header
header
header
header
header    
header Главная arrow Заочная школа Агни Йоги arrow 2. Основы мировых религий и эзотерических учений. arrow 2. КАТОЛИЧЕСТВО И ПРАВОСЛАВИЕ
Заочная школа Агни Йоги
1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги
2. Основы мировых религий и эзотерических учений
3. Агни Йога об управлении собой
4. Агни Йога о Женщине
5. Изучение и жизненное применение Агни Йоги
6. Духовно-психологические практики Агни Йоги
7.Современная наука о Боге, Мироздании и человеке
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
2. КАТОЛИЧЕСТВО И ПРАВОСЛАВИЕ - 1.История развития церкви E-mail
Оглавление
1.История развития церкви
1.1.Противоречия христианства
1.2.Разделение Церкви
2.Православие
2.1.Ортодоксия в христианстве
2.2.Священное Предание
2.3.Монашество
2.4.Культовая практика
2.5.Церковное православие
3,4.Вопросы и литература

 

 

 

 

 

1.2. Разделение Церкви.

Конечно, все они должны приниматься в учет, но по своему значению они далеко уступают политическим мотивам. Как кажется, именно последние и были решающими в 1054 г., когда окончательно произошло разделение Христианской Церкви на две ветви — Католичество и Православие. Ведь спор о главенстве шел по меньшей мере со времен Халкидонского собора и вполне мог продолжаться в рамках единой церкви еще много столетий. Перечисленные отличия возникли тоже не в год раскола. Думается, что именно тесная связь Римской церкви с интересами Священной Римской империи (Папа Лев IX , в понтификат которого совершился раскол, происходил из семьи эльзасских графов и приходился родственником императору Генриху III ), в условиях прогрессирующего обособления Востока и Запада, привела к прекращению общения между церквами. В дальнейшем разгром Константинополя крестоносцами и создание параллельных восточных патриархатов с подчинением их Риму сделали примирение окончательно невозможным. Римско-католическая церковь рассматривает восточные церкви как нарушившие принцип организационного единства церкви, как ушедшие в раскол. Восточная же церковь прямо полагает католиков вероотступниками. В соответствии с этим Римско-католическая церковь рассматривает свои соборы как вселенские и насчитывает 21 такой собор. Восточная церковь признает вселенскими только 7 первых соборов.

Тем не менее, попытки к сближению предпринимались. В 1274 г. византийское правительство в дипломатических целях добилось от восточных иерархов принятия идеи подчинения Риму, но соединение церквей оказалось чисто формальным и недолгим (до 1282 г.). Такая же история повторилась в 1439 — 1443 гг. Несколько прочнее были результаты церковной унии 1596 г. На условиях признания главенства пап и латинской догматики, при сохранении восточной обрядности, служения на родном языке и допустимости брака для священнослужителей возникла и существует до сих пор в пограничных между восточным и западным христианством районах Литвы, Украины, Белоруссии, Венгрии и Польши особая церковь — греко-католическая.

Подлинной целью западной церкви было, конечно, не идеологическое обеспечение притязаний новоиспеченной Священной Римской империи. Напротив, церковь стремилась сбросить зависимость от феодального государства и стать главенствующей в обществе силой. Только так она могла преодолеть неблагоприятные для ее идеальной миссии последствия подчинения западным феодальным порядкам. Но для этого, с другой стороны, необходимо было сначала произвести переустройство внутри самой церкви, находившейся далеко не в лучшем состоянии.

Многие церковные и светские деятели (хотя и по разным мотивам) предпринимали усилия к возрождению дисциплины и нравственности среди клириков. Их усилия давали определенные результаты, но работа эта была связана с огромными трудностями.

В ХI-ХV вв. западное христианство активно разрабатывает и догматизирует учение о спасении на основе концепции сверхдолжных заслуг. Важными составляющими его являются также понятия чистилища и индульгенции. Эти идеи, издавна имевшие хождение в христианской литературе, восточное, православное христианство отвергло. Внутри же католической церкви они продолжали развиваться. Наконец, в рассматриваемую эпоху они были решительно поставлены на службу церковному господству. Утверждение этих идей в обществе на некоторое время существенно повысило авторитет церкви и одновременно укрепило ее материально. Однако в дальнейшем оказалось, что учение церкви о спасении чрезвычайно уязвимо для критики со стороны протестантизма.

Что некоторые души не могут непосредственно попасть в рай, а должны предварительно пройти огненное очищение в специальном месте; что при этом церковь своею властью может сократить время очищения или даже вовсе избавить от него за счет избытка заслуг праведников перед Богом; что помочь она может и помимо воли нуждающегося в ее заступничестве (даже давно умершему), при условии внесения определенной суммы в церковную кассу(!!!) родственниками или друзьями — все это были весьма полезные для церкви идеи. Но в них уже виден упадок католического христианства, как виден он и в учреждении инквизиции.

В XIII веке возникла инквизиция. Истоки этого орудия устрашения можно найти в идее Бл. Августина, заключающейся в том, что еретиков следует сдерживать во имя их же собственного спасения, из любви к их душам. Но если Бл. Августин считал штраф и тюремное заключение достаточной мерой, чтобы помочь людям изменить свои убеждения, средневековые инквизиторы подвергали еретиков жесточайшим пыткам и сжигали их на кострах, чтобы отвратить всех прочих от опасных взглядов. Об этом много написано даже в художественной литературе. Однако в настоящее время есть некоторые исследователи, считающие, что рассказы о том, будто инквизиция нагоняла ужас на все население, явно преувеличены и придуманы они были противниками католичества во времена протестантской реформации. Но как бы то ни было, на кострах инквизиции сгорело много ни в чем не повинных людей. Особенно этим «прославилась» испанская инквизиция.

Подмена покаяния простым штрафом в пользу церкви или покупка индульгенции на грехи еще не совершенные, покупка права на совершение грехов вполне отвечала общему состоянию этого учреждения к концу ХIII в. Оно приближалось к тому, какое было до Григория VII. В церкви происходила бескомпромиссная борьба партий за власть и за доходы. Римские и итальянские аристократические семейства, короли и императоры — все стремились создать свою партию внутри церкви и через нее добиться контроля над ее безмерно возросшими политическими возможностями и богатствами.

В самой церкви также возникали группировки, стремившиеся к господству. Рядовые священнослужители, епископат, монашество имели различные, часто непримиримые между собой, интересы.

Папы вынуждены были лавировать между всеми этими течениями, постоянно рискуя утратить самостоятельность, власть, саму жизнь. В борьбе со светскими государями и епископатом, зависимым от последних, они все более, по примеру Льва IX , опирались на монашество, организованное в ордена, которые часто подчинялись непосредственно папам. Но эти ордена, пользуясь различными привилегиями и преимуществами, полученными от пап, нередко превращались в обособленные замкнутые корпорации и вступали на путь самостоятельной политики, стремясь подчинить само папство. Наиболее известными из таких орденов являются — цистерцианский, основанный в 1098 г., орден тамплиеров (1118 г.), орден кармелитов ( 1156 г.), картезианский орден (1176 г.), орден тринитариев (1198 г.), тевтонский орден (1198 г.), августинцы, госпитальеры, францисканцы (1223 г.), орден доминиканцев ( 1216 г.).

К началу XIV века церковь окончательно утрачивает даже видимость независимости от светской власти. Французский король Филипп IV (1285-1314гг.) занимает Рим войсками, низлагает неугодного ему папу и сажает на папский трон своего ставленника, определяя местом его пребывания Авиньон. Это автоматически влечет за собой решение германских князей об отказе от признания юридической необходимости коронации главы Священной Римской империи папой. С 1309 г. по 1377 г. длится «авиньонское пленение» пап. Затем — тридцатилетний раскол, когда в Риме и Авиньоне одновременно существуют двое пап и при этом разные европейские государства поддерживают «своего» папу. В 1409 г. было даже три папы.

После сложных маневров европейским государствам при поддержке наиболее здравомыслящих церковных деятелей удалось все же договориться и предотвратить окончательный распад церкви, остававшейся в то время все еще необходимым в политической системе запада институтом. Но в 1433 году вновь произошел раскол. Окончательное единство было достигнуто только на Лозанском соборе 1449 г.

Неудивительно, что в эти тяжелые для церкви времена всеми овладевает мысль о необходимости решительной церковной реформы. Утрата папами авторитета приводит к активизации соборного движения, стремящегося к утверждению главенства соборов в сравнении с папами и к обновлению на этой основе христианства. Вместе с тем постепенно нарастает сепаратизм формирующихся национальных церквей, зависящих не столько уже от Рима, сколько от местных властей. Заметно увеличивается влияние университетов при решении не только теологических, но и организационных вопросов. Развиваются как внутри церкви, так и вне ее различные реформистские и прямо антицерковные идеи. Наступил период так называемой Реформации, которая происходила под лозунгами исправления церкви. Однако действительные причины носили гораздо более сложный и многообразный характер. Здесь мы не будем освещать события и идеи реформации (протестантизм, лютеранство, цвинглианство, кальвинизм и др.). Эти вопросы рассматриваются по теме «История мировых религий».

История католицизма в последние века не сводится только к длинному ряду политических неудач. Именно в этот период церкви удалось расширить свое влияние как никогда прежде. Даже в условиях острой конкурентной борьбы с протестантизмом миссионерская деятельность, активизированная Тридентским собором, принесла богатые плоды практически на всех континентах. Церковь пополнилась сотнями миллионов членов. Кроме того, несмотря на все трудности, ей не только удалось сохранить единство, но и упрочить его под лозунгом приверженности традициям католицизма. Продолжалось догматическое развитие. В 1854 г. был принят догмат о непорочном зачатии девы Марии. В 1870 г. Первый Ватиканский собор принял знаменитый догмат о непогрешимости папы в делах веры. Это, правда, не решило вопроса о единстве клира перед лицом патриотического объединительного движения в Италии и, более того — вызвало раскол в европейском католицизме, образование старокатолической церкви.

Несколько в ином духе действовал Второй Ватиканский собор 1962-1965 гг. После непростой борьбы верх на нем взяли сторонники обновления католицизма. Они сумели провести ряд решений, способствовавших изменению облика церкви. Было декларировано превращение ее из «повелевающей и торжествующей» в церковь, находящуюся на службе у человечества. Получил, наконец, признание принцип свободы вероисповедания. Была занята более конструктивная позиция по отношению к отделению церкви от государства и школы от церкви. Собор высказался за коллегиальные методы в управлении церковью и узаконил национальные конференции и синоды. Было одобрено даже некоторое упрощение литургии и признана возможность использования при богослужении национальных языков. Получил одобрение функциональный стиль в церковной архитектуре. Снял собор и вину с иудеев за распятие Христа. Была сделана решительная попытка примирения с восточной церковью и протестантизмом, установления конструктивных связей с нехристианскими конфессиями. В развитие соборных решений в 1966 г. был отменен индекс запрещенных книг, а с Италией, в конце концов, был заключен конкордат. В 1987 г. был введен в действие новый Кодекс канонического права, базирующийся во многом на решениях собора.

Правда, в 1975 г. была восстановлена внутрицерковная цензура. Сохраняется практика принятия санкций к инакомыслящим священнослужителям. Безбрачие клириков, недопустимость развода и применения средств контроля рождаемости не ставятся церковью под сомнение. В неприкосновенности сохраняется понимание церкви как иерархической централизованной организации. Сотрудничество с христианами других направлений продолжает интерпретироваться как работа по возврату их во вселенскую церковь.

Неизменность позиции церкви по ключевым вопросам подчеркнул и папа Иоанн Павел II . При избрании его в 1978 г. он выступил с обращением к избравшим его кардиналам. В этом обращении он подчеркнул непреходящую важность решений последнего собора. Вместе с тем, он заявил о своем намерении сохранить в целостности оставленное прошлыми поколениями здание веры и указал на то, что незыблемым остается постулат Христа, превратившего Петра в камень и основавшего на нем церковь, которой принадлежат ключи от Царствия Небесного и право наставления в вере.



 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header