header
header
header
header
header    
header Главная arrow 5. Изучение и жизненное применение Агни Йоги arrow 3. АРХИТЕКТОНИКА УЧЕНИЯ
Заочная школа Агни Йоги
1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги
2. Основы мировых религий и эзотерических учений
3. Агни Йога об управлении собой
4. Агни Йога о Женщине
5. Изучение и жизненное применение Агни Йоги
6. Духовно-психологические практики Агни Йоги
7.Современная наука о Боге, Мироздании и человеке
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
3. АРХИТЕКТОНИКА УЧЕНИЯ - 1.Обзор книг Учения E-mail
Оглавление
1.Обзор книг Учения
2.Спиралевидность Учения
3.Вопросы по этой теме
4.Рекомендуемая литература
 

2. Спиралевидность построения Учения

 

Спиралевидное построение Агни Йоги проявляется не только в чередовании и развитии основных идей каждой книги, но и в пульсации более частных идей и мыслей, которые напоминают разноцветные нити, то возникающие, то исчезающие, то опять сверкающие все новыми оттенками, в результате чего обогащается сложный узор Учения. Вот какую эволюцию проделывает на страницах четырнадцатитомной серии такое основополагающее понятие огненной йоги, как мысль. В первой книге Великие Учителя дают общую идеологию мысли в Новом Веке, указывая на ее возрастающее значение:

«Чистые мысли творят у сильных духом сущность явлений жизни» (Зов, 14.05.21.).

Психомеханика мыслетворчества присутствует здесь в самом начальном состоянии:

«Чтобы устремить дух, надо изгнать ненужные мысли и готовым быть принять волны вибраций, Нами посылаемых» (Зов, 10.05.21).

Задача первой книги Учения в отношении мысли состоит в том, чтобы изменить общий вектор человеческого мышления, направив его в сторону совершенствования, очищения и прекрасных идеалов жизни, проповедуемых вдохновенным словом Учителей. Вторая книга конкретизирует положения, в общем виде сформулированные в первой. Дисциплина духа, к которой в самом начале призывают страницы «Озарения», — это, прежде всего, дисциплина мысли. Великие Учителя поддерживают каждого начинающего агнийогического мыслителя:

«Мы следим за развитием, следим за детьми с колыбели и взвешиваем их лучшие мысли по всему миру» (Озарение 2, IV, 2).

Они не просто дают советы по очищению мысли:

«Главное, уничтожить бациллы низших мыслей, которые заразительнее всех болезней. Заботиться надо не о произнесенных словах, но о мыслях. В течение одного слова десять мыслей рождаются» (Озарение 2, V, 9).

Они показывают конкретные методы подобной внутренней работы, например, метод «пропускания» мысли через духовный луч и окрашивание ее в цвет собственной ауры. Они подчеркивают насколько ответственен человек за собственные мысли:

«Не только за действия, но и за мышление человечество накопляет тяжкую карму. За мысль приобретает мучение дух, ибо нет различия между словом и мыслью» (Озарение 2, VII, 1).

Третья книга, продолжая говорить об огромном нравственном значении чистого мышления и мыслительной психотехнике, смещает акценты с индивидуальной работы на коллективную. Человек вводит в свое сознание мысль о помощи своему собрату, неизвестному человеку, всему человечеству. С помощью нового поворота мышления расширяется сознание. Особое ударение делается на мысленные посылки:

«Укажу, что важно вовремя посылать благие стрелы, почему дух тогда чувствует облегчение. Урывки чужих мыслей, как серый рой, мечутся, постепенно они заграждают пространство и являют заражение воздуха, тогда как стрела духа подобна молнии. Она достигает не только лица назначенного, но и очищает пространство» (Община, 45).

Одна из самых очистительных мыслей, согласно «Общине», — мысль об общем благе.

Четвертая книга, вводящая путника духа в огненное пространство, вносит новое качество в работу человека над собственным мыслительным аппаратом. Она формулирует принципы йогизма в мышлении в изменившихся планетных условиях: сочетание внутренней концентрированности и внешней подвижности мыслей. Агни йог — это тот, кто умеет сохранять глубокую погруженность ума в духовные области, находясь в гуще жизни и совершая точные мастерские действия и поступки. Мысль должна все в большей степени вбирать в себя пространственный Огонь и становиться мощной: лишь это позволит управлять хаотическими энергиями Армагеддона:

«Когда говорится о необходимости усилить мыслительный аппарат, тем самым сказано о необузданном натиске стихий» (Знаки Агни Йоги, 22).

«Явите осмотрительность в словах и мыслях» (Знаки Агни Йоги, 24).

«Помнит человечество разрушение, причиненное соединением пространственного огня с его подземным отложением. Почему повторять разрушение Атлантиды, если можно привлечь благотворность стихии огня? Но, чтобы подойти безбоязненно к огню, нужно научиться мыслить о нем и принять его в сознание» (Знаки Агни Йоги, 341).

Пятая и шестая книги придают мысли новое направление, временно лишая ее земных опор и устремляя в Беспредельность. Последователь Агни Йоги приучается мыслить, ища совершенство как цель не имеющую предела, поскольку нет иных средств вырваться из той клетки темных грубоматериалистических эманаций, которую человечество само построило вокруг планеты:

«При неустанном устремлении мысли эта крепкая сфера, окружающая тесными тисками вашу Землю, может, в виде легкого испарения, исчезнуть» (Беспредельность, 2).

Седьмая книга вновь возвращает к идее дисциплины мысли, собирания ее вокруг фокуса Иерархии. Здесь психомеханика мышления получает дальнейшее развитие — вводятся новые объекты для концентрации, описываются разнообразные методы сосредоточения, применяемые в различных духовных школах прошлого (йогическое отключение от мира, герметическое созерцание предмета, буддийская практика визуализации). Цель применяемых разнообразных методов — хотя бы немного приблизить мышление ученика к недосягаемо высокому уровню Иерарха и Учителя, утончить сознание искателя совершенства:

«Потому нужно развивать все мысли, ведущие к утончению сознания» (Иерархия, 119).

«Потому нужно развивать в себе созвучие с Высшими Силами, ибо без устремления к созвучию нет творчества. Так человечество должно утвердиться в понимании Высших Сил и примкнуть к Высшей Воле» (Иерархия, 72).

Восьмая книга заостряет вопрос дисциплины мысли. В то же время она ставит задачу соединения мысли с сердечным центром и насыщения ее соответствующим очищенным эмоциональным импульсом:

«Люди иногда готовы признать мощь мысли, но это признание они не обращают на себя. Мечтают о великих мыслях и не приведут в порядок малые. Спросят — как привести мысль в действие? Нужно начать с дисциплины над самыми малыми мыслями и затем уже создать мысль, двигающую горами. Совет о порядке малых мыслей есть начало оздоровления сердца. Не полагайтесь на разные внешние пранаямы. Путь Агни Йоги — через сердце, но следует помочь сердцу порядком мыслей» (Сердце, 495).

Девятая, десятая и одиннадцатая книги серии Агни Йоги поднимают утонченную сердечную мысль в сияющую сферу Огня, с одной стороны направляя мысль на Огонь, а с другой — насыщая любую мысль, даже если ей приходится сосредоточиваться на внешних объектах, высоким огненным импульсом:

«Пусть друзья осознают мощь и красоту Мира Огненного» (Мир Огненный 1, 666).

Из всех книг серии данный трехтомник наиболее полно освещает вопросы, связанные с воспитанием мыслительной сферы человека.

Двенадцатая книга направляет мысль человека на Изначальную Силу бытия — психическую энергию или Аум, без которой он не способен подняться в Огненный Мир:

«Основа Вседающая часто забывается, потому призовем внимание, чтобы запечатлеть о Силе Всеначальной» (Аум, Предисловие).

Тринадцатая книга вносит в учение о мысли новые оттенки, говоря о том, что подлинному эволюционному мышлению можно научиться лишь в истинной школе духа и мысли, каковыми всегда являлись Братства. Подчеркивается и заостряется идея о мысленном устремлении к Прекрасному, как к основе духовной эволюции человека:

«Блаженство мыслителя или муки мыслителя? Обычно принято изображать мыслителя в муках, но если спросите его — хочет ли он освободиться от таких мук, каждый мыслитель ответит отрицательно. В глубине сознания он ощущает великое блаженство, ибо процесс мышления уже есть высшее наслаждение. Лишь два наслаждения имеют люди — мышление и экстаз красоты… Путь к Братству в мышлении и труде» (Братство, 85).

И наконец, четырнадцатая книга превращает мысль в силу, соединяющую одинокого мыслителя с потоком мировой эволюционной мысли, творимым Белыми Братьями. Конечно, подобный взгляд на внутреннюю природу такого богатейшего своими оттенками понятия, как мысль, есть лишь взятый для упрощения пример, показывающий как видоизменяется это понятие от книги к книге, от одного круга эволюционной спирали Учения до другого круга. Можно взять и другие оттенки данного понятия, и тогда сияющая нить мысли будет блистать совсем иными искрами и складываться в иной узор. Наконец, можно использовать любое ключевое понятие Агни Йоги, — например, любовь, мудрость, психическая энергия, бесстрашие, преданность, — и увидеть, что и в этом случае принцип спирали работает, и каждое из понятий, вплетаясь в основную ткань повествования, образует свой неповторимый многоцветный эволюционный узор.



 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header