2 октября – 143 года со дня рождения Махатмы Ганди, вождя освободительного движения за независимость Индии, идеолога философии ненасилия. «Махатмаджи успешно провел свой трехнедельный пост — голодовку. О Ганди в народе ходят самые фантастические легенды. Рассказывают: Ганди был закован в кандалы в темнице, а в то же время читал народу лекцию. Видели Ганди одновременно во многих местах. Англичане сожгли дом Ганди, а он остался внутри невредим, — сидит на пепле и читает книгу. Ганди был генералом в английской армии, и англичане обещали ему освободить Индию. Но обещание не исполнили, и зато Ганди сражается за свободу своего народа. Много легенд! Некоторая мусульманская печать всячески поносит Ганди, но индусские газеты яро стоят за него. Вот образчики из лагорской английской газеты: «Отклик лагорской прессы на голодовку мистера Ганди» Реакция индусов и мусульман на голодовку мистера Ганди отражена в лагорских газетах, издаваемых соответствующими общинами. Мусульманская пресса весьма категорично осуждает новый шаг мистера Ганди, называя его орудием политического шантажа. Газета «Шахбаз» сравнивает мистера Ганди со жрецом из Пагаро и заявляет, что оба они ответственны за кровопролитие, поджоги и т.д. Газета задается вопросом: «Чем же тогда объяснить столь различное отношение к ним со стороны правительства?» В то время, как правительство решило судить жреца из Пагаро по законам военного времени, мистеру Ганди и его сподвижникам дозволяется вести довольно комфортабельную жизнь за тюремной решеткой. Махаше Кришен в статье, опубликованной в газете «Партап», пишет: «Несколько «паршивых овец» посажено за решетку, и вся Индия рассматривает Махатму Ганди как своего наиболее признанного лидера. Никто не может позволить себе игнорировать голодовку, начатую Махатмой. «Кто сможет жить, если Ганди умрет, и кто умрет, если Ганди будет жить?» — сегодня это высказывание так же актуально, как и тогда, когда оно было произнесено спикером Конгресса по случаю последней голодовки Махатмы Ганди». («Сивил энд Милитери газет»). Поистине, «мертвый Ганди страшнее, нежели живой». Можно представить, как умножатся легенды о Ганди среди сельского населения. В нашем горном затишье они уже растут, а что же будет в городских многолюдиях!? Кратчайший завет дал Ганди: «Квит Индия!» «Уходите». Чтобы ни случилось, эта скрижаль останется нерушима. Когда Ганди был в Лондоне, то Черчилль отказался с ним видеться, сказав, что не может разговаривать с голым факиром. Какое бесчеловечие! Какое презрение!» Н.К. Рерих. Листы дневника т.3. Ганди. Махатма Ганди родился 2 октября 1869 года и принадлежал к купеческой касте. Получив образование в Индии, в 1888 году уехал в Англию и изучал право в «Иннер Темпл». Получил блестящее юридическое образование в Лондоне. Возвратившись в Индию в 1891 году, занялся юриспруденцией. В 1893 году отправился в Южную Африку в качестве юриста расположенной там индийской фирмы. Вскоре Ганди добился успеха и как адвокат, и как политический деятель. Ганди был одним из самых ярких индивидуальностей двадцатого столетия. Он возглавил Индийское Национальное Движение против британского господства, что, в конечном итоге, помогло индийскому народу добиться независимости. Философские взгляды Ганди основывались на ненасильственном протесте и миролюбии в решении самых острых национальных и социальных конфликтов. Философия Ганди и аскетический образ жизни снискали ему всенародную любовь и почитание. Так появилось ещё одно имя Ганди – Махатма, что означает великая душа. Мечта Ганди о независимости Индии сбылась после Второй мировой войны. Но независимость принесла новые конфликты между индусами и мусульманами, причиной которых стало присоединение части Пакистана к Индии. Ганди обошел пешком Восточную Бенгалию и Бихар, призывая к прекращению беспорядков и столкновений между индусами, мусульманами и сикхами. Махатма Ганди был убит фанатиком-индуистом по пути на молитву 30 января 1948 года в Нью-Дели. Однако после смерти идеи Ганди стали ещё более популярны и принесли ему поистине мировую известность. «Ганди, после своего убийства, стал Спасителем Мира…» Письма Е.И. Рерих, 23.02.1948. «Время смятенное. В Пуне умирает в заточении Ганди. Подумайте, Ганди – совесть Индии – кончается в заточении. Голодовка, слабость сердца, уремия – долго не выдержит. Какая легенда останется! Недаром говорили, что мертвый Ганди страшнее для Англии, нежели живой. Тяжко думать о конце Ганди. Такое же гнетущее чувство было, когда уходил Толстой. Переворачивалась страница истории. Уходит народная совесть, а когда она опять кристаллизуется в ком-то? Честный человек покидает Землю, а много ли их – таких честных? Много ли таких самоотверженных? Слушаем каждое радио. Русские победы перевернули великую страницу истории. Ганди – тоже страница истории. Многое решается…». Н.К. Рерих, «Зажигайте сердца. О БУДУЩЕМ».
|