В 1922 году американский журнал "Адвенчур" опубликовал любопытную статью. Её автор, путешественник и исследователь восточных культур Вильям Томпсон, в 1920 году посетил Монголию, где во время визита в буддистский монастырь Туерин у него произошла неожиданная встреча. В одном из монастырских двориков Томпсон увидел странного вида европейца, сидевшего на корточках, прислонясь спиной к каменной стене. Как выяснилось из разговора, незнакомца звали Джон Спенсер. Он успешно приторговывал оружием и наркотиками в Маньчжурии и Тибете, пока за несколько дней до визита Томпсона в монастырь его не свалил тяжелый приступ лихорадки. Лежащего без сознания Спенсера подобрали на дороге монахи и принесли в Туерин. За Спенсером заботливо ухаживали, и вскоре он пошел на поправку. Когда Спенсер смог самостоятельно ходить, ему как гостю позволили практически беспрепятственно передвигаться по помещениям монастыря. Во время одной из таких прогулок он обнаружил малоприметную лестницу, уводившую куда-то под землю. Проследовав вниз по ступеням, Спенсер без труда открыл металлическую дверь, за которой обнаружилась странная двенадцатиугольная комната, освещенная неярким пламенем светильников. Стены комнаты были украшены рельефным орнаментом, искусно вырезанным в камне. Восхищенный творением восточного камнереза, Спенсер дотронулся до одной из деталей рельефа и, к собственному удивлению, услышал ясный щелчок. В стене образовалась щель, обозначавшая потайную дверь. Открыв её, Спенсер попал в коридор, который вывел его в ещё одно помещение. Оно было освещено странным зеленоватым светом, лившимся прямо с потолка. Напротив противоположной стены стояли тринадцать открытых гробов. В трёх из них, как понял Спенсер, лежали нетронутые тлением тела монахов. В остальных девяти гробах находились люди в старинных, но великолепно сохранившихся монгольских одеждах. Тело же, лежащее в последнем гробу, было явно не человеческим. Присмотревшись, Спенсер понял, что видит перед собой странное создание, облаченное в серебристый костюм без швов или пуговиц. На голове существа был металлический шлем с двумя стеклянными отверстиями для глаз. Когда Спенсер наклонился над шлемом, из отверстий вырвались два зеленых луча, на мгновение ослепивших непрошеного гостя. Спенсер сильно испугался и опрометью бросился наружу. Вечером того же дня он обратился с вопросом к ламе, попросив объяснить увиденное в подземелье монастыря. Лама предположил, что Спенсеру почти всё привиделось в болезненном бреду, и чтобы развеять последние сомнения европейца, пригласил того сходить вместе с ним в подземную комнату. Там действительно стояли тринадцать гробов, но каждый из них был не больше двадцати сантиметров в длину и вмещал куклу, одна из которых изображала странное существо в серебряной одежде и шлеме. "Перед тобой те, кто принес в нашу страну мудрость, - объяснил лама. - А это, - он указал на серебряную фигурку, - изображение Великого Учителя, сошедшего с неба". На этом, свидетельствовал Томпсон, Спенсер прибавив, что "поганые узкоглазые" водят его за нос и что он хоть и был больным, но с ума не сошел, чтобы не отличить куклу от мёртвого тела. Как писал потом Вильям Томпсон в журнальной статье, пагубная уверенность Спенсера, возможно, стоила ему жизни. На следующий день он пропал из монастыря. На вопрос, где он, монахи просто отвечали, что чужестранец покинул их обитель, Про тайну монастыря Туерин вспомнили в 1990 году, когда экспедиция под руководством чешского исследователя Ивана Макерля отправилась на поиски загадочной подземной комнаты. Однако монастырь не был обозначен на картах. К счастью, исследователи повстречали пожилого ламу Намдзиля, который рассказал, что знает монастырь с похожим названием. По словам Намдзиля, правильное название монастыря звучит как Чойрин. "Я служил там, когда был еще ребенком, - рассказал лама. - Но сами вы его не найдете. От монастыря почти ничего не осталось". Лама оказался прав. Если бы он не вызвался быть проводником у группы Макерля, исследователи вряд ли смогли бы обнаружить заросшие травой и ушедшие в землю остатки каменной кладки. На вопрос, слышал ли он о подземной комнате, скрытой в подвальном помещении Чойрина, лама ответил отрицательно. "Когда монастырь был действующим, здесь постоянно находилось множество паломников, стояли десятки юрт, - сообщил Намдзиль. - Просто не представляю, как от такой толпы можно было бы спрятать потайную лестницу". Исследователи провели на месте расположения бывшего монастыря около недели. В составе группы был опытный лозоходец, который вызвался определить расположение подземной полости. После нескольких дней хождения по местности с ивовым прутом в руках лозоходец определил место, где под землей, по его мнению, были значительные пустоты. Исследователи стали копать, но тут случилось неожиданное. Водитель-монгол, нанятый экспедицией вместе с машиной, вдруг отчаянно запротестовал. Он пояснил, что раскопки на священной земле, где некогда находилось кладбище, могут навлечь на них страшную беду. Вскоре, словно в подтверждение его слов, на ближайшем холме появились неподвижные фигуры пятерых всадников. Седоки наблюдали за приготовлениями к раскопкам, и в их присутствии явственно чувствовалась угроза. Макерль и его товарищи, взвесив все за и против, решили отказаться от археологических изысканий. Им, безоружным европейцам, было хорошо известно, как жестоко могут расправиться монголы с осквернителями святых мест. В начале века в тех же местах была полностью перебита французская экспедиция, занимавшаяся поисками могилы Чингисхана, и Макерлю с коллегами не слишком хотелось разделять их судьбу. Они поспешно собрались и уехали, так и не узнав, что скрывала в себе земля разрушенного монастыря. Однако напоследок фортуна все же улыбнулась им. Когда Макерль вытаскивал из начатого раскопа лопаты, он увидел полузасыпанную песком маленькую статуэтку. Статуэтку очистили от грязи, и глазам исследователей предстала фигурка странного существа со сферической головой, напоминавшей водолазный или космический шлем, снабженный двумя круглыми отверстиями для глаз. По всеобщему мнению, это была уменьшенная копия куклы или тела из потайной комнаты, виденной Джоном Спенсером в 1920 году. По дороге в Улан-Батор водитель рассказал Макерлю древнюю буддистскую легенду. Где-то в этих краях, гласило предание, существует вход в подземную страну народа агхарти. Агхарти были сыновьями Бога и пришли с небес, чтобы подарить людям мудрость. Но тысячи лет назад случилась какая-то беда, и народ спустился глубоко под землю, чтобы укрыться от напасти. Там они обитают по сей день, и многие люди ищут вход в их царство. "Почти все эти смельчаки ничего не нашли, многие потеряли жизнь на пути к подземной стране, - закончил свой рассказ водитель. - Только немногие избранные благодаря особой карме смогли достичь страны агхарти. Вы, европейцы, явно не принадлежите к избранным". Так полной неудачей закончилось путешествие Макерля в Монголию. У участников экспедиции до сих пор сохранилось ощущение, что им преднамеренно не позволили раскрыть тайну старого монастыря, которая всё ещё ждёт своей разгадки. //http://anomalia.kulichki.ru//
|