header
header
header
header
header    
header Главная arrow 6. Духовно-психологические практики Агни Йоги arrow 5. МЕДИТАЦИЯ В ЭПОХУ ОГНЯ: АГНИ ЙОГА О МЕДИТАЦИИ
Заочная школа Агни Йоги
1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги
2. Основы мировых религий и эзотерических учений
3. Агни Йога об управлении собой
4. Агни Йога о Женщине
5. Изучение и жизненное применение Агни Йоги
6. Духовно-психологические практики Агни Йоги
7.Современная наука о Боге, Мироздании и человеке
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
5. МЕДИТАЦИЯ В ЭПОХУ ОГНЯ: АГНИ ЙОГА О МЕДИТАЦИИ E-mail

Наше последнее апокалиптическое время было определено Спасителем как эпоха весьма опасная для всех духовно слабых и неустойчивых людей, как время полное соблазнов и лжепророков. Реальность подтверждает это великое предсказание, сделанное два тысячелетия тому назад. Действительно, сегодня, когда наша страна и весь мир переживают, может быть, наиболее мощный за всю историю человечества всплеск интереса к духовно-мистической сфере, отчетливо вырисовываются тупиковые пути и ловушки духа. Попробуем разобрать наиболее типичные заблуждения в области духовного совершенствования человека, раскрытия его тонких способностей и сил, ограничив поле зрения проблемами нашей страны.

Первым, наиболее бросающимся в глаза небезопасным для духа подходом является распространившееся повсюду увлечение чисто экстрасенсорными методами развития человека. Было бы глупо выступать против экстрасенсорики огульно, поскольку за ней стоит не мираж, а реальность существования в человеке и реальном мире пока еще неизвестных науке тонких энергий и сил. Более того, рост числа людей, обладающих экстрасенсорными способностями, не случайность, а отражение глубинных процессов эволюции планеты, вступившей, согласно серьезным эзотерическим представлениям, в новую фазу, суть которой — сближение плотных, видимых форм материи и жизни с невидимыми, космическими. Однако, те конкретные формы, которые в нашей стране принимает массовое увлечение экстрасенсорикой, зачастую не имеют ничего общего с подлинной духовностью. По сути дела, это — черно-белая, а чаще всего темная и даже черная экстрасенсорная магия. Люди бросаются к упрощенным методам развития скрытых психических сил, не оснастив себя знанием подлинных религиозно-мистических или эзотерических традиций. Между тем, любая серьезная традиция утверждает, что процесс раскрытия дремлющих психоэнергетических сил и ресурсов всегда имеет прочную опору на нравственность. Без предварительного этического преображения пробуждение психоэнергетики невозможно. Более того, оно опасно. Еще древнегреческая неоплатоническая традиция говорила о двуедином характере процесса совершенствования: с одной стороны, катарсис, моральное очищение, а с другой стороны, экстазис, выход за пределы себя к другим, более высоким духовно-энергетическим возможностям. Опасность чисто энергетического подхода — в его искусственности, в незнании глубинных законов духовной алхимии человека, в неподготовленности большинства людей к восприятию высоких энергий. Когда человек подходит к проблеме психоэнергетики, как культурист к штанге, с желанием «накачаться», «увеличить биополе» или, что еще хуже, стремится с помощью этого самоутвердиться в обществе, это кристаллизует в нем психологические недостатки и затрудняет его дальнейшую эволюцию. Попросту говоря, если человек, развивающий психоэнергетику, ленив и одновременно не борется с ленью,то в результате механической накачки энергия начинает «подпитывать» его отрицательные свойства, и он становится еще более ленивым, внутренне тяжелым, неподвижным. Если человек раздражителен, он становится еще более вспыльчивым и неуравновешенным. Кроме того, искусственные, не подкрепленные глубинными знаниями экстрасенсорные методики развивают в человеке наиболее грубые виды психической энергии, которые деформируют тонкие структуры тела и центры такого неудачного ученика.

Другой небезопасной тенденцией для духа является некритическое, с элементами фанатизма погружение в современные модернизированные виды йоги, психотехнические методы и неомистические культы (сахаджа-йога, мантра-йога, кришнаизм, движение трансцедентальной медитации, ребефинг и т.п.). Многие из данных методов, претендуя на якобы присущую им древнейшую посвятительную традицию, на самом деле являются эклектическими псевдорелигиями, созданными для облегчения европейского восприятия, и потому, безблагодатными системами. Как правило, они не имеют хотя бы каких-либо общих идей и соединительных звеньев с национальными традициями и культурами народов нашей страны и в силу своей беспочвенной природы не могут быть усвоены глубоко и органично. Кроме того, большинство подобных методов построены на каком-либо одном приеме или методе, применение которого должно привести, по замыслу учителей этих учений, к состоянию озарения и сверхсознания. Но серьезные школы духа, напротив, утверждают, что богопознание не может быть достигнуто одним-двумя методами или приемами. Бог, Высшее, Абсолют, по представлениям эзотерических доктрин, — это кристалл с бесконечным количеством граней. Достижение полноты слияния с Высшим невозможно без «напряжения всех сил», как утверждала Е. И. Рерих, и предполагает многосторонность усилий. Выдающийся мудрец и подвижник Индии Рамакришна говорил, что нельзя быть узким при постижении Творца, что он сам хотел бы познавать Бога разнообразными методами и способами и в разных формах. Даже строгое православие имело многообразие молитвенных методов в общении со Всевышним, «художество из художеств», как называли византийские отцы церкви практику умного делания. Подобное многообразие не есть размытость духовных критериев, а мудрость, подкрепленная опытом тысячелетий. Когда человек следует лишь одному приему общения с Высшим, это быстро приводит к стереотипу духовной работы. Ученик научается управлять собой в каком-то одном аспекте и, думая, что он уже достиг совершенства при помощи данного метода, прекращает внутреннее движение, критерием истинности которого обязательно будет постоянная самопроверка: а правильно ли я двигаюсь? Не забыл ли я о главном в самодовольстве или в ошибочности подхода?

Схожесть двух описанных тенденций духовного совершенствования (вульгарная экстрасенсорная магия и современные псевдорелигии Востока и Запада) состоит в механичности подхода к Просветлению. Сегодняшнему прагматически мыслящему человеку невдомек, что Высшее недостижимо, если к нему подходить в духе прагматической нацеленности на успешную карьеру. Как правило, люди не хотят запасаться достаточным количеством духовных знаний, добиваться серьезных высот в эзотерическом образовании, глубоко изучать собственную внутреннюю природу с ее достоинствами и недостатками, очищать себя от нравственных пороков и несовершенств. Вопросы этики как бы пролистываются такими людьми, наподобие страниц книги с описаниями природы, чтобы быстрее подойти к какой-нибудь детективной сцене. Современному человеку некогда, он стремится достичь просветления самым быстрым и комфортным путем, не меняя ни одной привычки. Но в итоге этот путь оказывается наидлиннейшим, самым тяжелым.

Но каковы же тогда наиболее высокие и наиболее истинные пути совершенствования для тех, кто интересуется духовной работой, молитвенно-медитативной практикой, психоэнергетикой? Во-первых, к таким наиболее надежным путям, правильность которых проверена тысячелетиями, следует отнести пути религиозных традиций. Прежде всего, это христианство, ислам, буддизм в своих классических формах. Конечно, для нашей страны такую роль играет православие — надежный органичный путь духа, истинность которого подтверждена всем ходом нашей истории и духовным подвигом многих тысяч отечественных подвижников. Этот путь вмещает в себя и улучшение нравственных сторон человека, и прикосновение к духовным силам благодати. Другой путь, появление которого обусловлено кризисными условиями настоящего времени, связан с огненным провозвестием XX века Учением Живой Этики (Агни Йоги), синтезирующим сокровенные древние знания Востока с научными достижениями Запада. Об Агни Йоге, учении, возникшем в результате сотрудничества Н.К. и Е.И. Рерихов с Великими Учителями Востока — Гималайскими Махатмами, сегодня написано достаточно много. Мы подробнее остановимся на определенном аспекте учения: проблемах духовного пути, особенностях духовной работы человека над собой в апокалиптических условиях последнего столетия, специфике агни-йогической медитации и методах развития психической энергии. Ведь учение носит двойное название, а значит, продолжает уже обозначенную ранее древними традициями линию на двуединый процесс совершенствования — этику и психоэнергетику.

Многие люди, искренне интересующиеся рериховским наследием и прочитавшие о вреде чисто механических способов повышения психоэнергетического потенциала, нередко ограничивают свою работу с учением чисто культурной, пропагандистской программой — показом слайдов и выставок, беседами на этические темы. Конечно, и это приносит большую пользу, но один лишь культурологический подход не может объединить высокое учение. В точности так же, как представители православия всегда выступают против попыток свести его значение к культурному наследию, настаивая на богооткровенном характере этой религии, серьезные последователи Живой Этики не должны представлять это учение людям в виде культурно-морализаторской доктрины. Эту мысль неоднократно выражает и само учение, утверждающее, что оно не отвлеченная этика, а Огненная Йога, предполагающая овладение высокими тончайшими энергиями, детальную духовную практику, психотехнику и психомеханику (совокупность методов внутренней работы человека над собственной психикой). Все эти цели недостижимы без воспитания мощного, йогически организованного, способного к управлению собой сознания Агни Йога. Важнейшее ядро духовной практики, ведущее к подобной йогической организации сознания во всех эзотерических учениях (и Огненная Йога здесь не исключение), составляет медитация.

Вокруг отношений Агни Йоги к медитации сформировался достаточно устойчивый миф, основанный на невнимательном изучении рериховского наследия. Его суть состоит в том, что Агни Йога отрицает медитацию, что медитация вредна и бесполезна. При этом приверженцы подобной точки зрения само понятие медитации трактуют либо в зауженном виде, как классическое отключение от мира с закрытыми глазами в статической позе, либо, наоборот, чрезмерно расширенно, включая в него такие оккультные процедуры, которые по сути не имеют ничего общего с серьезной медитативной практикой (например, выход в астрал, суггестивно-гипнотическая или экстрасенсорная магия, медиумические сеансы и т.д.). В действительности, вопрос об отношении Агни Йоги к медитации неизмеримо сложнее. Медитация — слишком серьезное понятие, имеющее многотысячелетнюю историю, чтобы вычеркивать его из духовного арсенала или просто списывать в архив. Известно, что при оценке серьезных явлений Агни Йога никогда не пользуется одномерной догматической логикой, утверждающей только восторженное «да!» или говорящей гневное «нет!». Напротив, логика учения диалектична и включает в себя всю необходимую сумму «да» и «нет» в конкретной определенной пропорции применительно к конкретному явлению. Чтобы разобраться в оценке медитации, предоставим слово самой Агни Йоге, приведя несколько цитат из учения и писем Е.И Рерих.

 

1. Общее отношение к медитации.

«Вы спрашиваете, продолжать ли вам медитации. Все, что способствует концентрации мышления, очень полезно и следует всячески поощрять к четкости и кристаллизации мысли. Именно сейчас столько хаотического мышления, и нужно всеми способами научиться собирать свои мысли, не допускать непроизвольных скачков их. Последовательность в мыслях и действиях так необходимы для расширения сознания. Прочла вашу медитацию. Тема о мысли так обширна, истинно мысль есть Вселенная. Поэтому хорошо развивать эту тему во всей ее всеобъемлемости, стараясь ее как можно больше конкретизировать. Также полезно размышление, насколько мысль есть творец Кармы». (Е.И. Рерих, 26.04.34.).

«Также понимаю, что вы придерживаетесь избранного вами метода для подготовления себя к медитации. Все духовное настолько индивидуально, что именно каждый должен почуять сердцем, что ему ближе и следовать ему» (Е.И.Рерих, 11.09.37.).

 

2. Молчание как вид медитации.

«Урусвати понимает значение молчания. Но какое это должно быть молчание? Люди думают, что не произнесение звука уже есть молчание. Но для истинной мощи молчание должно охватывать и наполнять все существо, тогда приходит общение с Высшим Миром, и образуется усиленная энергия. Мы знаем эти часы прилива энергии. Можно утверждать, что такое молчание есть самое высокое напряжение.

Следует приучаться к такому качеству, каждый постепенно приобретает его. Можно проследить в разных жизнях, как накопляется познание энергии. Человек от любого своего состояния может начать углублять свои возможности. Чем скорее он приступит к умножению своих познаний, тем лучше.

Когда в Нашей Башне царит молчание – значит, происходит особое напряжение. Общение с Высшим Миром есть почерпание новых сил. И Нам, и всему сущему нужно такое накопление. Ошибочно полагать, что Нам не нужно обновление энергии. Уявляю Нас с человеческой стороны, чтобы тем более скрепить связь с человечеством. Мы вовсе не желаем представиться заоблачными Существами, наоборот, Мы хотим быть близкими к людям Тружениками. Так пусть складывается близость, которая может быть преддверием сотрудничества, оно особенно нужно» (Агни Йога "Надземное", 89).

«Можно прибавить самое полезное упражнение, помолчать и направить мысли на высшее. Чудная теплота разливается, ведь не нужен огонь пожирающий, но высшая творящая теплота» (Агни Йога "Мир Огненный", 516).

«Мудрый садовник не сожжет любимый цветок. Молчание иногда наполнено разрядами и светами, но может быть молчание глубокое, когда ничто не шелохнется — которое больше?» (Агни Йога "Мир Огненный", 518).

 

3. Отключение от мира (ступень пратьяхары в традиции Раджа Йоги) как вид медитации.

«Еще один значительный опыт. Приучайте себя не видя смотреть и не слыша слушать. То есть, умейте настолько устремлять взор в духовные области, что даже несмотря на открытые глаза, не видеть стоящего перед вами. Или несмотря на явный шум, через открытые уши не слышать его. Этим физическим испытанием можно много продвинуться в психическом зрении и слухе...» (Агни Йога "Иерархия", 68).

 

4. Медитации на образ Учителя.

«Когда сознание ваше подскажет вам необходимость иметь постоянное Изображение Владыки, сядьте тогда в покойном месте и устремите взор на избранное Изображение. Но помните, что следует решиться бесповоротно, ибо постоянное Изображение в случае предательства будет постоянным укором. После пристального смотрения на изображение закройте глаза и перенесите Его в третий глаз. Так, упражняясь, получите живое Изображение и будете ощущать особенное трепетное нагнетание сердца. Скоро Изображение Владыки будет неразрывно с вами. Можете испытать себя против солнца и также будете видеть Владыку перед собой, иногда без красок, но потом жизненно и даже в движении. Молитва ваша потеряет слова, и лишь трепет сердца наполнит ваше понимание...» (Агни Йога "Иерархия", 89).

«… Многие чудные вещи близятся. Можно понимать их по желанию и по сознанию, но еще легче понимать их через Лик Учителя. Если можете представить в сознании своем Лик Учителя до полнейшей отчетливости, то можете перенести свое сознание в Его сознание и как бы действовать Его силою. Но для этого нужно видеть Лик Учителя отчетливо до малейших подробностей, чтобы Изображение не дрожало, не искажалось, не меняло очертаний, что часто бывает. Но если после упражнений сосредоточения удастся получить стойкое Изображение Учителя, то можно иметь через это достижение большую пользу и себе, и ближайшим, и делам.…» (Агни Йога "Иерархия", 90).

«…Нужно мысленно устремляться ко Мне, это самое необходимое стремление. Учитесь не только постоянно иметь перед собою Мое Изображение, но и толкать мысли по линии Иерархии. Как на лодке закидывают якорь, чтоб подтянуться к нему, так и, закидывая мысли по линии Иерархии, мы двигаемся неуклонно. Никто не явит сомнения, что лучший путь – спешить к лучшему» (Агни Йога "Сердце", 217).

«Нужно полное очищение внутреннего существа, ибо только при полном очищении возможна усиленная деятельность этих центров. Главное - нужно очиститься от лукавства, самомнения и обиженности и утвердиться на спокойствии и отсутствии страха. Последнее так легко, когда в сердце живет страстная любовь к Нашему Владыке. ... После краткой молитвы или сердечного устремления к Владыке начать прислушиваться к встающим мыслям в мозгу и немедленно записывать их. Необходимо приучить себя к полной концентрации на Облике Владыки, без этого нельзя ожидать скорого успеха. Если трудно сконцентрироваться продолжительное время, пробуйте хотя бы десять минут, постепенно удлиняя время. Мысли будут вставать четко и безостановочно. Все могут приобщиться к такому упражнению, даже недолгая концентрация, но полная, на Облике Владыки уже многому поможет. Конечно, необходима некоторая воздержанность от обильной пищи и, главное, от жирной пищи, от масла и сахара. Также лук нежелателен» (Письма Е.И.Рерих, 10.08.52.).

 

5. Медитация на предмет. Концентрация на предмет.

«Если ясность Лика Учителя ставит нас в ближайшее с Ним сотрудничество, то и каждое яркое изображение предмета в нашем третьем глазу делает его близким и доступным. Одно из условий древней магии было научить яркости предметов, вызываемых нашим внутренним представлением. Если предмет вызван с полностью всех линий и красок, то его можно применить для ближайшего воздействия. Можно как бы владеть им. Независимо от расстояния можно управлять им и приближать его возможности. От самых обыденных предметов до далеких планет можно употреблять это воздействие. В нем нет ничего сверхъестественного, но как бы отождествляется двойник и притягивается живая соединительная нить. Можно постепенно развивать в себе эти способности на обычных предметах, замечая при этом, что когда создается ясное воображение, то получается особенная трепетная вибрация, подобная воздействию магнита...» (Агни Йога "Иерархия", 91).

 

6. Отношение к динамической жизненной медитации.

«Еще одно полезное упражнение. Попробуйте писать двумя руками и одновременно разное. Или попробуйте одновременно диктовать два письма и вести два разговора. Попробуйте одновременно управлять мотором и вести беседу о сложных решениях. Пробуйте не начинать ссоры, когда неустойчивое настроение вашего собеседника требует вашего раздражения. Пробуйте многие примеры раздвоения вашего сознания. Пробуйте, чтобы ваша энергия могла свободно «проливаться в нескольких направлениях...» (Агни Йога "Иерархия", 69).

Цитаты на данную тему можно множить до бесконечности, но и приведенное показывает, что Рерихи и сама Агни Йога понимали медитацию весьма широко, в ее многих разновидностях и что отношение учения к приведенным видам медитативной практики самое положительное. Можно найти в учении и другие свидетельства положительного отношения к медитации, например, высокая оценка духовно-мистических систем, основу которых составляет медитативная практика. Агни Йога советует обратить внимание на дзенские монастыри, сохранившие остатки высокой дисциплины, существеннейшей составляющей которой является, как известно, медитативная практика: и статическая, и динамическая.

«Полезно наблюдать всюду следы дисциплины. Среди коллективной, сознательной дисциплины нужно обратить внимание на японские монастыри Дзен. Редко где сохраняются без принуждения Иерархия и сотрудничество. Нужно понимать дисциплину как организованное, свободное сотрудничество. Среди приемов воспитания сердца свободная организация сотрудничества имеет значение. Но пока притаится где-то принуждение, не может быть разумного сотрудничества и желательного следствия. Но поспешим с пониманием сотрудничества. Невозможно надеяться на расцвет и победу, где разъединение. Примем эту истину как Указ» (Агни Йога "Сердце", 571).

Учение рекомендует всем заинтересованным в экспериментальном создании уплотненного астрального тела изучать опыт древнекитайской медицины, близко подошедшей к этому достижению. Медицина эта была по преимуществу даосской. Между тем, любой человек, внимательно штудировавший даосские тексты, мог видеть, что даосизм предлагал своим последователям «выплавлять» в самих себе «золотую пилюлю бессмертия», тождественную уплотненному астралу, с помощью системы медитативных методов. Агни Йога, по сути, поощряет и оккультную, и герметическую духовно-медитативную практику, рекомендуя тренировать свою волю с помощью характерной для этой традиции концентрации на предмет. Н.К. Рерих в своих статьях («Держава света» и др.) приводит целую гирлянду цитат, описывающих христианскую, относящуюся к исихазму медитацию — тишина сердца, безмолвие, замедление дыхания, отключение мыслей. Е.И.Рерих в письмах давала высокую оценку медитативным методам тибетского буддизма, относя их к области «высшего психизма». Она писала, что если в тибетской традиции встречается «ученик, обладающий сильной волей и чистотой сердца, то его достижения бывают значительны. Особенное внимание обращается на развитие сосредоточенного мышления, на полную концентрацию мыслей на избранном предмете. Такие концентрации и медитации составляют самую важную часть духовного воспитания».

«О необходимости сосредоточения Говорил часто. При проблемах сосредоточение является необходимым качеством сотрудников. Являть сосредоточение нужно во всех малых делах. Явление сосредоточения в древности считалось явлением первостепенной важности. Все Учения твердят о явлении сосредоточения, считая его необходимым качеством» (Агни Йога "Мир Огненный" 3, 430).

И наконец, четвертая книга Учения — «Знаки Агни Йоги» — начинается с приветствия «старшей Раджа Йоги», матери всех медитативных методов, и подчеркивает, что правильное естественное развитие сил духа у Агни Йога неизбежно делает его Раджа Йогом.

Есть мнение, что Агни Йога выступает против коллективной медитации. Однако, и это мнение основано на недоразумении. Уже говорилось о положительной оценке учением дисциплины дзенских монастырей, одним из существеннейших стержней которой была практика коллективных медитаций дзен-буддистов, проводимых в одном зале. Учение утверждает, что совместная мысль двух родственно настроенных людей оккультно увеличивает свою силу в семь раз и рекомендует создавать духовное содружество, занятое ростом психической энергии и силы очищенной мысли. Оно рекомендует изучать также опыт групп, сгармонизированных какой-то творческой деятельностью (например, певческие народные хоры) и тем накапливающих психическую энергию. Опыт таких групп, чья деятельность представляет собой неосознанную динамическую медитацию, очень полезен для общин, ведущих духовную работу. Подобное изучение и гармонизация медитации могут достигать колоссальных результатов. Агни Йога утверждает, что «систематически спаянная группа из 12 человек может управлять галактическими процессами». И наконец, важнейший метод коллективной медитации, принимаемый и приветствуемый в Агни Йоге, — совместные мысленные посылки, осуществляемые гармонизированной группой людей для очищения пространства.

«Урусвати знает, насколько Мы настаиваем на единении. Люди думают, что это наставление имеет лишь нравственное значение, но они не понимают, что единение есть умножение энергии. Можно представить, насколько Нам легче помогать, когда имеется дружное единение, ведь происходит сбережение энергии. Она напрягается в одно место, и такая концентрация дает яркое усиление энергии.

Пусть люди приучатся понимать, что каждое нравственное указание есть и научный совет. Повторяю эту истину, ибо вижу, что даже читающие Учение не применяют это к жизни.

Но, кроме умножения Нашей помощи, единение есть как бы насос пространственной энергии. Люди забывают, что их энергия при сотрудничестве увеличивается в несколько раз. Такая прогрессия может быть вычислена, и люди еще раз могут убедиться, что доверено им в земной жизни. Убедить можно лишь научным путем. Пусть ученые покажут, как возрастают сложенные силы. Явно пусть убедятся, что сотрудничество есть лучшая магия. Но пусть даже незнающие о Нас подумают – может быть, где-то находится ценный источник энергии, который можно приложить к жизни. Каждое такое допущение уже будет приближением к Нам.

Мыслитель понимал, что сила человека не может быть исчерпана, если он помыслит о высшем Источнике» (Агни Йога "Надземное", 385).

Все вышеприведенное свидетельствует о том, что и сами Рерихи, и Великие Учителя Востока блестяще знали медитативные традиции различных времен и народов, признавали полезными многие виды медитации, не ограничивая свой взгляд классической сидячей позой. В то же время было бы неправомерно утверждать, что отношение Агни Йоги к медитации однозначно апологетическое. Есть такие виды медитативных практик, которые оцениваются Учением либо как вредные, либо как недостаточно эффективные методы. К вредным видам Учение относит: 1) всевозможные психотехники, искусственно облегчающие выделение астрального тела; 2) усиленную пранаяму и медитацию, связанную с задержками дыхания; 3) механическую концентрацию внимания на тех или иных чакрах или центрах без высоких духовных установок; 4) подъем энергии Кундалини без предварительного нравственного очищения, развития воли и самопознания; 5) медитации, основанные на чисто умственных мозговых образах Высшего без участия сердца и проводимые в отравленной тонкой атмосфере больших городов. Согласно Агни Йоге, вредными эти медитации считались потому, что они основаны на подмене естественного духовного пути механическими искусственными упражнениями, что нарушает психологическое равновесие человека и, в условиях загрязненной психосферы мегаполиса, может пагубно отразиться на его здоровье и психике.

«…Каждый понимает, что естественное действие выше искусственного. Но именно об искусственном действии написано гораздо больше, нежели об естественном. Нельзя отрицать, что искусственное проявление изучено подробно, начиная от времен древних. Но теперь, на границе двух эпох, пора обратиться к естественному методу проявления всеначальной энергии.

Человек древних времен был много грубее, и для касания тонких энергий требовались механические ритмы и ритуалы. Теперь же, когда нервная система значительно утончилась, можно вспомнить, что воля и мысль суть естественные атрибуты человека – так они должны быть использованы естественно» (Агни Йога "Надземное", 209).

«Вы не будете изумляться Моему подтверждению, что черная магия необычайно развивается. Конечно, это одно из оружий противников Света. Они собирают сознательных и бессознательных сотрудников. Заклинания, гримуары и все накопления темных применяются широко. Кроме темных центров, ранее вам указанных, возникают многие малые круги, часто основанные на самых примитивных ритуалах, но общий вред велик. Конечно, белая магия обладает сильнейшими формулами – но поверх всех формул стоит энергия сердца. Все формулы и заклинания предполагают механические приготовления, оставаясь в пределах низших учений. Но теперь, когда силы тьмы так ополчились, им противопоставляются силы сердца. Можно заметить, как постепенно ритуалы белой магии сводились к высшим понятиям Огня и сердца. Темные не располагают этими твердынями. Лишь чистое сердце может действовать. Лишь связь с Иерархией Света может порождать негасимые огни. Так, противопоставление сердца всем темным силам будет знаком победы. Подтверждаю мощь сердца, и вы на себе знаете, как близко и сильно это оружие Света. Без пылания сердца не приблизиться к сфере огненной. Посвящение Огнем предстоит лишь чистому сердцу» (Агни Йога "Сердце", 556).

«Мы не одобряем искусственных и механических достижений. Все лучшее приходит естественно. В древности, когда природа человеческая была грубее, нужно было допускать искусственные способы, чтобы поддержать связь с Высшим Миром и дисциплинировать свободную волю. Но ясно, что человек может знать все числа, запомнить все священные имена, может знать все тайные значения алфавита и все-таки мало сделать для эволюции человечества…» (Агни Йога "Надземное", 246).

«На Западе появилось множество йогов, престидижитаторов, учителей, магнетизеров, оккультистов, которые вращаются около явлений воли. Прекрасно умножая свои монеты, они за сходную плату каждого учат, как улучшить материальные условия, как располагать к себе людей, как приобретать влияние в обществе, как вести дела, как диктовать множество приказов и как делать из жизни подкрашенный сад. Развивая волю, некоторые из этих учителей как бы следуют по правильному пути, но они не указывают цель этого странствования и тем служат лишь ухудшению безобразных условий жизни.

Сильная воля, работающая на усиление ветхих предрассудков, не есть ли истинный ужас? Сколько напряжения потрачено будет на этих неооккультистов, чтобы уничтожить вред их духовного разврата! Имитаторы Хатха Йоги еще будут наименьшими по вреду.

Учение, прежде всего, не продается — это древнейший закон. Учение дает цель совершенствования, иначе оно лишено будущего. Учение минует личные удобства, иначе оно будет себялюбием. Учение предусматривает украшение бытия, иначе оно потонет в безобразии. Учение всегда самоотверженно, ибо оно знает, что есть Общее Благо. Учение почитает знание, иначе оно есть тьма. Явление в жизни Учения происходит не среди выдуманных обрядов, но по основанию опыта. Считаю, Учение проходит путь вне шелухи пережитков.

Радость есть особая мудрость». (Знаки Агни Йоги, 404)

К недостаточно эффективным для изменяющейся эпохи медитативным методам Учение относит западные приемы суггестии и гипнотического внушения, основанные на жесткой мозговой воле и сверлящем взгляде гипнотизера (что уступает восточной целительной науке сердца), а также длительную классическую медитацию в неподвижной позе. Причина устарелости этих методов — в недооценке новой эволюционной роли сердца, а также в уходе от жизни, между тем как нынешний этап эволюции планеты предполагает активное созидательное участие Агни Йога в делах мира.

«Понятия воли должны быть твердо осознаны и разграничены. Мозговая воля сделалась оплотом Запада, тогда как Восток остался в твердыне сердца. При внушении гипнотизер Запада употребляет волю, напрягая центры конечностей и глаз, но эта эманация не только скоро исчерпывается, но и приносит утомление и, главное, действует на очень незначительном расстоянии. При волевых посылках невозможно пространственное достижение. Но сердце Востока не нуждается в напряжении конечностей, не нагнетает без нужды энергию, но шлет свои мысли без ограничения места. Сердечное внушение, как естественный канал сообщения, не наносит вреда внушающему и принимающему. Западный способ постоянно заметен извне, но восточное делание не имеет ничего внешнего, наоборот, внушающий не смотрит на получающего, ибо в сердце имеет образ назначения. Много несомненных преимуществ сердечного делания, но для него нужно прежде всего осознать значение сердца» (Агни Йога "Сердце", 74).

Мощь сердца преодолевает решительно все. Сердце может знать смысл событий дальних. Сердце может летать, укрепляя нужные союзы. Сердце может приобщиться к дальним мирам. Пробуйте это лишь посылкою воли и познаете разницу воли и сердца. Майтрейя есть Век Сердца! Только сердцем можно оценить сокровища Майтрейи! Лишь сердцем можно понять, насколько все накопления, все чувствознания нужны для будущего.

Но означает ли, что заповеданный Живой Этикой естественный духовный путь сердца и устремления к Высшему вообще не нуждается ни в каких видах медитации, сосредоточения и специальной сознательной работе над мыслью и сознанием? Со всей определенностью необходимо сказать: нуждается! Утверждать обратное — значит искажать учение, выхолащивать из него высокий Гнозис и смысл. Огненная Йога Жизни — это не простое продолжение Карма Йоги, но переустройство бытия, предполагающее выход на новый уровень напряжения мысли и духа. Огненная Йога Сердца — это не просто продолжение Бхакти Йоги, но трансформация чувства любви в изменившихся космических условиях до вселенских масштабов. Огненная Йога Духа — это не просто романтическое устремление к абстрактным светлым идеалам без знания законов духовной алхимии. Естественность пути Агни Йога к Огненному Миру не значит, что это возможно само собой, без прекращения суеты внешней жизни и ее продолжения во внутреннем мире. Чтобы остановить этот типичный для горожанина разрушительный ритм действий и внутренних психологических реакций и настроиться на ритмы огненной эволюции, необходимы и моменты уединения, и отключения от мира, и серьезнейшая наука духа, включающая в себя новые методы медитации.

Говоря об опасности искусственных медитаций в условиях больших городов и трудности существования в них, Агни Йога нигде не утверждает, что в городах вообще нельзя жить. Но для того, чтобы жить и выживать и даже эволюционировать в удушливой атмосфере, нужно знать, как, хотя бы иногда, можно добывать в ней глоток чистого свежего воздуха. Медитативные методы Агни Йоги, специально предназначенные для нашего времени, позволяют не только добыть эти чистые порции духовного воздуха, но и превращать эти отдельные порции в сплошной поток освежающей высокой энергии, тем самым создавая оазисы живой жизни среди современного хаоса. Каковы же отличительные моменты и специфика этой агнийогической медитации? В чем состоят ее конкретные методы?

Прежде всего, подобная медитация представляет собой постоянное жизненное устремление к Высокому, думающую, размышляющую медитацию с открытыми глазами, в которую органично включены проблемы окружающей жизни. Основанная на теплоте пробужденного сердца, такая динамическая медитация Агни Йоги продолжается «во время повседневных забот» и дел ученика, и в процессе общения, и наедине с собой. В отдельные моменты, ощущая настоятельную потребность слиться с духовным миром еще глубже и полнее, Агни йог отключает свое сознание от внешнего мира, соединяет мысль с сердцем и, входя в состояние безмолвия, реализует желанное слияние. Затем, с обновленной энергетикой, возвращается к проблемам мира и помогает людям.

Медитативная практика Агни Йоги отличается исключительным богатством и многообразием конкретных методов. Учение утверждает, что этот принцип является отличительной чертой Новой Эпохи:

«Однообразное устремление свойственно Кали Юге, но струны этих энергий, как спасительный поток, обогатят нахождение Сатья Юги» (Агни Йога "Иерархия", 69)

Среди этих методов и медитация на сердце и высоких эмоциональных переживаниях, и дисциплина хаотического мышления вплоть до его полной остановки (учение применяет здесь термин Раджа Йоги «огонь ваирагья» — особое состояние сознания, высокая энергетическая вибрация, достигаемая при полном отключении мыслей от внешних объектов). Медитация Агни Йоги — это богатейшая практика мыслетворчества, воспитание красоты и силы мысли, и дисциплина внимания, воли и воображения, и воспитание космического сознания, и достижение постоянного внутреннего бодрствования — умения наблюдать себя во всей глубине и полноте положительных и отрицательных свойств. Это овладение так называемым ментальным дыханием, основанным на умении подолгу наблюдать за каждым вдохом и выдохом, сознательно впитывая во время данного процесса тонкие энергии и силы, разлитые в пространстве. Это мысленное и сердечное предстояние человека перед самым Высоким для него — духовным Учителем, Иерархией Света и Абсолютом. Это овладение мастерством в самых разных видах деятельности с помощью медитации, основанное на умении «приложить к действию мысль». Наконец, это умение объединять психическую энергию в коллективную и совершать «мысленные посылки», очищающие психосферу планеты. Конечно, последний метод обязательно предполагает известную сгармонизированность людей, объединенных в группу или общину и ведущих подобную благородную и необходимую духовную работу. Сегодня это особенно трудно, поскольку большинство человеческих объединений в нашей стране строят свои союзы на разрушительных программах митинга, агрессии или наживы.

Освоение медитативной части Агни Йоги, нацеливающей на овладение психической энергией, — это выход на более глубокий срез учения, нежели пропагандистская деятельность. Осуществить его не просто — необходимы терпение, культура, образованность, знание многих духовных традиций и, наконец, бесстрашие. Многие, почитающие себя рериховцами, боятся мира огня, высоких огненных энергий, ибо познание этого мира требует от человека необычайно высокого накала внутренней жизни и напряжения сердца. Но время для чисто внешнего занятия Агни Йогой стремительно сокращается — пора заходить внутрь храма, пора входить в этот огненный эволюционный поток. «Хотящий научиться плавать должен бесстрашно бросаться в воду», — говорит само учение. Такая стремительность связана с самим характером того времени, в котором мы живем. Все религии мира, эзотерические доктрины, мистические учения, древние и современные пророчества сходились на том, что прежняя эпоха, прежний цикл истории человечества завершается. Наступает Новая Эра, переход к которой невозможен без потрясений и катаклизмов, причем, их сила может оказаться роковой для планеты. Агни Йога как эсхатологическое учение обобщает весь прежний эсхатологический опыт и дает ясную и четкую стратегию выживания на будущее. Что такое эсхатология? «Эсхато» — последний, «лог» — логос, т.е. последний порядок, последний мировой цикл, в котором мы с вами живем. Приход Новой Эры, наступление заповеданных Иоанном Богословом «Новой земли и Нового неба», связан с приближением к земле пространственного огня, накоплением планетной аурой высоких космических энергий. Этот приход огня знаменует собой восстановление божественной справедливости, торжество Истины, что будет крайне болезненно для всех, ее нарушающих. Кризисная ситуация мира может быть сопряжена с экологическими бедствиями, катастрофами, землетрясениями, извержениями вулканов, массовыми вспышками известных и неизвестных эпидемий, перепадами температуры, социальными смутами, увеличением интенсивности жесткого рентгеновского излучения космоса. Выжить и духовно развиться в такой тяжелой ситуации может лишь тот, кто очистил свою ауру от всего хаотического и болезнетворного, и достиг высокой духовной мощи, высокого уровня овладения психической энергией. Великий отбор достойных войти на следующую эволюционную ступень будет производиться на уровне духа, его высоте и мощи, по интенсивности внутренней жизни и чистоте сердца. И конечно, само чисто внешнее поведенческое выполнение основ учения будет недостаточным. Мало сегодня быть просто хорошим человеком, необходимо огненно воспламенить и преобразить все свои лучшие духовные свойства. А одним лишь показом слайд-программ или пропагандистской деятельностью в учении, говоря христианским языком, не оправдаешься. Нет большой надежности и в пути чисто книжного изучения эзотеризма.

«Не «эзотерики», а подвижники духа, полагающие свою жизнь на спасение мира, будут определять будущее» — в этом убеждена Е.И. Рерих.

 

Предлагаем подумать над вопросами по этой теме:

  1. Два небезопасных для духа метода «развития» человека, широко распространенных в наше время.
  2. Истинные пути духовного совершенствования.
  3. Отношение к медитации и ее виды по Агни Йоге.
  4. Отношение Агни Йоги к коллективной медитации.
  5. Вредные виды медитативных практик по Агни Йоге.
  6. Отношение Агни Йоги к условиям больших городов, к возможностям жизни и духовного роста их жителей.
  7. Медитативная практика Агни Йоги, ее смысл и назначение.
  8. Медитация — это мысленное и сердечное предстояние человека перед самым высоким для него — перед духовным Учителем, перед Высшим.
  9. Ведите записи в дневнике. Отмечайте свои ощущения во время занятий медитациями. При регулярности записей они смогут стать важным помощником Вам в духовной работе.

Рекомендуемая литература:

  1. Агни Йога.
  2. Письма Е. И. Рерих.
  3. Трунгпа Ч. «Шамбхала: священный путь воина».
  4. Вивекананда С. «Раджа-йога».
  5. Вуд Э. «Сосредоточение».
  6. Тартанг Тулку, «Основы релаксации», Киев, 1994.
  7. Ключников С. «В поисках безмолвия: практика медитации и преображение сознания» — «Беловодье», 2005.
  8. Бхикку Кхантипалло «Секреты медитации. Спокойствие и прозрение» — «Беловодье», 2005.
  9. Вивекананда С. «Практическая медитация».
 
« Пред.   След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header