header
header
header
header
header    
header Главная arrow Новости календаря arrow 15 января – День Рождения Архипа Ивановича Куинджи.
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
15 января – День Рождения Архипа Ивановича Куинджи. E-mail

Архип Иванович Куинджи - выдающийся русский живописец,

учитель Н.К.Рериха.

 


«Куинджи был большим учителем, но лишь оценивший его ученик Н.К. стал сам велик». Письма Е.И.Рерих, 07.01.1931.

 «Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединена, и только ближайшие его ученики знали глубину души его. Ровно в полдень он всходил на крышу дома своего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьёв, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетелись к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Он говорил мне: «Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя». Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками; оно останется среди самых дорогих воспоминаний… Одна из обычных радостей Куинджи была помогать бедным так, чтобы они не знали, откуда пришло это благодеяние. Неповторима была вся жизнь его…» Н. К. Рерих.

 Ha долю Архипа Куинджи выпали громкая слава и забвение, широкая популярность и непонимание. Кажется, что его прославляли не за то, чем он был велик. А то, чем он примечателен в жизни русского искусства, до сих пор по достоинству не оценено. Писали о Куинджи не слишком много. Устная молва о его искусстве гораздо шире исследований его творчества. В написанных о нем книгах больше привлекала внимание его незаурядная личность, его неожиданная биография, нежели оригинальность и значение его творчества. Своеобразие его жизненной судьбы во многом предопределило и характер его необычного искусства. А судьба его была поистине удивительной.

Архип Куинджи родился в Мариуполе (Украина) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем некоторое время посещал городское училище.

«Учитель Н.К. Архип Иванович Куинджи был совершенно лишён дара слова, с трудом и с большими паузами мог связать несколько слов, но силою своего внутреннего огня он этими несколькими словами производил огромное впечатление. Мощью его духа так шла эта обрывчатая речь, как бы тяжёлые удары молота ваятеля высекали искры из каменных глыб», Письма Е.И. Рерих, 03.09.1935.

С ранних лет Куинджи увлекался живописью, рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах и обрывках бумаги. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. На протяжении пяти лет, с 1860 по 1865, Архип Куинджи работал ретушёром в фотостудии С.С. Исаковича в Таганроге (ул. Петровская, 82). Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Пытался поступить в ученики к И.Айвазовскому, однако, так и не был допущен к холсту - лишь толок краски и красил забор. Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского Адольф Феселер, копировавший картины мастера и гостивший тогда у него. После двух месяцев проживания в Феодосии, Архип Иванович возвращается в Таганрог, а затем уезжает в Санкт-Петербург. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 г. В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем Императорской Академии художеств. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. Явные способности начинающего живописца помогли ему, не имевшему достаточного образования, выхлопотать разрешение руководства Академии на освобождение от экзаменов по общим предметам, выдержать профессиональный экзамен и получить официальное звание художника. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света».

За картину «Осенняя распутица» он в 1872 г. получает звание классного художника. В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 г. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В том же 1873 г. он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге - «Ладожское озеро». В 1874 г. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 г. - «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876 г. - знаменитую «Украинскую ночь».

В 1877 г. Куинджи становится членом Товарищества передвижников; в 1878 г. выставляет «Лес» и «Вечер на Украине», возбудивший массу споров и создавший много подражателей. http://s018.radikal.ru/i511/1201/94/41b229608f5a.jpg

В абсолютном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. Они по-детски просты и естественны. Абсолютно не неся какой-либо обличительной или наставительной морали, полотна Архипа Ивановича и самым поразительным и чудесным образом показывают красоту и гармонию окружающего мира, словно глядя своим сильным и ясным внутренним взором прямо в сердце зрителя.

 В 1879 г. он выставляет «Север», «Берёзовую рощу», «После грозы»; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества. В 1880 г. он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Ночь на Днепре»; выставка эта имела огромный успех.

 Коллеги художника, по достоинству оценившие его высокое мастерство, говорили, что никто не владеет таким точным чувством тонов, таким полным пониманием взаимного их дополнения и усиления, как Архип Куинджи. На выставки с участием полотен живописца собирались огромные очереди посетителей, которые, проведя долгое время в созерцании, выходили из зала глубоко взволнованные и очарованные. Некоторые его персональные показы состояли всего из одной картины, но при этом производили просто потрясающий эффект и общественный резонанс. О нём говорили, как о маге и чародее. К большому сожалению, из-за несовершенства использовавшихся тогда красок по прошествии времени произошло заметное потускнение цветов на картинах художника.

В 1881 г., также в «сольном» режиме, Куинджи выставил «Берёзовую рощу», имевшую столь же шумный успех, а в 1882 г. представил «Днепр утром» вместе с «Берёзовой рощей» и «Ночью на Днепре». После этой выставки, достигнув пика славы и популярности, а также полной финансовой самостоятельности, Архип Иванович вдруг прекратил выставлять свои произведения на целых двадцать лет. При этом он продолжал постоянно работать, активно занимался преподавательской деятельностью. Ученики просто боготворили своего учителя, считавшего их одной большой семьей, объединенной тягой к искусству. Архип Иванович Куинджи всячески поддерживал начинающих художников, в том числе финансами, и даже вывозил за границу за свой счёт. Он создал Общество художников, существовавшее на его средства, главной целью которого были сохранение и развитие традиций русского искусства: организация выставок, присуждение премий, покупка картин. После смерти «художника света» общество стало носить его имя.

С 1894 по 1897 г. Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств.

Архип Иванович Куинджи умер 11 (24) июля 1910 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

В 1904 году Архип Иванович Куинджи принёс в дар Академии 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий.

В 1909 году пожертвовал обществу русских художников (впоследствии имени Куинджи) 150 000 рублей и своё имение в Крыму.

В том же 1909 году пожертвовал Императорскому обществу поощрения художеств 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Сегодня же в коллекции Художественного музея Таганрога кроме этих работ хранится еще две: «Море ночью» и «Забытая деревня».

«Да, неблагополучно в большом земном доме! Мало таких крепких духом, как был Куинджи, – уже тридцать шестой год его ухода. Сколько добра он творил, и всегда безымянно. Но умел быть и настоящим Гуру. Многое вспоминается. Однажды В. за глаза назвал его просто Архипом, но Куинджи услышал. Вечером, когда мы все собрались за чаем, Куинджи сказал: “Вот Вы называете меня Архипкой, а кем же Вы тогда будете?” Или Б. однажды злословил о нём за глаза. К вечеру Куинджи сказал: “Сегодня не будем пить чай. Не следует пить и есть с недовольным человеком”. Много мудрости было в Куинджи – нужны такие учителя. Всегда, а особенно теперь нужны», 15.12.1945 (Письма Н.К.Рерих в Америку).

«Помню, Куинджи говорил мне: “Это-то хорошо, что Вы имеете врагов. Только бездарность врагов не имеет”».01.12.1945 (Письма Н.К.Рерих в Америку)

 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header