Рождество Христово - великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Праздник Рождества Христова занимает большое место в жизни всего мира. На всем земном шаре, где только проповедуется имя Христа, празднуется этот великий день, и с каждым годом, при каждом повторении этого праздника он приносит с собою как бы свежую струю любви и света. В каждом доме, в каждой семье ежегодно идут приготовления к этому дню, дети ожидают его с радостным нетерпением, родители с любовью думают о предстоящем детям удовольствии, мысль о праздничной елке наполняет все сердца. «Привет, самый сердечный привет к Рождеству и к Новому Году всем друзьям!»[1], - примерно так в течение всей жизни ежегодно, накануне Рождества и Нового Года, приветствовал своих родных, близких и дальних друзей и сотрудников художник Николай Константинович Рерих. Аналогично поступали и его супруга Елена Ивановна, и их сыновья Юрий и Святослав. В художественном творчестве Н.К. Рериха непосредственно Рождеству посвящены два клейма из Богородичных Праздников для иконы Казанской Божией Матери, запоминающиеся своей необычной иконографической схемой. Сама икона вместе с другими каноническими изображениями была включена художником в его знаменитый «Пермский иконостас» 1907 года.
Изображённые Рерихом святые цари - Каспар, Бальтазар и Мельхиор - принесли, ведомые Вифлеемской Звездой, дары: ладан, золото и мирру. Знание о символике этих даров сохранилось до наших дней: золото - знак уважения к Царству Христову; ладан - признание божественности Христа; мирра, употреблявшаяся при бальзамировании, - пророчество крестной смерти Христа[2]. Эти же святые цари - маги-волхвы православной традиции - стали героями книги «Криптограммы Востока», составленной Е.И. Рерих и изданной в Париже в 1929 году. Читая страницы «Из жизни Христа», а именно рассказ «Звезда», невольно обращаешься в молитвенном устремлении к «Пермскому иконостасу» Рериха. И вновь звучат через два тысячелетия высокие слова «из первых уст»: «Что это за Звезда, которая вела магов? Конечно, это Указ Братства, чтоб приветствовать Иисуса и сохранить и передать бедной семье некоторые средства. По лицу земли, не зная точного места, мы шли. Указы Терафима вели изо дня в день. <...> Вот за яслями маленькое жилище, прислоненное к скале. Вот у очага женщина и на руках Он! Какие же были знаки при этом? Он протянул к нам ручку и на ладони был красный знак. На этот знак мы положили лучшую жемчужину из привезённых нами. Передав ценности и свящённые предметы, мы предупредили мать о необходимости странствий. И немедленно отправились обратно, выйдя через тот же загон скота»[3]. Именно таким - в подлинных и достоверных образах - предстаёт Рождество в наследии Рерихов. И в Индии они отмечали этот древний праздник, не забывали о нём в иной культурной среде. А близкое знакомство с буддизмом только обогащало привезённую из России традицию: «Разве буддийское древо желаний, увешанное предметами всех желаний, не отвечает нашему понятию рождественской ёлки?» - восклицал Николай Константинович в очерке «Струны земли» (1924). Как видим, в литературном наследии Рерихов новогодне-рождественская и святочная темы присутствуют не случайными страницами обычных в таких случаях эпистолярных приветствий. В Рождество тексты Рерихов помогают почувствовать великое обаяние тайны Прихода Спасителя. А зимняя сказка рериховских декораций и костюмов к «Снегурочке» (1908, 1912, 1922) окунает в весёлый мир русских Святок, гаданий и весёлых игр. Однажды П.Ф. Беликов обнаружил один рождественский рассказ Н.К. Рериха, появившийся 25 декабря 1913 года (по старому стилю) в газете «Русское Слово» (Москва). В рассказе описывается ряд чудес, произошедших в Сочельник и повергших всех в страх и трепет. Однако на другой день самые, казалось бы, необъяснимые «чудеса» нашли банальное объяснение. Кончает Рерих свой рассказ словами: «После того у нас никогда ничего не бывало. Даже сны прекратились. Знаков особенных нет ни на чём. Знамений ждём! Знамений просим!»[4]. И высокие знамения вскоре пришли, чтобы уже никогда не исчезнуть для Будущего. Путь Рерихов - это Путь подлинных знамений и вдохновений. В Рождество и Святки особенно светло на их родине, в их домах и с их образами. Пусть взыскание Светлого Града устремит путников по кремнистому Пути к Прекрасному!». Когда празднуют католическое и православное Рождество? В ночь с 24 на 25 декабря западные христиане (католики) – жители Западной Европы, Северной и Южной Америки, Австралии, стран Африки и Азии – отмечают Рождество Христово. Праздник Рождества отмечают не только католическая и протестантская церкви, но и связанные с ними религиозные направления – те, кто следует в церковной хронологии за Григорианским календарем. Накануне Рождества соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельник, так как в этот день употребляется в пищу сочиво – сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции, пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды, которая возвестила всему миру о времени рождения Сына Божьего – именно тогда и начинается празднование Рождества. В день Рождества принято собираться всей семьей за рождественским обедом, а праздничный стол украшают традиционные блюда – для каждой страны свои. Индюшка, утка или гусь – довольно распространенное рождественское блюдо. В ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Русская, Украинская, Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, Юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов. Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики. У народов Европы дни рождественских торжеств совпадали с двенадцатидневным циклом языческих празднеств, посвященных зимнему солнцестоянию, знаменовавшему начало новой жизни и обновление природы (сатурналий у романских народов, зимние святки – у русских, коляда – у украинцев и т.д.). Поэтому в разных странах праздник Рождества впитывал в себя многие обряды и обычаи этих празднеств. К ним относятся колядки – костюмированные шествия со звездой и песнопениями, вечерняя трапеза в сочельник, состоящая из 12 постных блюд. [1] Цит. по: Рерих Н.К. Письма в Америку. - М.: Сфера, 1998. - С. 428. - Письмо от 28 ноября 1943 г. [2] Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. - С. 441. [3] Криптограммы Востока. - Рига: Угунс, 1992. - С. 39-41. [4] Рерих Н.К. Знамения. - 1913 г. // Рерих Н.К. Избранное. - М.: Советский писатель, 1979. - С. 52-53. Составлено по материалам журнала «Грани Эпохи», №29 и материалам интернета.
|