Страница 13 из 14 4.7. Принцип двойственности активного и пассивного начал. [22]Этот принцип герметической философии формулирован в Kybalion 'е следующим образом: «Двойственность активного и пассивного начал наблюдается во всем; во всем есть мужское и женское начала; двойственность их проявляется на всех плоскостях бытия». Универсальность этого закона, всегда признававшаяся оккультистами, быть может, скоро будет признана и официальной наукой. По крайней мере, принцип этот в последнее время получил блестящее подтверждение в так называемой электронной теории материи. Действительно, с точки зрения этой теории, всякий атом материи зарождается при участии двух начал — активного и пассивного. Согласно электронной теории атом состоит из агрегата отрицательных корпускул электричества, или так называемых отрицательных "электронов", сгруппированных вокруг положительного заряда электричества, сгущенного в центре атома. Таково, по крайней мере, строение атома согласно новейшей гипотезе Резерфорда. Такое строение атома находится в полном соответствии с требованиями герметических принципов аналогии, полярности и двойственности активного и пассивного начал, или, иначе говоря, начал единства и множественности. Согласно электронной теории, масса отрицательного электрона необычайно мала; масса же положительно заряженного центра атома сравнительно очень велика: предполагают, что она равна массе атома водорода. В круксовой трубке отрицательно заряженные частицы излучается отрицательным полюсом, или катодом; эти-то отрицательные электроны, при так называемом процессе "ионизации" отколовшиеся от сдерживавшего их положительного заряда электричества, и производят все удивительные световые, тепловые, электрические, магнетические и другие феномены, которые наблюдаются в круксовой трубке. Поэтому выражение "пассивный" в применении к отрицательному или женскому полюсу — как в данном случае, так и в других областях — следует понимать, так сказать, cum grano salis : полюс этот столь же, если даже не более, активен, как положительный, или мужской полюс, но этому последнему принадлежит всегда инициатива; он дает толчок к проявлению творческой деятельности — и только в этом смысле он по преимуществу заслуживает название активного начала. В данном случае положительно заряженный центр притягивает к себе несколько отрицательных электронов, которые под влиянием его начинают интенсивно вибрировать и вращаться вокруг него; таким образом возникает материальный атом, проявляющий уже совсем другие свойства, чем свободная электрическая энергия. Некоторые новейшие наблюдения над жизнью кристаллов показывают, что и здесь мы, по-видимому, имеем дело с явлениями, до известной степени аналогичными явлениям копуляции в царствах растительном и животном [23]. Герметисты утверждают, что со временем наука установит, что и явления химического сродства, и молекулярного сцепления и даже всемирное тяготение в сущности ничто иное, как формы проявления мирового принципа двойственности активного и пассивного начал. Пока это еще лишь гипотеза для тех, кто не может непосредственно наблюдать, благодаря развитию известных оккультных способностей явления, происходящие в невидимых для обыкновенного человеческого зрения мирах. Но, во всяком случае, нельзя не признать, что электронная теория, принятая теперь большинством наиболее выдающихся ученых, есть блестящее частичное подтверждение взглядов герметистов. В области психической двойственность активного и пассивного начал проявляется чрезвычайно ясно, как двойственность нашего "я" с одной стороны и всех его проявлений, всего относимого к нему содержания нашего сознания, с другой. Наше "я" есть активный центр самосознания и инициативной воли, к которому, как к объединяющему и координирующему центру, мы относим все содержание нашего сознания, слагающееся из мыслей, желаний, эмоций и т.д.; пассивным началом является, строго говоря, не самое это многообразное содержание нашего сознания, а то трудно определимое нечто, то поле сознания, то чистое зеркало нашего воображения, если можно так выразиться, в котором зарождаются и возникают наши мысли, эмоции и т. д. Двойственность мужского и женского начал проявляется также в двойственности нашего сознательного ума и так называемого подсознания. В кратком популярном очерке невозможно коснуться явлений, относящихся к интересной области подсознания; иначе нетрудно было бы показать, что рассматриваемый нами седьмой принцип герметизма проливает яркий свет на многие загадочные явления человеческой психики. Так, явления телепатии и гипноза объясняются воздействием вибраций, посылаемых активным началом одной души на пассивное начало другой, как бы воспринимающее брошенное в него семя идеи и взращивающее его. Двойственность мужского и женского начал нашей души является отражением в нашем микрокосме макрокосмической двойственности Мирового Христа и Софии — чистейшей части Мировой Души. Воистину, «то, что находится внизу, подобно тому, что находится наверху» , как гласит герметическая аксиома. |