header
header
header
header
header    
header Главная arrow Заочная школа Агни Йоги arrow 2. Основы мировых религий и эзотерических учений. arrow 8. РОЗЕНКРЕЙЦЕРСТВО И МАСОНСТВО
Заочная школа Агни Йоги
1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги
2. Основы мировых религий и эзотерических учений
3. Агни Йога об управлении собой
4. Агни Йога о Женщине
5. Изучение и жизненное применение Агни Йоги
6. Духовно-психологические практики Агни Йоги
7.Современная наука о Боге, Мироздании и человеке
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
8. РОЗЕНКРЕЙЦЕРСТВО И МАСОНСТВО - 1.Что мы хотим узнать E-mail
Оглавление
1.Что мы хотим узнать
2.Четыре теории Розенкрейцерства
2.1.Теория первая
2.2.Теория вторая
2.3.Теория третья
2.4.Теория четвертая
Заключение
3.Литература
4.Вопросы по этому разделу

 

 

 

 

2.2. Теория вторая.

Те масонские братья, которые входили в изучение предмета, признают исторический факт существования Братства Розы и Креста, но не все из них соглашаются в том, как возник Орден. Одна группа считает, что Орден родился в средневековой Европе в результате алхимических поисков. Роберт Макой верит, что истинным основателем Ордена был немецкий теолог Иоганн Валентин Андрее. Кроме того, некоторые предполагают, что этот способный человек реформировал уже существовавшее общество, основанное еще сэром Генри Корнелиусом Агриппой. Некоторые полагают, что Розенкрейцерство явилось результатом первого вторжения буддийской и браминской культуры в Европу. Наконец, многие считают, что Общество Розы и Креста было основано в Египте во времена философского первенства этой страны и что Общество продолжало Мистерии персов и халдеев.

В своем "Апокалипсисе" Годфри Хиггинс пишет:

«Розенкрейцеры Германии не имели понятия о своем происхождении, но по традиции они считают, что происходят от древних египтян, халдеев, магов и Гимнософистов». (Последнее имя было дано последователями Александра Македонского касте погруженных в медитацию нагих мудрецов, которых они обнаружили на берегах индийских рек.)

Все сходятся на том, что история Отца С. R .С., подобно масонской легенде о Хираме Абиффе, является аллегорией и не должна пониматься буквально. С подобной же проблемой сталкиваются исследователи Библии, которые находят зачастую не просто трудным, но и невозможным, буквальное прочтение и толкование Священного Писания.

Допуская существование Розенкрейцеров как секретного общества, преследующего философские и политические цели, представляется замечательным, что эта организация, имеющая членов во всех странах Европы, смогла сохранить особую секретность в течение нескольких столетий. Тем не менее Братство Розы и Креста преуспело в этом. Очень многие философы и ученые подозревались в близости к Ордену, среди них сэр Фрэнсис Бэкон и Вольфганг фон Гете, но их принадлежность к организации никогда не была доказана к удовлетворению прозаически настроенных историков. Много было псевдорозенкрейцеров, но истинные члены древнейшего и секретного Ордена Неизвестных Философов успешно оправдали свое имя и по сей день остаются неизвестными.

В средние века появилось много трактатов, претендующих на то, что они принадлежат перу Розенкрейцеров. Многие из них были, однако, подделками и писались с целью самопрославления недобросовестными людьми, которые использовали почетное и магическое имя Розенкрейцер в надежде на получение религиозной и политической власти. Эта ситуация сильнейшим образом запутывает и мешает современным исследованиям Общества. Одна группа псевдорозенкрейцеров дошла до того, что снабдила своих членов черными шнурками, которые служили им для опознания друг друга, являясь предупреждением о том, что в случае измены ее член будет удушен этим шнурком. В литературе мало что сохранилось из описания принципов Розенкрейцерства, потому что исходное Братство публиковало только фрагментарные отчеты о своих принципах и деятельности.

В своем труде "Секретные символы Розенкрейцерства" д-р Ф.Хартман описывает Братство как "секретное общество людей, обладающих сверхчеловеческими, если не сверхъестественными, силами; говорят, они были способны предсказывать будущие события, проникать в глубочайшие тайны Природы, превращать железо, медь, олово в золото, приготавливать Эликсир Жизни, или Универсальную Панацею, с помощью которого они могли сохранять вечную молодость, и более того, полагали, что они могли повелевать Стихийными Духами Природы и знали секреты Философского Камня, субстанции, делавшей его обладателя всемогущим, бессмертным и мудрейшим".

Тот же автор определяет Розенкрейцеров как "людей, которые путем духовного пробуждения добиваются практического знания секретного значения Розы и Креста... Назвать человека Розенкрейцером не значит сделать его таковым, точно так же как назвать человека христианином еще не значит сделать его Христом. Настоящим Розенкрейцером или Масоном сделаться нельзя, им можно стать только путем роста и развертывания своей божественной власти над собственным сердцем. Невнимание к этому принципу является часто причиной того, что многие церкви и секретные общества весьма далеки от того, чем они себя называют".

Вот некоторые наброски, позволяющие получить представление о той громадной, в первую очередь внутренней работе, которую должен проделать идущий по пути ученичества. В символическом масонстве это степень "ученика", paботающего над обтесыванием "грубого камня" своей личности, над превращением его в гладко обтесанный "кубический камень", пригодный для применения в качестве материала при постройке "Соломонова храма", т.е. храма духовно возрожденного человечества. В алхимии (внутреннем преобразовании человека) подготовительной стадии ученичества соответствует так называемая "предварительная работа" разыскания и очищения от посторонних примесей "первой материи", необходимой для приготовления философского камня. Таинственная "первая материя", необходимая для "великого делания", т.е. для приготовления философского камня, по словам алхимиков, находится повсюду. Однако не всякая "первая материя" пригодна для алхимика; необходимо уметь выбрать ее. Точно так же во всяком человеке есть искра высшей, духовной природы, но не все способны достигнуть посвящения; кандидаты должны выбираться с большой осмотрительностью.

От посвящаемого в масонство прежде всего отбираются все металлические предметы (деньги и пр.). Это соответствует очищению "первой материи" от посторонних примесей, символизирующему ту стадию йоги, когда человек должен научиться различению в себе своей истинной, неискаженной человеческой природы, своего бессмертного "я". Оно проявляется прежде всего как голос совести и интуиции, и ученик должен научиться ощущать присутствие в себе этого бессмертного "я" и отличать его голос от всех наносных, посторонних влияний, воспринимаемых через воспитание и через соприкосновение с общественной средой, а также от всех влияний, исходящих от низшей, животной личности и от рассудка.

Для приготовления философского камня материю, должным образом приготовленную и очищенную, помещают в так называемое "философское яйцо", т.е. в герметически закупоренный стеклянный сосуд, и затем подвергают действию огня. Под влиянием его материя начинает разлагаться, проходит так называемую стадию "гниения"; затем она чернеет, летучая часть ее возгоняется и, сгущаясь в верхней части сосуда, снова стекает на твердый остаток. Под влиянием таких многократных возгонок материя начинает светлеть, становится сначала серой, потом проходит через все цвета радуги (эту стадию алхимики называют, "павлиньим хвостом"), становится белой и, наконец, принимает красный цвет. Этот красный цвет есть признак того, что философский камень готов. Но это еще только "магистерий (или лекарство) первой степени"; необходимо повторить весь процесс второй и третий раз, чтобы получить "магистерий третьей степени", который и есть настоящий философский камень, ничтожное количество которого может превращать в золото большое количество ртути или свинца.

Черный цвет, принимаемый материей в начале процесса изготовления камня, символизирует то состояние неведения, в котором находится профан, ищущий посвящения. Лишь тот готов к посвящению, кто сознает бессилие своего разума перед великими вопросами, которые ставит перед нами жизнь и которые не дадут нам покоя, пока мы их не разрешим; кто страдает от раздвоенности между возвышенным идеалом и действительностью и сознает бессилие невозрожденной воли в борьбе с низшей, животной нашей природой. Посвящаемого в масонство, которое, как известно, сохранило многие традиции древних мистерий, вводят прежде всего в мрачную, маленькую комнату; стены ее обтянуты черным; убранство состоит из эмблем, напоминающих о смерти: скелет, на столе череп и кости. Надписи на стенах ("Познай самого себя" и др.) приглашают неофита углубиться всецело в исследование своей внутренней духовной сущности и отвлечься от всего внешнего, преходящего. Это соответствует помещению первой материи в герметически закупоренное "философское яйцо" и появлению черного цвета. Символические путешествия, совершаемые затем посвящаемым, изображают различные фазы человеческой жизни, через которые человек должен пройти, чтобы приобрести тот жизненный опыт, который делает его способным достигнуть посвящения. Этому соответствуют многократные возгонки, которым подвергается "первая материя". Смена цветов, происходящая при этом, символизирует постепенное очищение посвящаемого, низшая природа которого становится, так сказать, все более прозрачной, все более способной пропускать свет Духа. Радужные цвета символизируют развитие в возрожденном человеке высших способностей; на низшей степени (ученичество) это добродетели, умственные способности и интуиция; на высших степенях — это способности ясновидения, дар пророчества, целительная сила и т.п. Появление красного цвета (при приготовлении первого "магистерия" или при "первой работе", соответствующей степени ученика) символизирует достижение посвящаемым истинного самопознания, опытного познания своего истинного, бессмертного "я" и пробуждение в ученике благодаря этому центра инициативной воли, способной властвовать над всеми личными, низшими желаниями. Достигнувший этого ученик готов к посвящению в степень подмастерья.

Символические принципы Розенкрейцерства и масонства столь фундаментальны, что они до сих пор не оценены должным образом. Диаграммы и чертежи, в которых рассматриваются важнейшие космические принципы, трактуемые с философским понима нием, выглядят весьма свежими по сравнению с ортодоксальной узостью, превалировавшей в те дни. Согласно доступным свидетельствам, Розенкрейцеры были связаны больше взаимным притяжением, нежели законами Братства. Братья Розы и Креста, как полагают, жили неприметно, работали упорно в обычных профессиях и не раскрывали своей принадлежности к Ордену даже своим близким. После смерти С. R .С. большинство Братьев как будто не имели определенного центра для встреч. Какими бы ни были ритуалы у Ордена, они столь тщательно охранялись, что никогда не были раскрыты. Без сомнения, они зиждились в химической терминологии.

Усилия в проникновении в Орден были, очевидно, тщетными по той причине, что Розенкрейцеры сами выбирали себе учеников. Придя к согласию относительно кого-либо, кто был, по их мнению, достоин их прославленного общества, они сносились с ним самым таинственным путем. Он мог получить письмо, либо анонимное, либо с печатью "С.R.С." или " R .С.". Ему предлагалось пойти в определенное место в определенное время. Что ему там открывалось, он никогда не говорил, хотя во многих случаях его последующие сочинения показывали новое влияние на его жизнь, которое углубляло его понимание и расширяло его интеллект. Некоторые из них в аллегорическом виде представляли в сочинениях, что они испытывали в августейшем присутствии Братства Розы и Креста.

Бывало и так, что к алхимикам в их лаборатории приходили странные посетители, которые вступали в разговоры о секретных процессах в герметических искусствах, открывали некоторые секреты и уходили, не оставляя никаких следов. Другие говорили, что Братья Розы и Креста общаются с алхимиками через сны и видения, открывая секреты герметической мудрости людям во сне. Будучи проинструктированы, избранные были связаны обязательством хранить секреты не только в отношении химических формул, но и методов, которыми они получили их. И хотя эти безымянные адепты подозревались в принадлежности к Братству Розы и Креста, эти предположения не были подтверждены и остались лишь предположениями.

Многие подозревали, что роза Розенкрейцеров является стилизацией египетского и индийского цветущего лотоса с тем же самым значением, которое имеет этот более древний символ. В "Божественной комедии" Данте Алигьери обнаруживается знакомство с теорией Розенкрейцеров. Относительно этого Альберт Пайк в своей "Морали и догме" делает следующее примечательное утверждение:

«Его Ад есть не что иное, как отрицание Чистилища. Его небеса состоят из серии Каббалистических кругов, разделенных крестом, подобно пятиугольнику Иезекииля. В центре этого креста была цветущая роза, и мы видим символ адептов Розы и Креста, впервые опубликованный открыто и сопровождающийся почти полным объяснением».

Всегда существовали сомнения в отношении того, происходит ли имя Розенкрейцер от символа розы и креста или же имя было придумано для того, чтобы увести в сторону от истинной природы и назначения Ордена. Годфри Хиггинс полагал, что слово Розенкрейцер происходит не от цветка, а от слова Ros , означающего росу. Интересно отметить, что слово Ras означает мудрость, а слово Rus переводится как сокрытие. Несомненно, что все эти значения внесли вклад в символизм Розенкрейцерства.

А.Уэйт согласен с Г.Хиггинсом в том, что процесс образования Философского Камня с помощью росы был секретом, скрытым в имени Розенкрейцеров. Вполне возможно, что роса, на которую есть ссылки в алхимических работах как на таинственную субстанцию в человеческом мозге, близко напоминает описание росы, которая, по представлениям алхимиков, падая с неба, искупает землю. Крест есть символ человеческого тела, и два символа — роза и крест — означают, что душа человека распята на теле и держится на трех гвоздях.

Вполне возможно, что Розенкрейцеровский символизм есть продолжение секретного египетского Герметизма, что Общество Неизвестных Философов есть истинное связующее звено в цепи между Масонством с его символизмом и древним египетским герметизмом. В книге "Доктрина и литература Каббалы" А.Уэйт делает следующее важное наблюдение:

«Есть определенные указания на то, что возможна связь между Масонством и Розенкрейцерством, и если ее существование будет доказано, это явится первым звеном в связи с прошлым. Однако свидетельства в пользу этой точки зрения не являются убедительными. Масонство, как таковое, несмотря на его близость к мистицизму, о котором я только что говорил, не явило какого-либо мистического характера и не прояснило, как оно пришло к своим символам».

Многое из того, что было связано с развитием Масонства, многими подозревалось как на самом деле розенкрейцеровское. Многие, например Роберт Флудд, даже писали в защиту этой организации. Фрэнк Хиггинс, современный масонский символист, писал: «Д-р Эшмоул, член этой организации (Розенкрейцеров), почитался масонами как организатор первой Великой Ложи в Лондоне» (см. "Древнее Масонство"). Элиас Эшмоул был одним из звеньев в цепи интеллектуальных связей Розенкрейцеров и Масонства. "Энциклопедия Британника" отмечает, что Элиас Эшмоул был посвящен в Масонский Орден в 1646 году, и далее утверждает, что он был первым джентльменом-любителем, который был "принят".

По этому же поводу Папюс в книге "Тарот Богемцев" писал:

«Мы не должны забывать, что Розенкрейцеры инициировали Лейбница, а через Эшмоула и основателей современного Масонства. Если инициация Масонства восходит к Великим Тайнам Египта (а символизм Масонства указывает на это), тогда можно предположить, что они получили свою информацию от этого общества, чье существование они допускали и которое было достаточно сведуще для того, чтобы учить символам и аллегориям».

Одна версия по поводу взаимосвязи этих двух орденов сводилась к тому, что Масонство выросло из Розенкрейцерства, другими словами, что "Неизвестные Философы" стали известными через организацию, которую они создали для действия в материальном мире. Далее эта версия говорит, что Розенкрейцеры, недовольные своим творением, молча отошли от Масонства, оставив ему символизм и аллегории, но унеся с собой ключи к их секретным значениям. Спекуляции заходят иногда настолько далеко, что утверждают о поглощении Масонством Розенкрейцерства, и как наследник этого секретного ордена Масонство в настоящее время является крупнейшим в мире секретным обществом. Другие не менее ученые умы полагают, что Братство Розенкрейцеров еще существует, сохраняя свою индивидуальность в результате отхода от Масонского Ордена.

Согласно широко распространенной точке зрения, штаб-квартира Ордена Розенкрейцеров находится вблизи Карлсбада в Австрии (см. д-ра Франца Хартмана). Другая традиция считает, что существует отдельная, сохраняющая свою индивидуальность организация, называемая Богемскими Братьями, которая находится в Шварцвальде в Германии. Одна вещь является определенной: с подъемом Масонства Орден Розенкрейцеров практически исчез в Европе, и пока не появились противоположные утверждения, явно, что 18 степень (известная как Роза-Крест) сохраняет многие из символов Розенкрейцеровских Огненных Алхимиков.

В анонимном неопубликованном манускрипте восемнадцатого века, который несет следы Розенкрейцеровской Каббалистики, появляется такое утверждение:

«И все же я сейчас представлю мудрейшему миру парадокс, который надо разрешить, а состоит он в том, что некоторые просветленные люди основали Школы Мудрости в Европе и по некоторым причинам назвали себя Братством Розы и Креста. Но вскоре получилось много ложных школ, испортивших добрые намерения этих мудрых людей. Следовательно, Орден не существует больше в том смысле, в каком люди понимают существование, и поскольку Братство Seculo Fili называет себя Братством Розы и Креста, так и в Seculo Spiritus Sancti они будут называть себя Братьями Лилии и Креста или рыцарями Белого Льва. И так Школы Мудрости будут процветать, но почему первый из них был назван именно таким именем, а другие выбрали себе другие имена, может понять только тот, кто понимает Природу».

Политические устремления Розенкрейцеров выражены деятельностью сэра Фрэнсиса Бэкона, графа Сен-Жермена и графа Калиостро. Хорошо известна связь двух последних с Махатмами Индии — Гималайским Братством, кроме того Калиостро подозревался в том, что был эмиссаром Тамплиеров, общества, глубоко вовлеченного в трансцендентализм.



 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header