header
header
header
header
header    
header Главная arrow Заочная школа Агни Йоги arrow 2. Основы мировых религий и эзотерических учений. arrow 1. БИБЛИЯ. УЧЕНИЕ ХРИСТА. ХРИСТИАНСТВО
Заочная школа Агни Йоги
1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги
2. Основы мировых религий и эзотерических учений
3. Агни Йога об управлении собой
4. Агни Йога о Женщине
5. Изучение и жизненное применение Агни Йоги
6. Духовно-психологические практики Агни Йоги
7.Современная наука о Боге, Мироздании и человеке
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
1. БИБЛИЯ. УЧЕНИЕ ХРИСТА. ХРИСТИАНСТВО - 1.Учение Христа E-mail
Оглавление
1.Учение Христа
2.Христианская Библия
3.Жизнь и учение Иисуса
4,5.Вопросы и литература

 

 

 

3. Жизнь и учение Иисуса.

 По Евангелиям довольно сложно восстановить единую хронологию жизни Иисуса или событий, случившихся до того, как Он начал проповедовать. Но мы остановимся на важнейших событиях, описанных в Новом Завете. Интересно отметить, что после глубокого анализа на основании данных лингвистики и региональной истории, исследователи пришли к выводу, что многие высказывания, приписываемые Иисусу, могут быть подлинными.

Историки считают, что Иисус родился, вероятно, за несколько лет до первого века так называемой нашей эры. Когда в VI веке христианские монахи начали исчислять время от рождения Иисуса, они могли немного ошибиться. Христианская традиция говорит, что Иисус родился в Вифлееме. Эта деталь соответствует раввинскому толкованию ветхозаветного пророчества о том, что Мессия родится в Вифлееме, на родине великого царя Давида. И Матфей, и Лука возводят родословие Иисуса к Давиду, но называют разных предков. Иисус жил в Назарете, своем родном городе в Галилее, или в его окрестностях. Эта область, называвшаяся тогда «кольцом язычников», не была полностью иудейской, и иудейской раввинской ортодоксией она презиралась и считалась провинцией. И Иудея, и Галилея в то время находились под властью Рима.

Согласно Евангелиям, Матерью Иисуса была Дева Мария, зачавшая от Святого Духа. Названым отцом Его был Иосиф, плотник из Вифлеема. Лука повествует, что Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, чтобы исполнить приказ римского императора, предписывавший каждому жителю явиться в свой родной город для переписи населения. Когда они проделали этот трудный путь, для них не нашлось места в гостинице, и младенец Иисус родился в яслях на скотном дворе. Его назвали Иисус, что значит «Бог спасает». Ставшее любимым предание о Рождестве являет собой образец смирения, которому учил Иисус. Согласно Луке, поклониться младенцу пришли бедные пастухи, которым явились ангелы и принесли радостную весть о рождении Спасителя всех людей. Матфей рассказывает о зороастрийских волхвах с Востока, которые принесли младенцу Иисусу символические дары — золото, ладан и смирну, подтверждая Его царственность и поклонение Ему язычников.

В канонических Евангелиях нет никаких свидетельств о детстве Иисуса в Назарете до того времени, когда Ему исполнилось двенадцать лет и Он вместе с родителями отправился в ежегодное паломничество на Пасху в Иерусалим. В Евангелиях рассказывается о том, как Он отстал от родителей и они нашли Его в Храме беседующим с раввинами о Торе. (Тора - древне-еврейское название священных книг иудаизма, первых пяти книг Ветхого Завета, так называемого Пятикнижия: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.) «Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его». Когда родители стали упрекать Его, Он отвечал:

«Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2, 47, 49).

Эта история показывает знание Им Своей миссии уже в отрочестве, знание иудейской традиции и глубокую связь между Иисусом и Богом. В Своих позднейших молитвах Он обращается к Богу: «Авва». Это очень интимное обращение к отцу, которое не используется в иудейских молитвах.

В Новом завете ничего не говорится и о юности Иисуса. Однако описывается проповедь Иоанна Крестителя, пророка, цитировавшего пророчества Исаии о близящемся Царстве Божьем. Он призывал иудеев каяться в своих грехах, принимать крещение в реке Иордан и готовиться к приходу Царства Небесного. Апокалиптические чаяния достигли в то время своего апогея, так как Израиль задыхался от римского гнета и непосильных налогообложений.

Согласно всем четырем Евангелиям, в возрасте около тридцати лет Иисус явился к Иоанну, чтобы тот крестил Его. Как это можно истолковать? Иоанн призывал народ покаяться в грехах, а потом духовно очиститься и освятиться погружением в воды реки. Но в чем должен был каяться Иисус? Сам Иоанн считал, что Его не нужно было крестить, но Иисус настоял. Одно из толкований гласит, что для Иисуса это была церемония посвящения Себя Богу в качестве Мессии. Евангелист свидетельствует:

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 16-17).

Согласно другому толкованию, крещение Иисуса давало возможность Иоанну при большом стечении народа провозгласить пришествие Мессии и начало Его проповеди. Третье толкование гласит, что, прося о крещении, Иисус отождествил себя с грешным человечеством и, хотя не имел нужды в покаянии и очищении, принял крещение от имени всего человечества.

Митрополит Антоний Сурожский так объясняет смысл крещения:

«...Но задумаемся несколько мгновений над тем, что совершается в Крещении Господнем. Христос выходит на Иордан креститься от Иоанна в момент, когда Он как человек созрел и дошел до Своей полной человеческой меры. Тут Он начнет Свое богочеловеческое дело проповеди и восхождения в Иерусалим на смерть. Все приходящие к Иоанну крестились в водах Иордана, омывали в нем свои грехи, выходили очищенными. Родившийся в Вифлееме, чистый и свободный от греха, Он приходит к Иоанну, который недоумевает: Как Его крестить? Зачем? Разве Он не чист уже? Что будет значить это омовение, совершенное над Ним?.. (Мф. 3, 13-15)... Христос приходит на Иордан с тем, чтобы, погрузиться в эти воды, которые омыли весь человеческий грех, которые отяжелели всем человеческим грехом; погружается в то, что в русских сказках называется «мертвые воды», погружается Своей чистотой в смертность, греховную, убийственную смертность тех людей, которые себя омыли в этих водах; и выходит из них готовым на то, чтобы, умирать не Своей, невозможной смертью, а нашей смертью, которую Он воспринял погружением в мертвостъ этих убийственных вод. В этот момент уже не только Бог является действующим, решающим лицом в тайне нашего спасения: Человек, Иисус Христос (это формулировка апостола Павла; Рим. 5, 15) в полном послушании и единстве с волей Божией теперь вступает на путь, на который поставлен был Вифлеемский Младенец; Он свободной Своей волей делает Своим то призвание Агнца, закланного до создания мира, которое было наложено на него воплощением Слова Божия».

Затем, по словам евангелиста:

«И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1, 10-11).

Согласно Евангелиям, Иисус на сорок дней ушел в пустыню, где предавался посту. В это время Иисуса искушал сатана, предлагавший Ему использовать Свою духовную власть в мирских целях, но был отвергнут.

 Согласно Евангелию от Иоанна, после того как Иисус принял крещение от Иоанна Крестителя, Он избирает Своих первых учеников, которые признали Его как Мессию: рыбака Симона (прозванного Петром), Андрея (брата Петра), братьев Иакова и Иоанна. Прежде всего Иисус предупредил Своих учеников, что, если они хотят следовать за Ним, им придется бросить все, чем они владеют, и оставить все свои прежние привязанности; уделять больше внимания духу, нежели материальным удобствам и богатству. Он говорил, что богатому исключительно трудно попасть в Царство Небесное. Бог позаботится о физических нуждах, которые в любом случае второстепенны:

«Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Мф. 6, 25-27).

Иисус учил, что следующие за Ним должны думать о том, чтобы собирать себе духовные сокровища на Небе, а не материальные богатства на земле, ибо последние недолговечны. Поскольку Бог — любящий родитель, те, кто любит Бога и хочет следовать по праведному пути, пусть молятся о помощи:

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7, 7).

Странствуя и проповедуя, Иисус совершил много чудес: превращал воду в вино, исцелял больных, воскрешал мертвых, ходил по воде, изгонял бесов из одержимых, превращал несколько хлебов и рыб в такое количество пищи, которого было достаточно, чтобы накормить пятитысячную толпу, после чего еще осталась еда. Иисус, согласно Евангелиям, совершал эти чудеса неприметно и сочувственно. Евангелие от Иоанна толкует их как знаки близящегося Царства Божьего.

Не приходится сомневаться в совершенных Христом чудесах, однако возможны различные взгляды на них, так как смысл этих текстов Евангелия многозначен.

Рассказы о совершенных Христом чудесах, возможно, имеют и символическое значение, исходящее из всей иудейской и раннехристианской традиции. Например, похоже, что, когда Лука, рассказывая о разделе хлебов и рыб, говорит: «И ели, и насытились все...» (Лк. 9, 17), то имеет в виду не просто физический хлеб. Люди приходили к Иисусу, мучимые духовным голодом, и Он насыщал их всех, источая Свою любовь. Хлеб часто символизирует жизнь, поэтому и Иисус впоследствии говорил о Себе как о «хлебе жизни» (Ин. 6, 48).

На другом уровне толкования эта история может предвосхищать рассказ о Тайной Вечере Иисуса и Его учеников, при том, что оба эпизода имеют в основе Великий Пир, Небесный Пир Бога, символ мессианской эры. Для ранних христиан рыба была символом Иисуса. Давая пищу людям, Он духовно одарял их Собой.

Иисус учил поистине радикальной нравственности. В традиции христианства максимализм требований Нагорной проповеди (Мф. 5-7) несет в себе глубочайший смысл, вызывая при этом у слабого человека чуть ли не чувство бессилия на пути к достижению новой праведности. Кто способен реально следовать заповедям Блаженства? И это сказано Христом среди иудеев, народа, воспитанного в осознании того, что неполное выполнение хотя бы одной заповеди — уже нарушение Закона! Как Христос мог ставить такое условие? Но Он говорил:

«Человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу» (Мк. 10, 27). «Пребудьте в любви Моей...» (Ин. 15, 9). И там, где человек чувствует свое бессилие, он уже готов принять горнюю помощь и просить о спасении. И Христос дает — Себя. И с такой Божественной помощью все невозможные максимы Нагорной проповеди становятся доступными. Но не автоматически, собственная воля человека здесь должна сыграть не меньшую роль, не зря в веках сказано народом: «На Бога надейся, а сам не плошай!»

Иисус говорил, что высоконравственная жизнь — нечто гораздо более сложное и высокое, нежели соблюдение тщательно разработанного кодекса иудейских законов:

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду...» (Мф. 5, 21-22).

Человеку не только запрещается прелюбодействовать — нельзя даже смотреть на женщину с вожделением. Заостряя на этом внимание, Е.И. Рерих пишет:

«Именно страшное прелюбодеяние разрушает человечество и грозит гибелью всей планете. Правильное понимание великого таинства, уважение к женскому началу переродят мир» (09.01.35.).

Вместо того чтобы карать по закону «око за око, зуб за зуб», воздайте любовью. Если вас ударят по одной щеке, подставьте другую. Если кто-то украдет у вас рубашку, отдайте и верхнюю одежду. И не только, говорит Иисус, должны вы любить своего ближнего, но и:

«...любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас... Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 44-45).

 

Поучительная история «Добрый самарянин».

«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус; некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10, 25-37).

 Главное, чему учил Иисус, — это любовь. Он говорил, что любить Бога и любить «ближнего... как самого себя» (Мф. 22, 39) — это две великие заповеди, в которых содержится основа всей жизни. Любить Бога — значит сделать главным в своей жизни Его, а не земные дела. Любить своего ближнего — значит бескорыстно служить всем людям, даже тем, кого презирает остальное общество. Иисус часто удивлял представителей духовенства тем, что не гнушаясь беседовал с грешницами, сборщиками налогов и самыми бедными и отверженными. Он показал пример служения, с любовью омыв ноги своим ученикам. Такая любовь, говорил Он, будет отличительной чертой Его последователей, и на Страшном суде, когда Сын Человеческий будет судить людей всех времен, Он дарует вечную жизнь в Царстве Божьем смиренным «агнцам», которые любили Его и служили Ему в лице всех людей:

«Тогда праведники скажут Ему в ответ: “Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?” И Царь скажет им в ответ: “Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне”» (Мф. 25, 37-40).

Рассказывая притчу за притчей, Иисус внушал, что те, кто считает себя выше других, не так угодны Богу, как те, кого отвергло общество. Ненавистные сборщики податей и грешницы, простые невежественные люди через покаяние скорее получат милосердное прощение Бога, чем книжники и фарисеи. Иисус говорил, что для того, чтобы войти в Царство Небесное, нужно быть как дети. В заповедях о высшем счастье, которые называют «Евангельскими блаженствами», Иисус обещает блаженство нищим духом, плачущим, кротким, алчущим правды, чистым сердцем, милосердным, миротворцам и изгнанным за правду и за распространение Евангелия. О каждом из этих Блаженств написаны многие тома толкований. Например, Св. Максим Исповедник, богослов и аскет VII века, замечает:

«Мир имеет много нищих духом, но не так, как должно; много плачущих, но об утрате имущества или о потере детей; много кротких, но в отношении к нечистым страстям; много алчущих и жаждущих, но [алчущих] похитить чужое и неправедно обогатиться; много милостивых, но к телу и телесному; [много] чистых сердцем, но из-за тщеславия; [много] миротворцев, но подчиняющих душу плоти; много изгнанных, но за свое беспутство; много поносимых, но за постыдные грехи. Однако блаженны лишь те, которые ради Христа и по Христу совершают и претерпевают это. Почему? — Потому что их есть Царство Небесное и они Бога узрят (Мф. 5, 3-8). И не потому они блаженны, что совершают и претерпевают это (ибо и вышеназванные делают то же самое), но потому, что совершают и претерпевают это ради Христа и по Христу».

Иисус обычно говорил притчами, в которых повседневные ситуации, знакомые людям того времени и тех мест, обретали духовный смысл. Он говорил об отцах и сыновьях, хозяевах и слугах, о посеянном семени и о рыбной ловле. Например:

«Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и севши хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 13, 47-50).

Как мы уже видели, мессианские чаяния были очень популярны у иудеев той поры, живших под гнетом римского владычества. Они ожидали время, когда народ Израиля будет освобожден и авторитет Бога Израиля будет признан во всем мире. Иисус многократно обращался к ним, обещая исполнение этих ожиданий:

«...исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 15).

«...благовествоватъ Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» (Лк. 4, 43).

Он учил молиться о приходе Божьего Царства:

«Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6, 10).

Конечно, Иисус говорил не об ожиданиях мирского освобождения от римлян, а о Царстве как о проявлении всей славы Бога, о совершенстве всего мира.

Его учение отвечало апокалипсическим ожиданиям иудеев того времени:

«Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; ...и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24, 30-31).

Он говорил, что Его миссия состоит в том, чтобы дать спасение всем людям. Конечно же, спасение — это следование человека Заветам Христа, которые Он дал людям. Выполнение этих Заветов, сознательное следование им в жизни каждого дня спасет человека, даст ему «жизнь вечную»:

«...всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 13-14).

 Когда Иисус странствовал по Галилее, многие люди собирались вокруг Него, чтобы Он исцелил их. Ирод Антипа, иудей, назначенный римскими властями правителем Галилеи, уже казнил Иоанна Крестителя и, по-видимому, боялся, что Иисус окажется смутьяном, одним из галилейских зилотов, которые призывали к политическому восстанию против римлян. Зная это, Иисус на время ушел из-под власти Ирода, проповедуя в Тире и Сидоне. Согласно Евангелиям, к Иисусу с подозрением относились высокопоставленные группы иудеев — фарисеи (создатели раввинского иудаизма на основе письменной и устной традиции), саддукеи (священники и высшие классы общества) и книжники (специально обученные миряне, которые переписывали письменный закон и формулировали устный закон иудаизма). Однако Иисус бросал вызов не закону Моисея, а скорее его интерпретациям в развивающейся раввинской традиции и ханжеству тех, кто утверждал, будто живет по закону. В Евангелии от Матфея сказано, что фарисеи и книжники испытывали Иисуса:

«Зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрет». А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: «дай Богу то, чем бы ты от меня пользовался», тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». И призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте: не то, что входит в уста, оскверняет человека...

...исходящее из уст — из сердца исходит; сие оскверняет человека; ибо из сердца исходят злые помыслы...

...а есть неумытыми руками — не оскверняет человека» (Мф. 15, 2-11,18-20).

«Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим.

И сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают...

...Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а изнутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23, 1-3, 27-28).

Многие антииудейские высказывания в Новом завете, как предполагают некоторые современные исследователи, являются добавлениями или толкованиями, относящимися к периоду после смерти Иисуса, когда раввинский иудаизм и раннее христианство соперничали, привлекая сторонников. Однако в тех словах, которые считаются исходящими от Самого Иисуса, содержится всеобъемлющее учение. Конечно, во все времена и во всех религиях существовали люди, чьи дела не соответствовали тому, что они проповедовали, претендуя на духовный авторитет. Именно против этого и выступал Христос.

Иисус выступал также против того, чтобы в Иерусалимском храме люди искали торговой выгоды для себя, занимаясь обменом денег и продажей жертвенных животных:

«Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?» а вы сделали его вертепом разбойников. Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его» (Мк. 11, 15-18).

Согласно Евангельским рассказам, Иисус относил к Себе мессианские пророчества Исаии.

Оставшись наедине с учениками, Он спросил: «А вы за кого почитаете Меня? Петр сказал ему в ответ: Ты — Христос» (Мк. 8, 29). Христос по-гречески значит «помазанник», а по-арамейски (Машиах или Мессия) означает также «совершенный» или «просветленный». Иисус предупреждал своих учеников, чтобы они никому не говорили, что Он — Христос. Подтверждение Его роли Мессии дается в синоптических Евангелиях в виде впечатляющего явления, которое наблюдали три апостола. Оно называется «Преображением». Иисус взошел на гору, чтобы молиться,

«И преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. ...се, облако светлое осенило их; и се, глас, из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 2, 3, 5).

Присутствие Моисея и Илии (которые согласно иудейской апокалипсической традиции должны были явиться перед концом света) давало иудейскому закону и пророчествам подтверждение того, что Иисус — это Христос.

Иисус утверждал, что Иоанн Креститель — это воплощение Илии. Власти допустили казнь Иоанна Крестителя, и Иисус предсказывал, что они доберутся и до Него, даже не ведая, кто Он такой. Евангелие от Иоанна делает упор именно на изображение Его как Христа. Иоанн цитирует такие слова Иисуса:

«Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня» (Ин. 7, 16); «Я свет миру» (Ин. 8, 12), «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6); «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6, 35); «Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14, 6).

Иисус называл Себя добрым пастырем, готовым пожертвовать жизнью ради Своих овец. Предвидя Свое распятие, Он говорил, что отдает Свою кровь и плоть в жертву за человечество. Его грядущая смерть должна была начать эру Нового Завета, в котором Его кровь должна быть «за многих изливаема во оставление грехов» (Мф. 26, 28).

 Учение Иисуса беспокоило властителей Иудеи, и Иисус знал, что возвращение в Иерусалим будет для Него опасным. Тем не менее на Пасху Он вернулся и въехал в город на осле, сопровождаемый толпами, которые кричали:

«Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!» (Мк. 11, 10).

Но несмотря на это, Иисус предупредил апостолов, что конец уже близок. На пасхальной Вечере Христос заповедал им совершать в будущем обряд вкушения хлеба и вина как таинство соединения с Ним. Во время этой трапезы Он предсказал, что один из учеников предаст Его. К тому моменту апостол Иуда уже совершил свое предательство, продав Иисуса иудейским властям за тридцать сребреников.

Иисус в сопровождении трех Своих учеников пошел в Гефсиманский сад на Масличной горе, где Он горячо молился, чтобы, если на то будет воля Божья, миновал Его час сей:

«Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39).

Особо следует обратить внимание на полное отдание Иисусом Себя воле Бога: «…не как Я хочу, но как Ты». Евангелия повествуют, что Иисус проводил много времени в молитве к Богу, Которого, как отмечалось, очень родственно называл «Авва». Можно истолковать молитву Христа в Гефсиманском саду как подтверждение Его великой веры в милосердие и могущество Бога.

Согласно Евангелию от Марка, после этой молитвы Иисус сказал: «Кончено, пришел час» (Мк.14, 41). В сад ворвалась вооруженная мечами и дубинками толпа под предводительством Иуды; Иисуса повели на допрос к первосвященнику, где присутствовали старейшины и книжники.

Затем последовало несколько допросов. Первосвященник Каиафа задавал Иисусу вопросы, ожидая найти в Его ответах доказательства Его богохульства. Один из вопросов касался утверждения, что Иисус — Сын Божий. Христос же ответил:

«...ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф. 26, 64).

Каиафа объявил эти слова кощунством, и тогда Иисуса отвели к Пилату, римскому наместнику, для вынесения приговора. На вопрос Пилата: «Ты Царь Иудейский?» — Иисус ответил: «Ты говоришь» (Мф. 27, 11).

Хотя Понтий Пилат не нашел вины за Иисусом, он выдал Христа на казнь. Иисуса отвели на гору, называемую Голгофа, и там распяли. Вместе с Ним распяли двух разбойников.

Считается, что это событие произошло в пятницу, между двадцать седьмым и тридцать третьим годами нашей эры.

Богатый ученик-иудей Иосиф Аримафейский с разрешения Пилата забрал тело Иисуса, которое он обернул в полотняный плат и уложил в высеченную им новую гробницу, привалив к двери большой камень. У гробницы был поставлен стражник, чтобы никто из учеников не мог украсть тело и потом утверждать, что Иисус восстал из мертвых.

 Ученики Иисуса были охвачены скорбью и отчаянием, некоторые из них скрылись. Однако то, что, согласно Евангельским свидетельствам, случилось затем, изменило все. Некоторые из близких Иисусу женщин пришли в воскресенье к гробнице, чтобы приготовить тело для погребения. Но они нашли гробницу пустой, камень был отодвинут. Ангелы сообщили им, что Иисус восстал из мертвых. Женщины побежали и привели двух учеников, которые увидели пустую гробницу с брошенным в ней саваном.

Далее последовали многочисленные свидетельства явления Иисуса ученикам. Чтобы рассеять их сомнения в реальности Своего воскресения, Он попросил их коснуться Его ран и даже ел с ними рыбу. Как говорит Евангелие от Матфея, Он сказал им:

«...дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 18-20).

Подробности явления воскресшего Иисуса в разных Евангелиях описываются по-разному. По мнению некоторых ученых, тот факт, что первыми, кто увидел пустую гробницу, были женщины, говорит в пользу исторической достоверности рассказов о Воскресении Христа, потому что любой, кто попытался бы сочинить правдоподобную версию, отказался бы принимать во внимание свидетельства женщин, которые в патриархальном обществе играли весьма незначительную роль.

Именно Воскресение превратило поражение Иисуса в победу, а смятение Его учеников — в начало активных действий. Под воздействием всего, что они видели, ученики уверовали, что Иисус, находившийся среди них, был Богом в образе человека.

 Уделом последователей Иисуса Христа стали преследования со стороны противников распространения христианства. Но через триста лет, несмотря на сильное сопротивление, христианство стало официальной религией огромной Римской империи. Превратившись из крошечной неорганизованной горстки христиан внутри иудаизма в устойчивое образование, христианство начиная с I века продолжало самоопределяться и организовываться. В конце концов восточная ветвь христианства стала развиваться отдельно от западной, но в ранних группах последователей Иисуса единство сохранялось.

 Первые годы христианства описываются в книгах Нового завета, которые следуют за Евангелиями. Деяния апостолов были, предположительно, написаны тем же человеком, который написал Евангелие от Луки: написанные схожим языком, обе книги адресованы одному человеку по имени Феофил и Деяния ссылаются на Евангелие от Луки как на древнейшую часть единой истории становления христианства. За Деяниями следуют письма некоторым ранним христианским общинам, большинство из которых написано Павлом, выдающимся организатором и апостолом (миссионером) в пятидесятые — шестидесятые годы нашей эры. Павел не был в числе непосредственных учеников Христа при его жизни. Он уверовал во Христа уже после Его смерти. Историю Павла (Савла) мы расскажем чуть ниже.

Согласно Деяниям, апостолов подвигло к действиям событие, получившее название Пятидесятница. При собрании апостолов внезапно будто сильный ветер сошел с неба и будто языки огня коснулись головы каждого. По повествованию, апостолы после этого начали говорить на разных языках, которых никогда прежде не знали. Многие смеялись над ними, считая их пьяными, но Петр объявил перед лицом многих людей, что они исполнились Духом Божьим, как, согласно ветхозаветному пророку Иоилю, и должно было произойти в последние дни перед наступлением Царства Небесного. Он свидетельствовал, что Иисус, Которого люди распяли, восстал из мертвых и что Бог сделал Его Господом и Христом (Деян. 2, 36). По преданию, три тысячи человек были настолько потрясены, что крестились в тот же день.

Одним из наиболее ярых гонителей христиан был Савл. Он был фарисеем-шатерником, который жил в одно время с Иисусом, но не встречал Его. После смерти Иисуса он способствовал тому, чтобы последователей Христа сажали в тюрьмы и обрекали на смерть. Согласно Деяниям, на пути в Дамаск в поисках христиан, которых он почитал за еретиков, Савл увидел свет ярче солнца и услышал голос Иисуса Христа, который спросил, почему Савл гонит Его. Иисус сказал, что противиться Ему бесполезно, и велел Савлу делать иное: идти и к иудеям, и к язычникам, чтобы

«открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26, 18).

Произошедшее столь потрясло Савла, что он принял крещение и тут же начал проповедовать христианское учение под своим новым именем — Павел. Его неустанная деятельность в Средиземноморье имела огромное значение для формирования и распространения раннехристианского учения. Он терпел кораблекрушение, был бит камнями, попадал в тюрьму и, по всей вероятности, принял мученическую смерть в Риме, и только кончина прекратила его новую миссию.

Павел старался убедить иудеев, что рождение, смерть и Воскресение Иисуса были предсказаны ветхозаветными пророками. Именно Он и был Мессией, Которого они ждали, и теперь, восстав из мертвых, Он воссел как вселенский Христос, являя Божью милость и прощение тем, кто верит в Бога больше, чем в самих себя. Некоторые иудеи были обращены в эту веру, но иудейские власти неизменно обвиняли Павла в том, что он уводит людей в сторону от иудейского закона и традиций.

Он пытался также поколебать язычников — тех, кто поклонялся древним богам и чья религия приходила в упадок; тех, кто поклонялся императору как божеству; экзальтированных адептов мистических культов; последователей греко-римских философов-дуалистов, которые считали материю злом и пытались освободить душу от ее развращающего воздействия. Он учил их, что Бог не находится в идолах, но тем не менее Он близок, «ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 28).

Согласно толкованию Евангелия, данному Павлом, спасение приходит с покаянием и верой в милосердие Христа, а не через соблюдение традиционного закона иудеев — обряда обрезания.

Христианство быстро распространялось, и скоро христиане уже не были малочисленной группой среди иудеев. К ним присоединилось много людей неиудейского происхождения. К 200 году, несмотря на яростное сопротивление, христианство распространилось по Римской империи и Месопотамии. Некоторые христиане подвергались преследованиям со стороны «добропорядочных» граждан, их сажали в тюрьмы, пытали, конфисковали их имущество. Но гонения не поколебали наиболее стойких христиан, поскольку они как бы приобщали их к страстям и смерти Иисуса.

В начале IV века, с восхождением на трон Константина, преследования прекратились и сменились официальным признанием христианства. Константин объявил, что Бог послал ему в знамение изображение креста и велел использовать его как символ в сражениях. Последовав воле Бога и в результате одержав победу, он признал статус христианства наряду с язычеством, где сам он был верховным жрецом государственного культа. Перед самой своей смертью Константин принял крещение.

К концу IV века последователи прежних религий были лишены всех прав и получили приказ креститься в христианской церкви. Некоторые внешне соблюдали христианские обряды, но втайне оставались приверженцами старой традиции. Когда христианство получило официальное одобрение, многие крестились из практических соображений.

К концу V века христианство стало религией, которую исповедовало большинство жителей обширной Римской империи. Оно распространилось также и за пределами империи, от Ирландии на западе до Индии и Цейлона на востоке, а также, частично, в Месопотамии, где, однако, преобладал зороастризм.



 
След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header