Страница 6 из 10 6. Ответ Учения Если мы начинаем серьезно читать Учение, думать о нем, применять усвоенное в жизни, Учение постепенно начинает нам отвечать. Ответы Учения — это различные знаки, возникающие на пути. Они могут быть как на физическом плане, так и на тонком. Вообще-то, такие знаки жизни могут быть даже и до знакомства с Агни Йогой, они есть у каждого человека, но далеко не все их замечают. Такие знаки — вестники преддверия духовного пути. Эти знаки выполняют двоякую функцию. Они могут предупредить человека о неверном поведении, об опасности. Когда же человек идет правильно, Высшие Силы его одобряют. Такие знаки могут быть восприняты в физическом мире через слово другого человека, через складывающиеся жизненные обстоятельства. Например, то, что у вас не получалось раньше и было чрезвычайно трудно, получается само собой мгновенно, почти без всяких усилий. Вам остается только подобрать, как говорится, возможность, которая лежит у вас под ногами. Могут подходить соответствующие люди, формируется новая среда общения. Как правило, эти люди связаны с духовным миром, светом, с новой информацией, с новым знанием. Приходят соответствующие книги, приходят в нужный срок, и вы читаете их именно тогда, когда бывает нужно. Это ответы на физическом плане. Начинают проявляться и тонкие знаки. Это какие-то сны, видения, тонкие подсказки, которые сигнализируют человеку о его правильных или неправильных действиях. Иногда они очень яркие, сильные, иногда полузаметные, и нужно быть внимательным, чтобы их распознать. Но при этом необходимо трезвое чувство меры (закон Соизмеримости) и распознавания — не следует вставать на позицию истолковывания всего происходящего вмешательством Высших Сил. Способность такого распознавания приобретается лишь устремленным учеником. Книга «Зов» говорит, что «ливень знаков льется на землю». Но люди это не воспринимают, не воспринимают как знак. Могут быть знаки в виде видений, снов, соответствующих переживаний, иногда могут возникать светлые предощущения какой-то очень большой высокой встречи, возможности. Такие знаки, как правило, появляются только тогда, когда человек еще до Учения был достаточно светлым существом, ищущим истину, не делающим зла другим людям и внутренне уже готовым к восприятию Учения. Часто первым возникающим чувством бывает восторг и ощущение, что вот она правда, которую ты искал всю жизнь. Это прилив огня, внутренний прилив энтузиазма, прилив настроения, ощущение, что нашел что-то давно забытое и очень ценное. Но когда человек начинает заниматься Учением, естественно, происходят достаточно сильные изменения во всем пространстве вокруг него. Силы тьмы тоже не дремлют, они стремятся удержать человека, если не во зле, то хотя бы в тине серой обыденной жизни. Тьма сопротивляется, и это сопротивление человек может почувствовать по каким-то внешним обстоятельствам. Тонкие знаки могут быть в виде тех или иных состояний озарения. Озарение может иметь множество степеней: это первичный восторг и первичные искры света в сознании, это пробуждение энергии, даже ощущение мурашек по телу, бегающих при чтении Учения. Эти ощущения могут прекращаться и возникать вновь, могут периодически повторяться ощущение мурашек, необычного давления, необычных световых проявлений. Это может происходить на новом, более интенсивном уровне. Человек может начать слышать какие-то голоса. Это очень важный момент во внутренней работе, к которому надо правильно отнестись. Ни увлекаться голосами, ни игнорировать их нельзя. Игнорировать их не следует потому, что иногда через них может идти какое-то послание более высокого мира. Все это, в принципе, признаки утончения ощущений человека. Поскольку это не физические голоса, а голоса, идущие из тонкого мира, это значит, что человек входит в контакт с астральным миром. И игнорировать эти возникающие контакты было бы неверно, это затруднит движение. Слышание голосов — это тоже определенный ответ Учения. Голоса могут быть как светлые, так и темные. Поэтому не надо ими увлекаться, не надо бездумно следовать их советам. Надо стремиться к слышанию одного единственного голоса, голоса Бога, голоса Духа, который в теософской традиции называют «Голосом Безмолвия». На морально-этическом плане он проявляется как совесть, а в плане познавательном проявляется как интуиция, которая подсказывает нам, так ли следовать или так ли поступать. А на высшем уровне интуиция становится чувствознанием, то есть, и чувством, и знанием истины одновременно, более полным знанием. И, наконец, на уровне духовном этот голос Бога проявляется как Голос Безмолвия, как некая высокая вибрация, возникающая в медитативно-молитвенном состоянии, при ощущении которой человек сливается с Богом до самой полноты. Он чувствует, что он сам является голосом безмолвия, что Голос Безмолвия звучит в нем как некое энергетическое эхо, его трудно передать словами. И естественно, самым высшим знаком является слышание голоса Учителя. Это возможно только по достижении человеком своего высшего «Я», это возможно только при слиянии с Высшим, при установлении контакта человека с Учителем. Это уже ответ не из тонкого мира, а из огненного мира, но вначале этот ответ идет через чувства, через прилив энергии, потом через состояние, а на самом высшем уровне это возможно через какую-то информацию, через духовные сообщения. Но никогда невозможно перепрыгнуть эти стадии. Записывание духовных сообщений, текстов, слышание голоса Учителя — это высочайший уровень, который доступен только тем, кто прошел через более низкие уровни озарений. Это требует многолетних трудов. Если какой-то человек утверждает, что он слышит голос Учителя, записывает его, то к этому надо отнестись очень осторожно. Скорее всего, это какая-то астральная персонификация. Такой человек вводит в заблуждение других людей, говоря, что это голос Учителя. Возможно, что он сам бессознательно верит, что это так, но на самом деле это голос астрала, который подменяет голос Высшего. Рерихам понадобилось двадцать лет подготовки, чтобы вступить в этот контакт. Они кармически были готовы, и в течение тысячелетий формировалась эта связь. Порой какой-нибудь экстрасенс, который вообще палец о палец всерьез не ударил, не укротил свою самость, эгоизм и не очистил сердце, утверждает, что слышит голос и что это голос истинного Учителя. К таким вещам нужно относиться с достаточным внутренним скепсисом. Иногда бывают такие состояния или такие знаки, которые трудно распознать: что это — благо или зло, к добру или ко злу. Бывают случаи, когда сны или какие-то слова становятся вполне понятны только через много лет, постепенно проявляя свой смысл. То есть, они как некие формы истины даны на большой срок. А иногда могут быть какие-то ситуативные советы. Чтобы научиться правильно читать эти знаки, надо развивать в себе чувствознание, свойство, которое представляет собой заостренную эзотерическими знаниями интуицию. Когда у человека есть просто интуиция без духовной практики, без знаний, она приблизительна, она может сработать, может и не сработать. Так вот, чувствознание — это есть более совершенная ступень развития интуиции. Это прямое знание. Нужно научиться наблюдать за своей обычной жизнью, за внешней жизнью. Нужно научиться наблюдать и за своей внутренней жизнью, душевной, и нужно научиться наблюдать за своей тонкой жизнью, за той частью жизни, которая связана с пребыванием человека в тонком мире, с внутренним мистическим опытом. Такой опыт должен быть сознательным, а не просто каким-то романтическим восторгом. Вопросам самонаблюдения и самосовершенствования посвящена одна из тем нашей школы. Овладение космическим ритмом по сути означает повышение частоты энергетических вибраций тонкой структуры человека, что прямо пропорционально частоте вспоминаний Высшего, идеальный ритм предполагает такую «внутреннюю пульсацию переживаний», когда памятование Учителя становится непрерывным. Потому чтение текстов будет наиболее эффективно, если читающий постоянно держит себя перед Ликом Учителя. Что же касается образования — следует четко определить свое отношение к разным видам его источников. Здесь, как и всегда в Учении, можно встретить два подхода, которые, на первый взгляд, могут показаться взаимоисключающими и противоположными. С одной стороны — призывы к широкому самообразованию, к овладению всеми сокровищами мировой духовной культуры, к изучению религиозно-мистических учений, с другой стороны — прямое указание Учителя: «Не открывайте случайных книг». Однако эта дилемма мнимая, поэтому нужно стремиться к синтезу противоположных тенденций, непрестанно учась и расширяя свой кругозор (вспомним колоссальную образованность, культурную подготовленность и начитанность самих Рерихов) и в то же время избегая всеядного поглощения оккультного чтива, которое несет в себе отрицательную энергию, засоряющую тонкие каналы восприятия. Следует помнить также, что в случае выбора Агни Йоги и того или иного Великого Учителя в качестве главных внутренних ориентиров жизни и объектов для постоянного сердечного памятования, медитации и устремления, читать тексты иных оккультно-мистических и религиозных традиций нужно через призму выбранных идеалов. Иными словами, правильное эзотерическое чтение будет заключаться в том, что читая, скажем, высокий, понравившийся вам ведический, буддийский или католический текст, не переставать ощущать и осознавать себя Агни Йогом (если вы действительно всерьез выбрали этот путь). |