградить праведников и карать тех, кто сознательно отрицает свое предназначение, осмысленность Бытия и власть Всевышнего. ...Человек начинается тогда, когда он говорит «Стоп!» своим животным инстинктам, не изгоняет их, не отворачивается от них, пытаясь игнорировать их существование, но ограничивает их власть, умеряет их силу». \11\ И человек в силах сделать это. А чтобы ему было легче идти этим нелегким путем самосовершенствования, и дано Учение - Тора - те заповеди, которые помогут человеку изменить себя.

 Десять Заповедей Моисея.

Конечно, Десять заповедей, высеченных на Скрижалях Завета, были кодексом нравственных законов, культовых и этических предписаний, данных всем людям, а не только евреям. И конечно, они давались и раньше.

Теософия и Агни Йога тоже говорят об этом: «Цель очередного прихода на Землю каждого Учителя Света заключается в том, чтобы дать человечеству тот или иной аспект Космической Правды в форме, соответствующей ступени сознания, достигнутой человеком». (Г.А.Й.1961,376)

Многие мифы и легенды рассказывают о том, что у мира есть Творец, Создатель всего сущего. И этот Царь Вселенной передает в руки царя земного часть своей божественной власти - право управлять людьми, вручая при этом свод законов, выполняя которые люди будут жить счастливо.

Есть этому и, так сказать, материально-историческое подтверждение. Археологи обнаружили стелу 18 в. до н.э., на которой изображен вавилонский царь Хамураппи, которому Бог вручает свиток с Законами. Большая часть этих «Законов Хамураппи» дошла до наших дней. Скрижали Завета, врученные Богом Моисею (15 в. до н.э.), - это лишь подтверждение легендарной традиции.

Так давайте вспомним заповеди, данные в Торе.

«И изрек Бог все слова сии, говоря:

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, А день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». (Исход,20:1-17)

Эти заповеди повторяются с небольшой вариацией второй раз во Второзаконии (5:7-21)

Разберем их чуть подробнее.

«Я Господь, Бог твой, ...Да не будет у тебя других богов ...»

Самая первая и самая важная заповедь утверждает Единобожие. Так для неразвитого сознания людей того времени дается Закон Всеединства - основной Космический Закон.

Этот Единственный Бог, могучий и всесильный, создал весь мир и все сущее в нем. И коль Он так могуч, то Его надо слушаться (бояться). Важно и то, что если Бог Един, то и Правда (Истина) тоже должна быть единой для всех, то есть общие для всех нормы и законы. Если же богов много, то нет и единой Правды, тогда будут твориться беззакония.

«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства».

Каббалисты считают, что египетское рабство - это тоже символ, символ своеобразного рабства - излишней привязанности человека к материальным благам и устремленности к ним. Вспомните, как евреи стали сетовать на Моисея за то, что лишились даже тех немногих удобств, которые были у них в Египте, когда они были рабами, ведь для них цель жизни и смысл её - вкусная похлебка, дом, пусть тяжелая, но работа - некий установленный кем-то привычный порядок. Им довольно и этого. Они стали рабами своих низких устремлений, их кумир слишком материален. А ведь дальше сказано:

«Не делай себе кумира...

Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель...»

В тексте, конечно, говорится о кумирах-идолах (вспомните золотого тельца, отлитого евреями, пока Моисей был на горе Синай). Но ведь этот идол - «золотой телец», к сожалению, до сих пор живет в сердцах и сознаниях людей. И до сих пор не понимают они, что за их «поклонение» идолам славы, богатства, наслаждения и т.д. действительно будут наказаны. И наказан, конечно, будет сам человек. Возможно, слова: «наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» были внесены позднее и не принадлежат Моисею - истинному Посвященному, знавшему Закон Кармы, Закон Воздаяния. В такой форме объяснялось человеку, что он приходит в этот мир, чтоб совершенствовать себя, расти духовно, а не копить богатства земные - не создавать себе материальных кумиров.

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».
 Почитание Высшего, осознание святости даже Имени Его - тоже очень важная заповедь.

«Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, А день седьмой - суббота Господу, Богу твоему...»

Заповедь говорит о том, как важно за повседневной суетой не забыть о самом главном - обращении к Высшему. Суббота - это время духовного сосредоточения, размышлений о Боге.

Кроме того, этот день уравнивает всех, ибо пред Богом все равны - «не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих».

Дать отдых даже рабу! В то время это был поистине революционный закон.

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».

Поклонение Богу и почитание родителей - это, по сути, утверждение в очень примитивной форме еще одного Космического Закона - Закона Иерархии.

«Во всем Космосе царствует закон Иерархии. Именно в Космосе существует подчинение низшего высшему. Что же может существовать без понятия Ведущего?» - пишет Е.И.Рерих (Письма, 17.10.35)

Почитание Бога - это утверждение принципа Водительства Высшего, Закона Воли Высшей.

Почитание родителей - это еще один аспект того же закона, ибо у него есть еще одно название - Закон Преемственности. Родители всегда стоят на жизненно-временной ступени выше, чем их дети. И дети должны помнить об этом, любить и уважать своих родителей, заботиться о них. Так утверждается вековечный закон почитания предков.

Пройдут годы, дети сами станут родителями, а затем у их детей родятся дети... Так тянется во времени иерархическая цепь - бесконечные ступени лестницы Якова.

Эта заповедь является как бы связующим звеном между законами, устанавливающими отношения между человеком и Богом и следующими пятью - устанавливающими отношения между человеком и человеком.

«Не убивай».

Не имеет права человек кого-то лишать жизни. Это прерогатива Высших Сил, а вернее, Высшего Закона - Закона Кармы. Библейское «око за око, зуб за зуб» - это тоже утверждение Закона Кармы, но человек понял это превратно и взял на себя право карать.

А ведь Творец в другом месте Писания четко говорит: «У Меня отмщение и воздаяние» (Второзак.32:35) и «Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим» (Откр.2:23)

«Не прелюбодействуй».

Прелюбодеяние - это стремление удовлетворить низшие желания плоти. Стремление к сексуальным наслаждениям - это развитие в себе низких разрушительных энергий, которые задерживают человека на животном уровне, не дают ему духовно расти.

Кроме того, соблюдение верности - это и есть воспитание в себе этого высокого качества.

«Не кради».

Опять в очень примитивной форме дается еще одна космическая истина - всегда лучше отдавать, нежели брать. Отдавая, мы развязываем кармические узлы, беря (особенно воруя) - лишь больше затягиваем их.

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

Здесь говорится об ответственности человека не только за свои поступки, но и за слова, ведь слово в мироздании имеет такое же разрушительное или созидательное свойство. Возводя напраслину на кого-то, человек тоже затягивает кармический узел, и развязать его придется страданием и болью.

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

Вновь для примитивного сознания объясняется, что зависть и стяжательство - это качества негативные и их надо в себе уничтожать.

 Все эти заповеди - Законы Моисея - конечно же, являются общечеловеческими.

«Десять заповедей - это достояние всех народов мира, и они вовек останутся заветом Божьим» (Э.Ренан)

В понятных для неразвитого сознания тогдашнего человечества формах запретов и повелений людям были даны не только основы философских и теологических концепций о сущности Бога и Его всемогуществе, воздаянии и каре, но и идеи равенства, гуманности и морально-этических обязанностей человека.

«Десять заповедей оказали огромное влияние на метафизические воззрения и нравственные устои значительной части человеческого общества. Несмотря на то, что они, как и другие библейские тексты, создавались на фоне древних культур Ближнего Востока, они не сравнимы ни с одним из известных истории ранних сводов теологических и этических учений. Десять заповедей являются единственным в своем роде кодексом всеобъемлющих истин и принципов, положенных в основу монотеизма, естественного права и этики» - вот так высоко оценивают в мире значение этих Заповедей.

Но раввинский иудаизм никогда не считал «Десять заповедей» неким символом веры. Еврейские мудрецы придумали много своих законов, своих заповедей. Вот их мы сейчас и рассмотрим.

Заповеди еврейской традиции.

Иудаизм не отделяет себя ни от одной стороны бытия и не ограничивает свои интересы только ритуальными актами, имеющими мистическое значение в духовных мирах. Еврейская религия во всей полноте и есть жизнь. Она определяет для человека иерархию жизненных ценностей и помогает идти по правильному пути. Для этого и был разработан еврейский Закон - Галаха. Галаха - это практические рекомендации, а не теория, ведь и само слово «Галаха» означает «путь, по которому идти». Ее предмет - правильное соблюдение заповедей в любой ситуации, при любых условиях. Галаха служит тому, чтобы конкретизировать абстрактное и освятить мирское.

Талмуд учит, что в Торе содержится 613 заповедей (мицвот), хотя сама Тора нигде не определяет их количество. Так решили мудрецы, писавшие Талмуд.

Заповеди эти делятся на разрешающие и запрещающие.

Разрешающих, повелевающих делать что-либо - 248. Как говорит традиция, таково количество частей тела человека. И как каждый орган человеческого тела выполняет определенные функции, так и верующий человек обязан выполнять определенные заповеди.

Запрещающих заповедей - 365. Таково число дней в году солнечного календаря и, как считают мудрецы, число жил в человеческом теле. И традиция говорит, что каждый день ты должен сдерживать себя от запрещенных деяний, путем напряжения всех твоих жил.

Многие из заповедей теперь уже не актуальны, но по-прежнему многие из них являются сутью жизни верующего еврея, еврея, исповедующего раввинский иудаизм. Но, к сожалению, раввинский иудаизм - это мудрость людская, а как сказано в Новом Завете: «Господь знает умствования мудрецов, что они суетны. Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом, как написано, «уловляет мудрых в лукавстве их»». (1 Коринф.3:19-20)

 Поговорим чуть подробнее об основных заповедях современных евреев.

Обычно заповеди подразделяют на этические и ритуальные.

Этические - мицвот между людьми (на иврите - «бейн адам лехаверо» - между человеком и его другом)

Ритуальные - между человеком и Богом (на иврите - «бейн адам ламаком». «Маком» значит «место» и это тоже одно из имен Бога, ибо Он вездесущ.    

 Начнем с трех основных, с трех «Т»: талит, тфилин, тфила.

Талит - это «накидка», «плащ» - прямоугольное покрывало, к углам которого, согласно библейскому предписанию, прикрепляются кисти (цицит). Во времена Мишны и Талмуда такой плащ из шерсти или льна был частью повседневной одежды евреев, но со временем вышел из употребления и остался лишь как ритуальное облачение, которое надевают ради цицит - кистей.

Закон о «цицит» - один из немногих библейских законов, которым Творец дает объяснение: «Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти. И будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы перед Богом вашим». (Числа,15:38-40)

Т.е. здесь используется принцип: увидишь - вспомнишь.

Существуют большой и малый талит. Большим талитом мужчины покрываются во время утренней молитвы. Малый талит - четырехугольный кусок ткани с дыркой для головы, закрывающий плечи, грудь и спину, к углам которого прикреплены цицит. Его носят постоянно мальчики и мужчины, надевая прямо на тело под одежду и выпуская кисти наружу.

Бог повелел делать одну нить цицит голубой - как напоминание о небесах - символе чистоты и духовности. Раньше так и было. Эту голубую краску делали из морского моллюска хилазона по особому рецепту. Но со временем рецепт этот был утерян, да и моллюски эти почти исчезли, и теперь все нити цицит белые. И возникает вопрос - если нет голубой нити - символа Неба и устремленности к Всевышнему, не является ли ношение цицит символом простой человеческой суетности и пустым обрядом? Верующие так не считают, ибо еврейские мудрецы «вплели» в цицит кучу других символов. Говорить о них интересно, но очень долго, поэтому лучше опустим это объяснение.

 



 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header