Страница 2 из 13
2. Сведения о Единстве Источника Высших Знаний,содержащиеся в «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской. В фундаментальном труде своей жизни Елена Петровна Блаватская (1831-1891) — основательница Теософской Школы — указала на то, что в пространстве существует Тайная Доктрина как религия Истины, заключающая в себе всё возможное знание на манвантару. Оно выдается и сейчас, но не на уровне изобретения чего-то совершенно неизвестного, а в виде выборочного извлечения из мирового континуума определенных порций современного знания в соотнесении с реальностью существующего периода. Первое положение Тайной Доктрины состоит в том, что существует Единый Принцип, или Беспричинная Причина, пронизывающая все. Это — Источник всего, Несказуемое и Непостижимое, Абсолют, некое Сверхъединство, включающее в себя всю вселенную. Как бы ни отличались люди в своей проявленной индивидуальности, в основе все едино. Различия обнаруживаются, когда сознание опускается на уровень проявленных форм бытия. «Вездесущий, Вечный, Беспредельный и Непреложный ПРИНЦИП, о котором никакие рассуждения невозможны, ибо он превышает мощь человеческого познания и может быть лишь умален человеческими выражениями и уподоблениями. Он вне предела и достижения мысли и, согласно словам Mndkya — “Немыслим и Несказуем”. Чтобы яснее представить читателю эти идеи, пусть он начнет с предположения, что существует лишь Единая, Абсолютная Действительность, которая предшествует всему проявленному и условному Сущему. Эта Бесконечная и Вечная Причина, туманно формулированная в “Бессознательном” и в “Непознаваемом” современной европейской философии, является “Бескорним Корнем” всего, что было, есть, или когда-либо будет. Она, конечно, лишена всяких атрибутов и по существу не имеет никакого отношения к проявленному конечному Сущему. Это скорее Бытийность, чем Бытие — Сат по санскритски и превышает мышление и рассуждение. Это Бытие символизировано в Тайной Доктрине под двумя аспектами. С одной стороны — Абсолютное, Абстрактное Пространство, представляющее чистую субъективность, то единственное, что никакой человеческий ум не может ни изъять из своего миропонимания, ни представить его как само по себе; с другой стороны — Абсолютное, Абстрактное Движение, представляющее Безусловное Сознание. Даже наши западные мыслители пришли к заключению, что сознание немыслимо для нас отдельно от изменения, и потому движение является лучшим символом этого процесса изменения и его главнейшим признаком. Этот последний аспект Единой Реальности также символизируется термином Великое Дыхание; символом, достаточно изобразительным и не нуждающимся в дальнейшем разъяснении. Таким образом, первая основная аксиома Тайной Доктрины есть это метафизическое Единое Абсолютное БЫТИЕ, символизированное конечным разумом, как теологическая Троица. Парабраман, Единая Реальность, Абсолют, есть область Абсолютного Сознания, то есть, та Сущность, которая вне всякого отношения к условному существованию; условным символом которой является сознательное существование. Но как только мы мысленно отходим от этого (для нас) Абсолютного Отрицания, получается двойственность в противоположении Духа (или Сознания) и Материи, Субъекта и Объекта. Дух (или Сознание) и Материя, тем не менее, должны быть рассматриваемы не как независимые реальности, но как два символа или аспекта Абсолюта, Парабрамана, составляющего основу обусловленного Бытия, субъективного либо объективного. Рассматривая эту метафизическую триаду, как Корень, из которого исходит все проявление, Великое Дыхание принимает характер Пред-Космической Мысле-основы. Это есть fons et origo Силы, так же как и всего индивидуального Сознания, и снабжает руководящим разумом в обширной задаче космической Эволюции. С другой стороны, Пред-Космическая Корень-Субстанция (Мулапракрити) является тем аспектом Абсолюта, который лежит в основании всех объективных планов Природы. Как Пред-Космическая Мысле-основа есть корень каждого индивидуального сознания, так Пред-Космическая Субстанция является субстратом Материи в различных стадиях ее дифференциации. Отсюда очевидно, что противоположение этих двух аспектов Абсолюта необходимо для существования Проявленной Вселенной. Независимо от Космической Субстанции Космическая Мыслеоснова не могла бы проявиться, как индивидуальное сознание, ибо сознание развивается, как “Я есмь Я”, только через проводник (упадхи) материи; физическое основание, будучи необходимым для средоточия Луча Космического Разума при достижении известной сложности. В свою очередь, отделенная от Космической Мысле-основы, Космическая Субстанция осталась бы пустою отвлеченностью и никакое возникновение Сознания не могло бы произойти. Потому Проявленная Вселенная исполнена двойственности, которая является как бы самой сутью ее Проявленного Существования. Но именно, как противоположные полюсы Субъекта и Объекта, Духа и Материи, являются только аспектами Единства, в котором они синтезированы, так и в Проявленной Вселенной имеется “то”, что связывает Дух, с Материей, Субъекта с Объектом». Второй аспект, о котором говорит Единая религия, связан с иллюзорностью проявленного мира. «Вечность Вселенной в целом, как беспредельный план (проекция); периодически — “ристалище бесчисленных Миров, беспрестанно проявляющихся и исчезающих”, называемых “Проявляющимися Звездами” и “Искрами Вечности”. “Вечность Странника подобна мгновению Ока Само-Существования, так говорит Книга Дзиан. “Появление и исчезновение Миров, подобно правильному возвращению прилива и отлива”. Это второе утверждение Тайной Доктрины относится к абсолютной всемирности этого закона периодичности, прилива и отлива, нарастания и убыли, усмотренного и рекордированного физической наукой во всех отделах Природы. Чередование Дня и Ночи, Жизни и Смерти, Сна и Бодрствования является таким общеизвестным, таким абсолютно всемирным и без исключения фактом, что легко понять, что в нем мы видим один из наиболее абсолютных Законов Вселенной». Это вторая истина в вопросе о картине мира, о Бытии. Третий аспект — все человеческие души тождественны Всемирной Душе. Ни одна душа не может иметь независимого сознательного существования, пока она не пройдет начальную форму феноменального мира этой манвантары, пока на пути не обретет индивидуальность. «Основной тождественности всех душ с Всемирной Превышней-Душой, последняя сама есть аспект Неведомого Корня; и обязательному странствованию для каждой души — искры Превышней Души — через Цикл Воплощений или Необходимости, согласно Закону Циклов и Кармы, на протяжении всего срока. Другими словами, ни одна чисто духовная, божественная душа (Буддхи) не может иметь независимого, сознательного существования, прежде чем искра, отлетевшая от чистой Сущности Вселенского Шестого Принципа — или ПРЕВЫШНЕЙ ДУШИ — (а) не пройдет через каждую начальную форму феноменального Мира этой Манвантары, и (b) не обретет индивидуальности; сначала в силу врожденного импульса, а затем посредством личных самопроизвольных усилий, контролируемых ее Кармою, подымаясь, таким образом, через все степени разума, от низшего до высшего Манаса, от минерала и растения до высшего Архангела (Дхиани-Будда)». Эти выдержки из «Тайной Доктрины» при первом прочтении могут казаться достаточно сложными. Кратко их суть можно выразить так: 1. Мир Един, Дух и Материя неразделимы. 2. Проявленный мир иллюзорен. 3. Человеческие души тождественны Всемирной, Божественной душе. Еще около полутора веков назад эти сведения могли быть доверены ученикам лишь после длительных, тяжелых испытаний, и высоко оценивались получившими их; в наше же время они доступны любому желающему (правда, людей, ищущих Истинных Знаний, на Земле сейчас не так уж и много). Помимо трех общих положений существует еще множество других, составляющих тайну, обнародование которой может нанести вред человечеству, ввести его в состояние хаоса и смуты. Есть серьезные причины, по которым Великие Учителя охраняют этот континуум Знания, не допускают туда непосвященных, агрессивных людей, тех, кто стремится к ним ради эгоистических и корыстных целей. Учителя постоянно стремятся сделать доступными для людей высокие истины, наполняют ими пространство, одновременно сдерживая напор человеческого невежества. |