12 августа - 180 лет со дня рождения Блаватской Елены Петровны. «Когда я умру и меня уже не будет, люди, возможно, воздадут должное моим бескорыстным стремлениям. Я дала клятву помогать людям на пути к Истине, пока я живу, - и я сдержу свою клятву. Пусть они поносят меня и оскорбляют меня. Пусть кто-то назовет меня МЕДИУМОМ и спиритуалистом, а кто-то - мошенником. Придет тот день, когда будущие поколения научатся лучше понимать меня». Е. П. Блаватская. Ежегодно 12 августа вся мировая общественность отдаёт дань памяти нашей выдающейся соотечественнице – Елене Петровне Блаватской (12 августа 1831 – 8 мая 1891), выдающемуся философу, писательнице, основательнице Всемирного Теософского общества (1875), путешественнице, ученому, религиоведу. В настоящем, 2011 году отмечается 180-летие со дня рождения Елены Петровны Блаватской. Е.П. Блаватская родилась в ночь на 12 августа (по старому стилю 31 июля) 1831 года в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) — городе, основанном графом Потемкиным на Днепре, в землях Новороссии, — где служил её отец. Она происходила из русской аристократической семьи, но никогда не любила говорить о своей весьма примечательной родословной. В сокровищнице мировой культуры это имя связано с главными трудами – «Тайная Доктрина» и «Разоблаченная Изида», которые изданы миллионными тиражами и переведены на многие языки мира. Появление на культурной, интеллектуальной и духовной сцене XIX века такой удивительной фигуры, как Елена Петровна Блаватская, и её не имеющих аналогов трудов стало настоящим потрясением и совершило, как совершает и в наши дни, переворот в сознании многих людей. Ее называли СФИНКСОМ XIX века. Люди либо любили её, либо ненавидели, либо восхищались ею, либо поливали грязью. Её труды либо вызывали бурю споров и обвинений, в большинстве своём несправедливых, либо давали толчок интереснейшим духовным поискам, научным открытиям, благодаря им рождались новые философские мировоззрения и произведения искусства. «Пожалуй, никому в XIX веке не удалось столь изрядно пощипать перья религиозных предрассудков, спиритического шарлатанства и интеллектуального снобизма, как ей. Стоит ли удивляться, что клеветники обвиняли ее именно в том, против чего она сражалась почти в одиночку с силой, меткостью и дерзким юмором Гаргантюа», — писал доктор П. Вайнцвайг. В богатой событиями биографии Е.П.Блаватской было почти всё и «на любой вкус». Знакомство с её жизнью и удивительными приключениями, уникальными способностями и талантами во многих людях рождает недоумённый вопрос: неужели все это правда и нет в этом ни малейшей выдумки? Ведь нужно учесть, что шел XIX век, что женщинам той эпохи была закрыта возможность получить образование и большинство из них ждала одна участь — выйти замуж, вести домашнее хозяйство и, если повезет, изучать этикет, языки и музыку. Понадобилось целых сто лет, чтобы осудившее её «Общество психических исследований» её же и реабилитировало в своем отчете 1986 года, который начинается словами: «Согласно новейшим исследованиям, госпожа Блаватская, соосновательница Теософского общества, была осуждена несправедливо». Уже в наше время социолог Теодор Роззак, оценивая значение Е.П.Блаватской и её трудов для современности, говорит о ней как об одной из «величайших не закрепощенных женщин своего времени», добавляя: «…даже с учетом всей критики, направленной против неё, Е.П.Б. предстает как один из оригинальнейших талантов нашего времени... И, прежде всего, она принадлежит к числу современных психологов-новаторов визионерского типа». Так или иначе, Е. П. Блаватская оставалась величайшей загадкой даже для близких друзей и соратников. Как же одиноко, должно быть, было ей!
|