header
header
header
header
header    
header Главная arrow Великие Женщины Мира arrow Великие Женщины 19 века arrow Потанина Александра Викторовна.
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
Потанина Александра Викторовна. E-mail

Потанина Александра Викторовна

известная русская путешественница, исследовательница малоизвестных частей Центральной Азии, первая женщина, принятая в члены Русского географического общества

(1843-1893г).

 Родилась Александра Викторовна 25 января (по старому стилю) 1843 года в г. Горбатове Нижегородской губернии в семье священника Виктора Николаевича Лаврского, принявшего сан после отказа от профессорского звания в семинарии. В детстве была болезненным, нервным ребенком. Она рано начала помогать матери по хозяйству, а образование получила домашнее под руководством отца и матери, а также братьев Валериана и Константина. Валериан окончил Казанскую духовную академию и увлекался философией и естествознанием, а Константин – университет по гуманитарному циклу. Каждый из братьев сумел привить сестре любовь к знаниям и в естественных, и в гуманитарных отраслях, добившись уровня гимназической ее образованности. Знакомая отца, помещица Юрьева, очень тепло и внимательно относилась к девочке, часто увозила ее к себе в имение, учила французскому языку, снабжала книгами для чтения.

В 1866 году в Нижнем Новгороде открылось женское епархиальное училище, Александра Викторовна поступила туда воспитательницей. Она была общей любимицей учениц, а у сослуживцев пользовалась уважением как чрезвычайно прямой, честный и отзывчивый на все хорошее человек. В училище она проработала восемь лет.

В 1873 году они с матерью приехали навестить находившегося в ссылке в г. Никольске Вологодской губернии брата Константина. Здесь, в Никольске, она познакомилась с его другом, политическим ссыльным Григорием Николаевичем Потаниным. Молодые люди понравились друг другу. После ее отъезда началась переписка между ними по поводу организации метеорологических наблюдений в Никольске, которая длилась около года. В 1874 году Александра Лаврская согласилась стать женой Потанина, приехала в Никольск, где они и обвенчались. Жизнь Александры Викторовны совершенно изменилась, ее твердый, ясный ум нашел опору и руководителя.

Вскоре после венчания Григорий Николаевич получил помилование, и молодая семья переехала в Нижний Новгород, а затем в Петербург. Григорий Николаевич познакомил Александру Викторовну со своими друзьями и единомышленниками. Незаурядные природные способности Александры Викторовны благодаря общению с видными представителями русской науки и культуры раскрылись полностью. Она прилагала много усилий, чтобы пополнить пробелы своего образования, изучала английский, французский, занималась переводами, посещала научные общества и университет, чтобы прослушать доклады известных ученых по географии, этнографии. Об этом периоде жизни А. В. Потаниной оставили свидетельства видные русские ученые и общественные деятели.

Друг Г. Н. Потанина, писатель-этнограф Н. М. Ядринцев вспоминал: «Это была скромная, застенчивая женщина, высокая сухощавая блондинка с подстриженными волосами и тонким певучим голосом... лицо ее носило печать серьезной и интеллигентной женщины». Поразила Александра Викторовна и Владимира Васильевича Стасова – одного из видных представителей русской культуры. В. В. Стасов подробно рассказывает о десятилетней дружбе с этой чудесной женщиной: «...Впечатление, произведенное на меня Александрой Викторовной, было совершенно особенное. Она не была красива, но в ней было что-то такое, необыкновенно-притягательное для меня... У нее был взгляд такой, какой бывает у людей, много думающих, много читавших, много видевших...».

Годы, проведенные Потаниными в Петербурге, были очень насыщены: большая часть времени уходила на подготовку к экспедициям, а в свободное время Александра Викторовна посещала Эрмитаж, картинные галереи. У нее были ярко выраженные художественные способности, она неплохо рисовала, сохранились ее пейзажные работы маслом и акварелью, а также многочисленные зарисовки одежды, украшений, утвари, которые находятся сейчас в Томском университете. В. В. Стасов всячески настаивал на развитии художественного таланта Александры Викторовны. Готовясь к первому путешествию, она приобрела необходимые для рисования принадлежности и краски, следуя советам художника И. И. Шишкина, друга Г. Н. Потанина.

Первое путешествие, в которое Александра Викторовна отправилась вместе с мужем, ставило задачей изучение природы и населения Северо-Западной Монголии, известной в то время еще очень мало. Оно началось 1 августа 1876 года из г. Зайсан по широкой долине Черного Иртыша. Как отмечает Александра Викторовна в своих «Автобиографических записках», к сожалению, незавершенных, ее не покидали сомнения «выдержит ли она все лишения и неудобства пути». Но она выдержала не только это, но и последующие за ним три путешествия по Центральной Азии и Китаю.

В.А.Обручев в своей книге «Путешествия Потанина» пишет: «Александра Викторовна обнаружила замечательную выносливость и неутомимость. В ее слабом теле оказался большой запас нервной энергии, воли и способности преодолевать трудности. Она ездила на равных условиях с членами экспедиции мужчинами, качалась целый день на верблюде или сидела в седле на лошади... Вечером ночевала в общей палатке или юрте, согреваясь у огонька, довольствуясь скудной и грубой походной пищей, и спала на земле на тонком войлоке... А в этих условиях после дневного перехода, откладывая отдых, нужно было помогать мужу в ведении дневника, в записи наблюдений, в приведении в порядок собранных за день коллекций, аккуратном раскладывании растений в листы гербария». Кроме того, как отмечает В. А. Обручев, Александра Викторовна отличалась «большой наблюдательностью, делала весьма удачные характеристики и определяла людей сразу… Ее знание жизни и проницательность имели большое значение для Потанина, отличавшегося недостатком практичности и чрезвычайной доверчивостью».

В экспедиции Александра Викторовна не чуралась любой работы, на ней лежала забота о топливе, закупках провианта, расчетах с проводниками, стирка белья. И хотя в штатах экспедиций она не числилась, всегда оставалась их душой.

Итоги путешествий Потанина по Северо-Западной Монголии были очень значительны. Описание путешествий в виде дневников составило два тома «Очерков Северо-Западной Монголии», и еще два тома были заполнены этнографическими материалами – записями легенд, сказок, поверий, загадок монгольских племен, тувинцев и казахов, описанием каменных баб. Были составлены карты путешествий, собраны коллекции: очень большой гербарий, млекопитающие, птицы, рыбы, горные породы, вода из соленых озер и др. И в сборе коллекций, и в обработке собранных материалов Александра Викторовна принимала самое деятельное участие, хотя с присущей ей скромностью оценивала свой труд как черновую техническую работу.

В 1884 - 1886 гг. Потанины совершают самое длительное по времени (2,5 года) путешествие в Центральную Азию, ставившее основной целью исследование Тибетского нагорья. Маршрут экспедиции проходил через Внутреннюю Монголию, включал переход через пустыню Гоби (в июле, при температуре воздуха +38°С).

Результаты третьего путешествия Потаниных также значительны: обширные ботанические, зоологические коллекции, метеорологический календарь, огромный этнографический материал, а также съемка маршрута в 5 700 верст, опирающаяся на 62 астрономических пункта.

Присутствие Александры Викторовны в составе экспедиций Потанина увеличивало значение их, потому что она, как женщина, имела доступ в семейный быт местного населения, часто строго замкнутый для постороннего мужчины. Она бывала в гостях у жен монгольских князей и китайских чиновников, наблюдала их быт и нравы, беседовала с ними и вела записи. Это давало ей материал для самостоятельных литературных работ, которые она писала во время перерывов между путешествиями и печатала в сибирских и центральных газетах и журналах. Ее отдельные очерки, содержавшие путевые впечатления, характеристики жизни и быта различных народностей Азии, описания празднеств в монастырях Монголии и городах Китая являются прекрасным дополнением к отчетам Г. Н. Потанина.

Александра Викторовна была первой русской женщиной, проникшей в глубь центральной Азии и Китая, ее присутствие особенно оттеняло мирный характер экспедиций Потанина. Она не только помогала Григорию Николаевичу в его трудах и разделяла с ним лишения трудных дорог, но и служила ему огромной поддержкой. Вот почему, несмотря на ослабленное здоровье, игнорируя советы врачей, она отправилась в четвертую экспедицию, ставшую для нее последней. Цель экспедиции – исследование Восточного Тибета и соседней китайской провинции Сычуань.

Потанины из Кяхты проехали в Калган, расположенный на границе Китая, по почтовому тракту через Монголию и далее в Пекин. В Пекине они провели месяц, готовясь в дальнейший путь, и здесь Александра Викторовна перенесла несколько сердечных приступов, но оставить мужа не захотела и вместе с ним отправилась в дальнейший путь. Во время путешествия ей стало хуже, но она не жаловалась на свое состояние никому, и экспедиция следовала по выбранному маршруту. Лишь 8 мая 1893 года она записала в дневнике: «Я испытала какой-то болезненный припадок...». Апрель застал Потаниных на окраине Тибета, в городке Дацзянлу. Потанин и его спутники были первыми русскими путешественниками в этих местах. И здесь случилось несчастье. Разливая чай, Александра Викторовна вдруг почувствовала себя плохо, упала. Муж успел подхватить ее, ему показалось, что она прошептала «Нирвана»... Потанины остались здесь на три месяца. Александре Викторовне становится лучше, она пишет маслом окрестные виды. Но полностью болезнь не отступила. Потанин решил остановить исследования и везти больную в Пекин. По дороге 19 сентября (ст. стиль) 1893 года Александра Викторовна скончалась. По рекам экспедиция с телом умершей спустилась в город Ханькоу, где русская колония предлагала устроить похороны и поставить памятник. Но Григорий Николаевич не хотел хоронить жену вдали от родной земли. Гроб с телом Александры Викторовны в декабре 1893 года был доставлен в Кяхту. На Успенском кладбище вблизи собора 23 января (ст. стиль) 1894 года, как писали газеты, «с необычайной торжественностью было совершено погребение».

В 1896 году ее именем была названа центральная бесплатная народная библиотека-читальня в Иркутске, а в 1901 году – еще три библиотеки города. Сейчас в фонде Центральной библиотеки сохранилось более 100 экз. книг из библиотеки-читальни им. А. В. Потаниной. Ежегодно в библиотеке проводятся литературные вечера, организуются книжные выставки-экспозиции, посвященные А. В. Потаниной, ее подвижническому труду во имя и на пользу людей.

На могиле А. В. Потаниной в феврале 1956 года был открыт памятник, замененный в 1977 году (в год 250-летия Кяхты) на более монументальный. На пьедестале памятника надпись: «Первая русская женщина путешественница – исследователь Центральной Азии Александра Викторовна Потанина (1843 – 1893)».

Своими работами о природе, жизни и быте народов Центральной Азии, зарисовками исследуемых мест Потанина внесла ценный вклад в географическую науку. Она стала первой женщиной, принятой в члены Русского географического общества. В 1887 году за свой научный труд «Буряты» Александра Викторовна была удостоена Большой золотой медали Русского географического общества.

В горах Монгольского Алтая есть ледник «Александрин», названный в честь знаменитой путешественницы.

 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header