header
header
header
header
header    
header Главная arrow Великие Женщины Мира arrow Великие Женщины 20 века arrow Воскресенская (Рыбкина) Зоя Ивановна .
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
Воскресенская (Рыбкина) Зоя Ивановна . E-mail

Воскресенская (Рыбкина) Зоя Ивановна

советская разведчица и детская писательница,

 (1907-1992).

 Воскресенская Зоя Ивановна родилась 28 апреля 1907 года на станции Узловая Тульской области в семье железнодорожного служащего.

В 1921 году её, четырнадцатилетнюю девочку, взяли на работу библиотекарем в 42-й батальон ВЧК, затем она служила в штабе ЧОН Смоленской губернии. Через два года Зоя - воспитательница в колонии несовершеннолетних правонарушителей. С 1925 по 1928 год работала на заводе им. Калинина (Смоленск), находилась на комсомольской и партийной работе.

В 1928 году Воскресенская переезжает в Москву и с августа 1929 года начинает работать в Иностранном отделе ОГПУ - во внешней разведке.

С 1932 Воскресенская возглавляла Иностранный отдел постоянного представительства ОГПУ в Ленинграде.

Первая поездка на разведывательную работу - в Харбин, где Зоя Ивановна в течение двух лет успешно выполняла ответственные задания Центра во время острейшей борьбы на КВЖД. Позже в облике знатной баронессы, роскошно одетая, появлялась она на улицах Риги, в городах и поместьях старой Латвии. Затем судьба разведчицы перебросила Зою Ивановну в Центральную Европу - в Германию и Австрию, а через некоторое время на север - в Финляндию и Швецию.

Финляндия и Швеция - страны, в которых Зоя Ивановна провела большую часть своей закордонной разведывательной жизни: с 1935 по 1939 год - в Финляндии и с 1941 по 1944 год в Швеции.

На работу в Финляндию 3. И. Воскресенская уехала в качестве заместителя резидента. Официально она выполняла обязанности руководителя советского представительства «Интуриста» в Хельсинки и была известна там как «мадам Ярцева» (муж Воскресенской - резидент внешней разведки Борис Аркадьевич Рыбкин - работал в Финляндии под фамилией Ярцев). После возвращения из Хельсинки 3. И. Воскресенская занялась аналитической работой, став одним из основных аналитиков в разведке. (Специальное аналитическое отделение в разведке было создано лишь в 1943 году.) Именно к ней стекались разведданные от представителей знаменитой «Красной капеллы»* - таких, как «Старшина» (Харро Шульце-Бойзен) и «Корсиканец» (Арвид Харнак).

С первых дней войны Воскресенская являлась сотрудником Особой группы, занимавшейся отбором, организацией, обучением и переброской в тыл врага диверсионных и разведывательных групп. Она стала одним из создателей первого партизанского отряда. Каждый из сотрудников Особой группы, на основе которой затем была создана Отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН), тоже готовился к тому, чтобы в любой момент направиться в тыл врага. Готовилась к этому и Зоя Ивановна, разучивая роль сторожихи на переезде у маленькой железнодорожной станции, находившейся в тылу у немцев. Однако судьба распорядилась по-другому.

Муж Воскресенской проходил в это время подготовку для разведывательной работы в Швеции. Он должен был туда выехать советником посольства и резидентом. Руководством разведки было принято решение направить вместе с ним и Зою Ивановну. Так, в конце 1941 года Ирина (таким был оперативный псевдоним Воскресенской) оказалась в Стокгольме в качестве пресс-атташе нашего посольства. Сбор разведывательной информации, активная вербовочная работа, поддержание контактов с участниками антифашистского сопротивления в ряде европейских стран - таков неполный круг оперативных вопросов, которыми пришлось заниматься Ирине в Швеции, прежде чем она возвратилась в Москву в середине 1944 года. Воскресенская-Рыбкина воспоминала, что работала с большим напряжением по 16-18 часов в сутки (днём обязанности по посольству, вечером служба разведчика). Осложняло работу то, что все сотрудники советской миссии в Швеции находились под наружным наблюдением.

После войны Воскресенская продолжала работать в центральном аппарате разведки, дослужилась до начальника немецкого отдела, выезжала в командировку в Берлин с оперативным заданием.

В 1947 году муж Воскресенской-Рыбкиной полковник Рыбкин Борис Аркадьевич погиб в автомобильной катастрофе при исполнении служебных обязанностей.

Весной 1953 года, когда полковнику 3. И. Воскресенской до пенсии оставалось немногим более года, умер Сталин. Вспоминая этот период, Зоя Ивановна писала: «После траурных дней стали приоткрываться чёрные страницы неоднозначной личности «отца народов». Начались аресты тех, кто участвовал в расправах 1937-1938 годов. На Лубянке поспешно освобождались от старых кадров, увольняли, как это обычно у нас делалось, всех подряд. Под подозрение брали каждого». Ей предложили поехать начальником спецотдела в Воркутинский лагерь. Она дала согласие. Выше Воскресенской по званию в Воркуте никого не было.

В 1956 году Зоя Ивановна ушла на пенсию - в звании полковника МВД.

Находясь в отставке, она принимала активное участие в патриотическом воспитании молодых сотрудников внешней разведки, выступала с лекциями и докладами, её статьи о разведывательной работе публиковались в служебных сборниках разведки.

Зоя Воскресенская... У миллионов людей это имя вызывает трепетные школьные ассоциации: «программные» книги о Володе Ульянове, повести о детях.

Расставшись с разведкой, она стала одной из ведущих детских и юношеских писательниц страны. За литературную деятельность Зое Воскресенской присуждена Государственная премия СССР за 1968 год, а в 1980 году - премия Ленинского комсомола.

Её труд разведчицы и писательницы отмечен высокими наградами Родины: орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями, ей присвоено звание «Заслуженный работник НКВД».

По повести «Сердце матери» режиссёр Марк Донской снял фильм, за что и получена Государственная премия (Ленинская). Сценарий был написал Зоей Воскресенской совместно с Ириной Донской.

В 1965 году её приняли в члены Союза писателей. Только за период с 1962 по 1980 годы её книги были опубликованы тиражом в 21 миллион 642 тысячи экземпляров.

Уже тяжело больная, она узнала, что её «рассекретили». И когда многое за давностью лет стало явным, Зоя Ивановна решила поделиться с читателями некоторыми эпизодами своей жизни, взяв отрезок времени, непосредственно предшествующий Великой Отечественной войне и охватывающей отдельные стороны её работы в военные годы. Она написала книгу «Теперь я могу сказать правду» (Из воспоминаний разведчицы). К сожалению, Зоя Ивановна не увидела даже сигнального экземпляра. Она умерла в январе 8 января 1992 года, а книга в издательстве «Олма-Пресс» вышла в декабре 1992 года.

Похоронили её на Новодевичьем кладбище.

* - «Красная капелла» (нем. Rote Kapelle) - общее наименование самостоятельных групп противостояния и разведывательных сетей во время Второй мировой войны, действовавших в европейских странах (Германия, Бельгия, Франция и др.).

Название «Красная капелла», первоначально принадлежало особому подразделению СС (SS-Sonderkomando Rote Kapelle), в задачу которого входило обнаружение и ликвидация нелегальных передатчиков, работавших в Германии. О том, как появилось на свет название «Красная капелла», рассказал заместитель шефа гестапо Мюллера, руководитель этого подразделения, оберфюрер СС Ф. Патцингер, взятый в плен Советской Армией. На допросах в СМЕРШ 1 февраля 1947 года и 29 июня 1951 года на Лубянке он показал, что отслеживание деятельности антифашистов началось в результате радиоперехвата радиоспециалистами шифрованных сообщений (на жаргоне контрразведки радисты назывались «музыкантами», «пианистами»). В эфире работало несколько передатчиков, работал целый «оркестр», или по-немецки «капелла». Германская служба радиоперехвата (функабвер) определила, что «музыканты» ориентировали свои передачи на Москву. Поэтому «капелла» получила соответствующую «красную» окраску. Позднее такое же название получила операция нацистских спецслужб по борьбе с агентурой советской разведки в европейских странах. И только после войны в литературе, посвященной антифашистской борьбе, так стали именовать группы противостояния, связанные с советской разведкой, и в большинстве своем разгромленные гестапо и абвером.

 

 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header