Ольга Ивановна Скороходова слепоглухонемая поэтесса, советский учёный-дефектолог, педагог, литератор, кандидат педагогических наук, 1911—1982 гг.
Работая в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, она являлась единственным в мире слепоглухим научным сотрудником. При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей. Есть нечто, что делает судьбу людей с более поздним наступлением поражения зрения и слуха особенно тяжёлой. Это ощущение личной катастрофы, неподготовленность к существованию в мире безмолвия и темноты. Огромнейшее переживание личного несчастья способно погубить личность слепоглухого человека, породить в нём желание уйти из мира. Не избежала этого и Ольга Скороходова. В 18-летнем возрасте она хотела отравиться. Это была пора неверия в свои силы. Молодой, полной сил слепоглухой девушки не верилось тогда, что без зрения и слуха она сможет жить с пользой для людей. Позже, когда кризис прошёл, Ольга Ивановна относилась к мысли о самоубийстве как к глупости. Ольга Ивановна полагала, что должна смело идти навстречу жизни, заранее зная, что её ждут настоящие опасности. Это был ею, чётко осознанный принцип, испытанный в действии. Ради своей цели нужно рисковать, а цель должна быть большой. Только тогда жизнь даёт настоящую радость, хотя этот путь и нелёгок. Скороходова Ольга Ивановна родилась в семье бедных крестьян 11 (24) мая 1911 года на Украине, в селе Белозерка (недалеко от Херсона). В автобиографии Ольга Ивановна писала: «Когда отца в 1914 году угнали на войну, мать осталась единственной работницей в семье, состоящей из братьев и сестер моего отца и больного дедушки. Мать много работала — батрачила у священника... Но как ни тяжелы были годы моей маленькой жизни, они все же были моим «золотым детством» до того дня, как я заболела». В возрасте 5 лет вследствие заболевания менингитом Оля полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11-13 лет слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла. Наступили полная тьма и полная тишина... Началась жизнь без звуков и красок. Ночь или день — все одинаково. Только руки ей «рассказывали» о том, что происходит вокруг. Мать Оли — Мария Тимофеевна — делала все, что могла: возила дочь к врачам в Херсон, но они только сочувствующе гладили девочку по голове, да советовали матери не падать духом. В 1922 году после смерти матери её направляют в Школу слепых в Одессе. В 1925 году слепоглухая и почти уже немая Оля попадает в школу-клинику для слепоглухонемых детей в Харькове, которую основал профессор И. А. Соколянский. Под его присмотром у девочки восстанавливается устная речь, она начинает вести записи по самонаблюдению. В 1947 году выходит её книга «Как я воспринимаю окружающий мир», которая вызвала исключительный интерес к дефектологии. Этот литературный труд был отмечен премией К. Д. Ушинского. В 1954 году книга была дополнена второй частью и опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». В 1948 году Скороходова становится научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) НИИ дефектологии АПН СССР. Здесь Ольга Ивановна проработает до конца своей жизни. Выработка стратегии и тактики общения с людьми — это настоящее искусство. Даже маленькие победы давались ей с трудом, был знаком и горький вкус поражений. «Да, мне бывает нелегко, когда приходится смешивать кипяток сердечных струй с холодной водой», — записала она однажды в своем дневнике. Самообладание и душевная энергия Ольги Скороходовой были, казалось, неисчерпаемы. Отчасти этими качествами ее наградила природа. Но кроме того, силы для борьбы она черпала в понимании значимости своего труда и его необходимости для людей с похожей на ее судьбой. В 1972 году выходит из печати большой труд «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», собравший воедино все ее книги, статьи и стихи разных лет. Он был признан крупным вкладом в отечественную психологическую и педагогическую науку. Скороходовой присуждается Первая премия Академии педагогических наук. Скоро этот труд стал широко известен во многих странах. В мировой литературе монография Скороходовой — это единственное произведение, в котором автор, лишенный зрения и слуха, не только описывает свои психологические функции на разных стадиях онтогенеза, но и глубоко их анализирует. Этот научно-исследовательский труд написан в оригинальной форме — автобиографические материалы, дневниковые записи, воспоминания, стихи... Трудно было поверить, что эта женщина, обладающая широкими познаниями, разносторонними интересами и огромной внутренней культурой, с восьми лет лишена зрения, слуха... Испытаний, которые выпали на долю Ольги Скороходовой, хватило бы на нескольких человек. Была ли она счастлива в жизни? Может быть, найти ответ на этот непростой вопрос нам поможет строфа из ее стихотворения «Письмо»: Я прошла сквозь мрак и бури, Я пути искала к свету, — К жизни творческой, богатой... И нашла! Запомни это! О.И. Скороходова умерла в 1982 году. Ее книги, книги человека-победителя, помогают людям не падать духом, в них — «наука побеждать». За 70 лет жизни она смогла сделать многое. Принимала участие в работе научных конференций как в нашей стране, так и за рубежом. Она вела обширную переписку. Ей писали ученые (И. Павлов) и писатели (М. Горький, П. Тычина, М. Рыльский, С.Я. Маршак, М. Бажан), учителя и многочисленные читатели со всего света.
Думают иные - те, кто звуки слышат, Те, кто видят солнце, звёзды и луну: - Как она без зренья красоту опишет, Как поймёт без слуха звуки и весну?! Я услышу запах и росы прохладу, Лёгкий шелест листьев пальцами ловлю. Утопая в сумрак, я пройду по саду, И мечтать готова, и сказать: люблю... Пусть я не увижу глаз его сиянье, Не услышу голос ласковый живой, Но слова без звука - чувства трепетанье - Я ловлю и слышу быстрою рукой. И за ум, за сердце я любить готова, Так, как любят запах нежного цветка. Так, как любят в дружбе дорогое слово, Так, как любит трепет сжатая рука...
|