header
header
header
header
header    
header Главная arrow Новости календаря arrow 2 января 2009 года – исполняется 100 лет со дня смерти Иоанна Кронштадтского.
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
2 января 2009 года – исполняется 100 лет со дня смерти Иоанна Кронштадтского. E-mail

Е.И.Рерих писала: «Так же и я очень уважаю отца Иоанна Кронштадтского, ибо морально он был выше многих своих коллег и единоверцев... он обладал не только широким образованием, но, как мы видим по некоторым речениям его, и редчайшим даром синтетического сознания». (Письма, 7.05.39).  

    Иван Ильич Сергиев, церковный деятель, проповедник и духовный писатель, известен всем нам под именем ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ. Он родился в семье сельского церковного причетника Архангельской епархии 19 (31) октября 1829. Предки его по отцу были священниками на протяжении 350 лет.

 Когда Иоанну исполнилось девять лет, отец, собрав последние крохи, отвез его в приходское Архангельское училище. Трудно давалась ему грамота, что его сильно огорчало. Тогда мальчик молил Бога о помощи. Однажды, в один из таких тяжелых моментов, в глубокую полночь, когда все спали, он встал и начал молиться особенно горячо. Господь услышал его молитву: божественная благодать осенила его, и, по его собственному выражению, «мгновенно как бы завеса спала с его глаз». Он вспомнил все, что говорилось в классе, и как-то все прояснилось в его уме.  С тех пор он стал делать большие успехи в учении, и был переведен в Архангельскую семинарию.  В 1851-ом году Иоанн Сергиев, окончивший с отличием семинарию,  был определен на казенный счет в Петербургскую духовную академию.

      На последнем курсе академии он сделал предложение дочери священника из Кронштадта – Елизавете Константиновне; они обвенчались. Твердо решив служить всем своим существом Богу и страждущему человечеству, Иоанн уговорил свою супругу остаться девственниками.

      Окончив  академию, в 1855, он приступил к пастырскому служению в Андреевском (Морском) соборе Кронштадта. Войдя в первый раз в церковь, Иоанн узнал в ней тот храм, который он с необыкновенной ясностью видел в молодые годы во сне и понял, что Сам Бог назначил ему священствовать в этом храме. И чтобы быть достойным этого поручения, молодой священник пишет: «Я поставил себе за правило, сколько возможно искренне относиться к своему делу и строго следить за своей внутренней жизнью». И этого правила он придерживался всю жизнь во всех  трудах своих.

 Кронштадт был в то время местом административной высылки из столицы бродяг, воров и прочих уголовных преступников. Жизнь ссыльных была ужасна. Они ютились в землянках и лачугах на окраине города, попрошайничали и пьянствовали. Молодой священник наставлял нравственно падших людей, молился об исцелении больных, посещал их лачуги, помогал деньгами, раздавал все свое жалованье бедным, а когда не оставалось денег, отдавал свою рясу, сапоги и сам босой возвращался домой. Отец Иоанн чувствовал большую жалость ко всем обездоленным и страждущим. Не гнушаясь никем, он шел по первому зову к самым нищим и опустившимся людям.  Духовенство Андреевского собора его не понимало и осуждало за то, что он помогает преступникам. На это отец Иоанн отвечал: «Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его. Не нужно смешивать человека — этот образ Божий — со злом, которое в нём».

    Беззаветно служа людям, он никогда не думал о вознаграждении, ибо свято чтил слова Иисуса Христа: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте». (Матф.10:8).

 С 1857 г. о. Иоанн стал преподавать также Закон Божий в учебных заведениях Кронштадта. Он понимал важность формирования личности и писал: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце; на сердце больше всего нужно обращать внимание: сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в ней чистый пламень жизни так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни».

Он не требовал от детей зубрежки текстов Евангелий, а вкладывал в детские сердца самые важные и нужные духовные истины: «Одна из немощей человеческого духа – косность и леность к познанию истины, особенно истин веры и благочестия».

 «Злобы, как огня бойся. Бог ничем так не прославляется, как «любовию, вся терпящею», и ничем так не бесчествуется и не оскорбляется, как злобою, какою бы она ни прикрывалась благовидностью».

«Помните все, что в мире действует непрестанно нравственный закон Бога, по которому всякое добро награждается внутренно, а всякое зло наказывается».

Раздавая бедным все свои средства, о. Иоанн вскоре убедился, что такая благотворительность недостаточна, чтобы удовлетворить всех нуждающихся, и бессильна в борьбе с общей бедностью. Он обращается к жителям города с воззванием и просит помочь бесприютным беднякам. Очень многие откликнулись на его просьбу. Так было положено начало организованной благотворительной деятельности.

     В 1882-ом году в Кронштадте был открыт «Дом трудолюбия»,  в котором была собственная церковь, начальное народное училище для мальчиков и девочек; убежище для сирот, лечебница для приходящих, приют, народная бесплатная читальня; народный дом, дававший пристанище до 40 тысяч человек в год; разные мастерские, в которых работали в течение года до 25 тысяч человек; народная дешевая столовая, где по праздникам отпускалось до 800 бесплатных обедов, и странноприимный дом.

Отец Иоанн откликался на просьбы посетить больных, утешить и помочь не только в самом Кронштадте или Петербурге, но и по всей России и даже за границей. Нет возможности перечислить все места и области, куда простиралась его забота и помощь. Он часто путешествовал и, когда его спрашивали, что он делает во время своих разъездов,  отвечал: «Я молюсь, я постоянно молюсь.  Я даже не понимаю, как можно проводить время без молитвы. Воистину – молитва есть дыхание души».

Каждый день в его адрес приходило более тысячи писем и переводов. Эти суммы отсылались по адресам нуждающимся. Благотворительная деятельность о. Иоанна исчислялась миллионами рублей в год. На эти деньги строились церкви и монастыри по всей России. Письма и телеграммы о. Иоанн обычно читал сразу после литургии, часто с помощью секретарей, и тут же горячо молился о просящих. В просьбах помолиться он не отказывал ни богатым, ни бедным, ни знатным, ни простому люду. И Господь принимал его молитвы. Молитва о. Иоанна была чрезвычайно сильна. Ею он исцелял тысячи людей и лично, и заочно. Среди исцеленных о. Иоанном, были люди всех возрастов и сословий, были тут и православные, и католики, и евреи, и магометане. «Иоанну Кронштадтскому была дарована высшая сила христианина – дар помогающей, исцеляющей молитвы, тот дар, о котором глухие легенды дошли до нас из далекого прошлого христианства, и кого Россия конца XIX века стала очевидцем-свидетелем». (В.Розанов, «Личность о. Иоанна Кронштадтского»).

Занимая сравнительно скромное положение в церковной иерархии – до конца жизни он оставался протоиереем и настоятелем своего, правда очень большого, собора, – отец Иоанн со временем занял выдающееся и по-своему уникальное место в русском послереформенном обществе. Ежегодно Кронштадт посещало от 20 до 80 тысяч человек. На его проповеди в соборе собиралось до 5-6 тысяч верующих, и ему удавалось во время литургии погружать эту огромную толпу  в состояние молитвенного экстаза. Отец Иоанн имел дар  зажигать веру в людях. Он не был искусным проповедником. Говорил просто и ясно, без всяких приемов красноречия, но зато от души, и этим покорял и воодушевлял слушателей. Его проповеди печатались отдельными выпусками и в огромном количестве распространялись по всей России, а позднее – и в других странах.  Среди  книг о. Иоанна особой любовью пользовался его дневник  "Моя жизнь во Христе". Несмотря на свою огромную занятость, о. Иоанн ежедневно записывал свои мысли, которые приходили к нему во время молитвы и созерцания. Эти мысли и составили этот дневник.  

     В одной из бесед с пастырями о. Иоанн сказал: «Так как вы спрашиваете меня, как я достигаю благотворного действия на сердца людей, то я вам скажу. Я стараюсь быть искренним пастырем не только на словах, но и на деле – в жизни. Поэтому я строго слежу за собою, за своим душевным миром, за своим внутренним деланием. Я даже веду дневник, где записываю свои уклонения от Закона Божия; поверяю себя и стараюсь исправиться.

    О своем душевном состоянии могу я вам сказать, что исполняю древнее великое правило: познай себя самого. Это, собственно, содержание и всей моей жизни: и доселе я не перестаю «познавать самого себя». Через это я познаю свою беспомощность во всех отношениях, а это меня заставляет смиряться… И это же знание человеческих немощей заставляет меня помогать другим, и молиться за них, сочувствовать, прощать…».

Всегда бодрый и неутомимый в последние три года своей жизни он часто болел. Его длительная и тяжелая болезнь была связана с тем, что на него напали изуверы в доме, куда его настоятельно приглашали якобы  посмотреть больного. Обладая даром предвидения, зная, что его ожидает, в первый раз он отказался. Но во второй – все же поехал, повторяя по дороге: «на заклание меня везете». В том доме ему нанесли ножевое ранение в пах. После этого отец Иоанн начал болеть. Мучительные боли не давали ему покоя  ни днем, ни ночью. Это было не первое нападение на священника.  В самом начале своей пастырской деятельности во время обедни в соборе он увидел, как студент закуривал папироску от лампады перед иконой Спасителя. На замечание священника, студент сильно ударил  его по щеке. Отец Иоанн перекрестился, подставил ему вторую щеку и сказал: «Ударь еще раз». Но народ схватил студента.  Удар был такой силы, что после этого  о. Иоанн стал плохо слышать.

День и год своей кончины он знал задолго. За 15 лет до смерти, при закладке в Кронштадте морского Собора, о. Иоанн сказал: «Когда стены будут выведены под крышу – меня не будет». А 18 декабря 1908г., уже тяжело больной и ослабевший спросил, какое число, и, услышав ответ, прошептал: «Слава Богу, еще два дня, все успеем сделать». 

    Скончался кронштадтский подвижник 20 декабря 1908 (2 января 1909). Прощаться с ним вышел весь Кронштадт. Тело его перевезли  в Петербург, в Иоанновский женский монастырь и похоронили в маленькой церкви-усыпальнице. Скоро к его гробнице стали стекаться паломники со всей России.

    В 1964г он был причислен к лику святых Русской зарубежной церковью, а в 1990  был канонизирован и Русской православной церковью. Память   преподобного отмечается в день кончины 20 декабря (2 января).  

     Светильником веры и благочестия, великим печальником земли русской называли отца Иоанна Кронштадтского. Душа его болела за родину, за Россию.  Предвидя наши беды и напасти, он писал: «На почве безверия, малодушия, безнравственности совершается распадение государства. … Вера слову Божию, слову истины исчезла и заменена верою в разум человеческий, печать в большинстве изолгалась – для неё не стало ничего святого и досточтимого; …твердой политики не стало, всякий политиканствует… все желают автономии… Не стало у интеллигенции любви к Родине, и она готова продать её инородцам… Враги России готовят разложение государства.

   Правды нигде не стало, и Отечество на краю гибели. Чего ожидать впереди, если будет продолжаться такое безверие, такая испорченность нравов?.. Полно глумиться над Богом, полно попирать его святые законы. Он скоро придёт, но придёт судить мир и воздать каждому по делам…». Не о нашем ли времени он говорил, не о нас ли?

Всеми делами своими он пытался донести до людей святые законы Бога. И всею жизнью своей доказал, что жить по-евангельски – возможно.

 

Во дни смятений, лжи и святотатства,

Когда безумный мир купается в крови,

Он проповедует разноплеменных братство

И речь его полна евангельской любви.

Не склонный к прениям, тщеславным и ненужным,

Идёт он – ученик распятого Христа –

Ко всем надломленным, скорбящим и недужным,

Ко всем слабеющим под тяжестью креста.

И проникая в глубь души пытливым оком,

Скорбит с печальными, спешит больным помочь…

Он нам является подвижником-пророком,

Светящим, как маяк, в глухую ночь!

(Стихи неизвестного автора из книги И.Сурского «Отец Иоанн Кронштадтский»).     Материал подготовлен по статье Элеоноры Ревиной.

 

 

 

 

 

 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header