Серебрякова Зинаида Евгеньевна русская художница, участница объединения «Мир Искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи, (1884-1967). Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась 12 декабря 1884 года в родовом имении Нескучное под Харьковом в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Дед по матери - Николай Леонтьевич Бенуа - был профессором, академиком, председателем Петербургского общества архитекторов. Его сын Александр Николаевич Бенуа, «дядя Шура», - знаменитым художником, основателем «Мира искусства», отец Евгений Александрович Лансере - известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна - сестра Александра Бенуа, в молодости была художником-графиком. В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию, и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. Она была ученицей И. Е. Репина (с 1901 года) и художника-портретиста Браза в (1903-1905годах). В 1902-1903 она путешествует в Италию. В 1905-1906 занимается в Academie de La Grande Chaumiere в Париже. В 1905 году она вышла замуж за студента-путейца (позднее железнодорожного инженера) Бориса Серебрякова и принимает его фамилию. Они познакомились в Нескучном - дом Серебряковых был недалеко от дома Лансере. Медовый месяц и много времени после него молодые провели в Париже. Здесь Серебрякова совершенствовала свое живописное мастерство. Со времён ученичества Зинаида старалась выразить свою любовь к красоте мира. Её ранние работы - «Крестьянская девушка» (1906) и «Сад в цвету» (1908) - рассказывают о её поисках и остром ощущении красоты русской земли. Эти этюды с натуры показывают, что, несмотря на молодость, её замечательный талант, её твёрдая рука и смелость были очевидны. Автопортрет «За туалетом» на выставке художников «Мира искусства» в 1910 году имел громкий для скромной 25-летней художницы успех. «Автопортрет Серебряковой несомненно самая радостная вещь... Здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное...» - писал Александр Николаевич Бенуа. Но даже он, «дядя Шура», не предполагал, что картины племянницы будут приобретены Третьяковской галереей. Зинаида Серебрякова становится духовным центром художественной династии Кавос - Лансере - Бенуа, восходящей к Франции XVIII-го века. Широкую известность принес Серебряковой автопортрет (1909) впервые показанный на большой выставке, организованной «Миром Искусства» в 1910. За автопортретом последовали «Купальщица» (1911), портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912) - зрелые работы, твёрдые по композиции. Она вступила в общество «Мир искусства» в 1911, но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах. В 1914-1917 творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она рисует серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка её сердцу: «Крестьяне» (1914-1915). Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» (1917). Фигуры крестьянок, запечатлённые на фоне неба, приобретают монументальность, подчёркнутую низкой линией горизонта. В 1916 Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского вокзала в Москве, он приглашает Евгения Лансере, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского и Зинаиду Серебрякову принять участие в работе. Серебрякова взяла тему Востока: Индия, Япония, Турция и Сиам аллегорически представлены в виде красавиц. В это же время она работает над большой картиной на темы славянской мифологии, которая осталась незаконченной. Зинаида встретила Октябрьскую Революцию в родном имении Нескучное. Её жизнь внезапно переменилась. В 1919 умирает от тифа её муж, Борис. Она остается с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Голод. Запасы Нескучного разграблены. Нет масляных красок - приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует свое самое трагическое произведение – «Карточный Домик»: Саша, Таня, Катя, Женя - четверо осиротевших детей складывают хрупкий, способный разрушиться в мгновенье карточный домик. Она отказывается перейти на популярный у Советов футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров, однако находит работу в Харьковском археологическом музее, где выполняет карандашные наброски экспонатов. В декабре 1920 Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда. В эту квартиру поселили «на уплотнение» артистов театра МХАТ. В этот период она рисует на темы из театральной жизни. В 1924 году «дядя Шура» помогает племяннице уехать в Париж, дети с бабушкой остаются в Петербурге. Она собиралась вернуться в Россию, где остались её мать и дети. Однако вернуться ей не удалось, и она оказывается оторванной от Родины и детей. Все те небольшие деньги, которые ей удается заработать, она отправляет обратно в Россию. Проживает она в это время по Нансеновскому паспорту. Спустя некоторое время с помощью Красного Креста удаётся переправить через границу сына Сашу и дочь Катю. Женя и Таня остались со слепнущей бабушкой в России. А потом - выставки во Франции, Бельгии, Англии и страшная мучительная двойственность - разорванность семьи, дома. Вплоть до 1940 года Серебрякова оставалась советской гражданкой и надеялась на воссоединение с детьми, оставшимися в России. Во время оккупации Гитлером Франции пришлось выбирать между французским паспортом и концлагерем. От советского гражданства пришлось отказаться, связь с Родиной прервалась на многие годы. В России Серебрякову вспомнили после войны: во время оттепели Зинаиду Евгеньевну наконец-то, после 36 лет разлуки, смогла посетить дочь Татьяна (ставшая художником-декоратором во МХАТе). Благодаря возрастающему интересу к русской живописи Серебряного века удалось устроить персональные выставки Серебряковой в Москве, Киеве и Ленинграде. Успех ее в Советской России в 1965 году превзошёл самые радостные воспоминания молодости - Серебрякову ставили вровень с Боттичелли и другими великими мастерами. 80-летней художнице не по силам было посетить Родину, но она ощутила наконец всероссийское признание, признание её дома, её России. Она скончалась 19 сентября 1967 года и похоронена была по православному обряду на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа. В соответствии с завещанием художницы огромная коллекция ее работ (больше 200 полотен) была возвращена в Россию.
|