header
header
header
header
header    
header Главная arrow 6. Духовно-психологические практики Агни Йоги arrow 1. АГНИ ЙОГА И СОВРЕМЕННАЯ МЕДИЦИНА О ДЫХАНИИ И ПРАНАЯМЕ
Заочная школа Агни Йоги
1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги
2. Основы мировых религий и эзотерических учений
3. Агни Йога об управлении собой
4. Агни Йога о Женщине
5. Изучение и жизненное применение Агни Йоги
6. Духовно-психологические практики Агни Йоги
7.Современная наука о Боге, Мироздании и человеке
Главное меню
Главная
Спасем планету – устремимся к Матери Мира
Послания Матери Мира к человечеству Земли
Объединенные силы Света цементируют пространство
Save planet - let us strive to Mother of the World
Заочная школа Агни Йоги
Шамбала - Великое Братство Учителей Света
Махатмы Шамбалы
Россия - Страна Владыки Шамбалы
ФОРУМ "ТЕРОС"
Сокровище Ориона
Новости календаря
Невероятные истории из нашей жизни
Калейдоскоп
Симфония Агни Йоги (Для просмотра необходим Internet Explorer)
Великие Женщины Мира
Здоровье и активное долголетие
БИБЛИОТЕКА ТЕРОСА
Народная библиотека имени Е.И.Рерих (Алтай)
Александр Владимиров. Статьи
Частые вопросы
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Творчество пользователей
Разделы
Сайт Оримламма
 
1. АГНИ ЙОГА И СОВРЕМЕННАЯ МЕДИЦИНА О ДЫХАНИИ И ПРАНАЯМЕ - 1.Взгляды древних на дыхание E-mail
Оглавление
1.Взгляды древних на дыхание
2.Агни Йога о дыхании и пранаяме
3.Е.И.Рерих о пранаяме
4.Ментальное дыхание
5.Медицина о дыхании
5.1.Кислородообеспечение организма
5.2.Гипоксия тканей
5.3.Минутный объем дыхания
5.4.Приборы для нормализации МОД
6.Вопросы по этой теме
7.Литература

 

 

 

 

 

3. Е.И.Рерих о пранаяме.

Письма Елены Ивановны Рерих принято считать составной частью Учения Агни Йоги. В письмах Елена Ивановна многократно возвращается к разъяснениям практического применения пранаямы. Если в Учении вопросы пранаямы освещались кратко, схематично, то в письмах об этом говорится гораздо более подробно, с объяснением положительных и возможных отрицательных последствий. Приводимые выдержки дают возможность полностью понять позицию Е. И. Рерих по всем вопросам пранаямы. И, естественно, она ни в чем не расходится с позицией Учения.

«Ценны и прочны лишь те достижения, которые приходят естественно, ибо тогда они являются проявлением внутреннего духовного развития и никогда не могут быть утрачены, и при таком духовном развитии можно достичь всеисчерпывающих явлений. Упражнения в хатха йоге, именно, только самая легкая пранаяма, производимая с большою осторожностью, может укрепить здоровье, в обратном случае они приведут к медиумизму, одержанию, так называемому сумасшествию…

Потому главный пробный камень для всех духовных учителей лежит не в чудесах, но в их магните сердца, в их оккультной способности духовно преображать окружающую их среду и перерождать сознание, самую сущность учеников. Но для этого требуются не низшие сиддхи хатха йога, но огненный синтетический луч, присущий открытым центрам. Никакая пранаяма не даст необходимого очищения и высоких следствий, если сознание не будет соответствовать высокому идеалу. Высшие формы йоги не нуждаются в пранаяме. Каждый кули в Индии знает о пранаяме, каждый средний индус ежедневно проделывает ее, но, тем не менее, они далеки от духовных достижений. Потому не полагайтесь на одну пранаяму!

Высшее достижение йога есть открытие глаза Дангма, и это не есть то, что мы называем ясновидением, но именно пробуждение чувствования, которое никакими пранаямами не достигается, но есть следствие тысячелетних накоплений, непрестанных духовных устремлений и самоотверженных жизней; следствие, отложенное в виде тончайших энергий в «чаше». Именно к пробуждению уже накопленных энергий и к отложению новых должен стремиться каждый не книжный оккультист» (из письма 06.05.34).

«Людям гораздо легче отказаться от всяких излишеств и, не отягощая своего мышления, механически отсчитывать пранаяму, нежели обуздать хотя бы одну привычку, лежащую камнем преткновения на пути к духовному достижению. Но, как сказано, все механическое, касаясь лишь внешнего человека, не имеет цены и не может преобразить внутреннего человека, преображение которого есть единая цель всех истинных Учений. Потому очень и очень нужно запомнить, что все Великие Учителя заботятся и имеют дело только с внутренним человеком, сфера которого лежит в мире побуждений и мысли. Потому ни один высокий Разум и Агни Йог не нуждается ни в каких механических приемах, ни в каких физических упражнениях. И единая концентрация, допускаемая ими, есть концентрация на избранном Высшем, Идеале, в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него. И такая концентрация продолжается безостановочно, что бы ни делал такой йог или ученик, мысль его неотступно держится около его Идеала, он постоянно чувствует в сердце своем любовь и присутствие этого Образа. Это и есть истинная концентрация, указанная в эзотерической философии, изучающей лишь внутренний мир, мир нуменов» (из письма 21.07.34).

«Не преувеличивайте значение пранаямы, ибо наука о дыхании, которой занимаются истинные раджа йоги, имеет мало общего с пранаямой! Хатха йоги заняты контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние раджа йоги понимали его как дыхание ментальное, именно, только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению и к восстановлению функции третьего глаза, и к истинным достижениям раджа йоги» (из письма 01.08.34).

«Потому очень прошу Вас, будьте осторожны. Я никогда не делала никаких упражнений, даже простой пранаямы. По правде сказать, у меня инстинктивное отвращение ко всем искусственным насилиям там, где мы касаемся сокровенных огней сердца. Ведь усиленная пранаяма развивает низший психизм и медиумизм, эти два антипода истинного духовного развития. Чтобы утвердить Вас во вредности всех насильственных упражнений, приведу слова Е. П. Блаватской из третьего тома «Тайной Доктрины»: «Истинно, то, что называется пранаямой, или смертью дыхания, всегда кончается для упражняющегося в ней смертью — моральной всегда — и физической часто. Несколько нетерпеливых чела, которых мы лично знали в Индии, несмотря на наши предупреждения, устремились к этим упражнениям хатха йоги. Двое из них развили в себе чахотку, из которых один умер; другие стали почти идиотами, и еще один покончил самоубийством, и другой развился в настоящего черного колдуна, но, по счастью для него самого, его губительная деятельность была прекращена его скорой смертью. Наши Учителя единодушно запрещают упражнения в пранаяме» (из письма 08.09.34).

«Конечно, правильное дыхание, умение ритмично и глубоко дышать, есть великое целительное средство для восстановления наших сил, как духовных, так и физических. Но ведь та пранаяма, которую советуют все эти книги, не состоит только в указании на правильность дыхания, но попутно они указывают на удерживание дыхания и концентрацию на центрах, и вращение их, и на всю прочую гимнастику. Но добросовестный и сведущий врач пропишет каждому пациенту дозу лекарства, соответствующую, именно, его болезни и организму. Мышьяк очень полезен в малых дозах, но при усиленных приемах он может вызвать рак и отравление. Широковещательные выпуски таких руководств я считаю равносильными, нет, хуже открытой продажи ядов на базарах, ибо яд разрушает лишь физическое тело, насилие же над тонкими центрами приводит к смерти духовной» (из письма 12.12.34).

«Но напрасно думаете Вы, что пранаяма сама по себе так много значит. Правильное дыхание полезно всегда, но те упражнения, которые советуются всякими безответственными, самозванными йогами, крайне опасны. Об этом я уже много писала, но, видимо, снова приходится возвращаться к этому вопросу. Потому еще раз напомню, что в Святая Святых Йоги может проникнуть лишь тот, кто совершенно очистил свое сердце и ментальное тело от всех земных отбросов. Без этого очищения никакая пранаяма не приведет даже к первым вратам истинного знания. Пранаяма может развить медиумизм, который есть закрытие Врат. Долгие упражнения в пранаяме или хатха йоге делают невозможным занятия раджа йогой. Все психические силы, развитые путем пранаямы, путем искусственного возбуждения физического и астрального тела, ограничиваются планом психическим и далеко не высоким, о чем свидетельствуют все видения психиков и медиумов. Нужно понять, что психизм не есть духовность. Именно, как сказано в Учении, «психизм есть антипод духовности» и лишь удаляет возможности приближения к Великим Учителям. Вот почему Учение начинает и кончает областью духа и так сурово осуждает все упражнения для развития низшего психизма. Конечно, путь духовности, путь царственный, гораздо труднее и медленнее, но он и единственный, который слагает все достижения в «чаше». Все психические силы раскрываются естественно у следующего этим путем, и развиваются они на всех семи кругах, т.е., на всех планах от высшего до низшего, и, сливая их воедино, путь этот оберегает великий синтез. Ни один Учитель не будет сопутствовать ученику в его попытках проникнуть в слои астрала путем механических упражнений. Не следует делать себе в этом никаких иллюзий, ибо иначе легко можно получить учителя-персонификатора из этих слоев. Сколько предупреждений по этому поводу написано было Е.П.Блаватской! Конечно, именно это обстоятельство и создало ей столько врагов среди медиумов и психиков, но она исполняла возложенное на нее поручение указывать на вред спиритизма, главным образом, вследствие невежественного к нему отношения во всех слоях общества. На личном опыте знаю, как враждебно принимаются все такие указания и предупреждения» (из письма 24.05.36).

«Правильно Ваше соображение, что в городах упражнения в пранаяме могут быть губительны. Но так как пранаяма не может дать нам духовности, то и заботиться о ней не будем. Самое важное закалить себя в чистоте побуждений, мыслей и поступков, а сделать это мы можем, лишь находясь среди людей, среди препятствий, так и город иногда бывает полезен» (из письма 24.05.36).

«Потому, зная о всех опасностях, я всегда против широких заманчивых оповещений, как путем механических упражнений стать сверхчеловеком!! Ведь, именно, невежественные люди прибегают к этим способам, в результате чего часто пробуждают в себе дремавшие в них медиумистические способности или низший психизм (духовность не достигается никакими механическими упражнениями) и таким образом становятся жертвами разных одержателей самого различного калибра. Сейчас как восточный, так и западный рынок завален дешевыми руководствами, как развить в себе необычайные способности. Причем ни в одной из подобных вреднейших книжечек не указываются параллельно и все опасности, связанные с оповещенными методами. Потому можно пожалеть, что автор указанной Вами прекрасной статьи не упомянул в ней о необходимой осторожности» (из письма 16.04.36).

Читая строки писем Елены Ивановны видно, что в них особый акцент делается не на полезности краткой пранаямы (зачем же повторять то, что уже сказано в Учении), хотя и об этом говорится в письме от 06.05.34., а на серьезных губительных последствиях, которые могут быть при неразумном, невежественном отношении «нетерпеливых чела», спешащих любыми способами продвинуться по духовному, как им кажется, пути. При этом из инструмента, «мудро установленного как вспомогательное средство для ускорения следствий», пранаяма превращается в грозного разрушителя и здоровья, и психики человека. Особенно остро предостерегает от неразумных действий с пранаямой Е. П. Блаватская, ссылка на которую дается в письме от 08.09.34. Такой жесткий тон писем, видимо, связан с тем, что во времена Рерихов, и особенно Блаватской широко распространились в народах Запада увлечения спиритизмом, медиумизмом, причем медиумизм принимался невежественным большинством за истинные и высокие проявления духовности. А усиленная пранаяма как раз и ведет к развитию медиумизма и низшего психизма, что, по сути, близко одно к другому. Как известно, одной из жизненных задач Е. П. Блаватской было разъяснение вреда занятий спиритизмом, что она и делала.



 
След. »
header header
header  Agni-Yoga Top Sites
header