header
header
header
header
header    
header Главная arrow 2. Основы мировых религий и эзотерических учений arrow 3. УЧЕНИЕ БУДДЫ. БУДДИЗМ
Заочная школа Агни Йоги
1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги
2. Основы мировых религий и эзотерических учений
3. Агни Йога об управлении собой
4. Агни Йога о Женщине
5. Изучение и жизненное применение Агни Йоги
6. Духовно-психологические практики Агни Йоги
7.Современная наука о Боге, Мироздании и человеке
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
3. УЧЕНИЕ БУДДЫ. БУДДИЗМ - 1.Канун появления буддизма E-mail
Оглавление
1.Канун появления буддизма
2.Философия буддизма
3.Жизненный путь Гаутамы Будды
4.Четыре благородные истины
5.Проповеди Будды
6.Разделение и дробление учения
7,8.Вопросы и литература

 

 

 

 

 

3. Жизненный путь Гаутамы Будды.

Основатель буддизма — Будда при рождении получил имя Сиддхартха, а имя его клана или семьи — Гаутама.

«Слово “Будда” не есть имя, но означает состояние ума, достигшего высшей точки развития, в буквальном переводе “познавший” или тот, кто овладел совершенным знанием — мудростью».

«Будда, — согласно одному тексту, — есть лишь старший из людей, отличающийся от них не более, нежели первый вылупившийся цыпленок от других цыплят одной наседки. Знание подняло его в другую категорию существ, ибо принцип дифференциации заключен в глубине сознания» ("Основы буддизма", Н.Рокотова).

Биография Сиддхартхи Гаутамы известна только в изложении его последователей. Эти традиционные изложения, вначале передававшиеся изустно, были записаны лишь через несколько столетий после его смерти. Самые знаменитые сказания о жизни Будды входят в сборник Джатака, составленный около 2 в. до н. э. на языке пали, одном из наиболее древних среднеиндийских языков.

Перенесемся на 2,5 тысячи лет назад, в VI век до н. э., когда согласно преданию в северной Индии в предгорьях Гималаев было владение Капилавасту. Его населяли племена шакья. Считают, что это потомки солнечного рода кшатриев. Этим царством Шакья владел царь по имени Шуддходана (Суддходана). Жену его звали многозначительным именем Майя. Здесь намек не только на земную мать, но и намек на сакральную мать, намек на то, что Будда как избавитель от иллюзий, родился в лоне иллюзий, т.е. избавление от проблемы, говоря современным языком, лежит в самой проблеме, избавление от иллюзий лежит внутри иллюзий. Необходимо найти лишь ту единственную дверь, которая позволяет выйти на свободу. Так вот у Майи и Шуддходана родился будущий основатель мировой религии. При рождении он получил имя Сиддхарта (Сиддхартха), что означает «исполнивший предназначение». Легенды говорят, что всегда рождение значительного лица сопровождается необычными знаками. Когда родился Христос, как известно, три волхва пришли поклониться; кроме того, трагедия сопровождала рождение Христа — избиение младенцев. Подобные примеры можно найти вокруг каждого основателя мировой религии. Существует несколько легенд и в связи с рождением Будды. Одна из них гласит, что Будда, пришедший из других измерений, избрав царицу Майю своей матерью на Земле, принял образ чудесного белого слона и вошел как бы в ее чрево. Другая легенда говорит о том, что во сне Майя видела, как в ее чрево вошел белый слон, что означало добрый знак рождения высокого аватара, высокого воплощения. Рождение Будды происходило в день майского полнолуния, которое часто приближается к 1-му мая, поэтому день пролетарской солидарности трудящихся и буддийский праздник нередко совпадают. Кстати это совпадение имеет даже некоторую сакральную символику. Красный цвет — в большевизме, и красный цвет является одним из священных цветов буддизма. В буддизме — красный, белый, черный цвет, что соответствует трем алхимическим принципам даже в европейской традиции. Работа в черном, работа в белом, работа в красном: Нигредо, Албедо, Рубедо. Три стадии алхимической трансмутации. В принципе буддизм и коммунизм в каком-то смысле близки, в том плане, что и то и другое учение сделало акцент на человеческую волю. У большевизма: «Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и не герой, добьемся мы освобожденья своею собственной рукой». Рерихи уловили эту особенность буддизма и коммунизма, и видели близость этих учений. Поэтому Чичерин и Луначарский называли Рериха полубуддист-полукоммунист.

В день майского полнолуния происходит еще знаменитое буддийское празднество, называемое Весак. Согласно буддийской традиции сам Будда в этот момент выходит из нирваны и простирает свои длани, свою духовную силу над его последователями, и если в этот момент интенсивно молиться и устремляться к слиянию с чистым сознанием Будды, то можно получить огромный духовный импульс. Миллионы буддистов всего мира в это время сосредоточиваются и молятся, пытаясь вобрать в себя эту силу просветления.

Знамения, которые произошли при рождении Будды, были очень многочисленны и ярки. Великий Риши Асита посетил дворец и посмотрел на младенца. Он вначале улыбнулся, а потом зарыдал. Когда спросили о его такой странной реакции, он объяснил, что улыбнулся, поскольку на Землю пришел Великий Освободитель человечества, который избавит его от иллюзий и грехов, а заплакал, потому что сам уже в силу преклонного возраста не доживет до мгновений его торжества. По обычаю все прорицатели страны собрались во дворец определить жизненный путь согласно предначертанию светил. Тогда астрология была, как известно, на высоте. Было много блестящих предсказаний, но одно из них наиболее ярко и отчетливо запомнилось царю:

«Младенец настолько духовно человечески одарен, что он имеет шанс стать мировым монархом. Но если он увидит в своей молодости четыре знака: старика, больного, труп и отшельника, тогда он покинет этот мир и станет Буддой, великим просветленным существом, которое избавит человечество от грехов».

Попытайтесь представить себе, как бы вы поступили, если были бы на месте этого царя? Что бы вы стали делать — готовить своего сына принять царство или готовить его на то, чтобы он удалился от мира и в нищете где-то сидел молился и медитировал? Наверное, нет такого царя, который добровольно отпустил бы своего сына уйти из мира и который не хотел бы видеть настоящего наследника на троне. Разумеется, царь очень хорошо это запомнил и сделал все возможное, чтобы оградить Сиддхарту от внешнего мира, не выпуская его за пределы поместья. Он дал Будде действительно прекрасное образование, собрав необходимых учителей чуть ли не со всего света. В то же время большой акцент делался на развлечения, на верховую езду, на боевые искусства, фехтование, дипломатию, на обучение основам царского дела. Царь готовил Сиддхарту на царство. Будда, вспоминая впоследствии свою юность, говорил, что трудно представить себе, в какой роскоши он вырос. С одной стороны, Будде давались знания, с другой стороны, знания давались в оторванном виде от его личных проблем, от сущности внутренних социальных переживаний. Делалось все, чтобы мальчик вырос ориентированным на внешний мир, а не на внутренние искания, потому что царь понимал, что если сделать крен в йогу, в религиозные настроения и переживания, то это может пробудить желание и волю к отшельничеству — царь хорошо помнил предсказание. Поэтому Будда получил в основном знания книжной философии, грамматики, системы чисел и т.д. Браки были тогда очень ранними, и наследник должен был рано жениться. Уже в 16 лет его женили на двоюродной сестре Яшодхаре. Она родила ему сына Рахулу и жизнь действительно, казалось, шла по блестящей, благополучной и накатанной колее.

Но в один прекрасный момент предначертанное должно было случиться. Легенды говорят, что охрана зазевалась и Сиддхарта выскользнул за забор и начал путешествие по городу, по царству, начал осматривать окрестности, смотреть, как живут люди. И вот так уж получилось, что в один и тот же день он увидел старика, чьи морщины бороздили лоб и предвещали скорое завершение жизненного пути, он увидел больного, руки которого, ноги, и все тело были изъедены язвами проказы. Глубокая скорбь, сострадание уже тогда пронзили его сердце, потому что Сиддхарта несмотря на то, что вырос в такой стерильной среде, был существом чрезвычайно впечатлительным, любознательным и эмоциональным. Он увидел труп, за которым шли плакальщики, и согласно древнеиндийскому обряду, вырывали у себя с плаканьем и причитанием волосы. И, наконец, он увидел медитирующего аскета, который в набедренной повязке в позе лотоса устремил взор между бровей и отключился от мира. Как бы весь путь, все символическое значение жизни явилось в этих четырех знаках для Будды. Есть страдание, есть путь выводящий из страдания. Все это он прочувствовал и пережил уже тогда. Конечно, это было только толчком для Сиддхарты. Через какое-то время стража его отыскала, он был водворен во дворец, но увиденное уже никогда не могло быть стерто из его памяти. Впечатления эти оказались сильнее, чем все блестящее наполнение дворца, дворцовой жизни. И он начал постоянно думать о смысле увиденного, об истине. Однажды он всю ночь глубоко размышлял о том, что с ним произошло. Ему было 29 лет, это как раз астрологический возраст, соответствующий готовности начать нечто новое. В этом возрасте люди нередко начинают новый цикл жизни. Это предопределено астрологически. Сиддхарта молился всю ночь, и в конце ночи ему явилось видение великого старца Шрамана, который благословил его на поиски истины и сказал, что он должен стать спасителем и искупителем мира. Он должен реализовать свое назначение. Он должен был следовать той традиции, которая существовала в Индии для молодых людей, для духовных людей той эпохи. Если человек в то время чувствовал разочарование во внешнем мире, он должен был оставить то место, где он живет, и начать жизнь полную невзгод, жизнь исканий и странствий. Именно так он и поступил. Он оставил жену, ребенка, что послужило поводом к тому, чтобы некоторые недоброжелатели упрекали его в эгоизме, презрительном отношении к выполнению семейных обязанностей.

Один из таких людей — постоянный критик Рерихов дьякон Андрей Кураев. Он где только можно обрушивается на буддизм, в том числе приводя этот упомянутый пример. Но Кураев, видимо, забыл то, что Будда, после того, как достиг нирваны, достиг состояния просветления, вернулся к семье, взял жену и сына, и они пошли с ним, стали членами его общины, и сын его достиг просветления. Об этом моменте критики почему-то умалчивают. Но, по-видимому, таковы критики.

А Агни Йога говорит так:

«Тускло горит связь Христа с Буддою в понимании людском» (Агни Йога, "Озарение" ч.2, IV , 17).

Будда начал искать. Искания длились 6 лет. Чтобы понять новое, надо хорошо узнать старое. Он начал читать ученые книги браминов, брахманов, активнейшим образом изучая ритуалы, погружался в каждый из ритуалов, пытался в каждом из ритуалов почувствовать присутствие Брахмана. Нельзя сказать, что он был не успешен в этом плане. Тем не менее того, что он искал, он не получил. И он разочаровался в этом подходе, в этом пути. С ним было несколько товарищей, он уже с детства был пассионарным человеком, способным вести за собой других людей.

Будда оставил брахманизм и пошел по совершенно другому пути — пути аскезы. В Индии этот путь был весьма и весьма распространен. В то же время, а может быть чуть раньше, разные традиции говорят по-разному, уже существовало и действовало такое учение, как джайнизм. Махавир, учитель джайнизма (или джайнов) настаивал на том, что освобождения можно достигнуть через крайнюю аскезу. Аскетов хватало и вне джайнизма, сколько угодно было йогов, отшельников, факиров, которые истязали свою плоть, питались очень скудно. Этим же путем решил идти Будда. Он привязывал себя к дереву, по нему ползали муравьи, питался кореньями, отказывался от еды, длительное время пребывал в одной позе, и его буквально изгрызали москиты. Многие, многие другие отшельнические испытания он проделывал. Конечно, это было для него очень полезно: он овладел своим телом, он освободился от его многих потребностей, но тем не менее просветления это ему не дало. Духовные искания его были настолько интенсивны, что он не мог остановиться, ему нужно было непрерывно внутри себя что-то делать.

Вдруг он понял, что и этот путь для него бесполезен. И тогда, согласно преданию, он сел около дерева Боддхи, древа просветления, которое соответствует с христианской точки зрения древу жизни, а точнее говоря, на первом этапе древу познания добра и зла, плотно поел, как гласит легенда, и решил не двигаться с места, пока не наступит просветление. В течение трех дней он пребывал неподвижно в состоянии медитации. Когда человек стремится к освобождению, и когда за этим следует какое-то преобразование мира, в этом никогда не бывают заинтересованы силы зла. Согласно преданию, бог зла Мара, или бог смерти, буддийский дьявол решил остановить Будду в этих исканиях. Он пытался поразить его молнией, послал на него сильную грозу, но гроза была отведена эманациями медитативного поля устремленного искателя. Затем Мара пытался соблазнить его перспективой перерождения на небесах, владением всеми сокровищами мира (это по сути дела аналог искушения Христа дьяволом, предлагавшим Христу возможность владения всеми богатствами мира). Мара посылал Будде эротические образы, которые призваны были его отвлечь, видение прекрасной женщины, которая его соблазняла. Будда был непоколебим, нацелен на просветление. И вот через три дня внезапно это озарение его постигло. Ему открылись так называемые четыре благородные истины. Мы перечислим эти четыре благородные истины. Но при этом давайте обратим внимание на такую мысль, — мы сейчас прочтем и каждому из нас тоже откроются эти четыре благородные истины. Но Будде они открылись совсем по-другому, чем это открылось любому из нас, кто впервые об этом прочитал или услышал. Нам это открылось на уровне интеллектуальном, что вот есть такая истина, вот такая и такая, и следуя им мы можем достичь просветления. А Будде эти истины открылись на уровне глубочайшего переживания. Он как бы стал этими истинами. Он настолько глубоко проник в сущность вещей, что само это внутреннее пространство между этим и тем миром отверзлось, открылось, был проторен тонкий духовный канал, канал просветления.



 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header