Страница 8 из 10 8. Работа с желаниями. Как работать с желанием? Как отказаться от того, что приятно, но вредно? Или от того, что хочется, но не дается? Многие люди даже не хотят признавать вред и неестественность многих эгоистических желаний только на том основании, что они приятны. Они не думают о том, что будет расплата, что человек придет к престолу Творца с пустой душой и, что даже эта жизнь оказывается (при такой установке) проигранной. Но без специальной духовной работы невозможно победить в себе корень эгоистических желаний. Работа с желаниями — это основа духовной практики. В принципе, человеку изначально свойственно иметь эгоистические желания счастья для себя, а весь мир его не беспокоит. Умеренный эгоизм был необходим на начальных этапах эволюции как средство самоутверждения. Иное дело сейчас, когда речь идет о нравственно-духовном развитии и совершенствовании. Если человек живет правильно, он в своем мироосознании постепенно приходит к бесполезности грубо материальных, земных желаний. Они перестают ему давать чувство полноты, законченности и удовлетворенности. Он чувствует, что есть какая-то высокая правда. И раньше или позже при правильном духовном развитии человек приходит к тому, что он начинает искать истину не вне себя, а внутри себя, в самом себе. Происходит замена эгоистических желаний на сознательные внутренние стремления, на внутренний поиск. Упорный поиск истины приводит к тому, что человек начинает задавать себе вопрос — стоит ли тратить так много усилий на удовлетворение иллюзорных желаний и целей? Нужно искать нечто такое, что более глубинно связано с эмоциями, чувствами, что не приведет к раскаянию и опустошенности, что можно взять с собою в следующую жизнь? А это только духовные вещи: это тонкие способности, внутренние накопления. Все позитивные учения и религии мира говорят об этом. Вот слова Христа из Евангелия: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6, 19-21). Если во главу угла мы поставим такие ценности как развитое сознание и чувство внутренней свободы, они будут наполнять нашу эмоциональную жизнь, греть наше сердце, тогда в нашей радости не будет раскаяния и неудовлетворенности. Надо так устраивать свою жизнь, чтобы, как сказал классик, «…не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Поэтому поищите в себе какие-либо цели и желание достичь этих целей. Чтобы это желание постепенно разрослось до какого-то основополагающего. И в свете этого желания, если основой ваших устремлений будут устремления Высшие: Бог, Любовь, Свобода, желание познавать, совершенствоваться во имя Общего Блага, то в масштабах этого главного желания найдется место и для всех остальных более мелких и личных желаний, связанных и с устройством личной жизни, и с реализацией творческих целей, и т.п., — все в этом солнечном свете найдет свое истинное место. «Делите все на четыре части: первая — Высшему, вторая — Общему Благу, третья — ближним и четвертая себе. Но придет час, когда останется только три части, ибо четвертая будет поглощена второй. Такие деления называются огненными. Никто, кроме сердца, не укажет границу этих частей. Но пусть огненно будет начертана последовательность» (Агни Йога "Мир Огненный", ч. 2, 457). Свет должен быть солнечный, а не призрачный, солнечный свет божественности, а не призрачный свет эгоизма, который искажает реальную ценность каждого предмета. Когда во главу угла поставлено что-то временное, пустое, небеспредельное, тогда и мир — темный, перевернутый, где нет ясности, истинного света Божественности. Мы не сможем в этом мире выбрать, какие желания являются главными, а какие второстепенными. Поставьте главным это желание, и в масштабе Вечности, Беспредельности измеряйте им частные свои желания, и тогда все ясно встанет на свои места. Тогда мы увидим, какие свои личные желания оставить, а какие убрать. Спрашивайте себя: «Этого ли хочет от меня Бог? Это ли поможет мне подняться к Высшему?» Когда какое-то отрицательное желание начинает диктовать свои условия, навязывать себя, полезно отделиться от него и сказать ему: «Это не я. Я этого не хочу. Я — это тот, кто стремится к Высшему, совершенному». При таком настрое многие отрицательные желания отпадут. Нужно взять частное желание и посмотреть, куда оно приведет, посмотреть его корень, посмотреть — совпадает ли оно с каким-либо основным вашим фундаментальным предназначением. Нужно отделиться от этого эгоистического желания, глядя на него со стороны как на что-то негативное, ненужное вам, тогда энергия этого желания перестанет питать ваши стремления и действия по его реализации. Ваша энергия направится на реализацию более высоких желаний. В работе над желаниями надо исключить двойственность — когда сегодня хочется одного, а завтра другого. Эти попытки сидеть на двух стульях составляют основу жизни многих людей, поэтому у них мало что получается. Надо упорядочить желания, чтобы желания напоминали древо, стремящееся вверх, к Свету, которое должно быть гармоничным. А побочные ветки должны укреплять ствол, а не быть паразитическими лианами. Наилучшим вариантом управления желаниями будет тот вариант, когда мелкие побочные желания будут согласованы с главным, будут помогать в осуществлении главной задачи человека — его устремлению к Высшим целям. Надо глубоко осознать кардинальную необходимость работы над эмоциями и желаниями, необходимость подчинить нашу эмоциональную сферу Высоким и Светлым целям. Люди должны иметь положительные эмоции, сильные и яркие желания, внутреннюю целостность и полноту. Если этого не будет, тогда наши устремления к Богу будут теплохладными. А в «Апокалипсисе», или Откровении Святого Иоанна Богослова, сказано: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (гл. 3, 15, 16). То есть пассивные, теплохладные люди исключаются из космической эволюции. Если вы лишь равнодушно будете временами вспоминать о Боге, если не будет страстности, силы, желания, то такое полупассивное отношение к Божественным идеалам никогда не воспитает настоящего пылающего сердца, о котором говорит Агни Йога: «Истинно, непреклонная, неуклонная мощь сердца создает закал, который годен и для Мира Огненного. Не спазматическое, не судорожное устремление, но пылающее сердце ведет сознание по Мирам Высшим. Явим торжественность» (Агни Йога "Сердце", 456). «Пламенная Пентаграмма есть щит во время борьбы. Человек среди особого напряжения представляет собой подобную Пентаграмму - пылает гортань, пылают конечности рук и ног; тогда как непобедимый щит встает он, собою закрывая дела явленные. Конечно, такое состояние особенно опасно в жизни, где так много мелких предательских явлений. Советую молчание, чтобы не воспламенять ряд центров и особенно Сердце. Такое самоотверженное пылающее сердце - как особая отрада для Высшего Мира. Как светочи сияют такие сердца поверх стеснений Мира» (Агни Йога "Сердце", 174).
Учитесь воспитывать свое сердце, чтобы оно действительно пылало, чтобы было внутренне богатым, духовным и целеустремленным. |