header
header
header
header
header    
header Главная arrow 2. Основы мировых религий и эзотерических учений arrow 3. УЧЕНИЕ БУДДЫ. БУДДИЗМ
Заочная школа Агни Йоги
1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги
2. Основы мировых религий и эзотерических учений
3. Агни Йога об управлении собой
4. Агни Йога о Женщине
5. Изучение и жизненное применение Агни Йоги
6. Духовно-психологические практики Агни Йоги
7.Современная наука о Боге, Мироздании и человеке
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
3. УЧЕНИЕ БУДДЫ. БУДДИЗМ - 1.Канун появления буддизма E-mail
Оглавление
1.Канун появления буддизма
2.Философия буддизма
3.Жизненный путь Гаутамы Будды
4.Четыре благородные истины
5.Проповеди Будды
6.Разделение и дробление учения
7,8.Вопросы и литература

 

 

 

6. Буддизм после ухода Учителя. Разделение и дробление учения.

Дальнейшая судьба буддизма в Индии была весьма драматической. Вначале — период триумфа, победное распространение по всему миру, множились школы, множились учителя. Пока был жив Ананда и пока были живы ближайшие ученики, как-то входившие в соприкосновение с аурой Будды, буддизм существовал как единое этическое учение освобождения. Но затем, как это всегда бывает с уходом учителя, ученики, не способные вместить его полноту учения, начинают выделять, исходя из своих личных особенностей, какие-то стороны учения, настаивать на них, развивать эти положения, и неизбежно учение дробится на секты, школы, направления и т.д. Порой эти школы достигают очень многого, порой какое-то положение, выдвинутое учителем вскользь, получает развитие. Это может иметь даже определенную ценность, но все это страдает неполнотой. Так было в христианстве, так было в исламе, так было в буддизме. Последователи буддизма стали собираться на соборы, вначале они попытались оставить все поучения Будды в неприкосновенности. Поучения были записаны, дошли до нас и были расшифрованы санскритологами. Кстати, тогда был язык прокрит, который только впоследствии уступил место санскриту, а до этого праязыком индийской культуры был сензар, тот язык, на котором говорят Великие Учителя Востока и Гималайские Махатмы.

Постепенно буддизм разделился на северный буддизм и южный буддизм. Индия, Цейлон, Вьетнам, страны Юго-восточной Азии — это южный буддизм, носящий название Хинаяна, или «Малая колесница», а все страны к северу от Индии: Китай, Тибет, Монголия — это северный буддизм, Махаяна, или «Большая колесница». Эти два направления буддизма хорошо изложены в книгах «Шамбхала: священный путь воина» Чогьям Трунгпа — буддизм Махаяны в современной версии, и «Спокойствие и прозрение» Бхикку Кхантипалло — это Хинаяна. В этих книгах достаточно четко показаны отличия одного направления буддизма от другого.

«Махаяна так же относится к Хинаяне, как Буддизм к Веданте. Махаяна знает и указывает на существо стихийного мира, но Хинаяна указывает на следствия и причины, минуя происходящие эманации, порожденные причинами. Учение высекает искры из хаоса стихий. Можно изучать эти облики, но так же верно сосредоточиться на причине и следствии. Если Будду назовем причиной, то Майтрейя — следствие» (Знаки Агни Йоги, 287).

Хинаяна попыталась сохранить буддизм в чистом первоначальном неизменном виде. Если говорить о том, что ближе к раннему буддизму, это, безусловно, Хинаяна. Но, несмотря на это, живой дух из Хинаяны постепенно ушел. А Махаяна в каких-то деталях и подробностях дальше от первоосновы, но ее медитативная практика, ее новые стоки, впитанные в учение через то, что Махаяна распространялась на совершенно новых территориях, в соприкосновении с новыми учениями, все это очень благотворно на ней сказалось. В частности, например, в том же Китае буддизм Махаяны соприкасался очень тесно с влиянием даосизма. Эти два учения состязались друг с другом, они спорили друг с другом, кто древнее, какая медитативная практика более эффективна. И в конечном счете это очень и очень плодотворно сработало на буддизм Махаяны.

Религиозным идеалом Хинаяны является архат (достойный), то есть святой, полностью следующий монашеским обетам и предписаниям и достигший нирваны. Нирвана достигается индивидуально и лишь благодаря собственным усилиям. Достичь ее могут только монахи, цель же мирян — забота о сангхе (монашеской общине) и улучшение своей кармы. Будда — не божество и не сверхъестественное существо, а просто человек, первоучитель, нашедший благодаря собственным трудам путь к освобождению и указавший его другим людям. Он обрел нирвану и в мире больше никак не присутствует. Поэтому все молитвы и другие формы культа имеют смысл лишь как мемориальные акты, цель которых — отдание почтения памяти учителя и воспоминание о нем как о примере для подражания. Ориентация Хинаяны почти исключительно на монашескую среду обусловила ее ограниченное распространение в странах, традиционно связанных с Индией.

Идеалом Махаяны, напротив, является бодхисаттва (пробужденное существо), то есть святой, достигший высшего пробуждения и обретший состояние будды, но отказавшийся от вступления в окончательную нирвану во имя спасения всех живых существ. Бодхисаттвы дают обет не вступать в нирвану до тех пор, пока ее не обретут все живые существа. Главные качества бодхисаттвы — премудрость (праджня), то есть способность постигать истинную реальность, и великое сострадание (каруна), выражающееся в умении спасать различные типы живых существ (упая). Первоначально бодхисаттвой назывался любой верующий, стремящийся к осуществлению такой альтруистической миссии. Позднее это слово стало применяться преимущественно лишь к великим святым, наделенным сверхъестественным могуществом, превосходящим мощь богов старой ведической религии и руководимым в своей деятельности великим состраданием. Такие бодхисаттвы как Авалокитешвара, Тара, Маньджушри, Самантабхадра и другие, стали популярнейшими объектами культа, надежд и благоговейного почитания миллионов верующих. Культ бодхисаттв настолько важен для Махаяны, что ее часто даже называют Бодхисаттваяной — Колесницей Бодхисаттв.

Будда также понимается в Махаяне иначе, нежели в Хинаяне. Будда в строгом смысле этого слова — вечная и изначальнопробужденная природа сознания, истинная реальность, как она есть, иногда приобретавшая в поздних текстах черты бескачественного абсолюта наподобие Брахмана адвайта-веданты.

Махаяна также учит, что каждое живое существо изначально наделено природой будды и является буддой как бы потенциально. Следуя путем бодхисаттвы, человек может реализовать эту природу, достичь «совершенного и полного пробуждения» и стать буддой.

В отличие от Хинаяны, Махаяна уделяет внимание не только монахам, но и всем верующим, стремясь максимально привлечь к религиозной практике как можно больше людей. При этом Махаяна утверждает, что достичь состояния будды могут не только монахи, но и отдельные благочестивые и мудрые миряне. Распространяясь за пределами Индии, Махаяна проявила исключительную гибкость в приспособлении к новым условиям и характеру иных культур и цивилизаций, что и позволило ей сделать буддизм мировой религией.

Во второй половине 1-го тыс. н. э. в рамках буддизма Махаяны формируется новое направление, называемое Ваджраяна (Алмазная или Громовая Колесница) и известное на Западе как тантризм или тантрический буддизм (от названия священных текстов этого учения — тантр, дословно — нить, на которую нечто нанизывается). Ваджраяна является тайным, эзотерическим учением, обеспечивающим достижение состояния будды в течение одной жизни. Для Ваджраяны характерно использование чрезвычайно разработанных форм йоги, визуализация образов божеств, сиволизирующих высшие состояния сознания, повторение специфических молитв-мантр, созерцание мандал (мандала — круг), то есть символических изображений вселенной, и многочисленные иные психотехнические приемы и методы созерцания. Для Ваджраяны характерно также активное использование сексуальной символики: изображения сочетающихся божеств символизирует единение праджни (мудрости) и упаи (искусных средств бодхисаттвы), из которого рождается пробуждение (бодхи). Ваджраяна в значительной степени определяла лицо позднеиндийского буддизма и позднее стала играть исключительно важную роль в тибето-монгольском буддизме (его устаревшее название — ламаизм), тогда как в сложившемся до усиления тантрического влияния дальневосточном буддизме (Китай, Корея, Япония, Вьетнам) ее элементы не играют существенной роли.

К XIII в. буддизм практически исчезает в Индии, вытесняемый обновленным и укрепившим свои позиции индуизмом. Мусульманские завоевания и создание на территории Индии исламских государств (Делийский султанат и др.) довершают разгром этой ослабевшей на своей родине религии. Однако, к этому времени буддизм уже распространился в обширных регионах Азии, оказывая постоянное влияние на все стороны духовной культуры регионов своего распространения.

Из Тибета буддизм проник в Монголию ( XVI - XVII вв.), а из Монголии — на территорию России, где буддистами стали буряты и тувинцы, а также откочевавшие в Россию из северо-западного Китая калмыки.

С 1741 г. (указ императрицы Елизаветы Петровны) буддизм в его тибето-монгольской форме официально считался одной из признанных религий Российской империи. После упадка буддийской традиции в России, вызванного сталинскими репрессиями и насаждением официального атеизма, наметилось возрождение этой религии в регионах ее традиционного распространения: открываются новые храмы и монастыри (дацаны), создаются культурные и учебные центры, расширяются международные связи.

Заметно оживилась деятельность буддийских общин и за пределами традиционных буддийских регионов. Крупнейшим центром буддизма в европейской части России является построенный в начале XX в. Санкт-Петербургский дацан Гунзэчойнэй, помимо чисто религиозной деятельности занимающийся также реализацией научно-просветительских и издательских программ.

Существуют также в России и малочисленные буддийские общины других направлений (тхеравада, дзэн и иные).

«Воины, воины, так зовем мы себя, о ученики, ибо мы сражаемся. Мы сражаемся за благородную доблесть, за высокие стремления, за высшую мудрость. Потому зовем мы себя воинами» ("Основы буддизма" Н. Рокотова).



 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header