header
header
header
header
header    
header Главная arrow Новости календаря arrow 15 октября 1542 года родился Акбар Великий.
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
15 октября 1542 года родился Акбар Великий. E-mail

 «Когда Акбар, названный Великим,

 Слагал камни единения церкви,

 Душа Его стремилась под Дерево Мудрости,

 Где сходило Ему просветление,

 Но Он всё же остался на ступенях трона».

 «Листы Сада Мории», «Зов», КНИГА О ЖЕРТВЕ.

 

 

Акбар Великий, Джалал ад-дин Абу-л-Фатх Мухаммад Акбар - третий по порядку, самый великий правитель империи Великих Моголов и воссоздатель её.

«...кроме мыслителей Мир был движим такими вождями, как Перикл или Акбар... Кроме великодушия и милосердия они утверждали и твердость, избрав путь народного спасения», Надземное, 527.

«...Высокий Дух воплотился... в Великого Императора Акбара, Собирателя и Объединителя Индии, которому здесь поклоняются как Святому и историки страны называют Его «Тенью Бога на Земле»...», Письма Е.И. Рерих, 08.08.34.

Выдающиеся способности проявил уже во младенчестве: однажды заговорил с кормилицей, утешая ее. Были отмечены знаки божественной защиты его и указания на миссию. Родился в годы, когда его отец Хумаюн был временно отлучен Шер-ханом от власти. Жил у дяди на территории нынешнего Пакистана. В июне 1555 г. Хумаюн победил в битве, но оказалось, что к власти он привел именно сына, поскольку через 7 месяцев умер. 14.2.1556 Акбар был возведён на престол в Дели. 5.11.1556 его войско без больших потерь победило на Панипатском поле (вражеский предводитель был убит стрелой в глаз, и битва потеряла смысл), и это укрепило власть Акбара. Там же, на исторической Курукшетре, в воплощение Кришной, Майтрейя тоже победил в ключевой момент истории войско темного врага.

Сначала фактически правили опекуны, но в марте 1560 г. Акбар взял власть в свои руки. С 1561 г. начал завоевания, всегда победоносные, и к концу его правления в восстановленную (империя деда распалась из-за междоусобиц) и даже значительно увеличившуюся территорию входила вся северная Индия, часть южной и часть Афганистана.

 Будучи выдающимся военачальником, большую часть побед он одержал миром. В 1562 женился на дочери раджи, тем самым положив начало равноправному сотрудничеству мусульман и индуистов (могольская власть была мусульманской). С 1564 г. отменил налог на индуистов-паломников и подушную подать с индуистов. Теряя в материальных доходах, он добился любви населения Индии и симпатии индусских правителей-раджей.

«Очень люблю предание об Акбаре. В дни торжества, когда все подвластные ему раджи и народы приносили ему дары, Акбар выбирал среди груды роскошных подношений самый скромный дар и прижимал его к сердцу и так показывался перед собранием. Он оказывал этим внимание самому малому из своих подданных, подчёркивая, что ему дорог дар, принесённый не от излишества, но подсказанный сердцем» Письма Е.И. Рерих, 21. 8. 31.

Позднее он женился еще на двух раджпутских княжнах (одна из них - дочь правителя Амбера Джодх-Бай, любимая жена) и дал высокие посты многим индусам. Конница свободолюбивых раджпутов даже стала основой армии. Раджам было позволено править не по мусульманскому законодательству (шариату), а по индийскому своду законов "Дхармашастра". "А... понимал, что каждая искра достоинства возвышает дух" (Дн-24.6.33). Акбар сумел создать чувство единства у разных народов Индии.

В конце 70-х - начале 80-х гг. Акбар провел ряд реформ, способствовавших целостности и порядку в империи. Вместо растяжимой мерной веревки ввел твердый шест. Монеты чеканились полновесные. Ввел солнечный календарь, как "более научный", вместо лунного, в том числе появился новогодний фестиваль Навруз. Установил налог со всех земель феодалов, а также повинность сбора ополчения. Земли были ранжированы по урожайности, и был назначен пропорциональный ей налог, на который содержались воины армии. Во всех регионах появились военные губернаторы. В армии тоже был наведен финансовый и прочий порядок. Акбар запретил обращать военнопленных в рабство. Единая армия позволяла сохранять свои земли и даже постоянно расширять их. Ранее самостоятельные княжества подчинялись Центру, была налажена система пресечения попыток сепаратизма. Налоги сначала собирали не местные землевладельцы, а столичные чиновники, но они оказались хуже феодалов, и была восстановлена прежняя система. Политические меры вызвали развитие торговли и экономический подъем. Была выстроена четкая иерархия должностей (1574), а также система контроля. Акбар активно занимался не только политикой и хозяйством, но и религией и культурой. Духовные занятия привлекали его даже больше. А государственная власть предоставляла возможности для сужденных преобразований в духовно-религиозной жизни народа. Акбар предпринял уникальные меры для религиозного единения. В 1575 г. построил дом для обсуждения религиозных вопросов, сначала внутримусульманских (А. стал суфием), а через три года и других религий. И сам участвовал в этих дискуссиях. Встречался с представителями самых разных вер (в частности, 28.2.1580 по его приглашению прибыли христиане, которые получили разрешение строить храмы и перевели на персидский язык 4 Евангелия). В результате Акбар пришел к выводу, что все религии в своей сути означают одно и то же, равно истинны, и во всяком веровании могут быть знающие единую Истину люди. Стал вводить полезные обычаи других религий в ислам (получив в сентябре 1579 г. права высшего авторитета), а в октябре 1580 г. официально объявил политику всеобщей религиозной терпимости. Нетерпимые мусульмане, находящиеся у власти, конечно, становились его врагами и устраивали восстания, зачем последовало временное закрытие некоторых мечетей. Акбар боролся с дикими индусскими обычаями - самосожжением и детскими браками. Уменьшил дискриминацию женщин. Богатые индусы в этот период построили и восстановили огромное множество храмов. В марте 1582 г. Акбар провозгласил себя пророком новой религии "дин-и илахи" («Божественная вера»), включавшей лучшие элементы суфизма, разных индуистских религий (без кастовых ограничений), зороастризма и джайнизма. В основу религии он положил известный и в исламе, и в других верах принцип «Бог - только один, един и универсален». Сближению верований способствовала и идея национального единения Индии. Некоторые современники считали Акбара ожидавшимся Махди (Спасителем). Он был провозглашен «Открывателем сокровенного, описывающим реальность и «Божественным сиянием», прямым исполнителем воли Бога.

Концентрация сил Индии, духовное, национальное и политико-экономическое единство страны содействовали расцвету искусств. Об архитектуре можно судить, например, по хорошо сохранившейся столице Акбара Фатехпур-Сикри, ставшей всего через 10 лет жемчужиной Индии, "каменной сказкой, где переплелись мотивы разных народов". Здесь не было роскоши, все дышало гармонией и светом. Архитектура небывало органично вписывалась в пейзаж. Во время Акбара жили и творили великие певец и композитор Тансен, поэт Тулси Дас (символично, что он написал версию поэмы «Рамаяна» на народном хинди, которая стала «библией» массовой религии; а Рама - воплощение Майтрейи) и писавший во многих жанрах Абу-л Фазл, идеолог и биограф Акбара. При дворе жили тысячи писателей и поэтов. Была собрана замечательная библиотека из 24000 томов. Многие книги, философские, научные и художественные, были специально для нее переведены на персидский. Книги богато иллюстрировались. Особенно Акбар любил живопись, ежедневно просматривал новые работы, приглашал талантливых художников из разных частей Индии, Персии и других стран; при нем возникла индо-персидская школа могольских миниатюр.

Акбар проявлял заботу об образовании. Построил несколько высших учебных центров.

Акбар был крайне эрудирован в военном деле и политике, в религиях и философии, хотя не умел читать и писать (то ли в детстве было не до того, то ли сам не пожелал учиться, как Тимур). Знания приобретал из бесед и часто проводившегося устного чтения книг. Память его была феноменальна, например, он помнил клички всех своих слонов, коих было более тысячи. Был хорошо осведомлен о происходящем в его царстве. Имел живой и проницательный ум, любознательность, здравые суждения. Мечтал о крупных идеалах и умел их воплощать. Был осмотрителен, но очень смел. Физически силен. Бывал суров, но обычно великодушен, щедр - даже с врагами, без предвзятости. Знал ремесла, не гнушался физического труда: его часто видели за тесанием камней, резьбой по дереву, ковкой железа и т.д. Искусно играл на музыкальном инструменте накарра. Проявил себя как художник. Был умерен в пище, мясо ел только три-четыре месяца в году. Не пил спиртное, в отличие от сыновей, которые умерли от алкоголизма. Спал около двух часов в день. Исцелял людей одним своим словом, укрощал животных прикосновением. Искусно управлял лошадьми, слонами и верблюдами. Умер Акбар от инфекционного заболевания.

Несмотря на бездарность его потомков, разработанная им административная система не была разрушена еще несколько десятилетий, а в некотором смысле и поныне. Европа уважительно заметила Индию именно начиная со времен Акбара. Английские и голландские купцы открыли торговые фактории по всей стране. Была основана английская Ост-Индская компания.

«Смелый и отважный, великодушный и милосердный, он был одновременно человеком действия и вождем. Как воин Акбар покорил обширные территории Индии, но мечтал он о другом, более прочном завоевании – о завоевании умов и сердец людей…» Джавахарлал Неру.

 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header