Страница 6 из 7 16. Закон Равновесия В Учении Храма есть глава, которая называется «Крест равновесия». Отрывок из неё и будет началом разговора об этом важном законе.
«Закон всех законов – закон равновесия – наиболее важный как среди духовных, так и физических законов. Это непреложный и самый мудрый закон. На нем зиждется фундамент всей проявленной жизни. Он является первопричиной и конечным следствием закона противоположностей – закона, управляющего полом и всеми противоположными силами. Без его действия не может быть ни духовной, ни психической, ни материальной жизни в форме. Крест равновесия представляет собою высшее достижение, расцвет, конечное единство всего разнообразия жизни … Вам, детям Моим, детям одного со Мною естества, Я говорю снова и снова: трудитесь всем сердцем для достижения мощи равновесия. … Крест равновесия станет венцом познания и мощи, и, когда такое равновесие будет обретено, это будет означать завоевание и удержание последней точки достижения». (Наставление 164)
Последняя точка достижения есть на каждой эволюционной ступени. Но за ней обязательно возникает новая. И так – бесконечно ступень за ступенью. Но есть всё-таки для нас какие-то очень значимые пункты. И таковым считаю Мир Огненный – Отчий Дом всякой духо-монады, куда все мы должны вернуться. Но войти туда мы можем лишь в одеждах Света – в огненном теле. Для его формирования нужны огненные накопления, которые собирает человек в течение многих-многих жизней. Утверждение в себе высоких духовных качеств и будет сбором огненных энергий, ибо качества эти, как сказано в Учении, есть фиалы Огня. Так постепенно строит сам человек своё огненное тело. И «каждое строительство (и любого духовного качества тоже) развивается при равновесии. Каждое сознание может достичь этого планомерного строительства напряженным исканием – чем украсить сокровище жизни? При равновесии скорость возрастает творчески, и фокус может утверждать свои излучения для соответственного строительства. Так нужно в космическом переустройстве принять равновесие, как основное начало. Мощь роста сооружения утверждается пропорциями, устанавливающими равновесие. На пути к Миру Огненному устремимся к равновесию». (М.О. ч.3, 275)
Стремление к утверждению равновесия важно еще и потому, что равновесие – качество синтетическое. «Утвердить его – значит утвердить целый ряд качеств, неотделимо в него входящих, а именно: спокойствие, бесстрашие, контроль, сдержанность, твердость, упорство и так далее. Стоит поработать над этим изумительным качеством, чтобы его утвердить. ... Стоит потрудиться, ибо редко в людях это замечательное качество, дающее человеку все в области духовных достижений, а также и в жизни обычной. Ибо против равновесия никто не силен и против равновесия никто не устоит. Только подумайте: человек не проявляет себя ни в каком действии, он лишь мощную силу равновесия духа являет, и все, что против идет, отступает в бессилии, а он побеждает, не пошевельнув пальцем. Отступают враги, и в удивлении смотрят друзья, и все, все беспрекословно служит тому, кто утвердил в себе равновесие. Ибо, воистину, он победитель. И когда Я Сказал: «Мужайтесь, ибо Я Победил мир», знайте, что великое качество равновесия Хотел утвердить в сердцах тех, кто следовал за Мною». (1956:843)
Учение поведало нам, что у каждого качества есть свой цвет, своя вибрация огненной энергии. «И, если гнев или любовь свой цвет имеют, то имеет его и равновесие духа, и цвет этот белый, ибо синтетический луч света тоже ведь белый, а равновесие – качество синтетическое. … Когда утверждено равновесие, оно служит призмою, через которую преломляются волны текущих в сознание явлений, каковы бы они ни были. … Как простой физический луч поглощает в себя все цветные лучи, давая в результате этого синтеза луч белый, точно так же и равновесие духа, будучи качеством синтетическим, все цветные эманации оболочек покрывает единым белым лучом света, из микрокосма человеческого исходящим и властно и победно поглощающим цветные лучи неуравновесия в оболочках обычных людей. Этим побеждает равновесие тех, в ком оно не утвердилось, побеждает властно, подавляя мощью своею разрозненные вспышки своевольных распущенных бесконтрольных оболочек окружающих. Равновесие силу имеет мощью синтетического луча тушить и погашать и слабые, и сильные излучения однотонного характера именно благодаря своей синтетической сущности. Условие синтеза тем и сильно, что в синтезе сказывается объединяющая мощь целой гаммы лучей. И здесь применим принцип: в единении сила. Потому качества синтетические столь трудно достижимы, но именно они являются целью усилий Архата совершенствовать их беспредельно. … Можно упражнять равновесие на всем и на всех. Процесс этот внутренне затрагивает лишь самого экспериментатора. На окружающих он являет лишь неизбежные следствия. И им можно лишь сказать: «Не тронь, если не хочешь обжечься». Защитная формула «не тронь» очень характерна для духа, утверждающего равновесие, ибо каждый, осмелившийся напасть, или нанести удар, или просто уколоть, или уязвить, ударившись о броню равновесия, должен пенять сам на себя. Его никто не задевал, он наказал себя сам. Огонь кристалла равновесия сжигает и тушит огни людей, его в себе не утвердивших, если огни направлены на носителя равновесия. И если вокруг плач, беспокойство, волнение, горе, страх и все прочие чувства бушуют, храните равновесие непоколебимое, и потухнут огни, порожденные всеми этими эманациями неуравновесия человеческого. Ибо равновесие – великая сила». (1956:847) Великую силу в одночасье не накопить. Долго и трудно собирается и утверждается эта сила. Потому и сказано, что равновесие – одно из самых сложно утверждаемых качеств. Но стремиться это качество приобрести, утвердить в себе – крайне необходимо.
«Каждое усилие в этом направлении плодоносно. … Через сдержанность и спокойствие приходят к равновесию, этому высшему качеству духа…. Даже мысли полезны о них, ибо когда-то и где-то равновесие духа достигнуто будет стремящимся к Свету. Люди копят деньги и собирают вещи с тем, чтобы рано или поздно с ними расстаться, как, впрочем, и со всем остальным, чем владеют. Но собиратель кристаллов огня и накопитель Агни собирает нетленные ценности духа, которые неотъемлемы и вечны и нужны во всех мирах. Так поступая, мудро проводит он более длинную линию, которая уменьшает и умеряет значение ограниченных линий земной жизни. Для «навсегда» нужны накопления эти, ибо они остаются навечно с обладателем их». (1960, 7авг.) Равновесие есть один из тех драгоценных камней сокровища небесного, сокровища нетленного, о котором еще Иисус Христос говорил. И на приобретение его не надо жалеть ни сил, ни времени.
«Одни хотят богатства, другие известности, третьи здоровья, четвертые счастливой жизни и так далее и далее без конца. А вы устремитесь к тому, чтобы сокровище равновесия в себе утвердить, устремитесь всем духом, всем желанием, всем сердцем, и будет сокровище с вами, и кристалл его будет расти, и никто никогда от вас его не отнимет, в то время как все они, хотевшие и хотящие чего-то, потеряют все, чего так страстно хотели, и останутся ни с чем. Но вы же драгоценный кристалл этой огненной мощи с собой навсегда унесете, куда бы вы ни пошли, и где бы вы ни были, и какая оболочка ни облекала бы дух ваш, и на каком плане существования не был бы он. Ибо Чаша – хранительница Сокровища – с вами пребудет всегда, ибо она в вас. Можно, можно утверждать равновесие ценой любых усилий, чего бы это ни стоило. Можно и должно для тех, кто прозрел его мощь». (1956:847)
«Мощь равновесия духа неизмерима. Нет таких энергий, которые могут ей противостать, ибо сами нейтрализуются ею и исчерпываются в силе своей. Равновесие - основание прочное. Можно на нем воздвигать, не опасаясь никаких ударов извне. В равновесии духа твоего сила Моя уявлена мощно. Так поймем основу сущего. Помыслим о мощи равновесия. Есть ли предел ей? Есть ли предел тому состоянию сознания, когда сила Моя, наполняя организм, даёт явление устойчивости? Есть у сознания склонность метаться от полюса к полюсу: от надежды к отчаянию, от радости к горю, от подъёма к падению. Равновесие духа исключает качания аритмичные. И сознание от полюсов направляется к центру и удерживается там в состоянии динамического равновесия».
«Равновесие есть собранность в центре всех энергий микрокосма человеческого, так чтобы внешне они не проявлялись в своей двуполюсности. …Символ равновесия – шар. Это наиболее устойчивая и прочная форма как материи, так и энергии. Что произошло бы, если бы поверхность шарикоподшипника не была тщательно отшлифована? Не выдержал бы он нагрузки и быстро был бы стерт в порошок. В форме же шара выдерживает очень большую нагрузку без ущерба и вреда для себя. Равновесие можно уподобить оси, вокруг которой идет вращение конструкций тяжелых и сложных. Ось нагрузку несет, не ломаясь. Стержнем духа можно назвать равновесие. Без стержня энергий вокруг него не собрать. Только равновесием устоите в эти трудные дни». (1962:431)
А дни, действительно, трудные. Не хочет тьма уступать своих позиций, стремится угасить огни духа любыми способами. Но встречать волны зла достойно может человек, утвердивший в себе качество равновесия. Потому что «принявший удар волны и не нарушивший равновесия своего властен над энергией встречной волны и может управить явлением. Мощь равновесия неизмерима, ибо может исчерпать волну любого напряжения и, исчерпав и поглотив в себе, нейтрализовать. Нейтрализовать волны противных явлений - значит овладеть их силой и подчинить их своей воле. Ошибка в том, что свою волю противодействующую переносят вовне, тогда как весь процесс происходит внутри, ибо центр равновесия и центр напряжения разбивает, как волнорез, любую волну, оставаясь недвижно непоколебимым. Волны зла разбиваются о твердыню Нашего Духа. Но Мы Храним равновесие нерушимое. Опыт учит хранить его и в большом и в малом. Соберем мощь равновесия в твердыне духа и запомним: против равновесия не устоит никто!» (1953:80)
«Запомните твердо: никто не устоит против равновесия. Ведь это есть спокойная, мощная концентрация всех сил духа; ведь это есть напряжение высших огней, собранных в фокус для действия; ведь это меч занесенный; ведь это таран, готовый для сокрушительного удара, или лук, напряженный стрелою – одно собрание силы на острие способно остановить самое злобное нападение или темное начинание или нейтрализовать ярое противодействие темных. Копье недремлющее над драконом – символом будет всегда напряженного равновесия. И когда оно достаточно сильно, удара уже не требуется. Безмолвная сила его способна унять, смирить и укротить все, яро идущее против». Потому что «Равновесие есть сила сама по себе, неравновесие – слабость. Тот, кто равновесие утвердил, не может поддаться или подчиниться сознанию, его не достигшему». (1960, 5 сент.) «Равновесие – страшная сила, могучая, неодолимая. Против него никто не устоит. Одна изумительная необычность его уже побеждает воображение человека. Лучше быть сильным и ощущать свою власть, не злоупотребляя ею, чем быть ничтожеством и марионеткой чужих переживаний и беснований астральных. Храните равновесие, осознавая всю глубину этого чудесного качества. Гуру и Владыка являют его мерою полною. Качания аритмичные и равновесие несовместимы. ... Надо учиться реагировать на все внешние воздействия спокойствием полным. Люди будут, чуя нечто необъяснимое и непонятное для них, всеми мерами стремиться вызывать (в вас) внешние реакции. Они будут делать это от неосознанного ужаса перед необычным и неестественным, с их точки зрения, высшим состоянием сознания. Конечно, беспокойные нервные движения тела вызываются астралом. Конечно, астрально на внешние явления реагируют все – это обычно и принято. Даже молчание среди болтовни и серьезность среди общего смеха или веселья для людей уже необычны. Но путь к могуществу духа есть путь необычности, и обычным он быть не может. Духовное равновесие необычно. Его не имеют люди. Это явление духовного порядка. В воображении и в духе равновесие можно явить. Мысли и воображению доступно все. Это великое качество, качество равновесия, следует начать утверждать поверх явлений плотного мира, и вопреки им, и несмотря на них. Равновесие можно хранить на палубе тонущего корабля, в горящем театре, на поле боя, в клоаке людских страстей и эмоций, кипящих вокруг, перед лицом смерти – словом, в любых условиях и при любых обстоятельствах. Все внешнее неважно, его можно оставить в покое, все силы духа сосредоточив на том, чтобы удержать равновесие. И если это достигнуто, то тогда, и только тогда достигается победа и над внешними противодействующими условиями, ибо никто и ничто не устоит против равновесия. Огонь тонкий, им возжигаемый, обладает силой непреодолимой мощности, и огни человеческие бороться с ним не могут. Движение на полюсах всегда зависит от центра и им же и регулируется. При полном равновесии в центре на полюсах могут быть очень сильные движения, как в циклоне, имеющем этот центр уравновесия, или в смерче – неподвижную ось вращения. Смерч движется, но ось по отношению к самому смерчу неподвижна. Перешибите ось, и смерч перестанет существовать. Центр равновесия в себе при порождении различных явлений надо осознать. Великие Духи вращали вокруг себя сознания целых народов. Закон естественной иерархии прост. Возьмите любую группу свободных людей. Просто и естественно их взгляды обратятся к тому среди них, кто владеет сокровищем равновесия, обратятся как к ведущему, особенно в минуту опасности. Магнит ауры равновесия действует незримо. Среди утверждаемых качеств синтетическое значение качества равновесия надо особенно яро понять». (1955:376)
«Запомните: спокойствие – лучший щит, равновесие непобеждаемо. Тяжек обратный удар темных энергий, ударившихся о броню равновесия и отброшенных назад, на своего породителя. В состоянии равновесия пребывая, можно отразить любое нападение темных. Не выдерживают хрупкие оболочки силы ровно горящего пламени. Так задачей ученика является охрана своего микрокосма от вредных воздействий людских и среды окружающей». (1954:27) Потому что «Обуздать неистовство людское можно лишь противопоставив ему непобедимую мощь огней равновесия. Нет такой силы в людях, которая могла бы противостать мощи огней равновесия. … Указую на него как на крайнюю необходимость, как на спасение среди распущенной и распоясавшейся тьмы. Хаосу распущенности противопоставим высшую форму спокойствия и сдержанности. Это ваше сильнейшее оружие и самозащита. Чуете? Говорю о мощи огня равновесия. Она велика, она неимоверна, она динамически парализует силу хаотических черных огней. Храните равновесие любою ценой. Поймите изумительную силу и необыкновенные свойства этого высочайшего качества духа». (1956:284)
«Самою мощной защитою от всяких попыток, невольных и вольных, сознательных и бессознательных со стороны, из внешнего или Тонкого Мира, будет аура равновесия, утвержденного прочно. Не забудьте, что против равновесия никто не силен. И аура равновесия парализует, пресекает в корне и централизует самые ярые и вредоносные темные попытки. Так равновесие считайте мощным щитом. Стоит, Я Говорю, стоит потрудиться над тем, чтобы ауру равновесия установить и утвердить ее крепко. Ведь результаты этих стараний неистребимы. Ощущение равновесия сопровождается радостью духа. Она неотъемлема и независима от внешних условий. Равновесие власть означает над тем, что происходит вовне. Когда оно состоялось, владыка тогда человек своей внутренней мощи, и может тогда он направлять течения плотных явлений. Равновесие прежде всего требует полной победы над собою и обуздания чувств, ибо тот побеждает все, кто самого себя сумеет победить. Все стремятся прийти к победе над жизнью через победу над внешним, в то время как единственно верный и правильный путь – это победа себя и над собою. Но как же прийти к венцу достижений, ибо равновесие есть достижений венец? Утверждаю, Свидетельствую Сам, что маломалейшее созидательное усилие в этом направлении даст непреложно свой плод, что семена заложенные всходы дадут, что надо начать, дабы было к чему Мне Руку Свою приложить. Помогу, но начните, Укажу, но приложите усилие. Поведу, но волей своей устремитесь вперед. Над вами Рука, неужели слепы?! Так утверждаю, что вместе дойдем до полной победы». (1960, 29 янв.) «Скажем еще: равновесие есть основа бытия каждой проявленной вещи, когда центробежная и центростремительная силы материи и энергий, ее составляющих, уравновешены настолько, что сохраняется ее форма. Так же и в случае с человеком: силы интеграции и дезинтеграции уравновешены. Всегда ли это так? Нет. В больном, скажем, туберкулезом, этот баланс нарушен, и дезинтегрирующая сила огней, не сдерживаемая внутренне, не может удержать вокруг центра частицы материи... Они уплывают в пространство. Организм горит, перегорает, и продукты этого несдерживаемого горения уходят из сферы микрокосма. Сила огней не уравновешена внутренне. Мало того, чтобы центр возгорелся, у чахоточных часто он яро горит, надо, чтобы равновесие духа регулировало процесс возжжения. Потому можно сказать, что явление равновесия есть основа бытия человека и его телесного здоровья. О нем не Устану твердить. …Потому Говорю: «Учитесь овладевать огнями своими и властвовать над ними, ибо только послушный вам огонь может быть управляем и направляем по назначению и верно служить человеку». Это возможно лишь при условии равновесия, то есть того внутреннего состояния духа, когда сдержанная и обузданная сила энергии может быть устремлена по любому назначению, как энергия сдержанной плотиной воды на турбины электростанции. Равновесие, сдержанность и самоконтроль неотделимы друг от друга, а также и спокойствие. Значит, равновесие есть качество синтетическое. Машина приходит в движение, имея на чем-то упор. В человеке этот упор делается на его центр, от центра исходит движение, каждое движение духа. Опорой, точкой неподвижности в микрокосме человеческом и будет этот центр. На него опираясь, и – прочно, найдя неподвижную скалу опоры, основу внутри, может мощно устремлять человек свои энергии вовне. Это вечное основание жизни, эта опора внутри, эти Альфа и Омега бытия человека, эта мощь, не знающая предела, явлена в человеке центром утвержденного равновесия, пунктом наивысшего спокойствия и уравновешивания, где царят тишина и молчание, как в центре циклона, хотя могучие стихии и приведены им в движение. Без этого центра даже и циклон не сможет выявить силы свои. Ищите в себе этот мощный центр равновесия и от него уже исходите в действиях ваших. Каждое действие, совершенное в равновесии духа, бесконечно сильнее каждого, совершенного в разновесии. Потому Говорю: «Поймите, что такое равновесие действия». Точно так же, как может быть напряжение покоя, то есть покой, или спокойствие напряженное и активное или же инертное, точно так же, Повторяю, может быть активное, мощное напряжение равновесия, или равновесие напряженное. Мощь Владыки выражается силою напряженного равновесия при полном контроле воли над огнями Его. У Нас царит полное равновесие, мощное, напряженное, не знающее поражений. Мощь равновесия надо понять, прежде чем найти силы в себе яро к нему устремиться». (1956:289)
Да, мощь равновесия надо обязательно понять. Надо понять, что равновесие есть панцирь, защитная броня для наших духовных сокровищ. Жизнь даётся для того, чтобы накопить огненные энергии для созидания вечного огненного тела. И лучше всего сохраняет наши накопления – равновесие. Оно является заградительной сетью ауры человека. Стоит потрудиться над его приобретением.
«Аура охраняется равновесием и спокойствием. Без них нельзя напрягать заградительную сеть и защищать организм от болезней. …Аура растет в напряжении, но это есть напряжение спокойствия, а не беспокойства, ибо в этом случае она не растет, а теряет силы. Таким образом, следует отличать напряжения спокойствия от напряжения беспокойства и бороться с последним со всею суровостью и решительностью. Беспокойство есть отпрыск хаоса. Через него хаос вторгается в сознание и нарушает равновесие». А посему «Пусть будет что будет, но равновесие должно быть удержано любою ценой. Говоря другими словами, лучше все потерять, но удержать равновесие, чем все приобрести, его утерявши. Нет ничего в мире плотном, за что можно было бы и стоило бы расплачиваться спокойствием». /1964:79 (М. А. Й.)/
«Храните равновесие, ибо это лучший панцирь для духа. Им защититесь от самых губительных темных попыток. Кончился Армагеддон, но темные продолжают вредить – такова уж их природа. … При ударах со стороны темных прежде всего нужно проследить за тем, чтобы равновесие не нарушалось, а потом уже о мерах противодействия. Противодействие при нарушенном равновесии не эффективно. Потому прежде всего равновесие. А Учитель Поможет коготки укоротить. Ибо обратный удар неминуем. Злая, коптящая свеча с факелом Моим соприкасается и начинает таять. Много вреда приносят себе идущие против вас. Особенно болезненен обратный удар энергий, толкнувшихся о броню равновесия. Потому равновесие прежде всего». (1955:28) «Следует помнить, что пока спокойствие и равновесие духа не нарушены, бессильна вся тьма и все, идущее против. Малоопытный ученик энергии свои устремляет вовне и вне себя пытается преодолеть противодействующие ему силы и бороться вовне, в то время как в действительности борьба происходит внутри него, и ни о какой победе не может быть и речи, если утеряно равновесие. Преодоленные внешние препятствия при потере равновесия и спокойствия означают поражение. Непреодоленные, непобежденные, но при равновесии полном – победу, ибо против равновесия не устоит ничто и никто. Так распятый Учитель Стал победителем мира, а те, кто взял на себя ответственность за попрание Света – рабами тьмы. Пусть основная забота будет о том, чтобы в тесных, давящих условиях жизни хранить равновесие духа. Заградительная сеть ауры сильна лишь до тех пор, пока равновесие не нарушено. Человек полагает, что нечто происходит вне его, тогда как все, касающееся внешнего, имеет отражение в нем самом, и эти внутренние реакции на воздействие внешнего мира и будут тем, что представляет собою путь человека на Земле. Победный путь означает правильную реакцию сознания, идущую в равновесии и спокойствии полном даже в самых труднейших и невозможнейших условиях жизни, ибо сами по себе они не важны и не имеют никакого значения, но важно, как ответствует на них дух». (1958:216)
Надо очень хорошо понять: «Напряжение спокойствия есть концентрация силы внутри для действия. Побеждает всегда сила, но не слабость. Если хотите всегда победителем быть, силу спокойствия утвердите. Из двух одинаково сильных побеждает более спокойный. Слабый побеждает более сильного, если спокойнее он, слабый. Из двух равновесие сохранивший победитель всегда. Равновесие есть основа, фундамент спокойствия, а спокойствие – аккумулятор силы. Если хотите силы собрать, в осознание ощущения спокойствия погрузитесь, в равновесии утвердившись. Это будет подобно собиранию лучистой энергии в фокус. Его генератором будет равновесие, а формой проявления энергии – спокойствие. Именно в напряжении спокойствия уявляются энергии огненные, как сосредоточенная сила, собранная на острие тарана, наносящего удар. Так соберите силу. Пусть будет она собрана на острие. Удара можно не наносить. Одно острие остановит самое злобное нападение». (1956:878).
«Настойчиво Повторяю: не имеет значения сила людского противодействия или злобы, если встретит она скалу равновесия. Дух, свет удержавший, это таран, разбивающий тьму. Право, любое испытание стоит цены даваемого им урока. Настойчиво Повторяю: не имеет значения волна внешних условий, если спокойствие силою духа удержано. Несмотря ни на что и на что бы то ни было, несмотря ни на какие условия, можно спокойствие всегда сохранить. Не зависит равновесие духа от них. Но если удержано оно, победа, еще одна победа, можно считать, одержана духом над материей. Не то, что происходит вовне, важно, но реакция непоколебимого спокойствия на происходящее. Пусть бушуют вихри и волны внешних явлений, пусть неистовствуют и беснуются люди, спокойствие всеми силами надо стремиться удержать. И тогда, как маг, имеющий волшебный жезл, может управлять человек морем страстей человеческих, бушующим в середине жизни. Поляризовав себя на волне спокойствия нерушимого, можно эти вихри нейтрализовать мощно. Как объяснить, чтобы было понято раз навсегда, что значение и цель явления бурь внешних заключается в том, чтобы равновесие удержать. Можно и должно себя от них отделить, встав как бы в стороне, как бы наблюдающим, как бы не участником, но смотрящим. И смотрящий спокойно со стороны, и принимающий участие в явлении, в нем участия не принимая, остается его победителем и распорядителем. Разве важно, бешенство каких энергий стремится равновесие сокрушить? Но важно, необычайно важно разрубить клубок зла мечом спокойствия духа. Удар внешний принимается сознательно на себя, в центр напряжения, в центр напряженного спокойствия сияющего Камня, и им сокрушается противный вал. Это уже психотехника огненная. Это уже десница воителя духа в действии. Храните спокойствие любою ценой. …Чем больше зло и противодействие извне, тем большее спокойствие и равновесие надо явить. Равновесие – это могучая неодолимая сила. Им вершатся великие дела. Надо же, наконец, понять основу огненной силы, надо же почуять в руках этот рычаг действия силы неизмеримой и не имеющей границ. Так будем, так будем на жизни учиться. Так будем хранить равновесие как сокровище духа, как силу чудесную, силу волшебную, имеющую власть над морем страстей человеческих, над вихрями стихийных явлений, над явлениями материи плотной, как основание или фундамент действия мощного. Без наличия равновесия невозможно ни одно истинно великое действие. Можно ли это сокровище, эту силу чудесную Камня внутри отдать в обмен на что-либо внешнее? Если отдать, то и внешнее, ради чего оно отдано, тоже теряется. Если сохранить, то и внешнее, нужное и необходимое, можно лишь им удержать. Дается нерушимый Приказ Владыки спокойствие и равновесие хранить всеми силами духа. Пусть будет, что будет, пусть ярятся вихри, пусть беснуются стихии, спокойствие надо хранить. Осознать надо отдельность и независимость спокойствия своего от беспокойства и вихрей вовне. Спокойствие командира корабля в бурю или в бою пусть послужит примером. Что будет, если он растеряется и спокойствие утратит? Не будет ли это гибелью судна? Будьте настоящим капитаном корабля своего духа. До гавани надо доплыть». (1955:315) Плыть к гавани помогает Закон Устремления, который тесно связан с Законами Полярности и Равновесия. Каким образом? Попробуем разобраться.
«Живем в мире двойственности и пользуемся законами биполярности. …Маятник духа, качаясь от одной крайности, приходит к другой. Указание о тепленьких, горячих и холодных из той же области противоположений. Надо лишь знать, что течение времени в спиральном движении эволюции всегда приводит явления к противостоящему полюсу. В этом уявляется закон равновесия. Течение кармы и восстановление нарушаемого равновесия стихий идут параллельно, и от закона никуда не уйти. Когда намечается цель устремления, все противодействующее восстает, чтобы ее подавить, но тем вызывает к проявлению новые силы духа, которые при сохранении устремления постоянно растут. Устремление есть питательная среда огненной энергии духа». (1962:466) А равновесие – его защитный панцирь. При яром устремлении неизбежна атака темных и сохранением равновесия побеждаем врага быстрее и с меньшими затратами сил. «Утверждение равновесия, спокойствия, сдержанности и самообладания по отношению к явлениям внешним власть означает над ними. Нельзя овладеть явлением, собой не овладев. Сперва идет освобождение от власти явлений над сознанием, а затем уже утверждение власти над ними. Не может властвовать тот, кто сам находится в чьей-либо власти или под властью чего-то. Владыка своей мощи – он, утвердивший равновесие духа. Не о властвовании над людьми, но о властвовании над собой и явлениями Говорит Учитель. Эта власть означает господство над энергиями звездных лучей и подчинение их воле. Звезды влияют, но не управляют человеком. К победе над звездными влияниями Учитель Ведет. Уже не раз побеждали их силу. Победа над собою эту победу над ними дает». (1957:399)
Победа над собою – это власть над оболочками своими, приведение их в полное равновесие. Особенно важно удержать в равновесии астрал. Этот паяц любит питаться бурными эмоциями, которые мечутся от одного полюса к другому. Но «…двуполюсность чувств и эмоций порождает свои неумолимые, противоположные им следствия, замыкая сознание в круг неизбежности. Лучше, пусть лучше замолкнет астрал и равновесие заменит его беспорядочные колебания. Бесстрастие не есть равнодушие, но власть над неуемными и беспрестанными движениями астрала. Ведь совершенно не важно, из-за чего волнуется астральная оболочка, ибо повод им всегда будет найден, но важно, чтобы воля постоянно держала его на узде. Где найти слово, чтобы лучше втолковать, чтобы выжечь в сознании понимание того, что астралу совершенно безразлично, из-за чего приводить себя в движение, лишь бы оно происходило. И если нет никаких внешних или внутренних причин, то он их создаст и заставит сознание реагировать на движения, происходящие в нем. Но должен замолкнуть астрал, обузданный властной рукою. И одним из подходов к овладению им будет метод погашения эмоций на одном из полюсов их манифестации. Конечно, выбирается полюс более легкий для нейтрализации. Например, Указуется: не привязывайтесь ни к чему, и вам нечего будет терять, не радуйтесь слишком, и слез будет меньше, и не обременяйте друзей громадой доверия, чтобы после не разочаровываться в них. Словом, не позволяйте эмоциям и чувствам ярко вспыхивать на положительном полюсе, чтобы не вызвать неизбежность их возникновения на отрицательном, восстанавливающем нарушенное первичной эмоцией или чувством равновесие. Сколь ярки, увлекательны, приятны и радостны ярые вспышки астральной любви на положительном полюсе, и сколь печальны, темны и горьки становятся они, когда на теневом и отрицательном неизбежно восстанавливается нарушенное равновесие полюсов. Никто не хочет видеть неизбежности противоположного полюса вещи единой. Слепцы! Мудрость же видит оба конца, обе стороны, и знает, что закон равновесия должен быть соблюдаем всегда, хочет того человек или нет. Однобокое личное счастье людей по природе своей конечно, ибо за ним неумолимо стоит тень его антитезы». (1961:51)
Конечно, лучше радоваться, нежели печалиться. Но лучше всего не метаться от одного полюса к другому. Ведь «Движения астрала состоят из волнообразных колебаний: подъем и падение волны, улыбки и слезы, довольство и недовольство, радость о чем-то и о том же печаль. Каждым чувством и ощущением утверждается его противоположность. Это постоянное метание сознания от одного полюса к другому и от одного состояния к его антиподу утомительно и нецелесообразно. …Люди постоянно находятся в потоке эмоций одного из полюсов, но не знают, как этим управить. А управить возможно, нужно лишь знать, с какого взяться конца. Цель – утвердить равновесие, уничтожив явление разновесия. …Астрал должен быть приведен к молчанию. Это возможно лишь при условии погашения уявления эмоции на одном из полюсов, дабы на другом они, не имея своей противоположности, не могли уже проявиться. …Если уничтожить чувство удовольствия от наличия какого-то явления или обстоятельства, когда оно возникает, то тем самым уничтожается и огорчение, если оно перестает существовать. … Потому и угашаются вспышки астрала на положительном полюсе, чтобы отрицательный не был в состоянии уявиться, не имея своей противоположности, ибо все явления двойственны. …Без равновесия согласованности не достичь. Быть одинаковым в горе и радости, в холоде и тепле, голоде и сытости, бедности и богатстве, неудаче и удаче – искусство Архата. Как им овладеть – путь Указую. Иначе земные радости утопят в печалях, а улыбки – в слезах. Даже свою печаль и радость о вас Мне отдайте. Мы Утверждаем радость особую, радость мудрости, радость сверхличную – космическую, не погруженную одним полюсом в тень, ибо там свет без тени. Печаль или радость о мире не есть явление астрального порядка, ибо лишены биполярности низшей. Когда замолкают три низшие, триада другая, которая выше, сияет и сияет при молчании трех. Лучше в спокойствии полном выслушивать самые приятные вести, чем лить слезы потом о неприятном. Лучше земные дары равнодушно встречать, чем печалиться при их утрате. Лучше, лучше удерживать равновесие духа во всех случаях жизни». (1959:222) «Даже при приближении Владыки лучше явить полное спокойствие, как это ни трудно, чем содрогаться в пароксизме слезоточивых эмоций. Такое Общение будет особенно плодоносным. Говорю о моменте лицезрения Учителя Света. Подготовить к тому себя можно лишь в жизни и жизнью. Так снова и снова приходится возвращаться к тому, что основа продвижения – равновесие духа. Решение правильное: когда мятущиеся энергии духа приходят в движение и как бы разрушают сознание, хорошо сесть в спокойном месте и властной рукой собрать их воедино, как бы в ядро, и, приведя таким образом к повиновению или в равновесие и установив над ними полный контроль, распоряжаться ими уже по своей воле. Этот процесс необычайно реален и нагляден. Будто все воды каналами воли собираются в один водоем для полного и планомерного использования их рабочей волны. Так же точно и полководец, собрав войско, руководит им, посылая силы по нужным заданиям. Можно ли управлять мятущимися войсками, разбегающимися в разные стороны? Именно упорядочение и спокойствие энергий устанавливается прежде всего. Войско, которым овладело беспокойство или паника, уже не войско, а сброд. Так же и человек, раздираемый мятущимися в нем энергиями, уже не человек, а игрушка и жертва всевозможных случайностей и влияний. Потому Говорю: при всех условиях и обстоятельствах спокойствие и равновесие духа – основа победы над ними. И первая забота при встрече волн жизни – это забота о том, чтобы встретить их в равновесии полном. Равновесии и осознании своей силы! Ибо равновесие духа и есть эта сила, могущая встретить все и все преодолеть. Следовательно, достижение и утверждение равновесия будет означать овладение огненной силой, концентрацию которой и дает равновесие утвержденное.
Много определений дается качеству спокойствия и равновесия, но обычно упускается самое главное, а именно: равновесие есть овладение волей и подчинение ей огненных энергий духа и возможность их эффективного применения во всех условиях жизни и здесь, и там. Если бы люди знали, что дает это качество, яро они устремились бы к тому, чтобы его утвердить. Даже физическое здоровье есть результат равновесия духа. Можно даже ощущать, как укрепляется оно и становится стабильным, когда беспокойство не сотрясает системы». Поэтому «Когда болезнь, то есть неуравновесие, проникла внутрь, стремитесь восстановить равновесие в астральной и ментальной оболочках, и физическое равновесие, или здоровье, придет как следствие упорядочения движений в астрале или ментале. Конечно, всякое неуравновесие, прежде всего, незаметно подбрасывается темной рукой. О ней не забудьте, с болезнью борясь. Sana mente in corpore sano /здоровый дух в теле здоровом (лат.)/, но и наоборот, ибо равновесие духа и телу здоровье дает». (1962:299) А посему, «Всею силою духа стремитесь к равновесию. Даже любовь, лишенная равновесия, немногого стоит. О любви было сказано много, о любви к Учителю Света. Но пусть и она уявляется в равновесии полном. Ее спазматические припадки не дадут достижения. Поймите: терзаемы жизнью и людьми только с тою лишь целью, чтобы могли уявить утверждение спокойствия и равновесия. Если попробуете на самое беспокойное проявление немощи человеческой ответить спокойствием полным, немощи людской поможете яро, а себя освободите от неизбежной необходимости звучать с ней в унисон, то есть терпеть великий ущерб духу. Сострадание заключается вовсе не в том, чтобы, будучи затянутым в воронку астрального вихря чужого сознания, с ним созвучать на волне отемнения, а в том, чтобы в полном равновесии вихрь этот встретив, силою равновесия его нейтрализовать и потушить, а пораженное им сознание успокоить, и утраченную им силу ему вернуть, и поднять его до себя. Равновесие – великая сила, научитесь пользоваться ею сознательно. Когда волны противных явлений устремляются на вас, в брызги они разлетятся, ударившись о скалу равновесия непоколебимого. Иногда даже не требуется никаких действий или поступков, просто надо усилить напряжение равновесия. Так и запомните: равновесие напряженное. Это меч, поднятый для удара. Это молния духа, готовая сверкнуть, это луч разящий, вспыхнуть могущий, но еще не посланный, это воин, одетый доспехом для борьбы и вооруженный как должно, это лук, напряженный, чтобы послать стрелу Света, это качество, которым Владеют Владыки. Это то качество, которым надлежит овладеть вам. Равновесие духа – это ручательство победы». (1957:165)
Потому что «Явить равновесие в минуту темную – значит победить враждебную силу. Пусть эта победа не будет видна сразу, пусть кажется, что ничто не достигнуто, но следствие не замедлит себя явить. Люди побеждаются мощью равновесия, которое, уявляясь внутри и будучи направлено как бы на внутреннее состояние микрокосма, тем не менее яро и мощно воздействует на ауру попытчиков с негодными средствами. Много их было, и много их будет, пытающихся потушить пламя духа. Обратный удар мощи равновесия неодолим. Это не есть активно наносимый удар психической энергии, но автоматические воздействия огненного аппарата на организм невежды, неосторожно коснувшегося огня и обжегшегося на огне». (1954:289)
Утвердивший равновесие – победитель всегда еще и потому, что «При равновесии заградительная сеть являет собою непрободаемый панцирь, о поверхность которого ломается самый крепкий клинок. Удар, нанесенный со стороны, отскакивает от него и бьет бумерангом по нанесшему». (1962:431) Конечно, каждому из нас до полной победы себя над собою еще ох как далеко… Ведь эту победу равновесия, спокойствия нужно одержать во всех трёх телах. Ибо «Полное спокойствие троично. И утверждение его идёт во всех трех началах одновременно. …Спокойствие тела физического, астрального и ментального, спокойствие движений, чувств и мыслей является в сущности своей трехликим. …Нельзя, утвердив его в одном из трех, полагать, что нечто уже достигнуто. Достижение может быть лишь тройственным. Но спокойствие, явленное в одном из трех, явно влияет и на остальные. Потому, приводя к молчанию какую-либо из оболочек, об их взаимосвязи не следует забывать». Будем помнить еще и о том, что «Равновесие тела облегчает устанавливать равновесие духа. Первое тоже необходимо поддерживать, избегая крайностей, могущих его нарушить. Вино, курение, отягощение желудка, нечистый воздух и многие другие условия, конечно, сильно влияют и нарушают его. Трудно утвердить одно без другого, но равновесие духа все же важнее, ибо после овладения телом с ним уже не приходится очень считаться и находиться у него в рабской зависимости. И все же тело требует ухода, забот и внимания. Аппарат, или инструмент, духа должен содержаться в полном порядке. Нервные, например, движения нехороши хотя бы только потому, что допускают произвол тела и его активность помимо воли. Тело позволяет поддерживать равновесие внешнее. Внешне человек может быть неподвижен и совершенно спокоен. Затем идет ступень равновесия астрального, когда эмоции и чувства приводятся в спокойное состояние. Затем равновесие ментальное, когда мысль, подчиненная воле, плавно течет или работает в установленных волею рамках, под ее полным контролем. Это трехаспектное равновесие и будет до известной степени полным. За первым спокойствием идет второе, за вторым – третье, и все они объединяются в гармонии трех. Но мысль всех первее, мысль – над всеми, и мысли принадлежит ведущая сила. Поэтому при утверждении телесного спокойствия следует начинать с мысли. Точно так же и молчание может быть трехстепенным, и сдержанность тоже. Три естества в человеке обуславливают эту троичность утверждения качеств». (1966:564)
А в утверждении качеств, как мы знаем, важнейшая роль принадлежит воле. Поэтому «первое условие - это: движение в оболочках допускается с разрешения воли и в определенных рамках, волей ограниченных. Вопреки воле проводникам вибрировать не разрешается. Обуздывается разнузданность бесконтрольных движений: так называемые нервные движения и жесты просто недопустимы бессмысленностью растрачиваемой энергии. Их можно уподобить открытому клапану воздушного шара, через который вытекает газ, нужный для подъема. … Правильно стыдиться выражать необузданно свои эмоции, чувства или мысли. Им совсем не следует появляться вовне, на поверхности микрокосма, зеркало отражения которого должно быть всегда спокойным и гладким. Спокойствие трех нужно для того, чтобы при молчащих оболочках высшее могло выявиться. В спокойствии тела, астрала и ментала Великие Учителя Свершали в миру Высшее Служение человечеству. Они Выполняли долг свой земной, но и кесарево Отдавали Кесарю, но величия спокойствия своего вибрациями оболочек не Нарушали. «И Говорил Он как имеющий власть» - так было сказано о Спасителе. Какую власть, над чем и над кем? Много бродят люди вокруг и около, не понимая, что победа достигается лишь победой над собой и что дух, свой микрокосм победивший, приобретает и устанавливает власть не только над ним, но и над всеми энергиями, и в нем заключенными, и вне его находящимися. А так как в микрокосме человеческом заключены все энергии мира в явном или потенциальном состоянии, то и власть установленная тем самым распространяется и на всё, что вовне. Так величие спокойствия и равновесие суть атрибуты власти огненной воли человеческого духа над миром внутри и вовне. Огненную волю утвердим в жизни и в действии. В сумерках каждодневности зарождается и утверждается величие огненное. Спокойствие есть венец духа, венчающий чело победителя материи (низшей)». (1953:88)
Чтобы убедиться, что это высшее качество утверждено, обязательно посылаются человеку испытания. «Спокойствие духа испытывается на всем и утверждается при всех и всяких условиях. Если в одних или при одних условиях и обстоятельствах человек спокоен и хранит равновесие, а при других его теряет, значит, равновесие ещё не установлено и спокойствие духа не обретено. Утверждаемое качество всегда подвергается испытанию, дабы видел обладающий им, что оно не только введено, но и испытано. Без испытания можно стать обладателем ложных качеств — явление, в ученике недопустимое. Испытания даются, чтобы ученик предстал перед Учителем и самим собой в истинном свете накопленных им энергий. Зная свои накопления и силу утвержденных в прошлом в микрокосме энергий, можно, не боясь их и не чувствуя себя их рабом, спокойно и твердо приняться за их искоренение. Именно сознание рабства у слабостей или недостатков своих уничтожается в корне. Делаю не потому, что раб, но с соизволения воли, принимая на себя сознательно и смело последствия допущенного. …. Эту ступень утверждения воли над каждым поступком, каков бы он ни был, надо утвердить в сознании прочно. И только когда воля твердо и непреклонно взяла бразды правления в свои руки, можно приниматься за искоренение, или изживание, нежелательных качеств под давлением воли. Иначе не борьба и победа, но терзания, раскаяния и потеря душевного равновесия». (1953:87) Все мудрецы всех времён и народов говорили всегда, что наилучший путь есть золотая тропка между двух крайностей. Равновесие и есть эта золотая тропинка.
«В разные века люди называли равновесие – «Срединный Путь», «Золотой Путь», «Весы Мудрости», «Великий Ритм», «Надземное Дыхание». В то же время, невежды уверяли, что равновесие есть не что иное, как равнодушие. Впрочем, даже понятие Нирваны не избегло различных злотолкований. Люди не умели понять, что Нирвана есть высшее гармоничное напряжение; такова же судьба и ложного толкования равновесия. Между тем, именно теперь Мир нуждается в Весах Мудрости. …Можно заглянуть в глубины сердца лишь при истинном равновесии … ибо равновесие есть прозрение и напряжение всех энергий. Так не забудем равновесие, как верного моста к Миру Надземному. Мыслитель советовал: «Сотките крылья равновесия, тогда не упадете в бездну». (Надземное, 820)
Золотой путь равновесия нужно выбирать постоянно. Особенно в движении по Пути духа. Современное человечество сейчас живёт больше рассудком, интеллектом. Но «Рассудок есть водитель недоразумения. Рассудочное мышление осуждается, но и безрассудочные действия осуждены. Значит, есть какая-то сила, которая должна дополнить деятельность рассудка. Сердце должно быть верховным судьей. Оно, как совесть народов, будет вносить равновесие. Рассудок не есть равновесие». (Братство ч.1, 385) Вывод отсюда простой: лучшим будет опять золотая середина - совместное равновесное решение сердца и рассудка.
Золотая тропка равновесия необходима и при соединении воли своей с Волей Учителя. «Нужно иметь большое равновесие, чтобы признать разумность Нашего Водительства и не покалечить свою свободную волю. …По своему частичному разумению люди настаивают на своих мероприятиях, но ученики Наши никогда не пресекают насильственно решение Учителя. Они понимают, как сгармонизировать свою свободную волю с Нашим решением. …Явленные лучшие вожди народов имели такое равновесие, и тем легче было преподать им Наше решение». (Надземное, 25)
Для нас, вставших на путь Агни Йоги, очень важна золотая тропочка равновесия и при несении этого Учения людям. «Нелегко найти равновесие между хранением и распространением. Люди начинающие стремятся выдать все узнанное, не задумываясь о последствиях. Много бедствий порождено такими неразумными выдачами, но опыт кует меры благоразумия. Только со временем можно найти истинные пути распространения. Путь трудный, когда нужно понять, насколько собеседник может вместить. Мы ценим, когда панацея отпускается в нужную меру, ни больше и ни меньше. Можно припомнить случаи, когда после длительного собеседования задавался вопрос, доказывавший полное непонимание слушателя. Также могли последовать выводы большего вреда. Вместе с тем Мы советовали, что книги Учения могут быть положены на перепутье, чтобы они сами нашли судьбу свою. Так Мы указываем на особые пути распространения. …В древности говорили: «Поспешай медленно» – такое бережное равновесие будет сопряжено с посылками книг Учения. Можно видеть по столетиям, как Учение, Нами даваемое, следует, распространяясь. Массы народные начинают прозревать». (Надземное, 76)
Равновесие во всём находить очень трудно. Его часто путаю с бездействием. Но «Инертность, бездеятельность, лень так же убийственны для продвижения, как и безудержное пылание, а также духовное даяние сверх меры законной. Нужна середина, aureo medio древних, золотой путь, путь срединный. Не умеренность, но равновесие, не напряжение беспокойств и волнений, но напряжение спокойствия или спокойное напряжение. В первом случае – явление необузданной стихии, во втором – та же сила, но обузданная волей и приведенная к повиновению. На пожаре и в доменной печи проявляется сила огня, но в условиях разных – без контроля и под контролем. Обузданные человеком стихии служат ему, необузданные и вышедшие из берегов приносят бедствия и разрушения». (1960, 13 дек.) Всё внешнее обуздывает человек лишь внутренним равновесием. Поэтому к утверждению в себе этого столь важного качества обязательно надо стремиться. Любое усилие в этом направлении не пропадёт даром. О Равновесии в книгах Учения Живой Этики и Гранях Агни Йоги говорится очень и очень много. Приводить здесь всё просто нереально, да и неразумно. Каждый должен самостоятельно поработать с книгами. Но еще несколько фрагментов, открывающих важные аспекты этого очень важного Космического Закона, привести хочется.
«Великий Закон равновесия предусматривает все, и если в чем-то одном человек чего-то лишен или в чем-то урезан, то тем самым он приобретает возможность преуспевать в чем-то другом. Слепота физическая – великое несчастье, но слепые развивают в себе тонкое зрение до такой остроты, а также и другие чувства, что закон равновесия компенсирует утрату и полное возмещение осуществляется. (Ярчайший пример этому - болгарская прорицательница Ванга) И так во всем. Поэтому можно сознательно перестать сетовать на судьбу и на трудные условия жизни. Эти трудности и лишения создают те самые условия, которые когда-то и где-то явятся явным благословением с радостью для испытавшего их. Дело в том, что в мире двойственных противоположностей один полюс явлений всегда служит причиной и обуславливает рождение, или манифестации, другого. Потому в земной радости уже скрыто горе, в благополучии – лишение, в жизни – смерть, в молодости – старость, в расцвете – увядание, в славе – забвение, в утрате – получение, и так без конца. И это следует понять хорошо, чтобы, будучи уявленным на нежелательном полюсе условий, знать, что закон равновесия обязательно вызовет к жизни условия противоположные. Итак, лишение в одном является ручательством получения в чем-то другом, и в степени, равной силе лишения. Можно ли потому огорчаться чем бы то ни было, если ведом закон компенсации и возмещения. Правда, это не избавляет от страданий и печали. Но печаль будет в радость, а страдание есть неизменнейшее условие возжжения огней, этой высшей радости и высшего достижения человека. В мире страданий приобретает себя человек и строит себе сияющий доспех духа, неразрушимый и вечный, в огне закаленный, в котором и будет он пребывать в Мирах Высших период времени, по протяженности своей с жизнями на Земле несоизмеримый. Наградой человеку является пространственная жизнь в теле Света на просторах Беспредельности». (1955:13)
Как в мире человеческом, в микрокосме, так и в планетном масштабе работает Закон Равновесия. «Когда планета теряет свое равновесие из-за потери духовного понимания, то неминуемо то, что ждет планету; ибо нет кармического следствия без причины и нет причины без следствия». Обязательно сработает Закон Равновесия. И «Проявление, которое вызвано утерею духовных устремлений, конечно, даст те импульсы, которые принесут планете возрождение. Явление физических перемен даст планете понимание Агни Йоги. Упадок финансов даст переоценку ценностей. Искажение религий даст искание нового духовного подвига, потому, истинно, крушение старого мира есть новое утверждение, ибо на явлении новых ценностей Мы даем миру спасение духа». (Иерархия, 374)
Уже много раз говорилось о том, что все Законы Космоса очень жизненны – исполнение их облегчает и улучшает нашу жизнь. И Закон Равновесия – в том числе. Исполнять его в жизни – значит, утверждать в себе это столь труднодостижимое качество. Наши Мудрые Учителя объясняют, для чего нам необходимо качество равновесия, как и когда им нужно пользоваться. «Для полного овладения собою нужно очень много знать. Знание даже на первых ступенях очень помогает. Например: усталость можно прогнать напряжением воли, что требует траты сил. Но можно – переменив работу и вызвав к деятельности другие центры. Результат будет тот же, но метод более прост и естествен. Растратой сил можно себя обессилить нецелесообразно. Встречая ярое противодействие, неопытный воин пойдет напролом, а опытный, сохраняя полное равновесие, мимо пропустит волну, и разредивший себя противник окажется бессильным продолжать нападение. Так равновесие может оказаться мощным нейтрализатором враждебных энергий. Если бы поняли люди, какая несломимая мощь заключается в явлении равновесия, устремились бы пламенно его утверждать. Так, утверждающий равновесие есть побеждающий мощно. Стремитесь к равновесию, желайте равновесия, достигайте равновесием, утверждайте его превыше и поверх многих других качеств духа». /1971:786 (М. А. Й.)/
Еще одно практически важное знание о равновесии в связи с нашим здоровьем из книги «Братство»:
«Условимся о значении понятия покоя. Около него наслоилось множество неверных и вредных толкований. Люди привыкли считать покой бездействием, таким путем он превращается в психическое расслабление. Самое разлагающее для психической энергии будет бездействие. Всякая духовная неподвижность будет утомлять, но не возрождать. Врачи предписывают отдых, успокоение, явление бездействия и полагают, что в мертвенном состоянии можно восстановить силы. Но те же врачи понимают, что упадок сил происходит от нарушения равновесия. Так покой есть не что иное, как равновесие. Но равновесие есть равномерное напряжение энергии. Только таким путем можно возродить и укрепить силы. Не в том дело, что равновесие будет приобретено в пустыне или городе, главное заключается в постоянном напряжении. Путь напряжения есть путь стремления, иначе говоря, путь жизни. Несовершенство врачей предостерегает об израсходовании сил, но они расходуются при неуравновесии. Наоборот, равновесие будет одной и лучшей панацеей». (ч.1, 44) Так «Духовное равновесие может помочь искоренить многие заболевания». (М.О. ч.3, 416) Равномерное напряжение энергии необходимо не только для того, чтобы сохранить здоровье, но и для того, чтобы выжить в грозное время приближения Эры Огня. Так открывается еще одна тема - Равновесие и напряжение грядущего Огня.
«Друг Мой, нужно ли напоминать о том, что напряжение огненное в пространстве вызывает нагнетение событий – причина и следствие. Организм человеческий должен как-то отвечать на пространственное воздействие, и организм отвечает. Люди – создания пространственных лучей. Лучи же и отвечают. Огнеотзывчивость человека есть свойство его организма. Только реакция эта выражается в форме различной в зависимости от уровня сознания. Низкое сознание даст реакцию низкого качества и низких огней. Потому Хочу поднять общий уровень сознаний человеческих, дабы реакция общепланетная не была разрушительна в своей сущности. Если Свет, который Принес миру Спаситель, вызвал во многих бешенство и ярость низших огней, злобы и ненависти, то можно представить себе, как могут воздействовать на сознание масс идущие огненные волны. Их нельзя отвергнуть или не принять. Неведомо и незнаемо проникают они в центры человека и вызывают реакцию явленную. Тяжко напряжение в мире, и тяжко мятутся люди. Нельзя встать в стороне от воздействий огненных. Огонь или обновит и спасет, или сожжет и уничтожит в зависимости от состояния нервной системы человека. Сеть обычная необычного тока напряжения не выдерживает. Так же и нервная сеть человека – сеть света – и у организма не выдержит нагнетения огненного, если не подготовлена к тому соответственно. Не только все слабое перегорает, но и все злое, и все нечистое. Нужно очищение нервной сети, чтобы огонь воспринять безболезненно. Лучшим фильтром для огненных волн будет спокойствие и равновесие. Призма спокойствия поможет распределить пространственные волны огня, льющиеся в организм, гармонично, не нарушая его правильной поляризации. Если обычные неприятности нарушают эту поляризацию энергий в центрах, то что же тогда можно сказать об огненных волнах. Никому и ничему не дозволено нарушать спокойствия духа, ибо в равновесии духа спасение наше. Пусть люди делают, что хотят, пусть мучают и терзают вас, пусть низость свою являют, но вы, сделав все возможное, явите равновесие спасительное. Зачем же беспокоиться о невозможном, если вы не в силах ему помочь? Но равновесие и спокойствие ваши вы в силах охранить и сохранить при всяких условиях, как бы ни бесновались и неистовали окружающие вас. Тьма тоже хочет выявиться в разложении своем. Именно, дайте ей выявиться, чтобы потом, когда напряжение ее неизбежно ослабнет, подавить лучами света. Храните спокойствие любой ценой во дни напряжения огненного, что крайне необходимо. Щит спокойствия охраняет и защищает надежно. И придут, и отяготят вас, и будут дергать сознание ваше на тысячу ладов за тысячи нитей, но равновесие удержите, но сохраните спокойствие, ибо спасение в нем».
Так «Равновесие будет знаком спасения, неуравновесие – смерти, болезней и конечного саморазрушения. Новое Небо и Новая Земля не для всех, но для могущих вместить новые лучи в рамках согласованности духа. Эти же самые творящие и благодетельные лучи, войдя в сферу несогласованного внутренне микрокосма, разнесут его на части и разрушат, пережигая провода энергией несгармонизированных токов. И нельзя уже будет помочь им, единение и согласованность не принявшим. … Разрушители разрушены будут. Сами разрушат себя. Напряжение пространственных энергий усилится еще более. Его надо выдержать, призвав равновесие. Нужно, чтобы в каждом человеческом аппарате огонь смог сочетаться с плотью. В противном случае, как и с Землей, взрыв неизбежен». (1954:382)
Итак, Равновесие есть спасение от грядущего Огня. «Башня духа прочно может стоять лишь на этом основании. Во Мне обретете и то, и другое. Владыка пусть Будет основою спокойствия вашего. Ибо, когда колеблется все, непоколебим лишь Владыка. Ищите во Мне напряжение ее равновесия и Утвержу его вам прочно и непоколебимо». (1954:119)
В приведённых выше словах открылась еще одна тема: опора Равновесия – Иерархия.
«Будем яро защищать равновесие своего микрокосма от вторжения хаоса. Он подстерегает каждый момент слабости или неуравновесия. Опора одна – Иерархия. Храните равновесие превыше всего. В нем спасение от вихрей, потрясающих пространство. В нем защита от зла». /1972:340 (М. А. Й.)/ Есть еще одна очень важная тема, относящаяся к Закону равновесия - Равновесие и непротивление злу.
Надо очень хорошо уяснить, что «Ученик не являет собою беззащитной овечки. Защищаться и можно, и должно, иначе разорвут и растопчут. Если бы Мы не Охраняли Наших людей, давно были бы все растерзаны. Гнилая идея непротивления породила много заблуждений. О том, чтобы внутренне не реагировать на волну зла, Говорилось, а не о том, чтобы допустить до уничтожения себя ею. Если явлено равновесие мощно, то идущая волна тьмы разлетается в брызги, не причинив вреда. В этом смысле только и можно понимать внешнее непротивление, когда сильный и уравновешенный пламень внутри создает непрободаемую защиту. Если же защиты не явить, ущерб и поражение неминуемы. Вражеский удар по беззащитной ауре может быть столь силен, что после него не подняться. Защищаться надо всегда. Говорят часто о том, что полученные знания и силы нельзя употреблять на самозащиту. Это тоже неверно. Человек каждый данный момент являет собою результат своих достижений. В словах, мыслях и поступках выражаются эти достижения. Отвечая на удары, он, помимо воли, применяет свои огни. Это законно. Но стрела посылается с улыбкою и, конечно, без всякой злобы или других низких чувств. Ни чувства мести, ни недоброжелательства, ни злобы не должно быть уявлено при защите или ответном ударе. И то, и другое совершается в полном равновесии и спокойствии. Равновесие – это страшная сила, нейтрализующая неодолимо все противодействующие энергии. Главное – не быть затянутым в воронки астральных вихрей супротивников своих. Главное, не дать чувствам, обуревающим их, в собственном сознании проявляться. Очень заразительны эти эмоции, и несправедливость, совершаемая с их стороны, легко может вызвать нежелательные чувства. Вот их-то и не следует допускать. Именно, сохранить спокойствие и равновесие, видя творимую несправедливость, надо любою ценой: и действовать можно, и отвечать можно, но в полном равновесии духа. Если вызваны в астрале нежелательные эмоции, это будет уже поражением, ибо оставляет ауру открытой для дальнейших и усиленных враждебных воздействий. Но ударившись о броню равновесия, злое сознание обожжется жестоко и уже не будет повторять враждебных попыток. Состояние равновесия – это великая защита. Его надо хранить. При всяком столкновении надо прежде всего думать о нем. Не о том, что причинена неприятность, об этом после, а именно о том, чтобы равновесие не было поколеблено. Ибо при нарушении его остается человек беззащитным. Силу утвержденного равновесия при ударах надо в себе осознать. Огорчения, омрачения и все прочие чувства указывают на то, что защитная броня пробита и внутренняя сущность открыта врагу. Зачем же питать его своими собственными излучениями. Пусть уже лучше попитается он своими и почувствует результаты самоотравления. Сила обратного удара энергий, толкнувшихся о броню тероса, очень болезненна, и пославший их беззащитен против своих порождений, вернувшихся к нему и сделавших его своей жертвой. Недаром говорится о горячих угольях над теменем злоделателя. В этом же смысле понимается и воздаяние добром за зло. Когда энергия зла от определенного человека устремляется на вас, встретьте ее в равновесии и взамен пошлите спираль светлого агни, свет вместо тьмы, добро вместо зла. Так в молчании и непротивлении внешнем поражается зло, и враг, нанесший удар по броне равновесия, уподобляется человеку, со всей силой вломившемуся в открытую дверь, которая казалась ему крепко закрытой. Неминуемо падение и разбитый нос с силою, прямо пропорциональной натиску. Представьте себе, что вы со всей силой наносите удар молотом по наковальне, на которой лежит нечто, что вы хотите сокрушить, и представьте себе, что в момент падения молота наковальня исчезла и фундамент под ней. Не на собственные ли ноги придется удар и не собственное ли падение будет результатом? Вот именно, подобное непротивление злу и имелось в виду, когда было Сказано не противиться злу. Зло предоставляется самому себе, а также породителю его. Защищаясь броней равновесия, человек не оставляет в своей сущности ни одного места, по которому может быть нанесен удар, и удар падает впустую, сбивая наносящего его с ног, лишая его равновесия и делая его совершенно беззащитным и поверженным в прах. Не может быть сентиментальных чувств к зложелателям темным. Их цель вас растерзать. Потому защищайтесь всеми способами, всеми мерами, всем знанием, всем умением, но в Свете. Ни одно темное излучение, мысль или эмоции не должны окрашивать вашей ауры. Акбар Великий говорил преступникам: не можешь жить более дня, и – они умирали. Но говорил Он без злобы и каких бы то ни было личных чувств. Бесстрастие и равновесие духа дают право на многое. Своими огнями приходится встречать волны, идущие из внешнего мира, и своими же их погашать, не подчиняясь их тону – психотехника утончения, требующая большого опыта и понимания процесса. Храните равновесие превыше всего. Это то основание, на котором лишь и может устоять человек среди вихрей и ветров земных. Храните его со всей бережностью, со всей зоркостью, со всем пониманием». (1955:523) Ведь равновесие – один из самых драгоценных камней нетленных духовных сокровищ. «Лучше потерять все, нежели равновесие духа, ибо утрата равновесия означает потерю всего. И если все достояние, все сокровище внутри человека, то сколь же трагична утрата его. Огненное сокровище нуждается в охране. Расточители его этого не понимают и тем наносят себе непоправимый вред. Ибо деньги можно скопить и вещи приобрести, но что наполнит опустошенную сокровищницу духа? Живые мертвецы, бродящие по лику планеты, ярким свидетельством служат, к чему приводит огней угашение в духе. Без огней нет жизни. Вот почему кристаллы накопленных в Чаше огней называются Сокровищем Огненным, Камнем чудесным, носимым Носителем Света в груди». (1957:225) Мы живём в полярном мире. И у равновесия есть полюс противоположный. «Равновесие и разновесие – антиподы. Нельзя понять первое, не усвоив сущность второго. Равновесие есть собранность в центре всех энергий микрокосма человеческого, так чтобы внешне они не проявлялись в своей двуполюсности. Личная радость обуславливает и вызывает неизбежность личного горя. Равновесие не допускает ни того, ни другого. Астрал приводится в состояние покоя. Никакими воздействиями извне не дозволяется выводить полюса из состояния покоя. Назовем этот покой сдержанностью. Сдержанность – один из аспектов равновесия. Спокойствие – один из основных. Молчаливость – тоже. Соберем все признаки и свойства великого качества равновесия, ибо вопрос идет о том, чтобы устоять перед вихрем. Все внешние неуравновесия природы ничто по сравнению с неуравновесием пространственных незримых энергий. Астральные бури и вихри могут причинить бедствия еще более худшие, нежели наводнение или ураган. От этих последних еще можно как-то защититься, но как защититься от психических вихрей, носящихся по планете. Не ими ли вызывается безумие людское и человеконенавистничество и ярое стремление к разрушению. Равновесие духа – щит и защита от пространственного неуравновесия». (1962:431)
Поэтому «Спокойствием и равновесием полным учись ответствовать на хаос вовне. Крепко скажи себе: «Равновесие утверждаю, несмотря ни на что». Схлынет волна, но равновесие останется с тобою и с тобою пребудет, и если в такие моменты удалось удержать, то сколько же легче хранить его будет, когда успокоятся волны. Удерживай сознание в напряжении крайнем, но в спокойствии полном. У Нас царит равновесие нерушимое, не нарушаемое, не могущее быть нарушенным ничем. Немыслимо даже подумать, чтобы равновесие Владыки нарушено было, ибо это повлекло бы за собою планетные бедствия и катастрофы. Это – в большом, но то же и в малом. И если твое равновесие духа чем-то нарушено будет, это тоже не пройдет незаметно, не оставляя следа. Где-то и кто-то получит удар стихийной волны и пострадает. И удар этот будет равен огненной силе твоей, уявляющейся в моменты полного равновесия духа. При достаточной силе его оно, нарушенное, может вызвать ураган или вихрь, смести чьи-то посевы или смыть чей-то дом, или обрушиться на горный поселок, или вызвать болезни».
Безумства стихий, что творятся сейчас на земле, - не ярое ли доказательство этому? Обезумили люди в неуравновесии своём. Несдерживаемые выплески эмоций можно наблюдать всюду: на стадионах и дискотеках, в зрительных залах и на уличных шоу, в домашних ссорах и кулачных спорах в парламентах разных стран… А уж сколько неуравновесия вносят участившиеся теракты и непрекращающиеся религиозные войны… Неуравновесие людское вызывает наводнения и пожары, ураганные ветры, бури и смерчи. Всё это от непонимания людьми значения равновесия. «Для ничтожеств спокойствие есть бездумие и безразличие, но для сильных оно будет высшим напряжением, в нем скажется расширение сознания, мудрость и мужество. Таким образом, спокойствие есть выявление великого потенциала. К нему нужно сознательно готовиться…» (Надземное, 682) И всегда помнить: коль неуравновесие сознаний невежественных вызывает такие следствия, то «неуравновесие духа в том, кто идет по пути к Архатству, чревато большими следствиями. Вот почему заповедано хранить равновесие любой ценой тому, кто идет за Владыкой». (1958:303) Еще один аспект Равновесия, о котором не стоит забывать. Это – общение с Высшим, умение слушать Голос Безмолвия. Без равновесия это невозможно.
«Процесс Общения огнен по своей природе. Чем сильнее огненное напряжение при устремлении к нему (то есть к Общению), тем более ощутительны результаты. Сущность напряжения надо понимать. Первое условие его – спокойствие. Именно спокойствие напряжения требуется утверждать при Общении. Но часто напряжение выражается именно в беспокойстве, то есть в нарушении равновесия, и тогда следствия Общения неудовлетворительны. Чтобы не допустить Общения с Учителем, темные прежде всего стремятся нарушить равновесие всевозможными выдумками и злоухищрениями. Цель неприятностей, создаваемых ими, заключается именно в этом. Потому храните равновесие превыше всего. Не позволяйте очередным выдумкам тьмы лишать вас спокойствия и внутренней гармонии. Ярая злобная радость у них, когда видят, как поникают огни сердца и угашается Свет. Равновесие духа есть самая мощная защита от злых». (1971:470)
«Равновесие и спокойствие можно напрягать всегда. Высшей формой спокойствия будет тишина молчания, когда начинает звучать Голос безмолвный. Голос Безмолвия и будет высшей формой Общения. Чтобы овладеть явлением безмолвия, надо сперва научиться напряжению спокойствия в действии и равновесия во всех условиях, даже самых беспокойных, тревожных, суетливых и шумных. Нет таких обстоятельств, когда бы напряженного спокойствия нельзя было явить. Учитесь напрягать это качество до предела, ибо его напряжение будет напряжением внутренних огней. Напрягайте огни торжественно и смело, ибо силою огней победите». (1956:862)
Хочется упомянуть еще об одной грани Закона Равновесия. Действию Космических Законов подчинены все формы Жизни. На Законе Равновесия строится жизнь таких больших форм, как галактики, солнечные системы, планеты. И наша Земля – не исключение. Но не понимает этого невежественный человек и всячески нарушает хрупкое равновесие планеты, опустошая недра, опутывая планету сетью всевозможных энергетических нитей спутников, ракет и станций, производя атомные, нейтронные и прочие взрывы в атмосфере и в глубинах земли… «Вызванные энергии вращаются в пространстве. Не дано знать предела распространения этих энергий, но может произойти перегружение пространства. Энергии, насильственно вызванные, могут составить опасность катаклизма. Уже известны примеры таких катастроф, вызванных необузданной алчностью человечества. Невозможно указать, когда может произойти перегружение пространства, но можно предвидеть увеличение такой опасности. Междупланетные токи могут быть чрезвычайно тяжкими, но не в них заключается опасность. Токи пространственные не лишены равновесия, но неразумие свободной воли может выпустить пожирающих чудовищ, и тогда равновесие нарушится. Люди могут гордиться, что в их власти нарушить планетное равновесие». Но стоит ли этим гордиться?! Ведь «Они могут вызвать такие пожирающие энергии, что пустоты пространственные могут возрасти». А пустоты грозят обвалами и страшными разрушениями.
«Люди напрягают энергии, не считаясь с тем, что каждое начало имеет и конец. Пушечная стрельба может вызвать дождь, но это будет одним из самых примитивных воздействий. Люди замечают, что радиоволны могут производить смущение атмосферы, и, тем не менее, число аппаратов увеличивается без ограничения. Нет дела фабрикантам, какие болезни они порождают. Замечаются раздражения слизистых оболочек, также злокачественные опухоли, но среди причин человечество не ищет свое самоволие. Оно не думает, что появятся новые жертвы, которые будут расплачиваться жизнью. Можно наверное сказать, что каждое Наше предупреждение будет встречено насмешкой. Невежды бывают разные: одни по безграмотности, другие по учености; вторые очень опасны, ибо не признают возражений. Невозможно с ними говорить о Надземном, но они должны бы знать, что единая капля переполняет сосуд». (Надземное, 405) Как в большом, так и в малом. И в микрокосме человека малая капля единая тоже может переполнить сосуд – нарушить равновесие. Что же может быть такой каплей? Вот что говорится об этом в книге «Надземное»:
«Урусвати знает дар равновесия. Человечество в неведении пытается всеми мерами нарушить этот ценный дар. Среди многих вредителей не забудем двух карликов безобразных – уныние и раздражение.Если они так вредоносны, то почему называть их карликами? Причина проста, ибо каждый, даже малосильный человек, может победить их, если захочет. Поистине, малы причины раздражения и уныния. Каждый может устыдиться, вспомнив о допущенном слабоволии. … Глупцы считают, что равновесие есть нечто холодное, мертвенное. Они не могут понять вибрации напряженные и ритмы движения восхождения. Но пока они на Земле не осознают вред омрачения их прозрений, они будут шататься в области Надземной. Потому напомним при каждом случае, о вреде раздражения и уныния. … Как туман, окутывают они омраченное сознание. Человек с трудом понимает, как неразумно он нарушил ценное равновесие. Мыслитель говорил: «Кто впадает в раздражение и уныние, не может мыслить о Беспредельности». (835)
Итак, подведем итоги сказанному: «При растущих энергиях духа неуравновесие становится совершенно недопустимым, ибо растущие силы могут растерзать своего носителя. Поэтому при росте потенциала духа – равновесие прежде всего. Утрата его хотя бы временно, хотя бы ненадолго простительна для обывателя, но недопустима в ученике и является преступлением, если допущена Архатом. Потеря равновесия у Нас вызвала бы нарушение равновесия стихий и катастрофу. Так по лестнице Иерархии увеличивается ответственность перед планетой и человечеством за внутреннее состояние сознания. Ответственность Владыки велика. Нужно сердцем понять губительные следствия потери власти над собою и неумения или нежелания собою владеть. Всякая степень их вредоносна безусловно. Что бы ни творилось вокруг, как бы ни были тяжки токи, спокойствие можно хранить, если осознать губительный вред нарушения равновесия. Ничем и никак нельзя себя оправдать, если должная ступень овладения собою не явлена. Пусть будет радостно или тяжко на душе, весело или тоскливо, но пусть состояния духа в спокойствии уявляются. Ведь через то, что непреложно определено кармой, придется все равно пройти. А раз иного выхода нет, то лучше всего через все неизбежное пройти в спокойствии духа. Дается возможность близкого подхода к овладению этим великим качеством. Пусть все действия и душевные движения в спокойствии уявляются. Действуйте, ищите, творите, чувствуйте и переживайте, но храните равновесие нерушимое. Многое допустимо и многое губительных последствий не имеет, если сохранено спокойствие. Вихри, порождаемые неуравновесием в движениях астральной оболочки, приходится горько искупать в Мире Надземном. Во имя хотя бы своего надземного существования надо хранить равновесие. Всякое страстное нарушение его создает астральные вихри, которые рвут дыры в пространстве и вовлекают в воронки свои породившее их сознание, когда дух освобождается от тела. Потому Говорю: «Храните равновесие любою ценой». Лучше потерять то, ради чего теряется равновесие, и остаться спокойным, чем потерять само равновесие. Потерянное можно вернуть, но ущерб, нанесенный духу, оставляет глиф на ауре и вихревые кольца в пространстве. Невидимый ущерб больше и значительнее видимого. Храните равновесие. Нет ничего в мире, ради чего стоило бы его утерять. Власть над собою есть высшая власть, которой возможно достичь человеку. И эта власть неотъемлема. И эта власть не зависит от произвола людского. И эта власть огненную силу дает вершить Дело Учителя. Без этой власти нет Великого Служения». (1955:40)
|