Страница 7 из 14 2.5. Судный день. В политеистической религии, которую исповедовали арабы до Мухаммеда, потусторонняя жизнь была лишь тенью, без наград и наказаний. У людей не было религиозного стимула к моральной ответственности. Напротив, Коран подчеркивает, что после некоего времени, проведенного в могиле, все люди будут воскрешены во плоти и приведены к окончательному ответу за свои дела. В это неизвестное время Суда произойдет катаклизм, который приведет к концу света: «...в тот день, как задрожит земля и горы, и станут горы холмом сыпучим!» Потом настанет ответственный миг встречи с собственной жизнью: «И всякому человеку Мы прикрепили птицу к его шее и выведем для него в день воскресения книгу, которую он встретит разверстой: “Прочти твою книгу! Довольно для тебя в самом тебе счетчика!”». Для неверующих и нечестивых нет избавления от ада: «...ведь это — огонь, схвативши за скальп, призывает тех, кто отвратился, и повернулся, кто собрал и скопил». Благочестивый мусульманин всегда верит в Божий беспристрастный суд над делами человека и осознает ответственность — напоминать другим о судьбе, которая может их ожидать. В общем, ислам утверждает, что испытываемое нами в потусторонней жизни есть отражение наших склонностей в жизни земной. Наши мысли, действия и нравственные качества превращаются в иную нашу реальность. Мы просыпаемся для своей истинной сущности, ибо она перед нами. Справедливых и милосердных после смерти ожидает сад блаженства. «Поистине, те, которые говорят: “Господь наш — Аллах”, — а потом стоят прямо, на них нисходят ангелы. Не бойтесь, и не печальтесь, и радуйтесь раю, который вам обещан! Мы — ваши друзья в здешней жизни и в будущей. Для вас там — то, что пожелают ваши души, и для вас там — то, что вы потребуете, как прием от прощающего, милостивого» (сура 41:30-32). Чистые души должны стремиться приблизиться к Богу, и их дух станет жить на разных уровнях этой близости. Для них будут дворцы, диваны, фрукты, сладости, мед, гурии (красивые девственницы) и бессмертные юноши, которые будут подавать им вина и яства в кубках и на золотых тарелках. Такие радости, обещаемые Кораном, толкуются метафорически , в том смысле, что человеческая природа в последующей жизни изменится до такой степени, что горести физического существования в этом мире не будут уже играть никакой роли. Напротив, грешники и неверующие будут испытывать муки ада, где их ждет огонь, в котором горят люди, кипяток, гной, оковы, жестокие ветры, несъедобная пища и т.п. Они сами осуждают себя; их собственные тела обращаются против них: «Те, которые бросят обвинение в целомудренных, верующих, — прокляты они в ближайшей жизни и в последней! Для них — великое наказание в тот день, как будут свидетельствовать против них их языки, их руки и их ноги о том, что они делали» (сура 24:23,24). Великий средневековый мистик аль-Газали говорит также и о муках души, например: страдание от невозможности удовлетворить земные желания, сжигающий стыд из-за собственной жизни, выставленной напоказ, и страшное сожаление о невозможности созерцать Бога. Мусульмане не считают, однако, что ад может длиться вечно для верующего, каким бы он ни был. Там останутся только неверующие; остальные в конце концов будут взяты в рай, так как у Бога более милосердия, нежели гнева. |