Посты — учреждение христианской церкви, содействующее господству в христианине духовно-нравственных стремлений над чувствами. Введен пост одновременно с основанием самой церкви, в подражание Моисею и Иисусу Христу, постившимся 40 дней в пустыне. Отсюда древнее название Великого Поста у греков — четыредесятница. «Постановления апостольские» допускали во время поста лишь вкушение хлеба и овощей, запрещая мясо и вино.
В IV веке Великий Пост начинался не везде одновременно и был различен по длительности. Со слов Тертуллиана, не давалась даже вода, а по Вальсамону, сухоедение (сушёные плоды и овощи) держалось, как форма поста до XII века. Пост перед пасхой, по свидетельству Дионисия Александрийского, был шестидневным и назывался предпасхальным. Известно, что греки Платон и Сократ голодали по 40 дней для достижения высшей степени умственной и физической продуктивности. Пифагор голодал 40 дней перед сдачей экзаменов в Александрийскую школу, а позже требовал того же и от своих будущих учеников перед их принятием к нему на учёбу. Одни ставили пост наравне с высшими нравственными обязанностями христианства, а другие совершенно отрицали всякое значение поста.
В дни Великого Поста запрещались всякие зрелища, закрывались бани, торговля мясом. Допускалась только торговля предметами первой необходимости. Приостанавливалось судопроизводство. К посту приурочивалась благотворительность: рабовладельцы освобождали рабов от работы и часто отпускали их на волю. Великий Пост был временем проповедей в храмах. С появлением монашества пост сделался предметом одного из монашеских обетов и принадлежностью монашеской жизни. Христианская вечеря во время поста, бывшая единственной трапезой в продолжение дня, резко отличала христиан от язычников, питавшихся многократно.
Пост издревле признавался полезным для оздоровления тела и психики. Он способствовал мобилизации сил, как конкретного человека, так и всего народа, особенно, во время опасности или общественных потрясений. Древние источники донесли до нас благословения опытных духовников: «Потреблять пищу и питие, не причиняя вреда телесного и духовного»; «вина горячего не держати, ибо обжорство с пьянством — наипачий грех». «Не пища зло, а чревоугодие».
Считается, что античные римляне, как нация, исчезли с лица земли, потому что были неумеренны в пище. Древние египтяне будто бы успешно лечили голоданием, и Гиппократ прописывал голодание во время критического периода многих болезней. Плутарх говорил: «Для того чтобы не глотать лекарство, лучше проглотить один день». При умеренном голодании организм «съедает» те вещества, которые менее всего нужны для жизни. Усиливается деятельность желез внутренней секреции, «оживает» вегетативная нервная система, человек входит в состояние повышенной активности. Улучшается психологический фон, снимается актуальность второстепенных проблем, запускаются механизмы биохимического очищения: стимулируется распад жира, улучшается состав крови. Правильно проведённый пост заряжает человека энергией на долгое время. Периодическое голодание и всяческое воздержание являются главным омолаживающим фактором всего организма.
В православном календаре около 200 дней в году — постные. Один святой сравнивал наше тело с ослом, который, если его перекормить, начинает брыкаться, а если не докормить, может сдохнуть с голоду. Нужно знать меру. Важен не просто аскетизм в еде, а стремление к душевному равновесию и гармонии. Иоанн Златоуст говорил: «Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева и укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Воздерживаясь от житейских развлечений и увеселений, бурного проявления страстей и отрицательных эмоций, мы и достигнем особого, светлого состояния, к которому стремимся во время поста. Умиротворённое состояние души — прекрасный лекарь многих телесных недугов.
Свет Агни Йоги в жизни каждого дня:
В «очищении сердца и мышления, чтобы сделать нас звучащими на мысли из Мира Высшего» (Е.И.Рерих от 08.05.35.).
В «несении подвига в жизни. Сколько красоты и радости заключается в жизни, поставившей себе целью сослужение с Силами света на общее благо! И радость эта, прежде всего, заключается в великом освобождении от привязанности к мелочам жизни» (Е.И.Рерих от 07.03.35.).
В «Царственном Пути, или Пути Равновесия, Пути среднем, который был завещан и всеми Великими Учителями человечества. Как прекрасен труд освещения и очищения Учения Христа в духе первых подвижников Христовых и нового понимания!» (Е.И.Рерих от 25.03.35.).
Указывает на:
«непрестанное памятование об избранном Идеале» (Е.И.Рерих от 07.03.35.).
«чувства любви, дружбы к семье и близким, именно они учат нас самому прекрасному и высокому. Они необходимые ступени, ведущие нас к принятию Космической Любви, которая предназначена каждому человеку, понявшему своё великое назначение» (Е.И.Рерих от 18.04.35.).
«Труд очищения Учения Христа, доказывающий его жизненность и единство со всеми великими Учениями Востока. Лишь идя к Первоисточникам, можно открыть красоту и единство Великих Откровений» (Е.И.Рерих от 25.03.35.). |