Страница 1 из 11
1. Взгляды древних на дыхание. Пранаяма. «Природа человека состоит в том, чтобы все время идти вперед». Б. Паскаль. «Природные силы внутри нас — истинные врачеватели болезней». Гиппократ. Важнейшее значение дыхания для жизни и здоровья известно было человечеству с древнейших времен. Действительно, лишь два процесса — дыхание и питание обеспечивают поступление в организм материальных веществ из внешней среды, поддерживая его биологическую жизнеспособность. Известно, что без пищи человек может жить до двух месяцев, без воды — неделю, две, а без дыхания — всего минуты. Это убедительно доказывает, что процесс дыхания — наиболее важная функция организма. Понимая это, а также внимая древним представлениям о том, что человек есть в первую очередь существо духовное, а не физическое, люди искали пути развития этой самой духовности, то есть способности непосредственного восприятия знаний, разлитых в мировом пространстве. Связь процесса дыхания с тонкими способностями человека была обнаружена, по-видимому, так же давно, как и появилась заинтересованность человека в понимании и применении своей тонкоматериальной природы. Издревле на Востоке существовало большое количество дыхательных методик, пранаям, призванных служить как укреплению физического здоровья, так и развитию тонких восприятий человека. Наиболее авторитетным и древним источником, донесшим до нас сведения о пранаяме, считают «Йога-сутру» Патанджали. По мнению многих экспертов в этой области, она была создана во втором столетии до нашей эры, оккультисты же относят время жизни Патанджали и создание его философии йоги к 700-600 годам до Р.Х. На протяжении веков формировалась и совершенствовалась техника пранаямы — системы дыхательно-ментальных гимнастик, призванных дисциплинировать тело, эмоции и ум. Несмотря на известность пранаямы среди народов Востока, можно с уверенностью говорить о том, что практикой истинной пранаямы владели и передавали ее другим очень немногие. Эти знания относились к той же сфере эзотерических, закрытых знаний и никогда не приобретали широкого распространения, а те отзвуки, которые становились достоянием широкого народа, превращались в часть религиозного ритуала, несущего в себе в основном внешнюю видимость. Хотя и в таком виде они могли служить для применения в качестве ограниченных методик по развитию так называемого «низшего психизма», не имеющего связи с истинными духовными способностями. |