header
header
header
header
header    
header Главная arrow Великие Женщины Мира arrow Великие Женщины 20 века arrow Тенишева Мария Клавдиевна.
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
Тенишева Мария Клавдиевна. E-mail

Тенишева Мария Клавдиевна

княгиня, общественный деятель, коллекционер, меценат, художник -эмальер, педагог. Основательница художественной студии в Петербурге, Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске, училища ремесленных учеников под Брянском, а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино.

Судьба ее блестяща и трагична: отдав России все, что у нее было, от капиталов до таланта, она умерла в забвении,

 (1858–1928).

 «Глубокоуважаемая Мария Клавдиевна.

Прежде всего не могу не выразить Вам того подавляющего впечатления, которое произвели на меня художественные учреждения Ваши.

Только на почве таких центров с их чистою художественною атмосферою, с изучением исконного народного творчества, с примерами отборных образцов художества может расти истинно национальное наше искусство и занимать почетное место на Западе. От всего сердца позвольте сказать Вам - слава, слава!

О моих впечатлениях я еще буду докладывать в обществе, а также говорю о них в фельетоне "Нового времени", который должен идти на днях.

В Москве уже есть возможность любоваться прекрасными изделиями Талашкина, а Петербург пока еще совершенно лишен этого, что и побуждает меня обратиться от лица многих, интересующихся работами школы Вашей, не признаете ли Вы возможным прислать работы учеников Ваших для выставки на постоянной выставке в обществе. Я, лично, принял бы их и позаботился о лучшем распространении этих работ. В надежде, что Вы не откажете в этой просьбе, что даст доступ любителей к изделиям школы Вашей и послужит лучшим украшением выставки общества, буду ждать ответа Вашего, сохраняя всегда лучшее воспоминание о дне, проведенном у Вас.

За всю мою поездку я привез много материалов, видел много лучших мест России, и все же впечатление Талашкина остается самым краеугольным.

Среди нашего художественного сумбура и омута важно сознавать, что и у нас есть высокая почва, где люди живут действительно чистым искусством.

Прошу принять уверения в моем совершенном уважении и искренней преданности».

Николай Рерих, 25 сент. 1903 г.

Точный год рождения не известен (между 1857 и 1867), достоверной считается только число – 20 мая. Происходила она из столичных дворян, но была незаконнорожденной. Семейное предание сохранило разные версии того, кто был ее отцом, называлось даже имя императора Александра II. Окончив частную гимназию, девушка была рано выдана замуж за правоведа Рафаила Николаева и родила дочь Марию, но этот ее брак оказался неудачным («Все было так серо, обыденно, бессодержательно» – писала она позже). С 1881 она обучалась в Париже: брала уроки музыки, вокала, желая стать профессиональной певицей, много занималась рисованием. Оставленная с мужем дочь была впоследствии отдана отцом «в институт» (что предполагало интернатскую систему) и сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте ее стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.

На лето Мария Клавдиевна возвращалась из Франции в Россию и жила в имении А.Н.Николаева (дяди мужа) под Смоленском. Именно там на всю жизнь завязалась ее дружба с соседкой, владелицей имения Талашкино, Е.К. Святополк-Четвертинской («Киту») – женщиной близкой судьбы, схожих взглядов на жизнь и эстетических вкусов. Мало задумываясь о том, кто и чему учит в этот момент ее дочь, неутомимая княгиня, поддержанная Киту, организовала в 1889 в Талашкино первую «школу грамоты» для местных крестьян.

По соседству с Талашкино находилось и земли князя В.Н. Тенишева – крупнейшего российского промышленника, субсидировавшего строительство первого в России завода автомобилей, одного из зачинателей электромеханического производства. В Смоленщину он приезжал поохотиться, был на 22 года старше Марии Клавдиевны, но разница в возрасте не обрела значения при обнаружившемся родстве душ. После скорого развода князя с первой женой и расторжения брака Марией Клавдиевной, они в 1892 году обвенчались.

В.Н. Тенишев дал жене, помимо своей фамилии (правда, его родные «бесприданницу» не признали, и в родословную князей Тенишевых княгиня Мария не попала), духовную опору, княжеский титул, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки. Получив средства на осуществление задуманных ею проектов, Тенишева вскоре открыла училище ремесленных учеников под Брянском (где ее муж возглавлял акционерное общество), несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске. В те же годы состоялось ее знакомство с И.Е.Репиным, которого она увлекла идеей организации рисовальных школ для одаренных детей из народа, а также курсами для подготовки учителей рисования.

Делом всей жизни М.К. Тенишевой стало Талашкино, которое супруги приобрели у «Киту» в 1893, оставив имение под ее управлением. В Талашкино Тенишева с Киту реализовали общую мечту об «идейном имении», основами которого должны были стать просветительство, развитие сельского хозяйства и возрождение традиционной народной художественной культуры как «жизнетворческой силы».

На рубеже веков Талашкино превратилось в духовный и культурный центр России, «художественное гнездо» (Н. Рерих), аналогичное подмосковному Абрамцево – местом встречи выдающихся деятелей культуры, вдохновленных идеей «нового русского Возрождения». Неорусский стиль в искусстве – «родом» из Талашкино.

В 1894 Тенишевы купили рядом с Талашкино хутор Фленово, открыв там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу – с лучшими учителями, богатейшей библиотекой. Использование самых последних достижений аграрной науки призвано было подготовить русских фермеров – «патриотически настроенных сельских специалистов», сведущих во всем – от промышленного коневодства до пчеловодства.

При школе по инициативе княгини были созданы учебные мастерские прикладного искусства: столярная, резьбы и росписи по дереву, чеканки по металлу, керамическая, окраски тканей и вышивания. С 1900 мастерские возглавлял художник С. В. Малютин. Просветительская идея привлекла в Талашкино множество выдающихся русских художников. В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, М.В. Врубель, К.А. Коровин, В.А. Серов, Н.К. Рерих гостили и работали в имении княгини, предлагая свои рисунки для росписи балалаек, сундучков, мебели.

В 1901 Тенишева провела в Смоленске выставку изделий прикладного искусства, изготовленных в Талашкине, открыв одновременно в Москве, в Столешниковом переулке, магазин «Родник» для их продажи. В эти годы в Талашкино был построен кабинет «Теремок», все предметы убранства которого были сделаны в мастерских. Во Фленове по ее инициативе был выстроен храм Святого Духа с росписями и мозаикой Н.К. Рериха.

Замужество дало княгине возможность удовлетворить ее страсть к коллекционированию. Составив обширную коллекцию акварелей русских и иностранных художников, систематизация которой была поручена А.Н. Бенуа, Тенишева устроила в 1897 выставку своего собрания, из которого около 500 работ подарила затем готовящемуся к открытию Русскому музею. С.П. Дягилев, с которым Тенишева познакомилась в это время, увлек ее идей создания журнала «Мир искусства», который она учредила и (совместно с С.И.Мамонтовым) финансировала в 1898–1904. В 1899 она была в числе организаторов первой выставки «мирискусников» в Петербурге.

Между тем, Николай II назначил в 1900 В.Н. Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Этот раздел произвел фурор – во многом благодаря трудам Марии Клавдиевны. Человек разносторонне образованный, муж М.К. Тенишевой не разделял части ее увлечений и не одобрял ее дружбы с художниками, желая видеть жену лишь светской дамой. И все же он помогал ей, субсидируя все ее начинания, а она заставляла звучать его имя как мецената и филантропа.

В 1903 Тенишева не стало. Теперь уже она одна распоряжалась оставшимся ей в наследство огромным капиталом. В 1906 она помогла С.П. Дягилеву в устройстве Выставки русского искусства на «Осеннем салоне» в Париже, причем важный раздел экспозиции составили собранные ею самой предметы русского народного искусства. Впоследствии эта коллекция составила основу первого в стране Музея русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина», который в 1911 был передан княгиней в дар Смоленску. В те же годы княгиня активно участвовала в работах по историко-археологическому изучению Смоленска и окрестностей, способствовала открытию в городе филиала Московского археологического института. В 1912 она получила титул почетной гражданки города Смоленска; ее именем назвали одну из улиц города (в советское время переименована).

При этом она была замечательным художником-эмальером. Среди ее работ были и крупные (напрестольный крест в серебре и золоте для храма Святого Духа, декор двери с изображением Георгия Победоносца в «Теремке» во Фленове, двустворчатый портал из ценных пород дерева с эмалевыми инкрустациями). И весьма тонкие, небольшие по размерам работы (блюдо с разноцветной эмалью, купленное впоследствии Музеем Люксембургского дворца в Париже эмалевые портреты царя Михаила Федоровича и императора Николая II с наследником-цесаревичем для подарка государю в честь 300-летия Дома Романовых). М.К. Тенишева выставляла свои работы в салоне Национального общества изящных искусств во Франции (1906–1908), Союзе декоративных искусств. В 1914 она показала эмали в Риме, получив диплом и почетное членство в Римском археологическом обществе. Через два года она защитила докторскую диссертацию на тему Эмаль и инкрустация в Московском археологическом институте. (Текст работы, утраченный в годы революции, был восстановлен ее учениками в Праге в 1930.) Как художник, собиратель и исследователь искусства Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий.

Революция 1917 заставила М.К. Тенишеву эмигрировать во Францию, где она жила – вместе все с той же «Киту» и дочерью от второго своего брака Лизой – в Вокрессоне близ Парижа с 1918 до смерти. За десять эмигрантских лет женщины успели наладить дело обучения эмальерному искусству среди детей эмигрантов.

Умерла Тенишева 14 апреля 1928. Дочь и Киту похоронили ее в Сен-Клу, близ Парижа. Е.К. Святополк-Четвертинская сохранила дневники и воспоминания Тенишевой. Она же передала оборудование тенишевской мастерской, материалы и технологические рецепты Тенишевой своей эмигрантской подруге и единомышленнице Т.Н.Родзянко, организовавшей после получения этого дара «Школу эмалевого искусства» в Праге.

Русское историко-генеалогическое общество во Франции посмертно опубликовало мемуары М.К. Тенишевой и издало памятный альбом «Храм Святого Духа в Талашкине».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 "Храм Святого Духа" в Талашкино.

 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header