header
header
header
header
header    
header Главная arrow Великие Женщины Мира arrow Великие Женщины 20 века arrow Живкова Людмила Тодоровна.
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
Живкова Людмила Тодоровна. E-mail

Живкова Людмила Тодоровна

государственный деятель Болгарии,

ученица С.Н. Рериха, подвижник

(1942 - 1981).

 Людмила Тодоровна Живкова, дочь руководителя Болгарской Коммунистической партии Тодора Живкова, успешно окончила исторический факультет Софийского университета, затем аспирантуру и, став кандидатом исторических наук, начала свою научную карьеру в Институте балканистики Болгарской академии наук. В это же время она начинает заниматься вопросами культуры на государственном уровне, став председателем Комитета культуры Болгарии, членом Политбюро ЦК.

В 1973 г. Людмила попала в тяжёлую автомобильную катастрофу, после которой вся её жизнь изменилась. Её вылечили методами восточной медицины (традиционная оказалась бессильной), после чего она начала глубоко интересоваться восточной философией. В середине 70-х годов она сама отыскала Святослава Николаевича Рериха, приехала к нему в Индию, познакомилась с ним и с тех пор стала преданной последовательницей идей Рерихов и философской системы Живой Этики.

«Людмила Тодоровна Живкова, - говорил Святослав Николаевич, - единственный в ХХ веке государственный деятель, кто воспринял очень глубоко Живую Этику и увидел в ней огромные возможности для усовершенствования государственного строя и одухотворения этого строя культурой и высокой философской мыслью. Она очень хорошо понимает, что государство должно строиться и жить по законам красоты. Но ей очень трудно, и не только трудно, но и опасно. Те, кто сейчас у власти и в России, и в Болгарии, руководствуются определенной идеологией и не отдадут эту власть просто так и не смирятся с новой и непонятной им философией». Людмиле Живковой пришлось много думать и работать над тем, как ввести Живую Этику в государственный оборот, не задевая основ, которыми дорожили те, в чьих руках находилась власть и чьи взгляды были несовместимы с мировоззрением Живой Этики и ее построениями. Соединение двух различных систем было весьма опасным занятием, это был путь по лезвию бритвы.

Она наметила концепцию обширной национальной программы эстетического воспитания, которую предложила Центральному комитету БКП и правительству Болгарии. В основу этой программы она положила тот закон Красоты, который теперь считала основой жизни и эволюции человечества. Она смело и бескомпромиссно ввела совершенно новые понятия в партийную идеологию, такие, как эстетическое воспитание, эстетическая сфера, эстетические взаимоотношения. Ни одно государство в ХХ веке не имело ничего подобного.

Впервые на высокой трибуне партийного съезда зазвучали слова — красота, духовная эволюция, творчество. И не только слова, теория соединялась с практикой. Впервые в социалистическом государстве культурой руководил свободно мыслящий философ, глубоко проникший в эволюционную концепцию Живой Этики и творчески стремящийся применять ее в государственном строительстве. Начиная с 1975-1976 гг., она подключила весь культурный и научный потенциал страны к разработке ряда программ, которые помогли бы Болгарии выйти из идейного вакуума, дать культурные и морально-этические ориентиры, как для молодежи, так и для всего народа. Все эти программы разрабатывались на базе творческого наследия семьи Рерихов и Учения Живой Этики. Так были созданы национальные программы "Десятилетие великих личностей", "Гармоничная творческая личность", которые неожиданно для многих начались в 1978 г. объявлением первого года программы годом Николая Рериха. Это была культурная сенсация для всех стран социалистического лагеря: в Болгарию привезли более двухсот картин Николая Рериха со всего мира (из Франции, СССР, Индии, США и др.); проводились конференции и симпозиумы по творчеству семьи Рерихов, начался неудержимый триумф идей Рериха.

Она действовала смело и безоглядно, стремилась сразу же реализовать мысль или идею, которую считала важной и полезной. Живкова не только осмыслила деятельность и роль выдающихся личностей в истории человечества, но и вместе с Комитетом культуры разработала долгосрочную программу по изучению и исследованию жизни таких личностей. В программу были включены такие имена, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте, Шекспир, Гете, Л.Н. Толстой, Рабиндранат Тагор, А. Эйнштейн, М.В. Ломоносов, Константин-Кирилл и др. Имя же Н.К. Рериха как художника и мыслителя было одним из первых. Людмила Тодоровна глубоко и проникновенно осмыслила деятельность и роль великого русского художника в истории эволюции человечества, в формировании нового мышления ХХ века. «Монументальное и единое в своей целостности искусство Рериха, - писала она, - заставляет каждого, кто с ним соприкасается, переосмысливать и открывать заново истину и величие жизни. Трудно простыми словами определить тот легендарный героизм, которым проникнуто творчество Рериха. В нем сочетаются воедино самые сокровенные вековые чаяния человечества, запечатленные в бессмертных символах и преданиях древности, и удивительное умение творца ассимилировать и преломить в своем сознании героизм прошлого, сделать его актуальным и объединить с острейшими проблемами и задачами своей эпохи. Мысль Рериха парит над вершинами Гималаев, устремляется в сокровенный мир преданий, сливается в неудержимом творческом порыве духа с монолитной в своей целостности Вселенной».

«Широта и многогранность научно-творческих интересов Рериха, диапазон его научных исследований - от изучения древних письменных и архитектурных памятников культуры до исследования влияния и отражения космических лучей и взаимосвязи между человеком и космосом, созданные им два крупных научных института - институт синтетического исследования искусства в Нью-Йорке и институт синтетических научных исследований в Гималаях в Индии - закрепляют представление о Рерихе как о предтече и поборнике освоения космического научного метода исследования мира. В науке Рерих видит фактор эволюции человечества».

«Высоко поднимаясь над личным, - отмечает она, - Рерих направляет свое внимание на людей, которые выходили за пределы обычного человека и, как любил выражаться художник, превращались в синтетические понятия. Эти мировые понятия содержат в себе духовную силу и отдельных личностей, и целых стран, эпох, народов, событий. Они хранятся и вечно живут в духовной сокровищнице планеты и, как вершины Гималаев, пульсируют и вибрируют в сердце нашей Вселенной - воздействуют, окрыляют, вдохновляют, берегут и напоминают. И в трудные минуты народы всегда обращались к этим выразителям их сущности».

Все чаще и чаще она встречалась со Святославом Николаевичем то в Бангалоре, то в Софии и получала у него нужные ей советы и разъяснения по проблемам Живой Этики. Он был для Людмилы Тодоровны не только Наставником и Учителем, но и опорой в той сложной и трудной обстановке, которая сформировалась вокруг нее. Его слова «не бойтесь и идите вперед» поддерживали ее в самые отчаянные моменты жизни.

В Софии полным ходом шла подготовка к созданию Рериховского центра, для которого было выделено здание в центре города. В Индию была послана группа учёных, чтобы изучить опыт работы Гималайского Института научных исследований "Урусвати", поднять его архивы, подготовить здание Института для возобновления его деятельности. У Святослава Николаевича установились с Болгарией тесные связи на самом высоком правительственном уровне. Он провел там несколько выставок, своих и Николая Константиновича, участвовал в важнейших культурных программах и удостоился ряда наград (ему дали звание академика Болгарской Академии художеств, после чего он стал академиком и Академии художеств СССР).

Видя огромный размах инициатив Людмилы Живковой, Святослав Рерих принял решение передать архив семьи Рерихов Болгарии. После кропотливой и сложной работы по подготовке этой трудной акции, в Индию был послан болгарский транспортный самолет, который успел привезти первую часть подготовленного архива и сотни картин Николая Рериха.

Но положение Живковой «наверху» с каждым днем ослабевало, ибо ее деятельность вызывала раздражение и в Политбюро, и в правительстве. «Белая ворона», талантливая и бесстрашная, действовавшая не «во имя свое», как большинство в верхнем эшелоне власти, а во имя общего Блага, служила живым укором всем им, каждым своим словом и действием подчеркивая их бесполезность, бездарность и бесчестный уход в собственные интересы. Ситуация с каждым годом обострялась. Чиновники ощущали опасность, исходящую от мыслей и действий руководителя культуры Болгарии. Людмила понимала, что ее деятельность может кончиться, как говорят, «костром» или «крестом». Она знала, что дрова уже приготовлены и где-то совсем близко высится ее, Живковой, Голгофа, но хотела успеть донести до людей, чьи сердца были омерщвлены отжившей идеологией, как можно больше идей, в которых были заключены истина и свет, свет красоты, культуры и любви, столь необходимые для будущего созидания. Неотвратимый зов Закона красоты вел ее за собой, звал в космическую Беспредельность грядущей эволюции. «Во имя этого великого идеала, - утверждала она, - во имя будущего человечества и наших детей мы самоотверженно трудимся, творим и стремимся к красоте».

Большинство чиновников распускали о ней дурные слухи, рассказывали анекдоты и старались задерживать как можно дольше реализацию ее идей. Государство сопротивлялось этим идеям, не понимало их и не принимало. Темнота сомкнутыми рядами пошла на нее в наступление, чтобы не только ее уничтожить, но и стереть какие-либо следы ее деятельности и, опорочив память о ней, предать ее небольшое, но яркое наследие забвению.

Мы до сих пор не знаем, как она умерла. 21 июня 1981 г. Людмилу Живкову нашли в её доме мёртвой. Слова «при загадочных обстоятельствах» ничего нам не говорят. Ей было всего 39 лет, и она находилась в расцвете сил. Она сверкнула, подобно огненному метеору на темном небосклоне своей Родины, как светлый знак грядущей новой эпохи.

 

 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header