Кем был для мира Николай Константинович Рерих? Мы уже не раз освещали жизненный путь Н.К.Рериха как великого художника, широчайшего общественного деятеля мирового масштаба, ученого, философа. Какие идеи были положены в основу его творчества? Чем он запомнился людям, которым посчастливилось общаться и сотрудничать с ним? Как началось, на чём основывалось его сотрудничество с духовными Учителями Востока? Обо всём этом мы узнаем из рассуждений и воспоминаний его родных, учеников и ближайших сотрудников. Удивительно тёплые, жизненные, яркие воспоминания оставили они о Николае Константиновиче, для которых он был не только великим художником, но и духовным Учителем. Любовью и восхищением пронизаны строки воспоминаний о Николае Рерихе. Разные авторы по-своему видят различные аспекты жизни и творчества Николая Рериха. Но всех их объединяет одно: признание необычности, уникальности, неповторимости загадочного гения, посетившего наш мир и оставившего в нём ярчайший след. В жизни этого гения были две основные грани: одна – всемирно известная и видимая всем, связанная с широкой, поистине мировой общественной деятельностью художника, масштабам которой невозможно не удивляться; вторая же – загадочная, до сих пор неведомая большинству из нас, заключающаяся в сотрудничестве с духовным центром Востока – Шамбалой. Обе эти грани неразрывно связаны с творческой индивидуальностью великого русского художника, обе они являются взаимосвязанными звеньями просветительской духовной миссии, блестяще исполненной им в нашем мире. «Истинное величие человека определяется только в веках. Пройдут века, и Облик Гуру в представлении человечества вырастет до своих истинных размеров и займёт подобающее ему место среди высочайших Светочей Мира наряду с теми, кого мысль человеческая овеяла ореолом могущества, знания и силы. Дату 13 декабря будут отмечать по всей планете. Он, как и все замечательные люди своего времени, шёл впереди своего века. Его мысль была устремлена в будущее. В этом будущем он видел осуществленным великое назначение человека как сотрудника Космических сил и гражданина Вселенной. Он не ограничивал жизнь человека Землею, он видел жизнь на Далеких Мирах и звал к сотрудничеству с ними. Он был твердо уверен, что человек выйдет за пределы планеты и вольётся в жизнь Дальних Миров. Он считал, что на некоторых из них люди достигли высоких ступеней знания и силы и что землянам можно многому поучиться у них. Устремление к Дальним Мирам он считал фактором, открывающим перед человечеством новые возможности неслыханных достижений в области науки, во всех отраслях знания. Возможности человеческого знания он считал ничем не ограниченными. Он верил в великое светлое будущее человечества». ГАЙ, 1968 г. 581. (Дек. 14). «Наш Светлый и Любимый ушёл, как жил, просто и красиво. Истинно, мир осиротел с его уходом. В нашем тяжком горе находим утешение в сознании, что ему была дарована лучшая доля – закончить свою светлую деятельность прекрасным аккордом, среди безумия мира ещё раз провозгласить и поднять Знамя Мира, и на этот раз в столь любимой им Индии…» Е.И. Рерих, письма, 16.09.48. «Н.К. Рерих великий дух кристальной чистоты, ибо иначе он не мог бы пребывать в постоянном общении с Иерархией Света. И часто он говорит и пишет под Лучом, поэтому книги эти не плод его сознания или подсознания. То, что я утверждаю, есть истина, и потому с нами живут сотрудники-свидетели, чтобы именно свидетельствовать обо всех чудесных явлениях…» Е.И. Рерих, письма, 17.02.34. «Азия, Восток всегда привлекали внимание Николая Константиновича Рериха. Его интересовали общие корни славянства и индоиранцев, восточные истоки Древней Руси, красочный кочевой мир наших степей. И в художественном творчестве, и в научных исканиях художника Север, Русь с Великим Новгородом (ведь именно Рерих был зачинателем раскопок Новгородского Кремля) неизменно сочетались с Востоком, с кочевым миром Внутренней Азии, с миром древнеиндийской культуры и мысли. Этим двум основным устремлениям художественного творчества и своего научного интереса Николай Константинович оставался верен всю свою творческую жизнь. Эти основные интересы его творчества навсегда остались как бы путеводными огнями на его пути художника и учёного… Институт, руководимый Николаем Константиновичем, внёс крупный вклад в дело познания Гималаев. Картины же Николая Константиновича на гималайские сюжеты, равно и его литературные произведения, пробудили интерес к Гималаям. Сюда начали направляться многочисленные экспедиции. События Второй мировой войны прервали мирный труд сотрудников института. Николай Константинович задолго до неё с тревогой наблюдал за надвигающимися событиями. И ещё в 1930 году он выдвинул идею Знамени Мира для охраны культурных памятников во время войны. Как известно, этот Пакт был подписан в 1935 году и явился основой для международной конвенции, подписанной уже в послевоенной время, в 1954 году, в Гааге. Смерть застала Николая Константиновича в 1947 году, во время приготовлений к возвращению на Родину, которой он не переставал служить, оставаясь до последнего часа жизни русским». Ю. Рерих «Листки воспоминаний». «Когда оборачиваешься назад и думаешь о Николае Константиновиче, то встаёт перед глазами как бы синтез замечательной и светлой личности. Может быть, это можно было бы выразить словами, что он пришёл в полную меру духовного и интеллектуального озарения и равновесия. Искусство жизни было для Николая Константиновича наивысшим искусством…. В его жизни не было сомнений. Он очень рано определил путь, по которому он всё быстрее и быстрее продвигался к цели. Да, замечательный он был человек. Он смотрел далеко вперёд. И не только смотрел. Он видел… Необходимо охранить истинный облик Николая Константиновича и надо всячески избегать какой-либо бутафории. Надо создать истинный светлый образ, но человеческий – Человека, который жил для человечества, - образ истинного Подвижника, Учёного, Учителя, жизнь которого прошла Горним Путём. Много было замечательного в жизни Николая Константиновича, но как это осветить и когда – я не знаю». С. Рерих «Мой вечный Учитель». «…Не всегда человек одинаково видит, хотя и смотрит на одно и тоже явление. В Чураевке я видел Николая Константиновича «средь шумного зала», хорошо одетого (что вообще было свойственно ему), плотного, даже чуть полноватого человека среднего или немного выше среднего роста, с точными движениями и точной речью, прекрасного, хотя и немногословного оратора. В кабинете на Садовой передо мной предстал величественный старец, похожий на библейского пророка. Но сколько в нём было сердечной доброты! И самое поразительное – он мне показался давно знакомым, точно я знал его давным-давно. Мало того, я ощутил, что он мне роднее тех, кого называют кровными родными. И вылетели у меня из головы заготовленные фразы, которыми я собирался начать беседу. И вырвался у меня взволнованный первый вопрос: - Николай Константинович, я читал ваши книги. Скажите, действительно существуют гималайские Махатмы? Просто, не задерживаясь ни на секунду, Рерих ответил: - Да, существуют. Я был у них…». А. Хейдок «Учитель жизни». «Обычными каналами подходило к Н.К. Рериху всё пробуждающее его высокую духовность, и самым естественным, а не «сверхъестественным» путём пришли первые сведения, первые мысли о Востоке… Земной путь Елены Ивановны и Николая Константиновича – путь Архатов. Величайшим чудом для них была сама Жизнь, а не отклонение от её закономерных проявлений… Многие картины Н.К. Рериха, литературные произведения, дневниковые записи, письма, начиная с 1910 года, свидетельствуют о том, что Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи интенсивно воспринимали различные указания из мира Тонкого и стремились укрепить этот канал, установить постоянный контакт с Источником, уже вполне сознательно связанным с Именем Учителя М. …». П.Ф. Беликов «Рерих. Опыт духовной биографии». «Николай Константинович Рерих, которого можно назвать истинным апостолом красоты и культуры, в творениях своего искусства воплотил великую космическую правду – искусство спасёт человечество! Ибо искусство Н.К. Рериха есть расцветание форм прекрасного в наиболее существенном и универсальном смысле этого слова, ибо его искусство кристаллизует в себе огни лучших человеческих мечтаний и завершений, ибо искусство Рериха есть нечто большее, чем искусство в обыденном понимании, - оно является великим служением человечеству и Беспредельности». Р. Рудзитис «Музей Рериха». «Надо уметь заполнять время», - говорит Николай Константинович и сам является ярчайшим примером человека, у которого каждая минута полезно заполнена… Как всегда, с приветливой улыбкой выслушивает Николай Константинович рассказы своих подчинённых; больше всех говорит тот, кому жутко, само слово «жуть» часто срывается с его уст. Он храбрый человек, долго дрался с хунхузами в Маньчжурии, но тут нечто, чего не возьмёшь пулей, и ему не по себе. Долгим ласковым взглядом смотрит Николай Константинович на лицо рассказчика и говорит: «Интересно, очень интересно, продолжайте наблюдать»…» Н. Грамматчиков «Великий художник и мыслитель».
|