Страница 3 из 6 3.Наука самонаблюдения.Теперь перейдем к практике. Чтобы управлять самим собой необходимо себя тщательно изучить. Изучение даст материал для управления собой и позволит высвободить достаточное количество энергии. Через какое-то время вы лучше научитесь управлять собой, ваше видение себя будет все более и более ясным. Для большей объективности полезно к самонаблюдению добавить ведение дневника, где человек отмечает все попытки вспомнить себя, свои слабые и сильные стороны, попытки управлять своими эмоциями и мыслями, останавливать поток сознания. Полезно беседовать с друзьями, иногда даже и с противниками, смотреть, как они реагируют на вас, как они видят ваши проблемы, ваши сильные и слабые стороны. Это дает возможность уточнить результаты самонаблюдения. Самонаблюдение необходимо, чтобы в конечном счете увидеть себя, свои положительные и отрицательные стороны и перенаправить энергию отрицательного в энергию света и добра. В то же время самонаблюдение не должно превращаться в самозазнайство, мы должны относиться к себе бесстрастно и объективно. Важно научиться повысить управляющую силу воздействия на самого себя, чтобы ваши планы легко переходили в дела. Как надо правильно изучать себя? Подавляющее большинство людей если и наблюдает за собой, то не так как предписывают эзотерические источники. Их наблюдение за собой — это зачастую просто самокопание. Наше самонаблюдение, как правило, фрагментарно. Мы наблюдаем за собой, но только в какие-то отдельные моменты, скорее благоприятные для нас, а при неблагоприятных моментах мы стремимся убежать, отвлечься от них во внешний мир. Это не есть настоящее самонаблюдение. Самонаблюдением нельзя считать и отслеживание каких-то чисто внешних реакций, например, как я выгляжу в глазах других людей. Это касается внешней, демонстративной части личности. Оно не проникает внутрь, оно не выявляет противоречий между внутренним и внешним. Задача состоит в том, чтобы видеть себя целиком, просветить себя до самой глубины. Истинное самонаблюдение — это создание в себе постоянно действующего внутреннего наблюдателя, внутреннего высветлителя, который скажет каковы мы есть. Не зря во многих традициях существует такой мантрам «я есть», я помню, что я есть, я осознаю, что я есть. Внимание при этом направлено вглубь себя, от личностного «я» к Божественному «Я». Истинное самонаблюдение начинается с постепенного рождения в себе такого «я», которое помнит, что «я есть», и оно изучает или наблюдает за всеми реакциями, за всеми «комнатами, этажами и подвалами» сознания человека. Оно изучает тело, как мы чувствуем себя в теле, какая у нас плоть, что у нас болит, какие у нас мышечные зажимы, как наше эмоциональное состояние влияет на наш психофизический тонус. «Я» — это внутренний наблюдатель с постоянным пробужденным зрением. Истинно эзотерический наблюдатель достаточно быстро замечает перемены во внутреннем мире и умеет на это быстро реагировать. Он реагирует на возникновение как светлых, так и темных мыслей. В исихазме, одном из эзотерических направлений православия, основателем которого был Григорий Палама, об этом существовала целая наука. Исихазм — от греческого «покой, безмолвие», это наука духовного очищения сердца. Человек эзотерический делает как бы мысленные фотографии самого себя в различных ситуациях, вместе с телом, мышечными зажимами, переживаемыми эмоциями, с фиксацией своих желаний, мыслей, направленностей и т.д. Когда мы набираем достаточное количество этих внутренних фотографий-кадров, тогда мы можем по-настоящему работать с самим собой. Тогда человек может разделить себя на светлую и темную части. Он начинает понимать, что в нем является внутренним врагом. Мы интуитивно чувствуем свои недостатки, но механизм внутренней лжи постоянно от нас прячет эти недостатки, заставляет забывать их. А они ведут свою разрушительную работу. Поэтому только внутреннее памятование, внутреннее просвечивание позволяет увидеть в нас пространство врага, это внутреннее темное «я», которое препятствует нашему совершенствованию, восхождению к Богу. Оно препятствует даже решению каких-либо позитивных жизненных ситуаций. Это есть враг в нас самих, и мы эту многоглавую гидру начинаем замечать. Также самонаблюдение дает нам возможности видеть внутренние ресурсы, тот огонь и свет, который дает нам возможность восходить. Это в нас есть, это заложено Богом, помогает нам преодолеть трудные ситуации, дает нам силы и веру в себя. Человек, ведущий внутреннюю работу по самонаблюдению и самопознанию, как бы производит поляризацию в самом себе. С одной стороны минус — тьма, с другой стороны плюс — свет. Хаос — Порядок. Человек находится в смешанном положении, в нем уживается тьма со светом, хаос с порядком, добро со злом. Необходимо внутри себя произвести четкое разделение, победить внутреннего врага — тьму и хаос, одержать победу над самим собой — самую величайшую победу. Приручить своего врага, заставить работать на себя, осветлить, постепенно сделаться внутренне целостным образованием. После разделения себя на свет и тьму, необходимо наметить планы изменения себя, решить до какой степени мы будем изменять, побеждать себя. Это также очень важно. Кто-то захочет достичь многого, стать эзотерическим посвященным, а кто-то захочет достичь чисто внешней гармонии, глубоко не проникая внутрь. Все зависит от человека, от того потенциала, который в нем есть, от той высоты вершины, которую он хочет достичь. Это не легко. Это бесконечное творчество, процесс совершенствования бесконечен. Лао Цзы не зря говорил, что совершенномудрый познает вселенную, не выходя за ворота. Точно так же познавая себя, можно познавать вселенную, познавая микрокосм человека мы познаем макрокосм. Конечно, не следует понимать это буквально, важно то, что познание Бога возможно только через познание самого себя, через познание высшего «Я». Это абсолютно неизбежно. Вы каждый день будете познавать, что внутри этого несовершенства скрыто нечто высочайшее, тончайшее, Божественное, что дает нам громадную радость и служит источником свободной энергии. Существует закон: чем больше мы потакаем себе, угождаем своим желаниям, тем меньше в нас энергии, чем чаще и правильнее мы себя побеждаем, тем больше энергии в нас возникает. Наши усилия на пути к Богу всегда получат достаточную энергетическую поддержку. Мы должны научиться правильно перераспределять эти потоки энергии, направлять их на благие дела, вводить себя в состояние гармонии, и наше существо начнет расцветать. В процессе самонаблюдения нельзя пренебрегать мелочами, начинать следует именно с них. Агни Йога устами Учителя советует: «Урусвати знает, что самоусовершенствование должно начинаться с отрешения от малых вредоносных привычек. Обращаем внимание на условия о малых, обиходных привычках. Люди иногда полагают, что нужно отрешиться от самых главных препятствий, но такой путь обычно бывает непосилен. Кроме того, можно наблюдать весьма уродливое явление, когда человек полагает, что он освободился от самых главных препятствий, но, в то же время, он остался увешанным самыми безобразными малыми привычками. Такое дерево, гнущееся под тяжестью отвратительных плодов, взращенных в течение многих веков, являет зрелище плачевное. Также надо помнить, что изгнание некоторых малых привычек совсем не легко. Среди них будут и такие, которые незаметны самому себе, только зоркий глаз может их распознать. Но такие сокрытые привычки часто служат ключом к самому главному перерождению» (Агни Йога "Надземное", 370). Процесс самопознания необыкновенно радостен и бесконечен. Когда мы выявляем свои недостатки, мы уже наполовину одерживаем победу, так как выявление врага уже есть наполовину победа. Человек не сможет никогда сказать, что он познал себя до конца. Не зря сказано: «Я знаю, что я ничего не знаю». Познавая свое отрицательное, мы приходим к положительному. Истинно эзотерический образ жизни, направленный на служение Высшему, на реализацию Божественных задач человека не требует ухода в монастырь или постоянного уединения, удаления от социальной жизни. Учение неоднократно говорит об этом, призывая к высокой активности в социальной жизни, в самопознании и в служении. «Мы решительно против монастырей как антитезы жизни; лишь рассадники жизни, общежития лучших выявлений труда найдут себе Нашу помощь» (Агни Йога "Озарение", ч.2, IV, 3). «Не нужно думать, что посвященные должны быть оторванными от жизни. Можно убедиться из жизнеописаний, что великие деятели не чуждались самых различных жизненных проявлений. Так и теперь, пусть труд не препятствует человеку погружаться в самопознание» (Агни Йога "Надземное", 353). «Урусвати знает, насколько многообразно Великое Служение. Обычно оно вовсе не понимается, но если допускается, то представляется в виде монастырского однообразия. Между тем, Великое Служение должно звучать на все земные нужды, и для этого служитель должен знать условия жизни. Он должен не обидеть несведущего, должен осторожно уговорить отчаявшегося, он должен понять разные области труда, чтобы умело поощрить. Так Служение должно принести пользу везде, и служитель добра найдет слово значительное указать на светлое будущее» (Агни Йога "Надземное", 111). Наоборот, чтобы более глубоко и полно познать себя всего и во всем объеме, необходимо быть в этом мире, выявлять свои связи во взаимоотношении с миром, быть социально активным человеком. Тогда мы сможем помочь другим людям и более глубоко проверить самих себя. Поэтому здесь целесообразно чередовать периоды активного проявления в социуме с периодами некоторого уединения. |