header
header
header
header
header    
header Главная arrow Великие Женщины Мира arrow Великие Женщины 20 века arrow Рейснер Лариса Михайловна.
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
Рейснер Лариса Михайловна. E-mail

 Рейснер Лариса Михайловна

видная общественная деятельница, писательница и журналистка, революционерка, женщина-миф, «валькирия революции»,

 (1895-1926).

 Родилась 1(13) мая 1895 в Люблине (Польша) в семье профессора права Михаила Андреевича Рейснера, женившегося на потомственной российской аристократке (мать Ларисы - урожденная Хитрово - состояла в отдаленном родстве с потомками М.И. Кутузова). С 1905 семья Рейснер жила в Петербурге, в достатке и уюте. Отец и брат Ларисы увлекались идеями социал-демократии, что определило круг интересов и мировоззрение девочки. Отличавшаяся яркими гуманитарными дарованиями, она окончила с золотой медалью женскую гимназию и незадолго до начала Первой мировой войны подала документы в Психоневрологический институт. Одновременно она начала посещать лекции по истории политических учений в университете в качестве вольнослушательницы.

В годы Первой мировой войны она вместе с отцом основала журнал «Рудин» (взяв в качестве названия фамилию известного тургеневского персонажа, борца за справедливость). Журнал был заявлен как издание, призванное «клеймить бичом сатиры и памфлета все безобразие русской жизни, где бы оно не находилось». Девушка проявила себя прекрасным организатором: искала средства на журнал, закупала бумагу, договаривалась с типографами, вела переговоры с цензурой. Издание просуществовало недолго, но стало школой публичной деятельности для Ларисы.

Одаренная от природы неординарными внешними данными (что отмечается в мемуарах практически всех, знавших её), уверенная в успешности своих первых литературных опытов (подписывала их мужским псевдонимом «Лео Ринус»), она довольно быстро стала известной в кругах столичной интеллигенции - прежде всего творческой. С поэтом Николаем Гумилевым Л.М. Рейснер познакомилась осенью 1916 в известном артистическом кабачке «Привал комедиантов».

По мнению ряда окружавших её мастеров слова (А. Блок, З. Гиппиус, Вс. Рождественский), поэтический талант Ларисы Михайловны уступал её красоте, а несколько манерный стиль не соответствовал бурной, страстной натуре автора. И Февральскую революцию, и большевистский переворот семья Рейснер приняла восторженно.

В 1918 вступила в РКП(б).

В годы Гражданской войны была культпросветработником - «комиссаршей», сражалась на Восточном фронте и прошла вместе с Волжской военной флотилией весь её боевой путь, начавшийся в Казани в 1918. Вместе с солдатами и матросами «комиссарша» голодала, мерзла, страдала от вшей. Успевала, несмотря ни на что, писать в то же время домой Письма с фронта, позднее вошедшие в книгу «Фронт» (1924). Журналистский талант её окреп в испытаниях. Пройдя, по её словам, «с огнём тысячи вёрст от Балтики до персидской границы», она близко познакомилась с множеством людей.

На фронте Лариса Михайловна Рейснер встретила своего будущего мужа - командующего Волжской флотилией Ф.Ф.Раскольникова. Единомышленники, убежденно веровавшие в возможность установления справедливого миропорядка, они поженились и в апреле 1921 отправились в Афганистан: Ф.Ф.Раскольников ехал в качестве полпреда (посла) Советской России, Лариса - как сопровождающее его лицо (в то время она была комиссаром Морского Генерального штаба).

В Афганистане находился и брат Ларисы Игорь Рейснер, один из основателей советского востоковедения. Итоги деятельности молодых дипломатов подвело подписание договора о мире между двумя странами. «Что я делаю? Пишу как бешеная. Загоняю в переплет свой Афганистан», - писала брату Лариса, рассказывая о том, что решила обобщить свои впечатления от поездки в восточную страну (книга «Афганистан» вышла в 1925). Жизнь «посольской жены» в тепле и сытости казалась здесь райской после голодной России, однако для деятельного характера Ларисы этого было мало. На вопрос о том, как она представляет себе счастье, Лариса отвечала: «Никогда не жить на месте. Лучше всего - на ковре-самолете».

Несмотря на протесты мужа, она покинула его и уехала в Россию. Отыскав А.А.Ахматову, она оказала ей материальную помощь. У Ларисы начался роман с Карлом Радеком, и Ф.Ф.Раскольникову пришлось с сожалением дать жене согласие на развод.

Интеллектуал К. Радек с его взрывным характером и многочисленными литературными дарованиями казался Ларисе необычайно притягательным. Вместе с К. Радеком Л.М. Рейснер побывала в Германии, где сражалась в Гамбурге на баррикадах неудавшейся коммунистической революции и впоследствии описала свои впечатления в книге «Гамбург на баррикадах» (1925).

После поездки в Гамбург связь Ларисы с Карлом Радеком распалась. Она уехала на Донбасс и после поездки быстро издала новую книгу - «Уголь, железо и живые люди» (1925). В ней оказались намечены пути развития советского очерка; зарисовки быта и нравов уральской глуши и поселков Донбасса перемежались с деловыми экономическими соображениями. Лариса Михайловна вдохновенно описывала энтузиазм рабочих, напоминая при этом, что он не может искупить нерадивости хозяйственников. В своих очерках Лариса Михайловна демонстрировала единство аналитической мысли и поэтического чувства, энергию и образность языка.

Нелепая случайность (стакан не прокипяченного молока) оборвала жизнь Л.М. Рейснер: она умерла 9 февраля 1926 в Москве в возрасте 30 лет от тифа. Бурная судьба Ларисы неоднократно вдохновляла писателей: с Ларисы Михайловны Рейснер писал образ женщины-Комиссара В. Вишневский в своей пьесе «Оптимистическая трагедия»; восторженное отношение к Ларисе Михайловне Рейснер Л.О. Пастернака, которую он считал «воплощенным обаянием», дало ему основание назвать Ларисой главную героиню своего романа «Доктор Живаго».

 

 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header