header
header
header
header
header    
header Главная arrow 2. Основы мировых религий и эзотерических учений arrow 4. УЧЕНИЕ МУХАММЕДА
Заочная школа Агни Йоги
1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги
2. Основы мировых религий и эзотерических учений
3. Агни Йога об управлении собой
4. Агни Йога о Женщине
5. Изучение и жизненное применение Агни Йоги
6. Духовно-психологические практики Агни Йоги
7.Современная наука о Боге, Мироздании и человеке
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
4. УЧЕНИЕ МУХАММЕДА - 1.Пророк Мухаммед E-mail
Оглавление
1.Пророк Мухаммед
2.Коран
2.1.Единство Бога
2.2.Подлинность ислама
2.3.Отношение к божественному
2.4.Незримая жизнь
2.5.Судный день
3.Сунниты и шииты
3.1.Сунниты
3.2.Шииты
4.Суфизм
5.Пять столпов и джихад
6.Вопросы по разделу
7.Литература по теме

 

 

 

 

 

 

 

5. Пять столпов и джихад.

В то время как суфизм следует внутренней практике ислама, внешняя практика определяется шариатом, прямым путем Божественного закона. Он устанавливает образ служения (называемые « Пять столпов ислама»), а также дает подробные предписания общественного поведения, чтобы мысль о Боге присутствовала во всех сторонах повседневной жизни и практическая этика пронизывала все общество. Эти предписания включают запрещение употреблять горячительные напитки, есть определенные виды мяса (включая свинину, грызунов, хищных животных и птиц и неправильно убитых животных), играть в азартные игры и заниматься суетными забавами, вступать в половые отношения вне брака, быть нескромным в одежде, разговорах или поступках. В закон также входят полезные предписания, утверждающие справедливость, доброту и милосердие. Женщины имеют много гражданских прав, включая право владеть собственностью, разводиться (согласно некоторым юридическим школам), наследовать имущество, оставлять завещание. Эти права, божественно установленные во времена Пророка, тысячу четыреста лет назад, не были доступны западным женщинам вплоть до XIX века. Полигамия разрешена для мужчин, которые имеют средства, чтобы содержать нескольких жен, для того чтобы все женщины оказались под покровительством мужей. Считается, что шариат оказал преобразующее влияние на общину Мухаммеда. До Мухаммеда высшим проявлением верности была верность племени. Племена неограниченно воевали друг с другом. Женщины были собственностью, как животные. Детей часто убивали сразу после рождения — или из-за бедности, или потому, что это были девочки в обществе, где главенствовали мужчины. Имущественные различия между людьми были очень велики. Пьянство и азартные игры были распространены повсеместно. Среди подобных нравов ислам за короткое время проложил себе путь, сформировав духовное и политическое единство с высоким нравственным чувством.

Изо всех сил мусульманин должен стараться следовать пяти столпам, потому что они считаются Божьими заповедями.

Вера и свидетельство.

Первый столп ислама (шахада) — это вера и исповедание единства Бога и пророческой сущности Мухаммеда: «Нет Бога, кроме единого Бога, и Мухаммед — Пророк его» . Коран требует от верующих так рассказывать об исламе другим, чтобы те обладали достаточным знанием для сознательного выбора. Принуждение в распространении ислама исключается:

«Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения. Кто не верует в идолопоклонство и верует в Аллаха, тот ухватился за надежную опору, для которой нет сокрушения».

Ежедневная молитва.

Второй столп — исполнение ежедневного цикла молитв. Пять раз в день верующие должны производить ритуальное омовение водой (или, при невозможности, песком или грязью), обратиться лицом к Мекке и произнести несколько молитв и отрывков из Корана, кланяясь и преклоняя колени. Это обращение лицом к Мекке для молитвы мусульман всего мира объединяет их всех в единую семью. Когда молитвы произносятся всей общиной, все кланяются, стоя плечом к плечу, без социальных различий. В мечети мужчины и женщины молятся отдельно, женщины находятся за ширмой, чтобы внимание молящихся не отвлекалось. В мечети может быть имам, или руководитель молитвы, но между верующими и Аллахом нет священников. По пятницам после полудня обычно в мечети происходит специальная служба, но субботнего дня мусульмане не соблюдают. Вспоминать о Боге — ежедневная обязанность; всечасное произнесение имени Аллаха счищает ржавчину с сердца.

Считается, что повторение молитв укрепляет веру в существование Бога и добра и укореняет эту веру в глубине сердца и во всех проявлениях повседневной жизни. Кроме того, молитва очищает сердце, развивает мысль и совесть, успокаивает душу, поощряет добро и подавляет зло в человеке, пробуждает в верующем внутреннее чувство высшей морали и устремлений. Слова хвалы и поклоны выражают постоянную благодарность и послушание Единому. В конце молитвы человек обращается к двум ангелам-хранителям, стоящим у него за обоими плечами, чтобы произнести мусульманское приветствие — «Салям алейкум» (мир с вами) — и еще одну фразу, присовокупляющую благословение, — «и милость Божья».

Произнося слова и производя другие действия, человек должен сосредоточиться на внутренней молитве в глубине сердца. Пророк, по преданию, сказал: «Молитва без присутствия Бога в сердце вовсе не молитва» . Внутренняя молитва в сердце должна продолжаться непрерывно , чтобы оно было чистым от неприязни, покорным Богу и взрастающим в осознании Единого.

Пост.

Третий столп — это пост. Мусульманам рекомендуются частые посты, но единственный строго обязательный — это пост в месяц Рамазан, в память о первых откровениях Корана, полученных Мухаммедом. Для всех взрослых, если они не больны или не нянчат детей, полагается воздержание от еды и питья, половых сношений и курения от рассвета до заката в течение всего месяца Рамазана.

Поскольку мусульмане пользуются лунным календарем и год у них состоит из трехсот пятидесяти четырех дней, месяц Рамазан бывает каждый год в разное время. Если он выпадает на лето, период поста дольше, чем в короткий зимний день. Трудность воздержания даже от воды в эти долгие жаркие дни является бескорыстным подчинением Божьей заповеди и утверждением своей власти над низменными потребностями. Знание того, что мусульмане во всем мире одновременно приносят такие же жертвы, создает особую связь между имущими и неимущими, помогая имеющим достаток лучше узнать, что такое голод, и разделить состояние бедных. Состоятельным людям предписывается быть особенно щедрыми при раздаче милостыни в месяц Рамазан.

Считается, что пост помогает телу сжечь все нечистое и дать человеку «Прозрачную душу, чтобы превосходить, Чистый разум, чтобы думать, и Легкое тело, чтобы двигаться и действовать». Люди становятся более чуткими, чем в обычное время. Помимо того, что эта чувствительность способствует духовному бодрствованию, она в то же время повышает и раздражительность. С эзотерической точки зрения считается, что внешний пост помогает людям расти во внутреннем посте. То есть власть над телесными потребностями также формирует власть над низменными эмоциями, такими, как гнев и ревность. Раздражительность, порождаемая постом Рамазан, является особым фактором, побуждающим к овладению эмоциями.

Закат.

Четвертый столп — закат, или уплата десятины и милостыня. В конце года все мусульмане обязаны выплатить по меньшей мере два с половиной процента дохода (за вычетом основных расходов) в пользу нуждающихся мусульман. Эта выплата предназначена для уменьшения материального неравенства и для предупреждения личной скупости. Буквальное значение слова закат — «чистота», поскольку оно очищает распределение денег, помогая сохранять их здоровое обращение.

Помимо заката, шииты должны отдавать пятую часть своего дохода в пользу имама. Поскольку имам сейчас существует тайно, половина этих денег идет заместителю имама, чтобы он использовал их так, как считает нужным; вторая половина предназначается потомкам Пророка как дар любви и почитания, чтобы уберечь их от унижения бедностью.

Хадж.

Пятый столп — это хадж, паломничество в Мекку. Все мусульмане, которые в состоянии это делать, обязаны хоть раз в жизни совершить его. Оно включает несколько символических обрядов, предназначенных для того, чтобы как можно больше приблизить верующих к Богу. Мужчины-паломники завертываются в специальное одеяние из несшитых полотнищ, которое делает всех одинаковыми, независимо от классовых различий. Оно напоминает погребальный саван, ибо, умирая для земной жизни, люди могут целиком обратиться к Богу. Это время зикра , постоянного повторения шахада, напоминания, что нет Бога, кроме Аллаха.

Кааба считается местом первого Божьего дома на земле, построенного Авраамом и Измаилом. Паломники обходят вокруг нее семь раз, имитируя постоянное вращение вокруг Единого ангелов и всего мира, с подъемом на седьмое небо. В их сердцах должна быть только мысль об Аллахе.

Другое священное место паломничества — долина Арафат. Считается, что именно на этом месте Адаму и Еве было объяснено, что человек сотворен исключительно для того, чтобы поклоняться Богу. Здесь паломники молятся от полудня до заката, прося прощение за все, что отделяет их от Возлюбленного. Кроме того, паломники выполняют и другие символические действия, например приносят в жертву животное и бросают камни в дьявола, представленного в виде столпа. Принесение в жертву животного напоминает о готовности Авраама пожертвовать Богу самое дорогое — своего сына, хотя, по милости Бога, ему позволено было принести в жертву ягненка. Почти все мясо раздается нуждающимся (для чего в Саудовской Аравии пришлось построить специальные помещения для его хранения и раздачи). Паломники также совершают символические действия у священного колодца Замзам — источника, который, по преданию, Бог открыл для Агари, когда она с Измаилом осталась в пустыне.

Хадж привлекает мусульман со всех концов света к этим глубоким религиозным переживаниям. Поскольку ислам исповедуют на всех континентах, это настоящее интернациональное собрание. В месяц зул-хиджа, когда совершаются паломничества, около двух миллионов человек приходит в Мекку. Чтобы упорядочить передвижение людей, правительство Саудовской Аравии построило гигантский международный аэропорт царя Абдул Азиза возле Джедды, специально предназначенный для паломников, совершающих хадж. Путешествие некогда было таким опасным, что многие люди и верблюды погибали в пустыне, пытаясь пересечь ее для исполнения своего религиозного долга.

На протяжении всей истории мусульман хадж сближал самых разных людей, укреплял центр ислама, распространял информацию и идеи по всем континентам, и паломники возвращались в свои общины полные новых духовных сил.

Джихад.

Помимо этих пяти столпов ислама, есть еще одно важное предписание — джихад. Обычно это слово неправильно переводится как священная война, но означает оно «стремление», сопротивление злу как в одиночку, так и совместное. Большой джихад, говорил Мухаммед, — это борьба против своего же низшего «я». Это внутренняя борьба между злым и добрым, между ошибкой и истиной, эгоизмом и бескорыстием, жестокосердностью и всеобъемлющей любовью. По словам Сеида Хосейна Насра, внутренний джихад — это «внутреннее сражение против того, чем стала душа, чтобы превратить ее в то, что она есть, и чем бы никогда не перестала быть, если бы знала о своей собственной природе... Через внутренний джихад духовный человек умирает для этой жизни, чтобы прекратились все сновидения и он проснулся для той реальности, которая является истинной сущностью всех реальностей, чтобы увидеть красоту, для которой все земные красоты есть лишь бледное отражение, чтобы достичь мира, которого ищут все люди и который может быть достигнут только внутренней работой».

На внешнем уровне Малый джихад осуществляет попытки защищать Божий путь от сил зла. Этот джихад заключается в борьбе за свою жизнь, веру и целостность мусульманского сообщества. Его нельзя предпринимать ради личной выгоды. Откровения Корана, относящиеся, вероятно, к мединскому периоду, когда на верующих нападали мекканцы, ясно указывает, что:

«Дозволено тем, с которыми сражаются, за то, что они обижены... Поистине Аллах может помочь им — тем, которые изгнаны из своих домов без права, разве только за то, что они говорили: Господь наш — Аллах».

Коран позволяет в таких случаях сопротивляться, но также дает подробные ограничения относительно поведения во время войны и захвата пленных, чтобы предотвратить разрушения. Мухаммед —борец на Божьем пути, — который ценит Божий путь больше жизни, богатств или семьи. Он не стремился к мирской власти, богатству или престижу. Постом и молитвой он постоянно предавался Единому в Большом джихаде. Защищая мединскую общину верующих от нападающих мекканцев, он действовал из самых чистых побуждений.

Коран предписывает, что необходимо постоянное усилие, чтобы поддерживать мирное равновесие в меняющихся обстоятельствах. Традиционалисты и радикалы разошлись во мнениях относительно того, как следует осуществлять это усилие в обществе. Что касается Малого джихада, в Коране может найти себе поддержку и миротворец, и активный борец с неверием. Коран утверждает, что на верующих лежит ответственность за защиту своей веры, а также за напоминание неверующим о Божьей истине и необходимости нравственного поведения.

Высшая цель и высший смысл ислама и джихада — мир и преданное послушание Богу. Мирное общество похоже на рай. Шри-Ланкийский суфий шейх М. Р. Бава Мухайаддин отмечает:

«Если знать истинный смысл ислама, войн не будет. Тогда всюду будут слышаться лишь звуки молитв и приветствия мира. Будут слышны лишь отзвуки голоса Аллаха. Это океан ислама. Это единство. Это наше богатство и наше истинное оружие. А не меч в твоей руке».

Выше дано самое общее представление об исламе. Для дальнейшего изучения необходимо усвоить особенности исламской грамматики, т.е. традиционного сопряжения понятий и идей. Расширять круг исламской лексики и углублять ее понимание. Читать и обдумывать исламские тексты — Коран, хадисы, толкования, молитвы, духовные труды, труды богословов, философов, законоведов. Учиться разговаривать с носителями исламской традиции, понимать их и быть понятыми. Только на этом пути можно открыть для себя все богатство исламской картины мира и вступить в плодотворный диалог с мусульманской культурой.

Чрезвычайная актуальность такого диалога в наши дни очевидна. Как показывают современные исследования, несмотря на множество течений в самом исламе, среди приверженцев этой религии сложилось и культивируется устойчивое представление о принадлежности всех мусульман к единой общности людей, связанных не только историей и традициями, но и общими интересами.

По некоторым оценкам, последователи ислама составляют примерно пятую часть населения Азии и почти половину населения Африканского континента. Мусульманские общины существуют более чем в 120 странах мира, из которых около тридцати признают ислам государственной (или официальной) религией. В этих условиях религиозная общность имеет тенденцию к превращению в единение политического характера, что делает ислам внушительным фактором, влияющим на международные отношения.



 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header