В истории искусства в определенные периоды времени появляются личности, творения которых отличаются исключительно глубоким, каким-то мистическим качеством, опережающие своих современников по уровню духовного развития. Такими были Леонардо да Винчи, Рембрандт, Бетховен, Бальзак. К этим именам можно добавить и имя Н.К.Рериха. Академик Яншин ставит Рериха в один ряд с Циолковским, Чижевским, Вернадским – крупными учеными, которые еще до полетов в Космос говорили об изучении Земли и Космоса, о неразрывной связи человека и Космоса. Действительно, главная черта философско-мировоззренческих взглядов Н.К.Рериха, главная направленность его художественных произведений – их космизм, размышления о важнейшей роли человека и человечества в космической эволюции. Главнейшую роль в достижении гармонии жизни Рерих отводит искусству, ибо именно искусство соединяет в себе радость красоты, творчества, познания окружающего мира и человека. Искусство считал он мерой духовной эволюции человечества. И для искусства Николай Рерих стал тем, кем являлся Эйнштейн для науки, или Форд – для промышленности. Он связал искусство с наукой, красоту с пользой, Восток с Западом, человека с Космосом. Его картины – это не просто пейзажи или исторические сцены – это философские размышления о Времени. Художественные образы Рериха – художника-философа – несут, как правило, символику общечеловеческих понятий, и чтобы до конца осознать их, нужна немалая работа мысли и сердца зрителя. Ф.М.Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Рерих, через Учение Живой Этики, уточнил: «Осознание красоты спасет…» И он всю свою жизнь пытался разбудить в умах и сердцах людей это осознание красоты. Все его творчество – это помощь людям в осознании Красоты Земли и Неба, Природы и Человека. Н.Рерих – вождь и вестник Культуры, писал: «Там, где культура, там и мир. Там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура – есть накопление высочайшей Красоты, высочайшего Знания. И это воистину так, ведь и само слово «культура» состоит из двух слов: «культ» и «ур». Культ – это поклонение, уважение. Ур – это свет. Значит, культура – это поклонение Свету, устремленность к Свету». И этот Свет Культуры и Красоты он пытался нести людям всеми делами своими и всю свою жизнь. В 1906 г. Рериха назначают на пост директора Школы Общества поощрения художеств, где он проработает до 1917 г. В1909 г. он получает звание академика и становится действительным членом Академии художеств. В 1910 г. возглавляет общество «Мир искусства». Кроме этих директорских должностей, работа над собственными картинами, литературная деятельность, археологические изыскания, путешествия по стране с целью запечатлеть грандиозную «каменную летопись Руси». 90 картин серии «Архитектурные этюды», которую Сергей Эрнст, искусствовед и публицист, современник Рериха, назвал «Пантеоном нашей былой славы», не только запечатлели красоту пропорций древних памятников, но и пробудили патриотические чувства, воскресив память о подвиге народа. Работая над этой серией, Николай и Елена Рерихи посетили более 40 русских городов. И во всех городах, где побывали Рерихи, были организованы общества по охране памятников. Эта деятельность во благо Культуры и Красоты продолжилась и за границей. В Америке были созданы: объединение художников «Cor Ardens» («Пылающее сердце», международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец мира»). Его Задачей было осуществление сотрудничества деятелей науки и искусства разных стран. Больших средств для осуществления своих проектов у Рериха никогда не было, но огромный организаторский талант помогал воплощать ему свои задумки в жизнь. Например, работа Института объединенных искусств началась в бывшей студии знакомого Рериху художника. Когда его спросили, неужели он думает разместить целый институт в одной комнате, Н.К. ответил: «Каждое дерево должно расти, так же и каждое дело. Если оно жизненно, то оно разрастется, если же ему суждено умереть, то все равно умирать придется в одной комнате». В своей статье «Созидательная работа» Н.К. пишет: «Правильность и жизненность мысли сообщает ей качество магнита. Итак, начиная скромно, устремляйте мысль вашу о постройке мощной и победоносной, помня, что свет и благо лучшие союзники». На протяжении многих лет Рериха не переставала волновать идея создания документа об охране культурных ценностей, особенно во время военных конфликтов. По примеру знамени Красного Креста, развивающегося над госпиталями, художник предложил создать Знамя Мира, которое должно отмечать учреждения и памятники культуры. «Красный Крест бережет здоровье, но будет Знак, берегущий культуру», - писал он, надеясь, что этот знак предохранит и защитит культурные ценности от разрушения во время войны и от вандализма в мирное время. Для Знамени Мира художник избрал древний символ эволюции духа – три едва соприкасающихся круга, образующие обращенный вверх треугольник – символ эволюции, в окружении кольца Вечности. Упорно и настойчиво он проводил в жизнь свою идею. В1929 г. Рерих предложил на обсуждение мировой общественности проект Международного пакта по охране культурных ценностей. Он назвал этот документ «Пакт Мира», но чаще его называют «Пакт Рериха». В 1931г. художник призывает к созданию Всемирной Лиги Культуры. Программа Лиги предусматривала распространение идеи мира, охрану культурных ценностей, поддержку передовых научных изысканий, обмен культурными достижениями между государствами, изучение вопросов материнства и детского воспитания, которому всегда придавал огромное значение, считая, что дети – это будущее любой нации. Идея «Пакта Рериха» и Знамени Мира встретила широкую поддержку мировой общественности. И 15 апреля 1935г. этот международный документ подписали более 20-ти стран. Это доказало, что «предложенный флаг есть символ всего Мира, не одной страны, но всего цивилизованного человечества». Вторая Мировая война прервала это широкое движение. Но после войны, в 1954г. в Гааге, по инициативе ЮНЕСКО на основе «Пакта Рериха» был подписан Заключительный акт Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Эта конвенция ратифицирована большинством стран мира.
|