header
header
header
header
header    
header Главная arrow 2. Основы мировых религий и эзотерических учений arrow 3. УЧЕНИЕ БУДДЫ. БУДДИЗМ
Заочная школа Агни Йоги
1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги
2. Основы мировых религий и эзотерических учений
3. Агни Йога об управлении собой
4. Агни Йога о Женщине
5. Изучение и жизненное применение Агни Йоги
6. Духовно-психологические практики Агни Йоги
7.Современная наука о Боге, Мироздании и человеке
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
3. УЧЕНИЕ БУДДЫ. БУДДИЗМ - 1.Канун появления буддизма E-mail
Оглавление
1.Канун появления буддизма
2.Философия буддизма
3.Жизненный путь Гаутамы Будды
4.Четыре благородные истины
5.Проповеди Будды
6.Разделение и дробление учения
7,8.Вопросы и литература
 

 

 

 

 

2. Философия буддизма. Ее влияние на мировую духовную культуру.

Буддизм составляет важнейшую часть мировой духовной культуры, он оказывает влияние на политические и социальные процессы, в какой-то мере адаптируясь к новым условиям. На Западе появляется большое количество буддийских современных учений, которые как-то соединяются с современной западной гуманистической или трансперсональной психологией. Буддийские идеи проникают в искусство. В частности, в России буддизм оказал огромное влияние на творчество и философию Льва Толстого, Ивана Бунина, и, конечно же, Рерихов. Об эзотерических корнях Агни Йоги мы уже говорили и говорили, что это Учение можно рассматривать в первую очередь как синтез христианства и буддизма. Мы знаем о личных контактах Рерихов с буддийскими ламами в различных монастырях, школах, и наконец, Ю. Н. Рерих — один из известнейших индологов мира, автор тибетского словаря и многих трудов по буддизму. На Западе буддизм оказал огромное влияние на целую плеяду философов, художников: Матисс, Гоген увлекались буддизмом, Селеджер, например, последние пятнадцать лет полностью ушел в буддийские искания, даже отказался от участия в прессе, запретив всем газетам каким-то образом упоминать его имя. Это как бы некое его жизненное завещание с тем, чтобы полностью исчезнуть из этого мира, уйти в глубину, уйти в духовные искания. Даже когда его имя было все-таки упомянуто журналистом, он через своего адвоката подал в суд и выиграл этот процесс, после чего его перестали упоминать вообще. Все это показатели того, насколько серьезно влияние буддизма.

Буддизм — религия, основанная Гаутамой Буддой. Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Почти во всех направлениях буддизма имеются монашеские ордена, члены которых выступают для мирян учителями и священнослужителями. Однако за вычетом этих общих черт многочисленные направления современного буддизма демонстрируют разнообразие как верований, так и религиозной практики. В своем классическом варианте (тхеравада, «школа старейшин», или хинаяна, «малая колесница») буддизм представляет собой главным образом философию и этику. Цель верующих — достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего «я», мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Для направления буддизма, известного под названием махаяны («большая колесница»), характерно почитание пантеона божественных будд и будущих будд. В других формах буддизма обычны представления о целой иерархии демонов. Некоторые разновидности буддизма махаяны сулят верующим настоящий рай. Ряд направлений придает значение скорее вере, чем делам. Существует вид буддизма, стремящийся привести адепта к парадоксальному, интуитивному, внерациональному постижению «истинной реальности».

«Все древние философские учения утверждали закон кармы и закон конечного освобождения. Но ценность учения Будды в том, что, не нарушая в основе все эти научно-философские положения, оно обратилось к Земле, к земному труду, указывая, что лишь путем реального, напряженнейшего труда и саморазвития можно достичь истинного прогресса, и тем самым установило эволюционность человечества, как органической части Космоса…»

«…Насколько прежние учения могли быть характеризованы отрывающими от земли, настолько Будда явился истинным пахарем земли, утверждая основу сознательного и реального труда. И формула, что все достигается лишь личными усилиями, лишь человеческими земными руками и ногами, красной нитью проходит через все учение. И в этом заключается неповторимая особенность ценности учения и труда Готамы Будды» ("Основы буддизма", Н.Рокотова).

Философия Будды чрезвычайно интересна. Учение Будды, как учение истины, покрывало все бывшие до него великие учения, и потому, подчеркивая их истинность, оно изгоняло отрицание. Изгоняя отрицание, учение никого не порабощало. Осознание великого принципа общины открывало все пути. Оно привнесло в духовные искания акцент на самостоятельную волю, опору на себя, а не на жрецов, не на обряды. Опора на самого себя в обращенности внутрь, опора на внутреннюю этику является основой спасения в этом учении. Иногда это ощущение самоопорности настолько сильно и рельефно проходит через буддийские учения, что это дает повод некоторым недоброжелателям, или просто недопонимающим людям говорить о том, что буддизм есть атеизм, или атеистическая религия, или религия без Бога (в более мягкой формулировке). Действительно, Будда не говорил о Боге, он говорил о нирване, о состоянии свободы. О причине мира непосредственно связанной с Богом он вопрос не ставил, считая, что этот вопрос вне компетенции человеческого ума и это не помогает решению великой задачи освобождения. Он даже так обосновывал эту особенность своего учения:

«Если в вас попала стрела, вы не должны беспокоиться о том, каким образом и откуда послана эта стрела, из какого материала она сделана, кто ее послал. Ваша основная забота должна состоять в том, чтобы как можно быстрее выдернуть эту стрелу и залечить рану. Точно так же и мое учение направлено на эту цель — избавление от страданий. В человеческую душу послана стрела страданий, человеческая душа кровоточит болью, человека нужно спасать. Подобно тому, как волны океана имеют соленый вкус, мое учение несет в себе вкус спасения».

Буддизм очень большое значение придает сознанию человека. Это и понятно, ибо если акцент делается на самоопорность, то самоопорность и есть опора на собственное сознание, осознание, осмысление.

«В буддизме человек способен к добродетели, лишь если он ее осознал. Нельзя отчаиваться в человеке, творящем зло, если он не знает, что делает. Он видит ошибочно, но, по крайней мере, он видит. Получив некоторое знание, он может отказаться от своих прежних поступков. Но что можно ожидать от человека, пораженного слепотою разума?»

«Из двух людей, совершающих ту же ошибку, наиболее плох тот, кто не осознал ее. Из двух невиновных лучше тот, кто сознает, что он невиновен. Ибо нельзя ожидать от человека, не сознающего себя виновным, чтобы он выявил энергию для прекращения своего заблуждения.

Чтобы вылечить себя, нужно знать свою болезнь, но знание ее не дает здоровья; необходимое условие для этого — выявление нашей воли».

«Будда постоянно учил, что самостоятельного «Я» нет, что нет и обособленного от него мира. Нет самостоятельных предметов, нет обособленной жизни — все лишь неразрывные корреляты. Раз нет отдельного Я, то мы не можем сказать — мое то или другое, и этим самым уничтожается зачаток понятия собственности.

Если понятие постоянной и самостоятельной человеческой души должно быть отброшено, что же это такое в человеке, что дает ему впечатление обладания постоянной личностью? Ответ будет — тришна, или неудовлетворенное желание бытия. Существо, породившее причины, за которые оно должно отвечать, обладая вожделением, получит новое рождение в соответствии со своею кармою.

Рождается новое соединение сканд-элементов одного и того же комплекса элементов, или дхарм, проявлявшихся в данное время как одна личность и после определенного промежутка времени снова в виде другой, третьей, четвертой и т.д. в бесконечность.

Происходит не трансмиграция, а бесконечное преображение комплекса дхарм, или элементов — иначе говоря, перегруппировка элементов-субстратов, входящих в человеческую личность.

На качество нового соединения сканд-элементов новой личности оказывает большое влияние последнее предсмертное устремление предыдущей личности, которое дает направление освобождающемуся потоку.

Человек рассматривается в буддизме как индивидуальность, сложенная многочисленными существованиями, но лишь частично проявленная в каждом новом появлении на земном плане.

Индивидуальное существование, состоящее из целой серии жизней, которые начинаются, продолжаются и оканчиваются, чтобы снова начаться, и так нескончаемо, сравнивается с колесом или годом с двенадцатью месяцами, неизменно повторяющимися».

«Сознание и его вечно изменяющееся содержание едины. Нет постоянного Я, которое оставалось бы неизменным. Нужно, чтоб эмбрион умер, для того, чтобы родился ребенок; нужна смерть ребенка, чтобы родился мальчик, и смерть мальчика выявляет юношу» ("Основы буддизма", Н.Рокотова).

Вот как Агни Йога кратко характеризует учение Будды:

«Будда указывал на необходимость соизмеримости и целесообразности. Он говорил: «Не нужно быть не меньше, не больше». Последователи из этой формулы соизмеримости сделали скучную золотую середину. Также Будда завещал иметь возможно меньше вещей, чтоб не отдавать им слишком много времени. И этот совет последователи обратили в педантство. Будда порицал изуверов и советовал обращаться с телом по необходимости условий. Там, где тело должно быть облегчено перед передвижениями, там Учитель указывал худобу. Там же, где зараженность атмосферы требовала защиту, там Учитель требовал питание.

В Учении Будды Мы находим не только материалистическую философию, но и практическое улучшение жизни каждого дня.

Притчи Будды имели назначение усугубить полезные советы. Входя в положение каждого ученика, Будда приобщал отдельный случай о общине.

Никогда не называем Будду кротким, наоборот, он Водитель неунывающий, борец за общину и материю, герой труда и единства.

Нас не занимают позднейшие нагромождения около Буддизма, только основы, завещанные самим Учителем, нужны для будущего. И в этих основах можно видеть Учение, не только проложенное железною волею, но и запечатленное ступенями хождений долгих.

Можно изумляться, какими доводами поверхностные исследователи показали Учение Будды, как отчаяние! Ведь это ложь!!

Песнь величия труда, песнь победы человечества, песнь суровой радости! Учение Будды можно назвать научным опытом трудовой общины. Не только понимание буддистов, но и все справедливые умы должны оценить камень труда Будды» (Агни Йога "Озарение" ч.2, XI, 3).

Что же способствовало появлению такого самоопорного учения, как бы не нуждающегося в Боге или хотя и не отрицающего Бога, но и ничего существенного на эту тему не говорящего? Это связано прежде всего с потребностью времени, когда человек превратил многочисленных богов в некие подпорки и костыли, без которых он уже не мог мыслить, передвигаться и решать собственные проблемы. Причем, массовый человек Индии того периода как бы передоверил многие вопросы своих личных духовных исканий, своей ответственности, жрецам. В такое время должен был появиться человек, должно было появиться учение, которое выбило бы эту ложную опору и научило бы человека опираться на самого себя. Это была объективная потребность эпохи, именно такой позиции придерживается большинство исследователей буддизма. Однако есть другая версия такого основания буддийской религии. Она может быть не вполне достоверна, и ее едва ли признают официальные буддисты или буддологи, тем не менее, она заслуживает внимания хотя бы потому, что ее высказал достаточно яркий человек с несомненным внутренним посвящением.

Речь идет о Данииле Андрееве, авторе книги «Роза Мира». Даниил Андреев объяснил эту особенность буддийского учения тем, что Будда в своем предыдущем воплощении был одним из последних светлых жрецов Атлантиды, функция которого состояла в том, чтобы удерживать пространство света на этом континенте, который давно уже стал континентом зла и давно уже медленно как бы опускался под воду. Будда был как раз носителем и выразителем светлого знания, который, подобно атланту, держал столп истины на своих плечах, причем, все вокруг — и жрецы, и тем более непосвященная толпа, говоря христианским языком, соблазнились и пали. Будде, несущему на себе груз этой высочайшей ответственности, казалось, что он единственный, он последний, кто хранит это знание. Ему казалось, что помощи ждать неоткуда. Этот трагический опыт противостояния запечатлелся в его сознании, говорил Даниил Андреев. Поэтому, когда он воплотился на Индийском континенте, когда он погрузился в изучение (уже после периода своих исканий) различных течений Индии, он всегда внутренне ощущал связь с этим опытом. Он всегда исходил из того, что не на кого надеяться, кроме как на самого себя. Поэтому его учение приобрело такой оттенок самоопорности, т.е. это уже как бы некая субъективная причина появления буддизма в такой форме.

Далее мы более подробно рассмотрим жизнь и учение Будды.

Попытайтесь, читая этот текст, вникнуть в его содержание настолько, чтобы вспомнить внутри себя Индию, вспомнить этот опыт исканий, потому что не исключено, что многие из нас, согласно теории о реинкарнации, имели опыт жизни в Индии, и этот опыт, возможно, приходился как раз на рассматриваемый нами период. Не исключено, а скорее очень вероятно, что каждый из нас хотя бы в одной из жизней ступал по этой священной земле, дышал этим воздухом. Такие попытки помогают нам в постепенном развитии наших возможностей проникновения в области, недоступные обычным органам наших чувств.



 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header