header
header
header
header
header    
header Главная arrow Великие Женщины Мира arrow Великие Женщины 19 века arrow Добиаш-Рождественская Ольга Антоновна.
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
Добиаш-Рождественская Ольга Антоновна. E-mail

 Добиаш-Рождественская Ольга Антоновна

российский историк, палеограф, первая в России женщина-магистр (1915), доктор всеобщей истории, член-корреспондент АН СССР,

 (1874-1939).

 

Добиаш-Рождественская - талантливый представитель Петербургской школы медиевистики конца 19 - начала 20 в. и один из самых видных медиевистов-культурологов в отечественной науке. Интерес к научному творчеству Добиаш-Рождественской, которое долгое время замалчивалось и принижалось в СССР, возродился в России во второй половине 80-х гг., когда были переизданы некоторые её работы и впервые опубликованы ранее не печатавшиеся труды, эпистолярное и мемуарное наследие.

Строгая научность сочеталась у Ольги Антоновны с утонченной эстетической культурой начала 20 века. Ольга Антоновна - один из самых изысканных и совершенных историков-художников в русской исторической науке. Язык ее работ, изумительный по богатству красок и яркости, воссоздает зримую картину истории прошлого. Но за блестящим изложением Ольги Антоновны всегда стоят строгость выводов, точный учет причин и следствий, безукоризненная научная проработка материала, наконец, живое чувство и понимание современного мира.

Родилась 21 мая 1874 года, в Харькове. Отец А. В. Добиаш - учитель гимназии, впоследствии профессор-эллинист Нежинского историко-филологического института. Окончила с золотой медалью Нежинскую женскую гимназию в 1891 году, и историко-филологический ф-т С.-Петербургских Высших Женских курсов (Бестужевских) (1899). Ученица Гревса. Из-за слабого здоровья только в 1895 родители разрешили ей поступить на Высшие женские курсы. После окончания Высших женских курсов в течение трех лет занималась частными уроками. Из-за участия в студенческих волнениях ей было запрещено преподавание в государственных учебных заведениях. Спустя три года получила разрешение преподавать в гимназиях, преподавала также в воскресных рабочих школах. В 1904-06 была секретарём Всероссийского Учительского союза. С 1907 - преподаватель, а затем профессор Высших женских курсов.

В начале 1908 вышла замуж за Д. С. Рождественского, впоследствии известного физика - основателя Государственного Оптического института.

По рекомендации И. М. Гревса в 1908-1911 гг. командирована во Францию, в Сорбонну, где слушала лекции историков-медиевистов Ш.-В. Ланглуа и Ф. Лота, а также проходила обучение в «Школе хартий» (École des chartes) и «Практической школе научных исследований» (École pratique des hautes études). Главное внимание Ольга Антоновна сосредоточила на занятиях у профессора Ланглуа по палеографии и дипломатике, методологии истории и истории библиографии. С семьей Ф. Лота и, прежде всего, с его женой М. И. Бородиной-Лот, филологом-медиевистом, дочерью акад. И. П. Бородина, Ольгу Антоновну связывали научные интересы и личная дружба всю последнюю жизнь.

В 1911 Ольга Антоновна защитила в Сорбонне диссертацию «Церковное общество XIII в. во Франции», за которую ей была присвоена степень доктора Парижского университета. Позднее (в 1915) эта работа была издана в расширенном виде в России и защищена в качестве магистерской Диссертации. Второе большое исследование «Культ св. Михаила в латинском средневековье V-VIII вв.» (1917) доставило ей докторскую степень по всеобщей истории. В докторской диссертации «Культ св. Михаила в латинское средневековье V-XIII вв.» исследуется «историческая биография Архангела Михаила», тесно связанная «с перипетиями судеб лат. Человечества», т.е. формы и функционирование его культа в различных западно-европейских странах на протяжении девяти веков. Глубоко изучены истоки и сложение культа Архангела и особенности его почитания в меровингской Галлии, лангобардской Италии, раннесредневековой Ирландии, Каролингской и Оттоновской империях, в норманско-французском мире, вплоть до высокого средневековья и Данте. Новаторская и превосходно написанная работа Ольги Антоновны сохранила свое значение по настоящее время и перекликается с современными исследованиями локальных и народных культов.

С 1911 вновь стала преподавать на Высших женских курсах. В 1915 избрана приват-доцентом кафедры всеобщей истории Петроградского ун-та, профессором которого состояла до конца жизни. 31 августа 1919 арестована за принадлежность к партии кадетов, в которой состояла с конца 1916 до середины 1917. Освобождена 29 сентября 1919.

В 1920-е Ольга Антоновна все чаще обращается к палеографическим темам. Свои лекции она чередовала с практическими занятиями над рукописью в ПБ. Впервые ввела курс средневековой палеографии в университетское преподавание. По ее инициативе в октябре 1920 в университете был создан Кабинет вспомогательных исторических дисциплин (впоследствии - Кабинет латинской палеографии). Для подбора справочной литературы, редких палеографических альбомов для Кабинета была командирована в 1920 в Париж и Берлин. Преподавала также в Археологическом институте, ЛИФЛИ, была сотрудником ГАИМК.

В 1922 приглашена на работу в Рукописное отделение ПБ консультантом по западному фонду. Фактически же работала в отделении уже с 1921 в качестве участника эксперта по западным рукописям, участвуя в деятельности советско-польской комиссии по реализации Рижского договора, в составе которой состояла до 1924. Привлекла к этой работе своих учеников - В. В. Бахтина, С. А. Ушакова, А. Д. Люблинскую. Проработала в Отделе рукописей ПБ 17 лет в должностях научного сотрудника, библиотекаря, штат. консультанта, гл. библиотекаря. Ее палеографические исследования неразрывно связаны с латинскими рукописями, главным образом из коллекции П. П. Дубровского (см. т. 1), впервые раскрыла их первостепенное значение для истории письма и культуры раннего средневековья. Много сделала для популяризации рукописных богатств ПБ. Организовала три больших выставки новых поступлений в ОР из собраний дворцов Павловска и Петергофа, особняков Строгановых и Юсуповых, приуроченных к 200-летнему юбилею АН СССР (сент. 1925); выставка, на которой были экспонированы 77 запасных часовников с миниатюрами XIV-XVI вв. (март-апрель 1926); выставка запасных рукописей с миниатюрами V-XIV вв. (май 1928). Участвовала в подготовке экскурсоводов по Библиотеке, в т. ч. по Рукописному отделу.

Под редакцией Ольги Антоновны и с ее участием ПБ издала три сборника «Средневековье в рукописях Публичной библиотеки» (1925, 1927, 1929). Один из них содержал каталог рукописей V-VII вв.; продажа каталога древнейших латинских рукописей, датированного VIII - начало IX вв. увидело свет только в 1965, первый на французском языке издан в Париже в 1991. В 1923 вышла ее книга «История письма в средние века», первое учебное пособие по палеографии в русской ист. лит. (2-е изд. 1936).

В мае-июле 1926, а затем в июле-августе 1929 Ольга Антоновна командирована в Берлин и Париж для ознакомления с новыми каталогами латинских рукописей и новой литературой в области палеографии.

В Париже в «Практической школе научных исследований» прочла два доклада: «О древнейших латинских рукописях ГПБ и работе над ними» и об «Основных поступлениях». Они были особенно важны потому, что после «польских изъятий» на Западе бытовало мнение, что рукописи ПБ в опасности, что над ними не работают ученые, а возглавлявший отделение рукописей Парижской национальной библиотеки А. Омон пытался поставить вопрос о возвращении за компенсацию во Францию сен-жерменских рукописей из коллекции П. П. Дубровского. Доклад Ольги Антоновны, ее беседы помогли развеять сомнения французских ученых, признавших, как писала Ольга Антоновна в своем отчете, что рукописи находятся «в хороших руках и являются предметом любовного изучения».

Главный трактат Ольги Антоновны, который доставил ей мировую известность, является монография о корбийской мастерской письма по ленинградским кодексам, напечатан Изд-вом АН в 1934 на французском языке, и служащая, и поныне образцом такого типа исследований. Другим важным вкладом в изучение латинской палеографии явилась выработка основных принципов описания средневековых кодексов, изложенных в статье «О библиографировании рукописей: на материале западных фондов» (Библиотековедение и библиография 1930. № 1/2).

Ольга Антоновна неоднократно отмечала, что в отличие от славянских и даже греческих рукописей, работа над западными рукописями не имела в ПБ долгой традиции, она началась только в 1922. Выполнение Рижского договора явилось поводом для введения в штат постоянных и временных работников и по существу создания западного сектора Отдела рукописей. Основателем сектора стала Ольга Антоновна. В процессе работы выявилась недостаточность старых инвентарных описей, составленных еще в середине XIX в., стала очевидной необходимость создания нового научного справочного аппарата. Был составлен план обследования западных фондов, согласно которому сектор перешел на систему карточек доп. к прежним кратким записям в инвентарной книге, создана специальная инструкция для картотеки, составленная из карточек «minimum». Картотека, почти целиком написанная Ольгой Антоновной собственноручно, включала описания средневековых рукописей на пергаменте V-XV вв. (около 500 ед.). Она стала уникальным справочным аппаратом и базой для подготовки в дальнейшем печатных каталогов.

Ольга Антоновна была не только знатоком вспомогательных дисциплин медиевистики, но и выдающимся историком. Ее подход к вспомогательным дисциплинам был подходом историка, а не только архивиста. Исследования Ольги Антоновны по истории Западной Европы в средние века, крестовым походам, паломничеству основаны на скрупулезном изучении источников. Трактаты Ольги Антоновны (свыше 160) печатались в России, СССР, Англии, Америке, Германии, Италии и Франции. Состояла членом ряда научных обществ, в т. ч. Исторического общества при Петербургском университете, была его секретарём и библиотекарем, Общества древней письменности, Общества библиотековедения и др. Умерла 30 августа 1939 года, похоронена на Литераторских мостках в Петербурге.

Ольге Антоновне принадлежит ряд блестяще написанных синтетических и научно-популярных работ, опубликованных в первые послереволюционные годы: «Эпоха Крестовых походов» (1918), «Западная Европа в Средние века» (1920), «Западные паломничества в Средние века» (1924), «Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное Сердце» (1925), в которых с большой проникновенностью воссоздана средневековая жизнь и религиозная психология человека средних веков. В своих исследованиях повседневной жизни человека средних веков, его форм восприятия мира и переживания времени (неопубликованный курс «Средневековый быт», 1920/1921); статье «По вопросу о часах в раннем Средневековье», 1923), как и в работах 30-х гг. по истории средних веков, агрикультуры и техники, Ольга Антоновна во многом перекликается с исследованиями средневековой ментальности и повседневности, предпринятыми школой «Анналов».

P.S. Палеогра́фия (греч. παλαιóς - древний и важный греч. γράφειν - писать) - специальная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография). В сферу палеографии входит также изучение орнамента и водяных знаков бумаги (филиграней), формата, переплёта рукописей.

Медиевистика (фр. médiéval - средневековый): Раздел исторической науки, изучающий историю средних веков. Медиевист - историк, специалист по медиевистике.

 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header