Антарова Конкордия Евгеньевна известная оперная певица, ученица К.С. Станиславского, солистка Большого театра, заслуженная артистка РСФСР, автор книги «Две жизни», (1886-1959). Время, столь неумолимое для громкой славы многих деятелей искусства, тем не менее мудро расставляет всё на свои места. Забытые имена, если они того достойны, возвращаются к нам – иногда в новом качестве и новой перспективе. Кора Антарова родилась 13 апреля 1886 года а Варшаве в семье мелкого служащего департамента народного просвещения. В 11 лет потеряв отца, она жила с матерью на небольшую пенсию и уроки иностранных языков, даваемых матерью. Мать Коры была двоюродной сестрой народовольца Аркадия Тыркова сосланного в Сибирь по делу Перовской, а сама Софья Перовская, о которой девочка много слышала в семье с детства, приходилась ей двоюродной бабушкой. В 14 лет, будучи в шестом классе гимназии, кора остаётся круглой сиротой. Но она не бросила учиться, а закончила гимназию, самостоятельно зарабатывая уроками. Можно только представить себе, как трудно было юной девушке, оставшейся без всякой поддержки и средств к существованию, пробиваться в жизни. И в какой-то момент Кора решает уйти в монастырь. Многому она научилась там. Пение в церковном хоре помогло развитию её природного таланта. Но уже тогда её голос выделялся из хора - Антарову приходили слушать специально. Видимо, она чувствовала, что путь отхода от реальной жизни не для неё. Это подтвердила встреча с Иоанном Кронштадтским, который сказал молодой девушке, что ей суждено трудиться в миру. Она решает ехать в столицу учиться. Подруги по гимназии собрали ей сто рублей, и Кора поехала в Петербург. Выдержав большой конкурс, она поступила на историко-филологический факультет Высших женских курсов, который окончила в 1904 году. Все студенческие годы Коре пришлось зарабатывать на жизнь уроками, ночными дежурствами в редакциях, уходом за больными и тому подобным. Казалось, теперь основные трудности позади, ведь ей предлагают остаться при курсах на кафедре философии, есть и другие предложения, обеспечивающие благополучное существование. Но у Коры Евгеньевны была единственная мечта - театр, пение. За уроки пения надо было платить, платить было нечем. Она поступает учительницей в заводскую школу Александровского завода николаевской железной дороги. В это же время она берёт уроки пения у профессора Петербургской консерватории И.П. Прянишникова. И вот весной 1907 года Прянишников говорит, что Кора Евгеньевна готова, и она направляется на пробу в Мариинский театр. Из 160 прослушанных певцов в театр принята одна Антарова! Так с 1 мая 1907 года началась её артистическая карьера. В Мариинском театре Кора Евгеньевна проработала только год, после чего она переезжает в Москву. Здесь ей поручают весь ответственный репертуар для контральто. Ратмир в «Руслане и Людмиле», Лель в «Снегурочке», Ваня в «Жизни за царя» - это самые крупные партии. Репертуар Антаровой обширен – оперы «Русалка», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Царская невеста», «Садко», «Иоланта», «Князь Игорь», «Демон», «Золотой петушок», труднейшие партии в вагнеровских операх «Золото Рейна», «Зигфрид», «Гибель богов», в двух из них она исполняет по две роли, и многие другие оперы. Несмотря на многочисленность труппы Большого театра, во многих спектаклях замены Антаровой нет. Выступала также Кора Евгеньевна и в симфонических концертах. Давала сольные концерты камерной музыки с обширной и оригинальной программой, где пела песни и романсы западных композиторов в своих переводах. Кора Евгеньевна была хорошо знакома с Шаляпиным, Рахманиновым, и другими выдающимися деятелями русской культуры. Многие годы напряженного творческого труда, активное участие в различных общественных мероприятиях, шефских концертах обрываются, когда Кора Евгеньевна теряет любимого мужа, человека высокого духовного развития, погибшего в ГУЛАГе. Её изгоняют из театра, она лишается возможности заниматься любимым делом. Как и многие-многие другие, она теряет всё. И неизвестно, как сложилась бы её судьба, если бы не одно обстоятельство: жестокий руководитель бесчеловечной системы любил оперу. Ему не понравилось исполнение какой-то певицы, и он поинтересовался почему не поёт Антарова. Результат очевиден: Кору Евгеньевну вернули в Большой театр. Но болезнь уже давала о себе знать, выступать на сцене становилось всё труднее, хотя голос ещё звучал в полную силу. Она выступает с концертами, но и это для неё уже не легко. Но Антарова была творческим человеком в полном смысле этого слова. Перестав выступать на сцене, она выпустила книгу, названную ею «Беседы К.С. Станиславского». Также Антаровой оставлены рукописи ещё двух больших трудов, где она развивала идеи своего любимого учителя. В 1946 году Кора Евгеньевна организует при ВТО кабинет К.С. Станиславского, в котором разворачивается активная работа по пропаганде идей реформатора театра. Была в насыщенной жизни Коры Евгеньевны ещё одна сторона - внутренняя духовная деятельность, которая, несомненно, была истоком возвышенности её творчества и всей жизни и которая многих знавших её людей заставляла считать её своим духовным руководителем, не только непререкаемым авторитетом во всех важнейших жизненных вопросах, но и человеком, помогающим по-новому понять глубочайший смысл самого существования на Земле. Сейчас об этой стороне её творческой личности благодаря публикации книги «Две жизни» узнают многие. И тот, кто прочтёт её труд, поймёт, что автор не могла быть обычным рядовым человеком. Каждый прочитавший эту необычную книгу может воздать должное силе духа К.Е. Антаровой, нашедшей в себе мужество, несмотря на всю трагичность личной судьбы в условиях бесчеловечной тирании, сохранить чистоту радости бытия. Естественен интерес к тому, как был написан этот труд. Это было и навсегда останется тайной. Те же, кто были свидетелями его появления, могут сказать одно: огромная книга была написана в сороковых годах, исключительно быстро и, безусловно, не предназначалась для печати. Отсюда особенности её языка. Исключительная преданность и любовь связывали Кору Евгеньевну с её подругой - выдающимся учёным-математиком Ольгой Николаевной Цубербиллер (1885-1975). В тяжёлые годы ВОВ они продолжали жить совместно, всё делили пополам и никогда ни на что не жаловались. Не за долго до своей кончины Кора Евгеньевна направила послание С.И. Тюляеву, который находился под её духовным покровительством: «Сейчас мне очень плохо, и спасает меня, как всегда Ольга Николаевна. Быть может, на Земле не увидимся. Но никогда не говорю: «Не могу», а всегда твержу: «Превозмогу». Никогда не думаю «Не знаю», но твержу – «Дойду». Любовь всегда хороша. Но Вам помнить надо, что Матерь – Жизнь лучше нас всё знает. Прошлого нет, будущее неизвестно, а жизнь – это летящее «сейчас». И человек-творец – это и есть тот, кто живёт своё «сейчас». Обе мы Вас благодарим, любим и чтим Ваше «сейчас» (5.01.59). Умирала Кора Евгеньевна медленно и тяжело. Она пережила подряд около 18 агоний, которые каждый раз погашала Ольга Николаевна, и эту борьбу за жизнь она продолжала ежедневно без отдыха и сна до конца, едва держась на ногах. Умерла Кора Евгеньевна в 1959 году. Боль разлуки никогда не оставляла Ольгу Николаевну, так велика и горяча была её любовь к подруге. Их могилы находятся рядом на Новодевичьем кладбище.
|