header
header
header
header
header    
header Главная arrow Заочная школа Агни Йоги arrow 2. Основы мировых религий и эзотерических учений. arrow 11. РЕЛИГИЯ БАХАИ
Заочная школа Агни Йоги
1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги
2. Основы мировых религий и эзотерических учений
3. Агни Йога об управлении собой
4. Агни Йога о Женщине
5. Изучение и жизненное применение Агни Йоги
6. Духовно-психологические практики Агни Йоги
7.Современная наука о Боге, Мироздании и человеке
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
11. РЕЛИГИЯ БАХАИ - 1.Предыстория E-mail
Оглавление
1.Предыстория
2."Тот, Кого явит Бог"
3.Выход на мировую арену
4.Вероучение бахаи
5.Вероучение бахаи (продолжение)
6.Вероучение бахаи (продолжение)

 

 

 

4.Вероучение бахаи.

 

Характерной особенностью религии бахаи является отсутствие института священнослужителей. Они считают, что посредником между Богом и человеком служит Пророк, принесший эту веру. Другого посредника не нужно. Отношения человека и Бога носят мистический характер, и в сокровенный диалог верующего с Богом никто не должен вторгаться.

В основу вероучения бахаи легли Откровения Бахауллы.

Главная тема Откровения Бахауллы - единство.

Он учит, что «земля - единая страна, и все люди - её граждане». Он ратует за установление законов, которые должны лечь в основу планетарной цивилизации, выступает за искоренение всех форм предрассудков, за равенство между женщинами и мужчинами, за признание общего источника и сущностного единства великих религий мира, за устранение крайностей нищеты и богатства, за установление всемирного содружества народов, основанного на принципах коллективной безопасности, за признание гармонии религии с разумом и научным знанием. Центральное место в Учении Бахауллы занимает принцип служения человечеству.

Сущность Бога.

По учению бахаи, «Бог - непостижимая Сущность... Он пребывает и всегда пребывал сокрытым в предвечности Сути Своей, и вовеки пребудет Он в Своем Естестве непроницаемым для человеческого взгляда». «Сущность всякой истины» - одна из метафор, обозначающих Бога в Писаниях бахаи, где особо подчеркивается невозможность полного постижения этой Божественной Сущности человеком: «Тот же, кто притязает на познание Его Сущности, есть невежественнейший из людей».

Абдул-Баха, комментируя это, говорит: «Все, что находится на более низкой ступени, не в состоянии постичь сущность того, что стоит выше».

Всё, на что способен человеческий разум, это определить некоторые качества Бога.

Эти качества, как правило, есть противоположные несовершенствам человека.

Основателей всех религий бахаи считают Пророками и называют Священными Явителями, которые принесли людям Божественное Знание через Божественное Откровение. Таковыми они считают Авраама, Моисея, Христа, Мухаммада, Баба и Бахауллу, а также Кришну, Будду и Зороастра. Они утверждают, что Божественные Явители есть единственные посредники между Богом и людьми в постижении Господа.

Единство религий.

В Писаниях бахаи неизменно подчеркивается, что Бог един и суть всех религий едина.

«Со времен Адама и до дней нынешних одна за другой в мире появлялись Божественные религии, и каждая из них имела собственное предназначение, и каждая возрождала человечество, направляя и воспитывая людей и служа их просвещению. Религии выводили людей из тьмы мира природы и вели их к свету Царствия Божия. Однако по прошествии веков Закон устаревал, становился безжизненным и потому неизбежно заменялся новым.

Религия Бога едина, но она нуждается в постоянном обновлении. ...

Все религиозные законы ...соответствуют уровню развития людей, для которых были созданы, а также тому времени, в которое предписывалось следовать этим законам. ...

Всмотритесь в сей мир бытия, и вы увидите, что все сущее нуждается в обновлении. ...

Мышление изменилось, образ жизни стал иным, искусства расцвели, науки явили невиданные открытия и изобретения, восприятие обострилось. И возможно ли, чтобы та жизненно важная сила, каковой является религия - залог великих успехов человечества, вернейший путь к жизни вечной, источник бесконечных совершенств, свет обоих миров - не обновлялась? Господь с Его милосердием, Его любовью и добротой не допустит этого.

Религия содержит две основные части - духовную и практическую.

Духовная никогда не изменяется. Все богоявления и все Пророки Божии учили одной истине и вводили одинаковые духовные законы. Они устанавливали один и тот же свод моральных правил. Истина неделима.

Практическая сторона религии касается внешних форм и обрядов, а также мер наказания за определенные проступки, ...которые должны меняться в соответствии с требованиями времени.

Но процесс религиозного обновления не есть механическое воспроизводство прежнего, он прогрессирует сообразно уровню коллективного развития и взросления человечества.

...Все современные религии свелись к обрядности и предрассудкам, которые не согласуются ни с истинными принципами представляемого ими учения, ни с современными научными открытиями. Многие религиозные руководители ... учат тех, на исцеление чьих душ претендуют, упорно придерживаться внешних форм, путая их с глубинной истиной.

Эти формы и ритуалы... вступают в противоречие, порождая разногласия, ненависть и разъединение. ...Многие недоразумения и распри возникают в мире из-за искусственно созданных человеком противоположностей и противоречий».

(Китаб-и-Иган и комментарии Абдул-Баха к этой книге)

Суть религии.

Согласно учению бахаи, религия призвана объединять сердца, устранять войны и раздоры, служить источником духовности, дарить свет и жизнь каждой душе. Если религия станет причиной антагонизма, ненависти или разногласий, то лучше обходиться без нее, и отчуждение от такой религии было бы истинно религиозным шагом. Любая религия, не ведущая к любви и согласию, не есть религия.

Проповедь мира между религиями звучит со многих страниц Писаний Бахауллы:

«Вера Божья и религия Божья с неба воли Владыки предвечности ниспослана и появилась ради единения и согласия народов. Не делайте ее орудием раздора и вражды.

О люди земли! Первая благая весть, которою облагодетельствован весь мир теперь... - вычеркивается постановление о войне за веру (джихад). Удалена из Книги заповедь, призывающая к «священной войне» и раздору».

Абдул-Баха развивает эту тему дальше:

«Все ссоры, разногласия и распри, окружающие нас со всех сторон, происходят из-за того, что люди придают первостепенное значение обрядам и забывают простые основополагающие истины. Лишь внешняя обрядность отличает религии друг от друга, вызывая разногласия и вражду, в то время как суть их остается всегда одной и той же. Суть их - Истина, истина не знает разделения. Истина - руководство Бога, свет мира, любовь и милосердие.

... Если кто-то считает, что только его религия является истинной, то он делает себя слепым по отношению к истине, которая заключена в других религиях.

...Если религия приводит к враждебности, то она бесполезна, она хуже неверия.

...Единственное существенное различие таково: одни люди принадлежат духовному миру, другие - земному. Одни, во имя Любви к Всевышнему, самоотверженно служат человечеству, устанавливают гармонию и единство, ратуют за мир и согласие среди людей. Иные эгоистичны и ненавидят своих ближних; их сердца полны предрассудков, вытесняющих доброжелательность; именно под их влиянием возникают ссоры и разногласия.

... Станем же кроткими, освободимся от предубеждений и будем предпочитать благо других своему собственному».

Гармония религии и науки.

В «Парижских беседах» Абдул-Баха говорит:

«Между истинной религией и наукой нет противоречий. Если религия противопоставляется науке, то она становится всего лишь предрассудком, ибо противоположность знания есть невежество.

...Истинные принципы всех религий находятся в согласии с учениями науки. ...Все религиозные законы согласуются со здравым смыслом. ...Все вопросы, которые касаются морали и содержатся в духовном, неизменном законе каждой религии, логически верны. Если бы религия противоречила логическому мышлению, она не была бы больше религией. А стала бы всего-навсего традицией. Религия и наука - два крыла, на которых взмывает человеческая душа. На одном крыле лететь нельзя! Если человек попытается полететь, опираясь лишь на одно крыло религии, он быстро угодит в трясину суеверий; если же он полетит лишь на крыле науки, то также не продвинется, но упадет в беспросветное болото материализма. ...Когда религия не идет рука об руку с наукой, она сама оказывается во мраке предрассудков и невежества. ...Противоречия между наукой и традиционными религиозными воззрениями - результат человеческой слепоты и самонадеянности.

...Когда религия освободится от предрассудков, традиций и смутных догм, когда появится ее согласованность с наукой, в мире возникнет великая объединяющая сила. Она уничтожит все войны, разногласия, раздоры и конфликты, и человечество объединится силой Божественной Любви».

Толкование аллегорий.

Значительное внимание в вероучении бахаи уделено толкованию аллегорий и символических образов Священных Писаний, прежде всего, Ветхого и Нового Завета и Корана.

Язык священных текстов, особенно прошлых веков, часто аллегоричен и не должен пониматься буквально. Образность свойственна человеческому мышлению. Особенно она присуща народам востока, в среде которых и зародились основные религиозные учения. Поэтому вопрос толкования аллегорий очень важен для понимания священных текстов. В некоторых местах Священного Писания есть объяснения непонятного образа, но чаще толкование его отдается на волю читающего. А так как сознание людей находится на очень разных уровнях, то и понимают они один и тот же текст совершенно по-разному. И часто именно из-за этого происходит путаница, а иногда и явное противоречие смыслу сказанного в тексте.

Вот как Бахаулла объясняет смысл часто встречающихся понятий «жизнь», «смерть», «воскресение»:

«Во всяком веке и столетии у Божиих Пророков и избранников их не было иного устремления, кроме утверждения духовной значимости понятий «жизнь», «воскресение» и «суд». ...Узри: всякий человек томится в могиле себялюбия, погребенный в самой глубине мирских желаний! Когда бы испил ты хоть малую росинку от кристально чистых вод Божественного знания, то с легкостью постиг бы, что жизнь истинная есть не жизнь плоти, но жизнь духа. Ибо плотской жизнью живут и люди, и животные, а жизнью духовной наполнены лишь те, кто чист сердцем, кто испил из океана веры и вкусил от плода убежденности. Таковая жизнь не знает конца, таковое существование венчается бессмертием. ...Слова «жизнь» и «смерть» в писаниях означают жизнь в вере и смерть через неверие».

«Второе пришествие» или «возвращение» и Баб, и Бахаулла понимали не как вторичный приход в физический мир той же личности, а как появление последующего Пророка и его сподвижников во исполнение аналогичной Миссии.

Единство человечества.

Одним из краеугольных положений учения Бахауллы является единство человечества:

«Все вы листья одного дерева и капли одного моря». «Относитесь же друг к другу с величайшей любовью, кротостью, дружелюбием и товариществом».

Эту же мысль продолжает развивать и Абдул-Баха:

«Дух подобен безграничному океану, волны которого человеческие души. ...Господь мира сотворил всех ...из одних и тех же элементов, ...всех сотворил на одной земле и под сенью единого неба.

...Все сотворил Он по единому образцу. ...Провозгласил Он единство человеческого рода. Порицает Он то, что мешает единению, и превозносит то, что ведет к согласию и объединению. В любых обстоятельствах призывает человечество Он к единению. ...Все Божественные Книги ниспосылались ради единения человечества.

...Человек же противится тому, что угодно Богу, и идет наперекор Его Воле. Потому с начала истории и до дня нынешнего мир не знал передышки. Постоянно вспыхивали сражения и войны. Непрестанно отвращались друг от друга сердца. ... Все битвы и кровопролития, что происходили, возникали либо из-за фанатизма религиозного, либо фанатизма расового, либо фанатизма национального, либо фанатизма политического. По этой причине и пребывает мир в муке.

...Бахаулла провозгласил «Единство человеческого рода». Все народы и нации принадлежат к одной семье, все они дети одного Отца и должны относиться друг к другу как братья и сестры!» (Абдул-Баха, «Парижские беседы»)

Установление всеобщего мира.

Установление всеобщего мира и создание общеземного содружества - тоже одна из основных тем Посланий Бахауллы.

«Придет время, когда будет повсеместно признана насущная необходимость широкого всеобъемлющего собрания. Правители и государи земли должны войти в него и, участвуя в его работе, искать пути и средства, что приведут к установлению всеобщего Великого Мира между людьми. Такой мир настанет, если Великие Державы во имя спокойствия народов земли согласятся на полное примирение друг с другом. А если один властитель поднимет оружие на другого, все должны сплоченно выступить и остановить его. ...Сие принесет мир и спокойствие всякому народу, правительству и стране». (Бахаулла, «Крупицы»)

Эту идею продолжает развивать Абдул-Баха:

«Сотрудничество и единство будут крепнуть, и, наконец, наступит время, когда война станет совершенно невозможна. ...Связи между странами, их контакты, согласие, дружба между народами и общинами настолько укрепятся, что все человечество станет одной семьей и одним родом. Воссияет свет небесной любви, исчезнет тьма ненависти и вражды. Будет создан универсальный мир. ... И мир будет наполнен наукой, знанием, тайнами бытия и познанием Всевышнего». («Мысль мира»)

Дальнейшее развитие человечества именно как целостного организма, говорится в Писаниях бахаи, предполагает постепенное обретение им общеземного самосознания.

В «Призыве к народам» Шоги Эфенди говорит:

«Единство человеческого рода, предначертанное Бахауллой, подразумевает создание всемирного содружества, в котором все народы, расы, верования и классы будут тесно и навсегда объединены. ...Это содружество должно ...иметь всемирный законодательный орган, члены которого, являясь доверенными лицами всего человечества, будут иметь решающее слово в управлении ресурсами входящих в его состав стран и будут принимать законы, необходимые для регулирования жизни, удовлетворения потребностей и улаживания отношений между всеми расами и народами. Всемирный орган исполнительной власти... будет стоять на страже неразрывного единства всего содружества».

Единство в многообразии.

Говоря о единстве человечества, Писания бахаи утверждают это единство в многообразии форм и оттенков, что служит основой гармонии и придает человечеству неповторимую привлекательность.

Абдул-Баха пишет: «Обратите внимание на мир сотворенных существ: какое многообразие и различие видов, хотя их происхождение едино. Все различия - во внешней форме и цвете. Это видовое разнообразие очевидно во всей целостности природы.

Взгляните на прекрасный сад, полный цветов, кустов и деревьев. ...Все они вырастают из одной и той же земли. Одно и то же солнце сияет над ними, одни и те же облака посылают им дождь.

Точно так же и человечество. Оно состоит из многих рас, и его народы имеют разные цвета кожи: белый, черный, желтый, коричневый, красный - но все они исходят от одного Бога и все они Его слуги. Это разнообразие среди детей человеческих, к сожалению, не приводит к состоянию аналогичному миру растений, где дух явлен более гармонично. Среди людей многообразие проявляется во враждебности, что приводит к войнам и ненависти между разными народами мира.

Давайте обратим наш взор на красоту в ее многообразии, и пусть будет для нас примером дух гармонии, присущий растительному царству. Если бы вам пришлось увидеть сад, в котором все растения были в точности одинаковы по форме, цвету и запаху, он не показался бы вам красивым, скорее однообразным и унылым. ...Именно различие и многообразие придают прелесть и очарование.

...Так должно быть и среди детей человеческих! Разнообразие в семье людей должно стать источником любви и гармонии, подобно тому, как это происходит в музыке, где множество различных нот смешивается, создавая прекрасную мелодию. Если вы встретите людей другой национальности или с другим цветом кожи, не проявляйте к ним недоверия и не прячьтесь в скорлупу условностей, но будьте им рады, пусть они почувствуют вашу доброту.

 



 
« Пред.
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header