header
header
header
header
header    
header Главная arrow Заочная школа Агни Йоги arrow 1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги. arrow 3. УПРАВЛЕНИЕ МИРОМ
Заочная школа Агни Йоги
1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги
2. Основы мировых религий и эзотерических учений
3. Агни Йога об управлении собой
4. Агни Йога о Женщине
5. Изучение и жизненное применение Агни Йоги
6. Духовно-психологические практики Агни Йоги
7.Современная наука о Боге, Мироздании и человеке
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
3. УПРАВЛЕНИЕ МИРОМ - 1,2.Понятие Бога Многобожие и единобожие E-mail
Оглавление
1,2.Понятие Бога Многобожие и единобожие
3.Моисей - объединитель еврейского народа
4,5.Христос и единобожие. Единая Реальность
6.Искажения христианского учения
6.1.Искажения других религиозных учений
7.Муж. и Жен. Начало.Непознаваемое.Иерархия
8,9.Вопросы и литература

 

 

 

 

1. Понятие Бога в зависимости от уровня развития человека.

 Если бы кто-нибудь начал опрашивать людей: кто правит миром? — то можно утверждать заранее, что девяносто процентов опрошенных даст шаблонный ответ: «Миром правит Бог», остальные десять дадут разные ответы, в основе которых будут различного рода предположения и гипотезы, и лишь самое незначительное число откровенно признается в своем незнании.

Последний ответ будет самый правильный, потому что гипотезы и теории большею частью не имеют серьезного основания, а говорящие о том, что миром правит Бог, в сущности, не знают, о каком Боге они говорят.

Бог, Единое Высшее Начало, Беспричинная Причина, Абсолют — это все наименования одного и того же понятия, наименования той Первопричины, по которой существует мир.

Известно, что понятие о Боге меняется вместе с развитием людей. Сущность Бога не меняется от того, что меняются наши представления о Нем. А наши представления находятся в прямой зависимости от уровня нашего развития. Результатом же нашего развития и нашего представления о Боге является то или иное религиозное учение, соответствующее нашему уровню развития.

Понятие первобытного человека или современного дикаря о Боге, которого он чтит из суеверного страха перед Ним, разительно отличается от понятия современного культурного человека, достигшего некоторого уровня духовного развития, который чтит то же Высшее Начало, понимая при этом свое происхождение от Него и свою связь с Ним. В каждом случае понятие о Боге создано самим человеком сообразно своему развитию.

Каково человеческое развитие, таков и его бог. Человек создает себе своего бога сам. Первобытный человек готов признать своим богом все, что превышает его самого, все, что выходит за рамки его ограниченного миропонимания. Все непонятные и грозные явления природы, по его понятию, есть проявление божества, которому необходимо поклоняться и приносить жертвы, чтобы его задобрить и сделать к себе милостивым. Необходимость видеть и осязать своего бога приводит к тому, что даже какие-то изделия из камня, дерева или металла становятся для него богом, которому он будет молиться и поклоняться.

По мере развития человека развивается и понятие его о своих богах. Появляются боги, имеющие определенные названия, ведающие определенными функциями, поклонение которым требует определенных обрядов. Каждый народ и каждая нация, развивающиеся самостоятельно, по своим линиям развития, среди определенных географических и климатических условий, развивали соответствующих этим условиям и свойственных своему национальному характеру и духу своих богов. Народы, жившие среди суровых условий жизни, создавали суровых богов, как Один или Тор, или другие северные боги, созданные северными народами.

Наоборот, поэтическая природа и мягкие климатические условия юга, не требовавшие напряженной борьбы за существование, способствовавшие развитию мечтательности, склонности к поэзии и к искусствам, а избыток неизрасходованных физических сил — на развитие тела и олимпийские игры, дали совершенно иное направление человеческой мысли в создании ею представлений о богах. Результатом легких и приятных условий жизни, создавших мечтательный, чуткий к красоте, склонный к искусствам и поэзии характер народа, с одной стороны, и развившийся культ тела, с другой, было появление в древнем мире особой греческой мифологии, с ее пантеоном многочисленных богов, богинь, муз, фей и прочих обитателей греческого Олимпа.

Мы знаем, что Олимп был населен прекрасными богами и богинями, скульптурные изображения которых до сих пор пленяют наш взор непревзойденной красотой своих линий и форм, что было следствием создавшихся условий и образа жизни древних греков. Каждый бог был олицетворением какого-нибудь, доведенного до совершенства, человеческого качества, а каждый человек, достигший в какой-нибудь области совершенства, становился в этой области богом.

Божеское смешалось там с человеческим и исходило одно из другого. Боги — бывшие люди, а люди — будущие боги. Подобное мировоззрение было воплощением высшей правды и божественной мудрости, синтезом всех человеческих исканий и чаяний, лучшим завершением всех его надежд и устремлений.

В других странах, среди народов, живших в иных географических и климатических условиях, идея почитания Высшего Начала выражалась иначе, в зависимости от тех или других, поразивших воображение первобытных людей, явлений жизни и проявлений природы. В Египте, например, почитание Бога вылилось в обожествление животных. Египетские храмы были полны изображениями богов в виде животных или богов при человеческих телах, обладавших звериными головами, или при звериных телах, обладавших человеческими лицами.

Более всего поражало иностранца, если он попадал в святая святых египетского храма, то, что он встречал там не скульптурное изображение какого-нибудь бога или богини, но живого крокодила, живую кошку или какое-нибудь другое животное.

Эта столь неприемлемая, с точки зрения современного человеческого сознания, идея поклонения Божеству в животном, на самом деле, в своей сущности, имеет такое же основание, как всякое другое поклонение Божеству. Раз Единое Начало присутствует везде и во всем, то не все ли равно, в каком виде человек чтит Его? Поклоняется человек Единому Началу перед статуей Аполлона или Дианы или перед живым крокодилом, — это не имеет значения. Имеет значение лишь человеческое сознание, которое и в прекрасной статуе может чтить один из аспектов Единого Начала, и в животном чтить часть Его жизни.

Поклонение Великому — в малом, Богу — в отвратительном животном, имело целью приучить человеческое сознание к вездесущности Божества, к необходимости относиться бережно ко всякому проявлению Его жизни, в ком бы и в чем бы она ни проявлялась, а боги полулюди-полузвери символизировали единство жизни, единство эволюции, в которой человек занимает срединное положение, положение между животными и Богом, и, выйдя из животного, должен превратиться в Бога.

Таким образом, многое из того, что в верованиях древних народов кажется нам столь странным, диким и нелепым, при более внимательном изучении оказывается полным глубокого значения.

В индусском священном писании — Бхагавадгите — сказано: «Человечество приходит ко Мне разными путями, но каким бы путем человек ни приближался ко Мне, на этом пути Я его приветствую, ибо все пути принадлежат Мне». В этом прекрасном изречении находится ключ к пониманию той истины, что не форма почитания Высшего Начала имеет значение, но сама идея, в какой бы форме она ни выражалась.

   

2. Многобожие и единобожие.

 Попутно с идеей многобожия, вытекавшей из обожествления древним человеком всего возвышенного, непонятного и устрашающего, развивалась также идея единобожия. Такая идея всегда жила среди кочевых племен, живших одною жизнью с природой, имевших всегда пред собой необъятность небесного свода и по созвездиям определявшим свой путь в беспредельных просторах пустынь.

Принято считать, что творцом идеи единобожия был Моисей, но это не так. Е.И. Рерих в письме от 26.05.34. пишет:

«…идея Единоначалия или Единства в Космосе была дана человечеству от самых ранних времен в «Первоначальном Откровении», память о котором хранится и запечатлена в сокровенных традициях, Символах и Писаниях всех древнейших народов».

Но несмотря на это идея Единоначалия крайне трудно прививалась в сознание народов мира. Можно говорить, что большинство мировых религий так до конца и не приняли эту идею. В связи с этим вот что пишет Е.И.Рерих:

«Можем ли мы провести четкую грань между Единобожием и Многобожием? Можем ли мы указать хотя бы одну религию, где было бы проведено строгое Единобожие? Истинно, весь смысл Бытия — Единство в Многообразии. Именно, в христианской религии установлено самое яркое многобожие. Понятие Бога Отца и воплощенного Сына Его, Иисуса Христа, не может считаться уже Единобожием. Не языческая ли Троица положена в основу христианской религии? А как быть со всеми Ангельскими Чинами и с тою же Лестницею Иакова?» (31.05.35.).

 

 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header